Опытно- экспериментальная деятельность " Волшебница вода".
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Васильчук Ирина Алексеевна

«Волшебница-вода». Конспект занятия по ОО «Познание».

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе.

Цель деятельности: дать представление о воде; познакомить со значением воды в жизни человека, учить детей проводить несложные опыты с водой; воспитывать бережное и экономное отношение к воде. Учить подбирать прилагательные и глаголы к слову вода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по Образованию г. Улан – Удэ

Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение

Для детей дошкольного и школьного возраста

Открытое занятие по ОО «Познание»

Опытно-Экспериментальная деятельность

в средней группе.

Тема: «Волшебница вода».

Улан-Удэ

2016 г.

Выполнила: Васильчук И.А.

Педагог высшей категории

«Волшебница-вода». Конспект занятия по ОО «Познание».

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе.

Цель деятельности: дать представление о воде; познакомить со значением воды в жизни человека, учить детей проводить несложные опыты с водой; воспитывать бережное и экономное отношение к воде. Учить подбирать прилагательные и глаголы к слову вода.

Задачи:Образовательные: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах,

текучесть).

-Уточнение и расширение словарного запаса детей о свойствах воды.

- Обогащение лексики словами признаками, родственными словами.

- Развитие диалогической речи у детей.

Развивающие: развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей понятия: жидкость, бесформенная, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

-Развитие общей и мелкой моторики.

- Развитие тактильных ощущений.

Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к воде, доброжелательное отношение к друг другу.

Методы: Словесный (беседы, рассказ, вопросы поискового характера) .

Наглядный (презентация) .

Практический (опыты) .

Оборудование: Материал и оборудование: стеклянные емкости различной формы и размера, трубочки для питья, ракушки, сахар, пакетики чая, лимон, воронка, уголь древесный, вата,

Ход занятия. (Дети входят в группу.)

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, давайте их поприветствуем. А сейчас встанем в круг и возьмёмся за руки. Улыбнёмся друг другу. Чтобы создать хорошее настроение. Чтобы много узнать, нужно быть внимательными, не кричать, слушать друг друга, поднимать руку.

Ребята послушайте загадку:

Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает(Вода).

Воспитатель: Ребята сегодня утром нам принесли письмо, давайте посмотрим что там находится. (достает изображение капельки). Вот Капелька к нам в гости пришла, она хочет послушать, что вы знаете о воде.

-Ребята, хочу вас предупредить, в нашей лаборатории есть один предмет. Давайте к нему подойдем и рассмотрим. Что это?

(Дети подходят к фонтану и рассматривают его.)

Воспитатель: Кто знает, как этот предмет называется? Для чего он нужен? (Что бы любоваться. Фонтан это красиво, человек может очень долго наблюдать за движением воды). А что льется в фонтане (вода).

Воспитатель: Послушайте стихотворение.

Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет
И всем она жизнь и цветенье дает.

Чтоб нам о воде все-при все разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А так же различных журналов и книг,
Чтоб все ее тайны открылись нам в миг.

О чем это стихотворение?

Дети (Д.) – О воде.

Воспитатель: Давайте пройдем с вами на коврик и посмотрим нашу презентацию. По этим картинкам видно, что вода что делает? Она какая? – быстрая, спокойная, бушующая,

Дети: бежит, льется, капает, шумит, течет, журчит.

Словесная игра- «Что больше».

Река или море

Море или океан

Океан или ручей

Капля или ручей

Снежинка или река

Роса или море.

В. - Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о воде и ее значении в жизни человека.

- Как вы думаете, для чего нужна вода человеку?

Д. - Пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать белье, поливать растения.

В. - Верно ребята.

- Я сегодня приглашаю вас в волшебную лабораторию, где мы будем проводить опыты и узнаем о свойствах воды, т. е. выясним, какая она, вода?

(Дети подходят к столу).

Опыт №1 Вода – жидкая, течет.

В. - Ребята, вода – это жидкое вещество. Она льется, течет. Давайте мы с вами в этом убедимся.

- Я возьму два стаканчика - один с водой, другой - пустой, и перелью воду из одного в другой.

- Льется вода? Почему?

Д. - Потому что, жидкая.

В. - Правильно ребята. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью.

Опыт №2 Вода не имеет формы.

В. - В этом опыте мне помогут Павел, Семен и Полина. Подойдите ко мне. Полина нальет воду в стакан, Семен в тарелку, а Павел на поверхность стола.

- Что же происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.

- Ну а теперь, я предлагаю вам самим побыть волшебниками и поэкспериментировать с водой.

(Дети садятся за столы)

Опыт №3 Вода прозрачная.

В. -Ребята, у вас на столе лежат ракушки. Положите их в стакан с водой.

- Камушки и ракушки видны в воде?

Д. - Да, мы их видим.

В. - А как вы думаете? Почему мы их видим?

Д. - Потому что, вода прозрачная.

В. - Верно, вода прозрачная.

Опыт №4 Вода не имеет вкуса, запаха.

В. - Ребята, возьмите стаканы с трубочкой и попробуйте воду.

- Расскажите мне, какая вода в стакане.

Д. - Без вкуса, без запаха.

В. - Да, ребята, вода не имеет вкуса, запаха.

- А теперь мы с вами попробуем изменить ее. Возьмите кусочки сахара и положите в воду. Размешайте, попробуйте воду.

- Какие изменения произошли с водой?

Д. - Она стала сладкая.

В. - У воды появился вкус,

- А теперь в стакан опустите пакетик с чаем, что происходит?

Д. - Вода закрасилась.

В. - Вода окрасилась, значит можно поменять и качество воды.

- Еще добавьте сюда кусочек лимона.

- Понюхайте, что произошло с водой?

Д. - У воды появился запах.

В. - Правильно! Когда вы первоначально попробовали воду, то она была без вкуса, без запаха. Но потом мы ее изменили, и получился, какой напиток?

Д. - Чай.

В. – Правильно. Вы просто волшебники.

- А сейчас давайте отдохнем.

Физкультминутка «Ходят капельки по кругу».

В. - Я мама Тучка, а вы – капельки, которые отправятся путешествовать. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя).

- Капельки, разбегаются, танцуют.

- Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. (Прыгают)

- Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети встают парами).

- Встретились ручейки и стали большой речкой («Капельки» соединяются в одну цепочку).

- Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу).

- Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. (Появляется солнышко, танцует.)

- Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие «капельки» поднимаются, затем вытягивают руки вверх).

- Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.

- Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.

Давайте пройдем к столам и продолжим наш эксперимент, а капелька нам в этом поможет.

Опыт № 5. твердая вода.

Воспитатель: -Ребята , а может ли вода быть твёрдой?

Дети: -может.

Воспитатель: -Что произойдёт с водой , если её сильно охладить или заморозить?

Дети: - вода превратится в лёд.

Воспитатель: -Давайте рассмотрим кусочки льда. Чем лёд отличается от

воды?

Дети: -лёд твёрдый.

Воспитатель: - Можно ли лёд лить , как воду? Давайте попробуем это сделать.

Дети: -лёд не льётся.

Воспитатель: - Какой формы лёд?

Дети: -разной .

Воспитатель:  -Лёд сохраняет форму того предмета , в котором вода замёрзла. Всё ,что сохраняет свою форму , как лёд, называется твёрдым веществом.   А как вы думаете плавает ли лёд?

Дети: - ответы детей.

Воспитатель: -Давайте понаблюдаем за тем , плавает ли лёд.

Дети:  (кладут лёд в воду) Лёд плавает.

Воспитатель: - Какая часть льда плавает?

Дети: -верхняя.

Воспитатель-В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами. (Картинка) Над поверхностью видна только верхушка айсберга ,потому что сам айсберг состоит из пресной воды, а в море вода солёная .поэтому он не тонет.

Воспитатель: -Почему лёд растаял?

Дети: -потому что в комнате тепло.

Воспитатель: -Во что превратился лёд?

Дети:  -превратился в воду.

Воспитатель: -Из чего состоит лёд?

Дети: - из воды.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Что такое лед?

Дети: Лед – тоже вода, только твердая.

Опыт №5. «ПАР - ЭТО ТОЖЕ ВОДА»

Воспитатель: Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, булькать и шипеть? Когда это происходит?

Дети: Когда её нагревают.

Воспитатель: А что нагревает воду?

Дети: Огонь, газ, электронагреватель.

Воспитатель: Обратите внимание, в банке горячая вода. Ой, ребята, посмотрите, что это поднимается над банкой? Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в банку наливала только воду. А вы не знаете?

(Высказывания детей.)

Воспитатель: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар.

Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям).

Что вы видите на зеркале?

Дети: Оно запотело, и появились капельки воды.

Воспитатель: Значит, какой вывод мы можем сделать?

Дети: Пар - это тоже вода, очень сильно нагрета.

Опыт № 6. ЧИСТАЯ ВОДА.

- А теперь мы проведем еще один опыт, мы все знаем, что вода у нас в кране чистая, а кто знает как ее чистят? Вот здесь в банке у меня вода, мы возьмем песок и перемешаем с водой, какая она стала? Правильно, грязная, а теперь мы с вами сделаем фильтр, возьмем воронку, в марлю завернем вату, положим ее в воронку, возьмем мешочек с углем и тоже вложим в воронку. Теперь поставим ее в чистую банку, а сверху нальем грязную воду. Пока наш фильтр работает, мы с вами будем отгадывать загадки и поиграем.

В: Сейчас посмотрим в конвертик – там для нас капелька приготовила загадки.

Течёт, течёт — не вытечет,

Бежит, бежит — не выбежит. (Речка)

Чтобы не было беды,

Жить нельзя нам без ... (Воды)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода)

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня. (Ручеёк)

Видно, речка замерзала

И укрылась одеялом,

А раскрыться вряд ли сможет,

Если солнце не поможет.

Но когда весна придёт,

Одеяло пропадёт. (Лёд на реке)

Воспитатель:

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо». Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: «Вода - это хорошо. Почему? ». Другая команда отвечает на вопрос: «Вода - это плохо. Почему? ».

Итак, начали: «Вода это хорошо. Почему? ».

Дети: Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.

Воспитатель: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду. «Вода - это плохо. Почему? ».

Дети: Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.

Давайте посмотрим, как наш фильтр очистил воду. Весь мусор остался на поверхности воронки, а в банке вода чистая. И вот, чтобы чистая вода попала к нам в водопроводные трубы, ее тщательно очищают, уже современными технологиями.

В. - Молодцы, ребята! Вы были внимательны, с интересом слушали, хорошо отвечали, замечательно играли.

Итог: В- И я еще раз вам хочу напомнить, что вода имеет большое значение для жизни человека. Она нужна всем живым существам – растениям, животным, людям. Человеку

нужна чистая, пресная вода. Поэтому, ее нужно беречь! Зря не лить, закрывать кран, чтобы она не текла напрасно.

В заключении я достаю из конвертика портреты подружек капельки и предлагаю вам изобразить капельку по вашему сегодняшнему настроению. Нарисуйте веселую или грустную капельку. Какое у вас настроение было на сегодняшнем занятии. Спасибо всем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ "Волшебница-вода

1.      Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах), уточнить значение воды для всего живого на земле.2.    Развивать любознательность, мышление и ...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Волшебница-вода" во второй младшей группе

Тема: «Волшебница-вода»Обучающие задачи: познакомить детей со свойствами воды (чистая, жидкая, тяжелая, прозрачная, может окрашиваться в разные цвета, холодная, горячая, теплая), учить дет...

Открытое интегрированное занятие в средней группе (опытно-экспериментальная деятельность) "Волшебница-Вода"

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Экология», «Музыка», «Здоровье», «Художественное творчество&raqu...

Мастер-класс по организации опытно-экспериментальной деятельности "Волшебница-вода"

Мастер-класс старшего воспитателя для воспитателей ДОУ по организации опытов и экспериментов с водой...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Волшебница - вода" в первой младшей группе

Тема: «Волшебница-вода»Обучающие задачи: познакомить детей со свойствами воды (чистая, жидкая, тяжелая, прозрачная, может окрашиваться в разные цвета, холодная, горячая, теплая), учить дет...

Конспект НОД с использованием опытно-экспериментальной деятельности "Волшебница - вода"

Опытно- экспериментальная деятельность при ознакомлении с жидкостями...