Конспект открытого занятия в средней группе по экологии «Где спрятался воздух?» с элементами экспериментальной деятельности.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Игонькина (Руденко) Наталья

Цель:

- расширить представления о свойствах и качествах воздуха;

- подвести к пониманию значения воздуха для жизни человека, животных и растений;

- развивать познавательную активность детей  в процессе экспериментирования;


Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».


Обучающие задачи:

* упражнять детей в умении наблюдать  за окружающей средой.

* формировать  представления детей о воздухе, его свойствах

* формировать умение строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха. 

* способствовать овладению детьми навыками проведения опытов.


Развивающие задачи:

* Развивать у детей умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
* Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
* Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.


Воспитательные задачи:

* Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.

* Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

* Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой и оборудование для проведения опытов.

Методологические приемы:  беседа-диалог, игровая ситуация,  физкультминутка, опыт, экспериментальная деятельность,  анализ, подведение итогов, вопросы,  индивидуальные ответы детей.


Гипотезы:

- воздух постоянно нас окружает;

- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

- воздух легче воды;

- воздух есть внутри предметов;

- воздух есть внутри людей;

- без воздуха не возможна жизнь.


Оборудование:  емкости  с водой; игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые; стаканчики и трубочки, игрушка Карлсон, воздушные шары, кораблики из бумаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_ekologii.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в средней группе  по экологии «Где спрятался воздух?»  с элементами экспериментальной деятельности.

 Руденко Н.А.

ГБОУ Школа 2075

Цель: 

- расширить представления о свойствах и качествах воздуха;

- подвести к пониманию значения воздуха для жизни человека, животных и растений;

- развивать познавательную активность детей  в процессе экспериментирования;


Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».


Обучающие задачи:

* упражнять детей в умении наблюдать  за окружающей средой.

* формировать  представления детей о воздухе, его свойствах

* формировать умение строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха. 

* способствовать овладению детьми навыками проведения опытов.


Развивающие задачи:

* Развивать у детей умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
* Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
* Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.


Воспитательные задачи:

* Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.

* Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

* Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой и оборудование для проведения опытов.

Методологические приемы:  беседа-диалог, игровая ситуация,  физкультминутка, опыт, экспериментальная деятельность,  анализ, подведение итогов, вопросы,  индивидуальные ответы детей.


Гипотезы:

- воздух постоянно нас окружает;

- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

- воздух легче воды;

- воздух есть внутри предметов;

- воздух есть внутри людей;

- без воздуха не возможна жизнь.


Оборудование:  емкости  с водой; игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые; стаканчики и трубочки, игрушка Карлсон, воздушные шары, кораблики из бумаги.

Ход занятия:

Дети заходят в группу, приветствуют гостей.

Ребята закройте сейчас глаза и прислушайтесь. Что вы слышите и представляете? (ответы детей) А я представила шелест листьев, и представляю, как по нашей группе проносится легкий свежий ветерок. Слышите?                                                                  Посмотрите, ветерок действительно побывал у нас в группе и принес воздушный шарик (влетает воздушный шарик)                                                         Интересно, кто же нам его отправил? Наверно какой-то сказочный герой, который мог бы летать… Что же это за герой? (ответы детей: Баба Яга, Змей горыныч, Вини Пух, гуси лебеди и тд).

Раздается стук в дверь и появляется Карлсон.

Карлсон: Привет друзья. Надеюсь вы меня узнали? Ой какой красивый у вас шарик, мой любимый цвет. А где вы его взяли?

Да мы и сами не знаем откуда он к нам прилетел.

Карлсон: А я, кажется догадался чей это шарик. Это мой друг Винни Пух потерял. Он мне тоже подарил шарик (достает из кармана шарик), но он почему-то не летает как ваш. Интересно.  Почему?

Потому что наш шарик наполнен воздухом, а твой нет.

Карлсон: А как надо заполнять воздухом и где его взять? А какой он? Вкусный как варенье и конфеты?

Воспитатель: Ребята, расскажите Карлсону какой воздух. Ответы детей (прозрачный, невидимый, без запаха и цвета)

Где же мне его взять?

Карлсон не плачь. Воздух везде, он вокруг нас.

Карлсон: Но ведь он же невидимый, как мы его можем увидеть?

Воспитатель: Ты, Карлсон, не переживай.  Наши ребята сейчас покажут, где спрятался воздух. Дети и Карлсон садятся за столы.

Опыт 1. «Воздух в человеке». 

Воспитатель: Возьмите трубочку и подуйте через нее на ладошку. Что вы чувствуете? (ветерок)  Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?  Дети: Выходят пузырьки. Пузырьки воздуха! 

Воспитатель: Молодцы! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку он выходит и получаются пузырьки. А как вы думаете, в других предметах есть воздух?(ответы детей).

Опыт 2.

Посмотрите, у вас на столе есть емкости с водой и стаканчики. Вам нужно перевернуть стаканчик дном вверх и медленно опускать его в емкость с водой. Держать стаканчик нужно очень ровно. Что получилось? Попадает ли вода в стаканчик? Почему?

Итак, мы узнали что в стаканчике есть воздух и он не пускает туда воду.

Опыт 3.

А теперь снова опускаем стаканчик в воду вверх дном. Но держать его теперь нужно не прямо, а чуть-чуть наклонив. Что появляется в воде? (ответы детей) правильно, воздух выходит из стаканчика, а его место занимает вода.

Карлсон: все равно я не понимаю, как заполнить шарик. (ответы детей. Просто надо подуть. Показывают) Карлсон пытается  надуть шарик и начинает кашлять.

Кажется я заболел, что то я кашлять начал.

Воспитатель: ты кашляешь потому что неправильно дышишь. Нужно вдыхать носом, а выдыхать ртом.

Втяните носом воздух. Он проходит через дырочки внутри нас и по пути согревается, поэтому в холодную погоду очень важно дышать носом, а не ртом. Нос не только согревает воздух, но и очищает его от пыли и микробов. Они оседают на волосках, которые в носу.

Физминутка.

Воздух-невидимка, выходи гулять!

Воздух-невидимка, как тебя поймать?

Если быстро-быстро в поле убегу

Чистого пречистого воздуха найду.

Если вместе с дедушкой по лесу пойду.

Самого полезного воздуха найду.

Если с папой вместе в горы я пойду,

Самого кристального воздуха найду.

Ребята, а как вы думаете, в других предметах есть воздух? (ответы детей)


Дидактическая игра: «Тонет - не тонет» 

(Звучит детская песенка «По морям, по волнам», дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в два тазика). 
Воспитатель
Молодцы, ребята! Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать, потому что воздух легче воды.

Карлсон: ребята, я когда к вам летел, то встретил своего друга, он тоже необычный и невидимый. Если отгадаете мою загадку, то узнаете что это за друг.

Он на улице живет, листья осенью несет,

А зимой несет снежинки, иногда весной дождинки,

Летом, если он подует – с головы панамку сдует…….

Точно, это ветер. Мы любим с ним шалить. А что такое ветер?

Ветер и это движение воздуха, он вокруг нас, но мы его не видим. Но он необходим всем живым существам может ли человек жить без воздуха? (ответы детей)

Карлсон: А как дышат растения? Ведь у них нет носа.

У растений на листочках есть маленькие отверстия: их очень трудно увидеть, вот через них и дышат растения.

Ребята, а что нужно делать, чтобы в комнате был свежий чистый воздух?  (проветривать) А что нужно делать чтобы воздух был свежим и чистым на улице? (сажать растения и деревья, не ломать их, не бросать мусор)

Опыт 3. «Сделаем ветерок»

Карлсон: Ребята а вы хотите стать ветром? Подзывает детей к «морю». Подуйте на воду. Что получается? Волны. Чем сильнее вы будете дуть, тем сильнее волны. А теперь опустите на воду кораблики и подуйте. Что происходит с корабликами? Они плывут. А если разбушевалась буря? Дуют сильнее.

Здорово мы с вами пошалили.

А теперь давайте напомним Карлсону свойства воздуха.

воздух постоянно нас окружает;  что воздух легче воды;   воздух есть внутри предметов; что воздух есть внутри людей.

Карлсон: спасибо ребята! Мне было с вами очень интересно и я узнал много нового. А чтобы вы меня не забывали, я дарю вам воздушные шарики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности « Воздух»

Предметная область: Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.Программное содержание:- развивать у детей представления о свойствах воздуха, путем экспериментирования;- развив...

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Звездочки» по экологическому воспитанию с элементами изобразительной деятельности.

Цель: Формировать у детей элементарные экологические знания и представление, знакомить с круговоротом воды в природу.Задачи: - расширить знание детей о воде, ее свойствах и состояниях;- сове...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе общеразвивающей направленности ( опытно-экспериментальная деятельность) Тема: «Интересное рядом»

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе общеразвивающей направленности  ( опытно-экспериментальная деятельность)Тема: «Интересное рядом»...

Конспект открытого занятия в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Ветер — ветерок»

Конспект открытого занятия в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Ветер — ветерок»Цель: Закрепление знание о ветре. ЗАДАЧИ:Образовательные: про...

Конспект открытого занятия в средней группе с использованием игровой технологии и элементов методики ТРИЗ «Путешествие в страну сказок»

Целью занятия является создание условий для естественного решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ....

Конспект открытого занятия «Вода - водица» по экологии с элементами экспериментирования в старшей группе

       Конспект открытого занятия «Вода - водица»по экологии с элементами экспериментирования в старшей группе...

Конспект итогового занятия в средней группепо формированию по формированию элементарно-математических представлений (ФЭМП) - «Путешествие вместе с Колобком».

В процессе занятия дети обобщают, закрепляют, систематизируют знания детей полученные в течение года:  считают до 5, соотносят цифры с количеством предметов; закрепляют представление о геом...