Перспективное планирование по астрономии в старшей группе.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) на тему

Лепетюха Наталия Владимировна

Перспективный план работы по астрономии в старшей группе на год. Содержит познавательно-практическую деятельность;загадки на астрономическую тему;игровую деятельность;примерные конспекты НОД;художественную литературу;примерный материал,используемый для познавательных рассказов по астрономии;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnoe_planirovanie_po_astronomii.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по астрономии
в старшей группе № 11 «Смешарики»

СЕНТЯБРЬ
Тема ««В гостях у гнома астронома»

Формы работы:
— игровое задание;
— игра-моделирование;
— словесная игра «Земля-космос».
Задачи:
— познакомить детей с космосом, наукой Астрономией, Вселенной, простейшими астрономическими явлениями;
— способствовать самостоятельному поиску знаний через экспериментальное моделирование.
Содержание:
— игровое задание «Что есть у гнома астронома?»;
— опыт «Что выше неба?»;
— разгадывание астрономических загадок;
— рассматривание иллюстраций.
Развивающая среда:
— листы картона голубого, синего, фиолетового и черного цвета, фигурки облаков, иллюстрации астрономов, астронавтов, Вселенной, иллюстрации по теме «Астрономические явления».

Тема «В стране Солнца»

Формы работы:
— игра « Звезды на небе»;
— решение логической задачи;
— опыт;
— наблюдение за звездным небом с помощью цифрового планетария.
Задачи:
— закрепить знания детей о Солнце;
— дать представление о звёздах как громадных раскалённых газовых шарах, похожих на наше Солнце;
— развивать чувственную сферу детей посредством наблюдений за звёздами, через художественное слово (легенды).
Содержание:
— рассказ легенды о созвездии Большой медведицы;
— решение логической задачи «Почему все звезды разные?»;
— опыт «звезды светят постоянно?».
Развивающая среда:
— карта звездного неба, иллюстрация созвездий Большой медведицы, конверты, фонарики, ¼ картонного листа с проделанными в нем отверстиями.

ОКТЯБРЬ
Тема «Созвездия»

Формы работы:
— познавательный рассказ воспитателя;
— игровые задания;
— интерактивная игра.
Задачи:
— формировать знания о том, что определенные скопления звезд называют созвездиями;
— познакомить детей с созвездиями Большой и Малой медведицы, с другими созвездиями;
— развивать конструктивные способности, память, мышление.
Содержание:
— «Нарисуй по точкам»;
— «Найди самые яркие созвездия», «Узнай и назови созвездия», «Собери созвездие».
Развивающая среда:
— карточки с контурами созвездий, карта с мифологическими созвездиями, звездочки для составления созвездий, игра для интерактивной доски «Узнай созвездие».

Тема «Тайны звездного неба»

Формы работы:
— игровые задания.
Задачи:
— продолжать знакомить детей с созвездиями;
— ввести понятие «гороскоп»;
— упражнять в выделении признаков объектов;
— развивать ассоциативное мышление
Содержание:
— рассматривание карты звездного неба;
— игровое упражнение «Расскажи о себе» (по знаку зодиака);
— графическое упражнение «Соедини по точкам» ( знаки зодиака).
Развивающая среда:
— плакат «Созвездия», карта звездного неба, иллюстрации знаков зодиака.

НОЯБРЬ
Тема «Звезда по имени Солнце»

Формы работы:
— занятие «Как Солнце по небу путешествует».
Задачи:
систематизировать представление детей о Солнце, как звезде — источнике тепла;
— установить влияние Солнца на смену дня и ночи, времен года;
— вызвать эмоциональный отклик у дошкольников на исследовательскую деятельность.
Содержание:
— опыт «День-ночь»;
— игра по технологии ТРИЗ «Солнце: хорошо-плохо»;
— малоподвижная игра «День-ночь»;
— игровое задание «Что мы знаем о Солнце?»;
— опыт «действительно ли Солнце греет?».
Развивающая среда:
— глобус, фонарик, два домика из бумаги с разным цветом крыш.

Тема «Планета Земля, — какая она?»

Формы работы:
— эвристическая беседа.
Задачи:
— систематизировать и уточнять знания детей о планете Земля;
— побуждать детей к активной мыслительной деятельности.
Содержание:
— рассуждение «Что нужно для жизни на Земле? игра «Год и сутки»;
— решение проблемного вопроса «Чем мы можем помочь нашей планете?».
Развивающая среда:
— глобус, шапочки для детей Солнца, Земли, модель солнечной системы.

ДЕКАБРЬ
Тема «Семья Солнца»

Формы работы:
— мастер-класс «Планеты, стройся по порядку!».
Задачи:
— сформировать представления детей о количестве планет Солнечной системы, их особенностях;
— развивать способность детей моделировать Солнечную систему с помощью макетов планет.
Содержание:
— игра-моделирование;
— малоподвижная игра «Планеты, стройся по порядку!».
Развивающая среда:
— установка «Солнечная система», макеты планет, шапочки планет для детей, игра для интерактивной доски «Путешествие по планетам».

Тема «Путешествие в космос»

Формы работы:
— мастер-класс.
Задачи:
— систематизировать имеющиеся знания у детей о космических объектах Вселенной: Луне, Солнце, планетах солнечной системы;
— создать условия для экспериментально-исследовательской деятельности.
Содержание:
— игра «Путешествие на планеты»;
— опыт «Далеко-близко».
Развивающая среда:
— карта «Солнечная система», набор «Планеты», настольная лампа.

ЯНВАРЬ
Тема «Царица ночи»

Формы работы:
— игровое задание «Луна и Солнце»;
— решение проблемной ситуации «Меняет ли Луна свою форму?».
Задачи:
— способствовать выявлению детьми свойств Луны как небесного тела – спутника Земли;
— формировать умение определять отличия и сходство свойств Луны и Солнца;
— развивать у детей умение использовать экспериментальное моделирование для определения фаз Луны.
Содержание:
— опыт «Секреты Луны»;
— игровое задание «Наоборот».
Развивающая среда:
— мяч, фонарик, глобус, иллюстрации «Фазы Луны», Мультфильм «Незнайка на Луне».

ФЕВРАЛЬ
Тема «Исследование космоса»

Формы работы:
— просмотр презентации.
Задачи:
— формировать знания детей о становлении космонавтики, о первых полетах в космос, первом в мире космонавте Ю. Гагарине, конструкторе ракет Королеве, космических станциях и их значениях в освоении космоса.
Содержание:
— д/и «Космические обитатели» (Вьетнамская игра»).
Развивающая среда:
— портреты ученых, космонавтов.

Тема «Средства передвижения в космосе»

Формы работы:
— просмотр презентации.
Задачи:
— познакомить детей со средствами передвижения в космосе: ракеты, лунный модуль, луноход;
— рассказать, для чего нужна каждая машина;
— развивать интерес к космической технике.
Содержание:
— рассматривание иллюстраций, вопросы к детям;
— дидактическая игра «Соберем ракету» (разрезные картинки).
Развивающая среда:
— иллюстрации средств передвижения в космосе, разрезные картинки с рисунком «ракеты», «Космос в картинках».

МАРТ
Тема ««Экология космоса»

Формы работы:
— решение проблемных ситуаций.
Задачи:
— смоделировать с детьми ситуации неблагополучия, которые могут возникнуть в результате деятельности человека в космосе, способы их устранения.
Содержание:
— игра «Ты – исследователь»;
— игры-рассуждения «Что может произойти если…».
Развивающая среда:
— иллюстрации «Взрывы космической техники», «Космический мусор», озоновый слой.

АПРЕЛЬ
Тема ««Поехали!». Юрий Алексеевич Гагарин.

Формы работы:
— просмотр фильма «Мы летим в космос».
Задачи:
— систематизировать знания детей о том, что 12 апреля 1961года на корабле «Восток» первый в мире космонавт Юрий Гагарин взлетел в космос и облетел нашу планету
Содержание:
— д/и «Что нужно космонавту?»;
— составление и отгадывание загадок на тему «Космос»;
— просмотр фильма «Мы летим в космос»;
— моделирование ситуаций общения «Интервью с космонавтами».
Развивающая среда:
— портрет Ю. Гагарина, иллюстрации «Космодром», «Космонавты», картинки космических объектов для составления загадок, познавательный фильм «Мы летим в космос»

Тема «День Земли». 22 апреля

Формы работы:
— экологический праздник.
Задачи:
— закрепить знания детей о планете Земля, ее расположении в солнечной системе;
— развивать желание защищать окружающую среду;
— развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
Содержание:
— д/и «Что нельзя делать в природе»;
— решение логических задач «Что произойдет, если…»;
— игра «В королевстве матушки природы»;
— д/и «Экологический светофор».
Развивающая среда:
— глобус, демонстрационный материал к беседам «Земля – наш дом», материал для оформления плаката «День Земли. Спасем нашу планету», семена и контейнеры с землей для посадки рассады цветов. Слайды «Можно-нельзя»

МАЙ
Тема ««Звездный час»

Формы работы:
— викторина.
Задачи:
— уточнить знания об истории познания окружающего мира, астрономии и космонавтики;
— развивать способность самостоятельно делать простейшие умозаключения и обосновывать свое решении.
Содержание:
— загадывание загадок;
— решение проблемных вопросов;
— проведение опытов,
— обсуждение вопросов.
Развивающая среда:
— комплект иллюстраций «Космос», макеты планет, умные карточки — «Планеты», «Космические объекты», иллюстрации космонавтов, ученых, игра для интерактивной доски «Что у нас над головой?».

Перспективный план работы в старшей группе «Смешарики» по теме «Космос»

Задачи:

  1. Формировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей во Вселенной;
  2. Формировать представление о солнце, как источнике тепла и света; о Земле как планете жизни; о планетах Солнечной системы; об освоении космоса.
  3. Развивать собственный познавательный опыт, способствовать к символическим замещениям, любознательность, воображение и фантазию;
  4. Развивать интерес к миру взрослых и ценностное отношение к их труду;
  5. Поощрять стремление детей отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности; делиться своими впечатлениями, полученными из разных источников (просмотр телепередач, экскурсии, наблюдения и др.)
  6. Способствовать тому, чтобы дети испытывали радость и удовлетворение от участия в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.

Мероприятия:

  1. Выставка рисунков «Удивительный мир космоса»
  2. Познавательный досуг с ИКТ «Земля, Солнце, Луна и Звезды»
  3. Физкультурный досуг «Космическое путешествие»
  4. Проект «Космос, космонавты, Циолковский»

 

Образовательные области

Речевое развитие

Познавательное развитие 

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Виды совместной деятельности

Коммуникативные игры.

«Мы одна команда»

(развитие навыков)

Свободное общение:

«Что можно увидеть в телескоп?»

«Кого берут в космонавты?»

«Планета Земля-какая она?»

Чтение книг о звездах, планетах, космонавтах

(книжный уголок)

Интегративная деятельность:

Чтение, обсуждение, заучивание стихов, рисование.

Чтение «Незнайка на Луне», «Приключение Незнайки на Луне»

Игра-фантазия

«Незнайка и его друзья на неизвестной планете»

Дидактические упражнения

«Потому что…»

«Наш космический корабль отправляется в полет, потому что…»

«Космический корабль совершил посадку на неизвестной планете, потому что…»

Были и небылицы в космосе

Беседы: «Земля- голубая  планета жизни»,

 «Планеты солнечной системы»,

 «Почему бывает день, ночь, лето и зима?»

«Кто живет в Звездном городке?

«Первооткрыватели космоса»

Рассказы:  «Как Солнце и Луна к друг другу в гости ходили»,

«Собаки космонавты», «О чем рассказал телескоп?»,

«Кто первым сказал, что Земля шар?», «Солнце – источник жизни на Земле», «Как спутники помогают людям».

 

Рассматривание

Карты звездного неба, глобуса-макета Земли,

Модели солнечной системы.

Портреты космонавтов.

Наблюдение

«Путь Солнца по небосводу»

Моделирование

Солнечные часы

Опыты

«Притяжение Земли»

Игра- путешествие

«В гостях у гнома астронома»

«Большое космическое путешествие»

Дидактические игры

«Найди лишнее», «Доскажи слово»

«»Путешествие по карте и глобусу»

Конструирование

«Космический корабль»

«Космическая станция»

 

Сюжетно-ролевые игры

«Строители космодрома»

«Космическое путешествие», «Исследователи новой планеты»

Рассказ

«О профессии космонавты»

Ручной труд

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр

Беседы о безопасности

«Правила поведения в экстремальных условиях космоса»

 

Рисование

«Космические корабли, космонавты, планеты»

«Эмблемы команд космонавтов»

«Земля – голубая планета»

«Лунный пейзаж»

«Звезды и созвездия»

Лепка

«Веселые инопланетяни, «Летающая тарелка»

Оригами

«Космический корабль»

Аппликация

(силуэтное вырезывание)

«Жители неизвестной планеты»

 

Космическая гимнастика

Игры соревнования

«Подготовка к космическому путешествию»

Подвижные игры

«Космонавты», «Вокруг солнца», «Летающие тарелки»

Физкультурный досуг

«Большое космическое путешествие»

Беседа

«Космическая еда: рецепты крепкого здоровья»

Книжный уголок:

Книги для чтения и рассматривания

А.Андреев «Звездный», В.Бороздин «Первый в космосе», В.Калашников «О Звездах и Планетах», «Девочка с Земли», П.Клушанцев «О чем рассказал телескоп», Б.Левин, Л.Радлова «Астрономия в картинках», Н.Носов «Незнайка на Луне», Л.Обухов «Как мальчик стал космонавтом». Албанская народная сказка «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили». Русская народная сказка «Солнце, Месяц и Ворон Воронович»

Познавательно-практическая деятельность

  •  
  • «Перемещение тени»

Цель: предоставить детям возможность наблюдений за перемещением тени, т.е. за движением Солнца.
Рекомендации к проведению:
В солнечную погоду воспитатель обращает внимание детей на тень человека, ее размеры, форму, как «она ходит», «бегает» за каждым, как исчезает.
Воспитатель организовывает рисование на асфальте или песке (на открытом солнечном месте): педагог рисует круг диаметром 20-25 см., в него спиной к солнцу встает ребенок, дети обрисовывают его тень, воспитатель отмечает время (например, 10 часов утра). В 11 часов этот же ребенок снова встает в круг спиной к солнцу, дети обводят по контуру его тень, воспитатель обозначает время. В 12 дня все повторяется еще раз. Вечером опыт с рисованием тени продолжается. Если рисунок сделан мелом на асфальте, наблюдения могут длиться несколько дней – в итоге получатся солнечные часы.
В результате данного эксперимента дети увидят, что тень каждый раз на новом месте, в одно и то же время.

  •  
  • «Получение радуги»

Цель: показать детям, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги.
Вариант 1.
Рекомендации к проведению:
В солнечный день поставьте около окна таз с водой и опустите в него зеркало. Зеркало нуждается в подставке. Если зеркало «поймает» луч света, то в результате преломления луча в воде и его отражения от зеркала на стене или на потолке возникнет радуга.
Опыт можно провести и вечером: тогда источником света выступит настольная лампа.
Вариант 2.
Поставьте хрустальный бокал на белый лист бумаги. Попробуйте поймать бокалом солнечный свет. На листе бумаги появятся цветные полосы радуги.

  •  
  • «Почему Луна не падает на Землю»

Воспитатель подбрасывает вверх мяч. Он падает на пол. Как вы думаете почему? (Земля делает тяжелым все, что на ней есть. За счет силы притяжения она все притягивает к себе. Как только предмет лишается опоры, он падает вниз). Земля притягивает к себе свой спутник. Как он называется? (Луна). Почему Луна не падает на Землю? (Ответы детей). Организуется опыт. Луна (небольшой шарик, привязанный к нитке). Нитка – это видимая часть силы притяжения. Я буду Землей. Я тяну к себе Луну, но она сопротивляется (крутит шарик на нитке вокруг себя). Падает Луна на меня? (Нет). Почему? (Ответы детей). Что будет, если перестать крутить шарик? (Он упадет). Если Луна перестанет лететь по своей орбите вокруг Земли, Земля притянет ее к себе силой притяжения, и Луна упадет.

Планета Солнечной системы

«Модель планетария»
Кроме нашей Земли, вокруг Солнца кружатся еще 8 планет. У каждой планеты свой путь, который называется орбитой. Запомнить названия и очередность планет поможет «Астрономическая считалка» А.Усачева:
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий — раз, Венера — два-с,
Три — Земля, четыре — Марс.
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,
Семь — Уран, восьмой — Нептун,
Девять — дальше всех — Плутон
Кто не видит – выйди вон.

Все планеты Солнечной системы отличаются по размеру. Объясните, что если самая большая из планет – Юпитер — размером с большой качан, то наименьшая из планет — Плутон — будет похожа на маленькую фасолинку. В центре комнаты располагаем «Солнце» — мяч, выложим вокруг «орбиты» из цветных ниток, а на них «планеты» — их названия, написанные на полосках бумаги.
Меркурий — светлая горошина,
Венера — грецкий орех,
Земля — орех побольше,
Луна — сухая горошина,
Марс — фасолина,
Юпитер — большой качан капусты,
Сатурн — маленький кочан капусты,
Уран — апельсин,
Нептун — грейпфрут,
Плутон — фасолина, поменьше первой.
Дети с удовольствием поиграют в планетарий, покажут, «как летают планеты».


Загадки на астрономические темы

 · Синяя шапка вся в заплатках. (Небо и звезды).
· Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят? 
(Большая Медведица)
· Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат. 
(Небо, звезды, месяц)
· Тринадцать раз в году рождается, днем от людских глаз скрывается. 
(Месяц)
· Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка, собаки лают, достать не могут. 
(Месяц)
· Голубой платок, алый клубок по платку катается, всем людям улыбается. 
(Небо и Солнце)
· Летит жар-птица, хвостом гордится. 
(Комета)
· Что видим мы, взглянув в оконце? Нам ярким светом светит… 
(Солнце)
· Вот камень с неба к нам летит. Как звать его? 
(Метеорит)
· Синие потолочины золотыми гвоздями приколочены. 
(Небо и звезды)
· Расстелю рогожку, насыплю горошку. Положу хлеба краюшку. 
(Небо, звезды и месяц)
· По высокой дороге идет бычок круторогий. 
(Небо и месяц)
· То блин, то полблина, то та, то эта сторона. 
(Луна в разных фазах)
· Золотое яблочко по небу катается. 
(Солнце)
· Хоть и светит ярко ночью, но холодный очень-очень. Кто он? 
(Месяц)
· Коль ночь ясна – прозрачен воздух. Тогда мы небо видим … 
(В звездах)
· Вот появляется звезда, и длинный хвост у ней при этом. Мы смело говорим тогда, что видим на небе … 
(Комету)
· Ночью на небе один
Золотистый апельсин.
Миновали две недели,
Апельсин мы не ели.
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька. 
(Луна)

· Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня… 
(Луной)

· Чудо-птица – алый хвост – 
Полетело в стаю звезд. 
(Ракета)

Художественная литература

Ж.Парамонова

Наша Солнечная система

(в сокращении)

В пространстве космическом воздуха нет
И кружат там девять различных планет.
А Солнце – звезда в самом центре системы,
И притяжением связаны все мы.

Солнце – звезда, преогромнейший шар,
Свет излучает, как будто пожар.
Ну а планеты тот свет отражают,
Солнце-светило они обожают.
Много планет вокруг Солнца летают.
Может быть, люди на них обитают?
Давай-ка, в ракету мы сядем с тобой,
Помчимся от Солнца во тьме голубой!

Ж.Парамонова

Естественный спутник Земли – Луна

Ну а спутница Луна
Круглолица и бледна
Но, пока с Землей вращается, 
Диск ее перемещается.
Потому мы видим в ночь
(то ль сестра Земли, то ль дочь)
В разных фазах появляется.
А народ ей улыбается:
«То бочком, а то серпом!
Может спрятаться потом!
И появится опять
Ночью на небе сиять!»

Она ведь не просто на небе сияет,
Луна всей водой на Земле управляет.
Приливы, отливы морей ей подвластны,
Ее же сухие пейзажи ужасны:
В лунных «морях» нет ни капли воды,
Всюду видны разрушенья следы.
Кратеры, дырки – огромные ямы,
И атмосферы она не имеет.
Жизни там нет! Все об этом жалеют!..

Ж.Парамонова

Планета Земля

Планета Земля – родимый наш дом.
Но много ли, дети, мы знаем о нем?
Загадки ее постоянно решаем.
Но форму Земли до конца мы не знаем.
А форма Земли без рек и морей
Зовется геоид! Учи и умней!
А что там внутри? Принимаем на веру:
Не видно ядро. Летим в атмосферу!
Мы ей благодарны, что можем дышать
И много проблем с нею можем решать.
Прекрасно, что мы атмосферой закрыты
От злых и коварных метеоритов.
От трения в воздухе камни сгорают
И звездным, красивым дождем выпадают
Озоновый слой, без всяких сомнений,
Нас защищает от плохих излучений.
Земля несравненная! Чудо природы!
Ее заселяют зверье и народы.
Жизнь на Земле беззащитна, хрупка,
Плохо ее защищаем пока.
Чтоб жизнь на планете родной сохранить,
Надо стараться ее не грязнить!
А сколько уж лет говорят год от году: 
«Не надо сорить! Берегите природу!»

Ж.Парамонова

Сказочный мир созвездий

Если ночью не храпеть

И на небо посмотреть,
То увидеть сможешь ты
Звезды дивной красоты.
Мир созвездий полон красок,
Много ходит о нем сказок.
Эти сказки, как все знают,
Греки мифами считают.
Ах, какие очертания!
Греки дали им названия.
На черном бархате небес
Стоит с дубинкой Геркулес,
Телец восторженно блестит
Альдебарана красным глазом
А вот Плеяды собрались,
Да всем семейством разом!
И тут же звездный Зодиак.
Ты знаешь, выглядит он как?

Ж.Парамонова

Зодиакальные созвездия

Встали в круг и словно пляшут
С Козерогом Водолей.
Рыбы плавниками машут,
Овен в круг спешит скорей.
И Телец с ним будет рядом,
Он чечетку лихо бьет.
Будет пляска до упада,
Добрым будет хоровод.
Близнецы кружатся в танце,
Пятится за ними Рак:
«Это что ж за странный танец?
Круг иль пояс?» – Зодиак!
Лев и Дева подружились,
В хороводе закружились,
Прихватив с собой Весы
Удивительной красы.
Скорпион вприсядку пляшет
И Стрельцу клешнею машет.
Этот славный хоровод
Солнце обойдет за год.
Их двенадцать в хороводе,
А на небе больше вроде?
Сколько ж всех созвездий? – спросим.
«Ровно восемьдесят восемь!»

Ж.Парамонова

Холодные миры

Уран, Нептун, Плутон.
Здесь холодные миры.
Света нет и нет жары.
Вечная зима и ночь.
Захотелось сразу прочь.
Скован льдом Уран, Нептун.
И на Плутоне колотун!
Без атмосферы, по всему,
Жить невозможно никому!..

Планета Меркурий
Меркурий – ближайшая к Солнцу планета.
Жара нестерпима! Изжарит в котлету!
Повернута к Солнцу одной стороной,
С другой – страшный холод и мертвый покой.
В честь бога торговли имеет названье,
Да нет атмосферы – вот наказанье!
Поверхность избили метеориты,
И жизни там нет – все были убиты!

Планета Венера
Венера прекрасна! За тонкой вуалью
Богиню любви различите едва ли!
Закрыта она пеленой облаков.
А что же под ними? Климат каков?
Климат имеет огромный дефект.
Причиной тому парниковый эффект.
Газ ядовит в атмосфере Венеры.
Дышать невозможно! Жарища без меры!
Солнца не видно сквозь облака

Примерный материал, используемый 
для познавательных рассказов по астрономии

  •  
  • Почему Луна превращается в месяц?

Вид Луны меняется каждый день. Сначала она похожа на узенький серп, затем полнеет и через несколько дней становится круглой. Еще через несколько дней полная Луна постепенно становится все меньше и меньше и снова делается похожей на серп. Серп Луны часто называют месяцем. Если серп Луны повернут влево, как буква «С», то говорят, что луна «стареет», и вскоре исчезает совсем. Такую фазу Луны называют «новолунием». Потом постепенно Луна из узкого серпа, повернутого вправо превращается снова в полную. Перед тем, как превратиться в полную, она «растет» (если мысленно провести прямую линию через края серпа, получится буква «Р», т.е. месяц «растет»).
Для объяснения того, что Луна такая разная и постепенно меняется от едва заметного «серпика» до круглой яркой красавицы, можно обратиться к модели с глобусом. Для этого понадобится глобус, какой-нибудь источник света, например, свеча или настольная лампа и маленький мячик – «Луна». Покажите детям, как Луна вращается вокруг Земли и что происходит с освещением, как оно влияет на вид Луны. Обращаясь вокруг Земли, Луна поворачивается к ней то полностью освещенной поверхностью, то частично освещенной, то темной. Вот поэтому в течение месяца непрерывно меняется вид Луны.

  •  
  • Почему в дневное время на небе не видны звезды?

Днем воздух так же прозрачен, как и ночью, однако звезды не видны. Для объяснения данного явления можно предложить детям вечером из хорошо освещенной комнаты посмотреть на улицу. Сквозь оконное стекло яркие фонари, расположенные снаружи, видны хорошо, а слабо освещенные предметы разглядеть почти невозможно. Но стоит выключить свет, как стекло перестанет служить препятствием для зрения. Похожее происходит и при наблюдении неба: днем атмосфера ярко освещена и сквозь нее видно Солнце, однако не может пробиться слабый свет далеких звезд. Но после того, как Солнце погружается за горизонт, «выключается свет» и можно наблюдать звезды.

  •  
  • Планеты и звезды

Наша Земля – это огромный шар, на котором нашлось место и рекам, и горам, и лесам, и пустыням, и, конечно, всем нам, его жителям. Всё, что окружает нашу Землю, в том числе и сама планета, называется Вселенной, или космосом. Космос очень велик, и сколько бы мы ни летели в ракете, мы никогда не сможем добраться до его края. Кроме нашей Земли, существуют и другие планеты: Марс, Венера, Юпитер. Кроме планет, существуют звезды. Звезды – это огромные светящиеся огненные шары. Солнце – тоже звезда. Оно расположено близко к Земле, поэтому мы видим его свет и ощущаем тепло. Есть звезды во много раз больше и горячее Солнца, но они светят так далеко от Земли, что кажутся нам всего лишь маленькими точками на ночном небе. Для того, чтобы ребенку было понятно данное явление, можно сравнить свет фонарика днем и вечером в темноте. Днем при ярком освещении луч фонарика почти не виден, зато он ярко светит вечером. Свет звезд похож на свет фонаря: днем его затмевает Солнце. Поэтому звезды можно увидеть только ночью.

Рассказы педагога о планетах

  •  
  • Рассказ педагога о Меркурии

Меркурий легче увидеть в южных широтах: он появляется на небе то вечером (в первых два часа после захода Солнца), то ранним утром (за 2 часа до рассвета). Меркурий, как и Луна, светит отраженным светом. На обращенном к Солнцу полушарии очень высокая температура: Меркурий лишен атмосферы. Возможна ли на нем жизнь человека? Почему? (Высокая температура, нечем дышать).
Поверхность Меркурия покрыта кратерами.

                      Рассказ педагога о Венере

Венера окружена очень плотной атмосферой и мощным слоем облаков. В атмосфере Венеры содержатся опасные для человека газы: метан, аммиак. Венера покрыта равнинами, на ней имеются горы. На горных вершинах есть следы лавы. На Венере наблюдаются сильные ветры, молнии.

  •  
  • Рассказ педагога о Марсе

Еще в глубокой древности люди заметили на небе ярко-оранжевую пламенную звезду и назвали ее в честь бога войны – Марса. На Марсе, как и на Земле, можно наблюдать такое явление, как смена времен года. Поверхность Марса состоит из высокогорий и равнин. Над Марсом часто дуют сильнейшие ветры. Кислорода и водяного пара в атмосфере мало, много углекислого газа. На Марсе очень часто образуются очень сильные пыльные бури. На планете есть огромные горы, на которых лежит снег и лед. Но лед не похож на земной. Это сухой лед, который образуется тогда, когда замерзает углекислый газ. Люди на Земле специально создают такой лед, а на Марсе его очень много.

  •  
  • Созвездия

Многие созвездия носят свои имена с давних времен. Древние люди вглядывались в ночное время, мысленно соединяли звезды линиями и представляли себе различных животных, предметы, людей, мифологических героев. У разных народов одно и то же созвездие могло называться по-разному. Все зависело от того, что подсказывала людям их фантазия. Так Большая Медведица изображалась и как ковш, и как лошадь на привязи.
У древних греков существовало такая легенда о созвездиях Большая и Малая Медведица. Всемогущий бог Зевс решил взять себе в жены прекрасную нимфу Калисто, одну из служанок богини Афродиты. Афродита хотела помешать этому. И тогда Зевс превратил Калисто в Большую Медведицу, а ее любимую собаку – в малую и взял их на небо…
Постарайтесь отыскать на небе Млечный Путь. Он хорошо виден. Млечный путь (а именно так называется наша галактика) – это большое скопление звезд, которое выглядит на небе, как светящаяся полоска из белых точек, и напоминает путь из молока. Древние римляне приписывали происхождение Млечного пути богине неба Юноне. Когда она кормила грудью Геркулеса, несколько капель грудного молока упали и превратились в звезды, образовав на небе Млечный Путь…

  •  
  • Рассказ педагога о Юпитере

Юпитер – это планета-гигант: она в 1300 раз больше Земли. Вокруг него клубятся белые облака с запахом аммиака, весьма неприятного для человека. Космические корабли, которые подлетали к Юпитеру, зафиксировали очень сильные разряды молний.
У Юпитера 16 спутников. Каждый из них — это интереснейший мир со своей историей и своими загадками.
Приземлиться космическому аппарату на Юпитере невозможно, так как он состоит из газов.

  •  
  • Рассказ педагога о Сатурне

Сатурн – это планета светло-желтого цвета. Планета сплющена у полюсов, так как очень быстро вращается вокруг своей оси. Она имеет газообразную структуру. У Сатурна есть кольца, которых нет у других планет. Колец всего семь. Все они вращаются вокруг планеты. А еще у Сатурна есть спутники. Их 22 и названы они в честь героев античных мифов. Титан, Прометей, Пандора и др.

 Игровая деятельность

Дидактическая игра «Подскажи погоду»
Цель: Закрепить у детей умение по народным приметам, на основе наблюдений за небесными телами предсказывать погоду.
Рекомендации к проведению:
Педагог называет примету, дети должны сказать, какую погоду она предсказывает.

  •  
  • Солнце село в тучу – … (к дождю или к буре)
  • Звезды мерцают зелеными оттенками – … (к ясной погоде)
  • Диск Луны кажется искривленным … (к ясной погоде)
  • Звезды мерцают синими огоньками … (к дождю) и т.д.

Дидактическая игра «Звезды на небе»
Цель: учить детей соотносить схематическое изображение с художественным. Познакомить их с символикой некоторых созвездий, принятой астрономами с древнейших времен.
Материал:

  • 4 карты лото, каждая из которых разделена на 6 частей, в трех из них помещены схематические изображения разных созвездий.
  • 12 отдельных картинок с изображением сказочных животных или людей, символизирующих эти созвездия (Лев, Кит, Рыбы, Большая Медведица, Орел, Лебедь, Дракон, Геркулес, Персей, Волопас, Кассиопея, Пегас).

Рекомендации к проведению:
Воспитатель раздает карты лото с изображением различных созвездий. Картинки с изображением животных или людей находятся у воспитателя. Воспитатель предлагает угадать по описанию, о каком созвездии идет речь. Рассказ сопровождается показом картинки.
Примерные варианты описания созвездий

  • Если внимательно посмотреть на звездное небо, можно увидеть созвездие, похожее на большой ковш. Можно представить себе, что конец ручки ковша – это нос какого-то зверя, несколько звезд под ковшом – это его лапы и туловище, а сам ковш – седло. (Угадавший получает картинку)
  • Перед самым носом Большой Медведицы есть группа звезд, которую назвали созвездие Волопаса. Это человек, который пасет вола.
  • Есть на небе созвездие Лебедя, который, раскинув крылья, летит по небу. У кого есть созвездие Лебедя?
  • А можно увидеть и созвездие крылатого волшебного коня — Пегаса.
  • Созвездие Геркулеса состоит из многих звезд. По преданию, Геркулес был очень сильным человеком. У него была дубинка, с помощью которой он победил страшного льва. С тех пор львиная шкура заменила Геркулесу панцирь и шлем.
  • Следующая группа звезд – созвездие Льва, того самого, которого убил Геркулес.
  • Есть группа звезд, которую назвали созвездием Орла. Он летит навстречу Лебедю. Орел – очень грозная птица.
  • На небе можно отыскать созвездие Рыб. Эти звезды лучше всего видны в дождливые осенние месяцы.
  • За рыбами идет созвездие Кита, хорошо видное осенью.
  • Дракон – это волшебный сказочный змей.
  • Созвездие Кассиопея состоит из 5 ярких звезд, соединив которые получим букву «М». Кассиопея – имя царицы. По преданию, она очень хвасталась своей красотой и всегда ею любовалась.

Подвижная игра «Космонавты»
На полу раскладываются обручи — «ракеты». «Космонавты», взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет,
Опоздавшим места нет.
С последними словами дети отпускают руки и бегут занимать места в «ракетах». Те, кому не хватило места в «ракетах», остаются на «космодроме».

НОД  по познанию окружающего мира

Тема: «Что такое Земля?»
Программное содержание: закрепить знания о планете Земля, расширить знания о Солнце, развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, воспитывать интерес к окружающему миру.
Материал и оборудование: иллюстрации с изображением Земли, Солнца, лунохода.
Ход занятия

  • Краткая вступительная беседа о том, где мы живем.
  • Как называется город, в котором мы живем? Улица? Дом?
  • Как называется республика, в которой мы живем?
  • А где расположена наша республика? (На планете по имени Земля)
  • А где «живет» Земля? (Земля «живет» в Солнечной системе)
  • Скажите, а почему эту систему назвали солнечной? (Солнце сияет в самом центре этой системы и щедро одаривает своим светом и теплом планеты, которые вращаются вокруг солнца по своим орбитам)
  • А что такое орбита? («Дорога», по которой движутся планеты)
  • Рассматривание иллюстраций, рисунков.
  • Загадки

Бродит одиноко Огневое око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает (Солнце)

В дверь, в окно стучать не будет,
А взойдет и всех разбудит (Солнце)

  • Как вы думаете, смогут ли люди жить на Солнце? Почему не смогут? (Ответы детей)
  • А может ли Солнце принести вред? (Ответы детей).

Вывод. Солнце – это звезда, громаднейший раскаленный газовый шар. Оно имеет огромные размеры. Солнце очень горячее, без него в нашем космическом доме – Солнечной системе – было бы темно и холодно. Без него на Земле не было бы жизни.
Солнце можно назвать главным осветителем, похожим на гигантскую лампочку. Благодаря ему, мы видим окружающий мир и друг друга. Не будь его, все погрузилось бы во мрак, и жизнь бы на Земле угасла.
Еще Солнце греет, «отапливает» всю планету. Солнечные лучи нагревают поверхность Земли, а уже от нее нагревается воздух. А кто делает воздух чистым? (Деревья). Зеленые растения без помощи солнечных лучей не смогли бы очищать воздух.

  • Подвижная игра
  • – А как люди могут узнать, есть ли жизнь на других планетах? (В космос отправляются космические корабли, луноходы и другие аппараты-спутники, космические станции)
  • А какая планета является спутником Земли?
  • Что люди сделали для того, чтобы узнать о Луне? (Показ иллюстрации, игрушка Лунохода).
  • Посмотрите внимательно – перед вами фотоснимок Земли, сделанный из космоса. На нем видно, что Земля имеет форму шара. Более темные участки на снимке – вода, светлые – суша, самые светлые – облака. Земля – единственная планета солнечной системы, на которой есть суша и вода.
  • Можем ли мы обойти или объехать нашу страну?
  • А земной шар?
  • А Вселенную? (Нет, она бесконечна)
  • Игра «Космонавт берет с собой в полет»
  • Дети, представьте себе, что вы космонавты и летите на необитаемую планету. Что вы возьмете с собой? (Дети называют и обосновывают выбор).

 Примерные конспекты НОД

  «Ориентирование по Полярной звезде»

Программное содержание: закреплять знания детей о Солнечной системе, расширять знания об окружающем мире. Учить детей высказывать предположения, развивать любознательность, кругозор. Воспитывать интерес к окружающему.

Материал: Созвездие Малой и Большой Медведицы, звезды с номерами, символы.
Примерный ход НОД:
Воспитатель предлагает детям отправиться в небольшое путешествие. С помощью какого транспорта можно отправиться в путешествие? (Ответы детей).
Воспитатель: Посмотрите, что сегодня в группе необычного? (Дети замечают звезды). Кто из вас узнал созвездие? (Возможно, кто-то из детей узнает созвездие Малой и Большой Медведицы).
Воспитатель предлагает детям найти Полярную Звезду, которая входит в созвездие Малой Медведицы (соединяют 2 крайние звезды Большой Медведицы и находят Полярную Звезду). Путешественники и мореплаватели в дневное время ориентируются по Солнцу, а ночью по Полярной Звезде, потому что она всегда занимает одно положение на небосклоне.
Первую нашу остановку покажет нам звезда под №1 (Полярная звезда) дети находят ее. Воспитатель обращает внимание на символ на остановке (книга). Что мы можем делать на этой остановке? (Ответы детей). Воспитатель читает детям рассказ «Встреча с Солнцем» («Игры и рассказы о космосе» Г.Майоров), проводит беседу по предложенному тексту.
Воспитатель предлагает детям отправиться в путь и найти остановку (звезда под №2). Какой здесь символ (N) – точка зрения.
Мы попали в небо вопросов (?) (на звездах написаны вопросы, дети снимают их по желанию):

  • Как называется планета, на которой мы живем? (Земля)
  • Как называется спутник Земли? (Луна)
  • Сколько планет во Вселенной, которые вращаются вокруг Солнца? (9). Назови их. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
  • Какую форму имеет планета Земля? (Шарообразную)
  • Что такое Солнце? (Звезда) и т.д.

Воспитатель предлагает детям отправиться дальше в путь и найти следующую остановку (звезда под №3). Какой здесь символ (?) – неизвестность, проблема.
Дети вместе с педагогом моделируют Солнечную систему (овощи-фрукты, пластилин, мячи).
На следующей остановке детям предлагается подвижная игра (символ D).
В конце занятия дети попадают на остановку ($) рисование. Педагог предлагает детям нарисовать что-нибудь на космическую тему

Луна — спутник Земли

Цель НОД: Сформировать представление о Луне как о холодном небесном теле шарообразной формы. Учить сравнивать и обобщать. Рассказать о рельефе лунной поверхности и особенностях условий окружающей среды на ней. 
Активизировать словарь: кратеры, новолуние, полнолуние 
Оборудование: аппликация "Солнечная система" для каждого ребенка; небольшой мяч на резинке; костюм Царицы космоса (черная накидка, расшитая звездами и планетами, шляпа); кружочки желтой самоклеящейся бумаги; три круга одинакового цвета, но разного размера; звездочки из блестящей бумаги по числу детей; объемные фигуры различной формы; глобус, 2 листа ватмана с нарисованными на них кругами; емкость с песком; камни по числу детей; "лунная пыль"; дудочки; фонарик; картинки с изображением различных вещей и предметов; круги из бумаги с изображением фаз Луны. 
Предварительная работа: проведение занятия на тему "Солнечная система"; создание аппликации на тему "Состав солнечной системы"; наблюдение за сменой фаз Луны. 
Ход НОД: 
Воспитатель в черной накидке, расшитой звездами и планетами, и такой же шляпе приходит к детям и сообщает, что к ним в гости пожаловала Царица космоса. Она хочет узнать, что дети знают о ее царстве. 
Царица космоса. Ребята, попробуйте охарактеризовать мое царство, какое оно? 
Дети. Холодное, темное, огромное, блестящее и т. д. 
Царица космоса. Теперь я хочу загадать вам загадку: 
Ночь приходит – 
Она восходит. 
В небе сияет, 
Тьму разгоняет. (Луна) 
Царица космоса. Молодцы, ребята. А знаете ли вы, что Луна – моя младшая дочь? 
Попробуйте найти Луне место в моем космическом царстве и запомните, что она входит в состав Солнечной системы. 
(Раздает каждому ребенку кружочек самоклеящейся желтой бумаги и аппликацию "Солнечная система", сделанную руками каждого на предыдущих занятиях; можно воспользоваться плакатом "Солнечная система ", но тогда задание сможет выполнить только один ребенок. Дети отыскивают изображение планеты Земля и приклеивают модель Луны около нее. Если дети затрудняются, Царица космоса помогает им.) 
Затем Царица космоса предлагает детям подойти к предварительно подготовленным объемным фигурам различной формы и выбрать только те, которые по форме напоминают Луну. Дети выполняют задание, выбирая предметы шарообразной формы. Еще раз вместе уточняют, что Луна имеет форму шара. 
Царица космоса. У меня в царстве все такие непоседы. На месте никого не удержишь, все движутся и движутся. Вот и младшая моя дочь так и вертится возле своей подружки – Земли. Давайте посмотрим, как это происходит. 
Демонстрация: На отдельном столике заранее располагается глобус. Царица космоса берет приготовленную модель Луны на резинке и демонстрирует движение Луны вокруг Земли. 
Царица космоса. Теперь вы сами попробуйте показать, как это происходит 
Подвижная игра: Дети делятся на пары. Один ребенок выступает в качестве модели Луны, другой – Земли. Они демонстрируют движение Луны вокруг Земли. При этом ребенок, изображающий Землю, тоже движется вокруг своей оси. 
Царица космоса. За это Луну даже прозвали спутником Земли. Как вы думаете, что означает слово спутник? Земля притягивает к себе Луну, не дает ей удаляться. Вот, смотрите. 
Демонстрация: Царица космоса демонстрирует силу притяжения Луны к Земле. Объясняет детям, что она играет роль Земли. Кидает мячик на резинке, резинка натягивается, мячик возвращается обратно. Это сила притяжения сделала Луну вечным спутником Земли. 
Царица космоса показывает детям круги разных размеров одного и цвета и просит показать, какой из них по размерам соответствует Луне, какой Земле, а какой Солнцу. Уточняет, что Луна гораздо меньше Солнца и меньше Земли. Затем Царица космоса вновь предлагает детям взглянуть на свои аппликации "Солнечная система" и определить, что же расположено от Земли дальше, Луна или Солнце. 
Царица космоса. Ребята, хочется вам посмотреть поближе, что же там есть на Луне? Давайте туда слетаем. Прямо в этой одежде полетим? Почему нет? Что необходимо надеть для космического путешествия? Чтобы полет прошел удачно, вот вам всем по волшебной звездочке. Они вам помогут в полете. Итак, закрываем глаза и произносим заклинание: 
10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, в звездный космос полети. 
Игра на воображение: Царица космоса спрашивает детей, что они наблюдают вокруг себя во время полета. (Дети фантазируют с закрытыми глазами). Внимание, приготовьтесь, прилуняемся! (Дети открывают глаза и видят перед собой или макет, или изображение лунной поверхности). 
Царица космоса. Поверхность Луны покрыта мельчайшим песком, лунной пылью, вот такой (показывает). Затем выкладывает два листа ватмана с нарисованными на нем кругами и предлагает детям насыпать на оба круга "лунную пыль". Царица космоса пальцами делает в песке углубления и объясняет, что эти следы оставили космонавты, высаживавшиеся на поверхности Луны. 
Царица космоса. Дело в том, ребята, что на Луне совсем нет воздуха. А мы с вами знаем, что ветер – это движение воздуха. Если бы на Луне дул ветер, то эти следы... Давайте посмотрим, что с ними произошло бы. Как можно создать ветер? Верно, подуть. Дети дуют, следы исчезают. Теперь взглянем на соседний лист. Вследствие того, что на Луне нет ветра, следы космонавтов останутся на ней навсегда. 
Царица космоса. А еще на поверхности луны есть высокие горы, гораздо выше, чем на Земле (ставит пластилиновые горы на макет) и глубокие ямы (кратеры). Таких глубоких впадин нет на Земле. Ученые выяснили, что они образовались от падения метеоритов на поверхность планеты. Давайте попробуем посмотреть, как это происходит. 
Опыт: 
Воспитатель раздает детям камни и сообщает, что это метеориты. Предлагает воспроизвести процесс падения метеоритов, кидая камни в емкость с "лунной пылью" 
(песок можно немного смочить водой). От падения камней образуются ямки. 
Царица космоса. Наблюдали вы за Луной? Всегда ли мы видим Луну в виде полного круга? А Солнце? Задумывались ли вы, почему так происходит? (как правило, дети затрудняются ответить на этот вопрос). Тогда Царица космоса объясняет, что Солнце, как электрическая лампочка, само излучает свет, а Луна лишь отражает свет солнца. Предлагает продемонстрировать опыт. 
Опыт: 
Опыт проводится в затемненной комнате. Фонарик играет роль солнца. Мячик небольшого размера является моделью Луны. Один из детей держит модель Луны в руках. Когда фонарик не включен 
(Солнце не светит на видимую с Земли поверхность Луны), дети не видят "Луну". Как только фонарик включается, (Солнце светит на видимую с Земли поверхность Луны) дети видят "Луну" в виде полного круга. 
Царица космоса. На Луне нет не только воздуха, но и воды. Подумайте, обитают ли там живые существа? Почему? 
Так как Луна притягивает к своей поверхности слабее, чем Земля, то вы свободно смогли бы на Луне поднять вот такой стол 
(показывает на стол или что-то другое). На Луне вы без лишних усилий, просто подпрыгнув, смогли бы коснуться рукой этого потолка. Также просто оттолкнувшись, смогли бы прыгнуть в длину на 10-20 м (от одной стены комнаты до другой). 
Царица космоса. Вы мне уже говорили, что мы видим Луну по-разному. Иногда мы совсем не видим Луны на небе. Такой ее вид называется новолунием (Царица космоса помещает на фланелеграф черный кружок). Через несколько дней мы уже видим Луну вот такой (помещает на фланелеграф изображение следующей лунной фазы). Еще через несколько дней – вот такой (помещает изображение четверти растущей Луны). Царица космоса проводит от нее вниз черточку таким образом, чтобы получилась буква Р, и объясняет, что сейчас Луна растет. 
Утром вижу из окна, В небе ранняя Луна. Чтоб ее нам отличить, Нужно к полукругу Нам приставить палочку, Букву Р там получить. 
Еще через некоторое время мы видим Луну такой 
(помещает изображение полной Луны). Такой вид Луны называется полнолунием. Затем Луна будет уменьшаться и через некоторое время примет такой вид (помещает на фланелеграф изображение четверти убывающей Луны). Затем Лунный диск вновь будет уменьшаться и, наконец, примет такой вид (помещает изображение следующей фазы Луны). Останется от Луны лишь серп, похожий на букву С. Говорят, что Луна убывает, стареет. 
Плыл по небу Лунный серп, 
Серп склонялся на ущерб. 
И поэтому с небес 
Нам светила буква С. (Г. Сапгир) 
Закрепление: Дидактическая игра: "Космический путешественник". 
Ход игры. 
Царица космоса сообщает детям, что они могут отправиться в путешествие на Луну. Для любого путешествия необходимо взять с собой нужные вещи. Она выкладывает перед детьми набор картинок и предлагает указать, какие вещи могут пригодиться на Луне, а какие нет.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по обж в старшей группе детского сада

«Основы безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Перспективное планирование в образовательной области физическая культура, поможет эффективно сделать календарно- тематическое планирование....

Перспективное планирование по лепке в старшей группе.

Лепка- создание скульптуры из  пластилина, которая укрепляет руки ребенка, сначала дети лепят ладонями, затем видоизменяют форму пальцами.Пластилин позволяет передать форму предмета, объем, строе...

Перспективное планирование (образовательная область "Здоровье") старшая группа

Перспективный планОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ЗДОРОВЬЕ»Приобщаем к здоровому образу жизни, укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка(старшая группа)Задачи воспитания и развития детей1.Способств...

Перспективное планирование по ОБЖ в старшей группе

Перспективное планирование по ОБЖ в старшей группе 2012-2013 годМе-сяцыСодержание работы (по неделям)      СЕНТЯБРЬ  1 неделя«Правила поведения в д/с и в групп...

Перспективное планирование экологического кружка в старшей группе "Лесовичок"

Перспективное планирование работы кружка по месяцам. Так как я работаю в логопедической группе, где вся работа ведется по лексическим темам, то старалась работу кружка привязывать к этим т...

Перспективное планирование по ФЭМП в старшей группе на 2019 – 2020 учебный год (Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2017 г. – 80 с.)

Перспективное планирование по ФЭМП в старшей группе на 2019 – 2020 учебный год(Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М....