Перспективный по экологии в старшей группе
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_po_ekologii_starshaya_gr.docx | 70.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Старшая группа (5-6 лет)
Цель:
Углублять природоведческие знания, развивать поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи:
Формировать знание о человеке как части природы и окружающего мира в целом.
Учить выделять новые качества и свойства природных компонентов, устанавливать черты сходства и различия между объектами живой природы.
Научить приёмам составления плана детского сада, улицы, вычерчивания маршрута движения и развивать навыки, умения ориентирования на местности; закрепить навыки и умения правил поведения в окружающей среде.
Формы проведения занятий:
Беседа с использованием иллюстративного материала, с демонстрацией опытов, слайдов, диафильмов и видеофильмов, наблюдения, экскурсии, игры (спортивные, подвижные, дидактические: головоломки, «Кто это, что это?», «Третий лишний», сюжетно-ролевые игры).
1. Книга Природы раскрывает свои тайны
Условия жизни на Земле. Это удивительное вещество – вода! Учимся изучать и разгадывать секреты природы (наблюдение за состоянием погоды). Грозовые явления природы (природные катастрофы). Катастрофы, возникающие под влиянием хозяйственной деятельности человека. Почему происходит смена дня и ночи, времён года. Тайны космоса. Экосистемы (пустыня, тундра, джунгли, степь, поле, лес, луг, море).
2. Загадки в мире растений и животных
Значение растений в жизни человека: очищают воздух, лечат, используют как продукт питания. Изменения растений в связи со сменой времени года. Разнообразие растений в экосистемах: луга, леса, поля, моря, озера, болота, пустыни и др. Способы размножения. Среда обитания.
Растения обитают в годах и пещерах, в овраге, на деревьях и пнях. Разнообразны способы питания, опыления.
Внутреннее строение животных. Поведение и повадки животных. Что общего в строении и поведении животных и человека. Способы приспособления к среде обитания. Группы животных: травоядные, хищники, всеядные.
3. Друг походный за спиною…
Правила передвижения (направляющий, замыкающий). Нормы и правила хождения в природном окружении (по склону, в лесу, у реки и т.д.).
Дороги имеются – ехать нельзя… Топографическая карта, простейшие топографические знаки. Составление плана детского сада, улицы. Вычерчивание маршрута – сложной ломаной линии, стороны света. Работа с планом детского сада и прилегающей территории: игры – состязания на местности «Найти клад», «Где находится…?» и др., дидактические игры (кубики, лото, мозаика, «Что лишнее» и др.).
4. Книга Природы просит о помощи
Составление детьми «Красной книги» родного края (редко встречающиеся растения). Забота о растениях и животных. Участие в охране растений и животных.
Организация отдыха на природе, особые места для отдыха, нормы и правила поведения на природе.
Выполнение норм и правил поведения на природе: побочного природопользования – сбора дикорастущих растений и грибов; жизнеобеспечивающих – обращение с огнём, обращение с дикими животными – в период насиживания с детёнышами, с насекомыми, земноводными.
5. Мы раскроем все тайны
Постоянно наблюдаем и изучаем. Природа – наш друг; источник нашего познания, отдыха и наслаждения. Откуда мы узнаём о природе: наши любимые книги о природе.
Почему не заросла «рана» от костра? … - встреча со знакомым кострищем. Почему образовался овраг? Оформление своих наблюдений, впечатлений о прочитанной книге, просмотренном фильме в «Жалобную Книгу Природы». Экологические праздники.
5.3. Планирование работы на экологической тропе в старшей группе
СЕНТЯБРЬ
ЗАДАЧИ
1. Формировать представление о первом периоде осени как времени года (стало холоднее, увеличилось количество дождливых дней; созрели овощи и фрукты; люди стали по-другому одеваться). Развивать умения самостоятельно находить первые признаки осени, устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе (частые дожди способствуют росту грибов в лесу; похолодало — первыми спрятались насекомые).
2. Обобщать знания детей о живом объекте на примере животных (дышит, двигается, питается, растет, размножается).
3. Формировать интерес к человеку как биологическому объекту. Устанавливать связи между внешним строением человека и его образом жизни.
4. Развивать умственную операцию «сравнение» и доказательную речь.
5. Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ
Наблюдения (Приложение №1)
• Наблюдения за трудом взрослого на огороде. Обратить внимание детей, как взрослые убирают с огорода овощи. Поддерживать стойкий интерес к наблюдениям.
• Наблюдения за сезонными явлениями. Обратить внимание на дующие прохладные ветры, приносящие дожди и пасмурную погоду. В сентябре бывают грозы, несущие холодные дожди (вспомнить признаки грозы). Обратить внимание на утренние туманы и росы и объяснить причину этих явлений (большая разница между дневной и ночной температурой воздуха).
• Наблюдения за рябиной. Обратить внимание на изменения цвета листьев у рябины. Дать характеристику поверхности листьев. Показать плоды рябины. • Наблюдения за насекомыми (стрекоза). Обратить внимание, что насекомых стало меньше, объяснить почему, куда они исчезли предложить поискать насекомых на участке.
• Наблюдение за птицами. Обсудить с детьми, почему птицы улетают. По наблюдать за скворцами, которые собираются в стаи.
Опыты (Приложение №2)
• Опыт. «Как увидеть движение воды через корешки?»
Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции.
Материалы. Черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.
Процесс. Дети рассматривают черенки герани или бальзамина с корешками, уточняют функции корешков (они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу). А что еще могут брать корешки из земли? Предположения детей обсуждаются. Рассматривают пищевой сухой краситель – «питание», добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что должно произойти, если корешки могут забирать не только воду (корешок должен окраситься в другой цвет). Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают в виде дневника наблюдений. Уточняют, что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества (растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества).
Итоги. Корешок растения всасывает вместе с водой и другие вещества, находящиеся в почве.
Беседы (Приложение №3)
«Витамины и здоровый организм», «Наряды матушки – земли», «Насекомые – польза и вред», «Как мы дежурим в уголке природы», «Осторожно: грибы и растения на участке детского сада», «Начало бабьего лета – это праздник Осенины».
Труд в природе (Приложение №4)
В уголке природы: уход за комнатными растениями (полив, удаление пыли, рыхление почвы, умение при уходе пользоваться картотекой потребностей растений). Мытьё комнатных растение; зелёный десант на комнатные растения; пересаживание комнатные растения
В природе: уборка мусора на участке; уборка огорода; подготовка кустарника к зиме; сбор семян и природного материала.
Экологические игры (Приложение №5)
«Что в корзинку мы берём», «Вершки — корешки», Игра с мячом «воздух, земля, вода», «Угадай, что в мешочке?», «Выбери нужное», «С какой ветки детки?»
Чтение художественной литературы
П. Вяземский «Осень»; А. Майков «Пейзаж»; Н. Павлова «Растения осенью»; А. Прокофьев «Рябины»; Е. Благинина «Рябина», «Осень»; Ю. Тувим «Овощи»; О. Дриз «Новость в узелке»; Г. Глушнев «Черепаха»; Ф. Лев «Пять дней из жизни черепахи».
Фольклор (Приложение №6)
Пословицы и поговорки о явлениях природы в сентябре, народные приметы, загадки об овощах и фруктах.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
Уголок природы
Внести модели строения растений; модели рассказов об овощах и фруктах; муляжи овощей и фруктов; иллюстрации с изображением сбора урожая.
Книжный уголок
Подбор литературы осенней тематики согласно указанному перечню.
Дидактические игры (Приложение №5)
«Зоологическое лото», «Давайте поселим зверей в наш лес»
Уголок художественно-творческой деятельности
Создать условия для поделок из природного материала, предложить детям обводки трафаретов овощей, фруктов, грибов, кустарников, деревьев; выкладывание аналогичных силуэтов на панно; рисование контуров по точкам.
Уголок экспериментальной деятельности
Поместить емкости (небольшие подносы, миски) с водой и разнообразные корнеплоды.
ОКТЯБРЬ
ЗАДАЧИ
1. Продолжать формирование представлений о втором периоде осени — золотая осень (дальнейшее похолодание, первые заморозки, сокращение светового дня, холодные затяжные дожди, расцвечивание листьев).
2. Развивать умение устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием воды (через опыты).
3. Познакомить детей с составом почвы (через опыты).
4. Закрепить представление о приспособлении растений и животных к осенним изменениям (листья желтеют и опадают почему?; перелетные птицы улетают на юг, зимующие — ближе к человеческому жилью; отмирают наземные части некоторых растений).
5. Расширять представления о многообразии неживой природы: реки и их характерные признаки.
6. Продолжать формировать познавательный интерес к человеку (познакомить детей с особенностями зрения).
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ
Наблюдения (Приложение №1)
• Наблюдения за муравьями. Обратить внимание, что насекомых стало меньше, объяснить почему, куда они исчезли предложить поискать насекомых на участке.
• Наблюдения за облаками. Все чаще серое, кажется низким, сплошь покрыто тяжелыми тучами, облаками быстро передвигающимися по нему. Выяснить причину быстрого движения туч.
• Наблюдения за почвой. Опыт по знакомству со свойствами почвы: имеет разный состав (глинистая, песчаная, чернозем). Цель: подвести детей к пониманию того, что почва имеет неоднородный состав. Содержание. В три стеклянные банки насыпать различную почву, залить водой, взболтать. Дети увидят, что песок скоро осядет, глина долго будет находиться в воде в виде муки. Предложить детям оставить следы на песчаной и глинистой почве. Сделать выводы о том, что песок пропускает воду, а глина задерживает. В третьей банке всплывут оставшиеся в почве корешки растений. Обратить на них внимание детей, уточнить, что через корни растения впитывают из почвы питательные вещества и влагу.
Опыты (Приложение №2)
• Опыт с водой «Вода при замерзании расширяется».
Цель: показать зависимость состояния воды от температуры воздуха. Содержание. В две банки налить одинаковое количество воды. Одна банка в холодный день выносится на улицу, другая — остается в группе. Вместе с детьми измерить температуру воздуха на улице, в группе. Определить причину замерзания воды.
• Наблюдения за птицами. Наблюдать, какие птицы остаются зимовать (воробьи, галки, вороны — всеядные); отметить, что все чаще можно увидеть лесных воробьев с белой полоской на крыле, на зиму они перелетают ближе к людям — подкормиться.
Беседы (Приложение №3)
«Не играй с бродячими животными», «Зимние встречи», «Празднование Покров», Всемирный день животных, Всемирный день пернатых друзей.
Труд в природе (Приложение №4)
В уголке природы: опрыскивание комнатных растений; рыхление почвы у комнатных растений; пересаживание комнатных растений.
В природе: перекапывание грядок; сбор лекарственных растений.
Экологические игры (Приложение №5)
«Природа и человек», «Чудесный мешочек», «Полезные – не полезные», «Узнай и назови», «Назовите растения», «Весной, летом, осенью», «Сложи животного» «Что из чего сделано?»
Чтение художественной литературы
В. Бианки «Месяц полных кладовых», «Зима скоро»; А. Майков «Осень»; А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила»; К. Бальмонт «Осень»; А. Блок «Осенний день высок и тих»; С. Есенин «Отговорила роща золотая...»; И. Бунин «Осень в чаще леса»; А. Барто «Перед отлетом»; «Прощание с журавлями»; Е. Благинина «Улетают — улетели»; М. Пришвин «Последние грибы», «Птицы и листья»; В. Дацкевич «От зерна до каравая».
Фольклор (Приложение №6)
Загадки об осенних явлениях природы; считалки; потешки о домашних животных; загадки о хлебе.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
Уголок природы
Модели признаков домашних животных, модели ухода за растениями. Гербарий злаковых растений, готовые хлебные изделия.
Книжный уголок
Подборка литературы, иллюстрации осенней тематики.
Дидактические игры (Приложение №5)
«Зоологическое лото», «Давайте поселим зверей в наш лес»
Уголок художественно-творческой деятельности
Обводка детьми трафаретов домашних животных, их раскрашивание, рисование контуров растений и животных по точкам, использование книжек-раскрасок.
Уголок экспериментальной деятельности
Поместить емкости с почвой, глиной, песком, емкость с водой, палочки либо пластмассовые ложки для самостоятельных опытов.
НОЯБРЬ
ЗАДАЧИ
1. Закрепить представление о последнем периоде осени. Ноябрь — это ворота зимы. (Дольше идет часто со снегом; средняя температура становится ниже О°С. Наблюдения за термометром; дуют холодные ветры. Ввести понятие «снеговей».)
2. Развивать умение устанавливать связи между продолжительностью дня и ночи и освещением (почему ноябрь называют «сумерки года»).
3. Формировать представления об образе жизни зверей в лесу (внешний вид, повадки).
4. Развивать умственную операцию «сравнение», умение составлять описательные рассказы.
5. Воспитывать вдумчивое, осознанное отношение к животным и растениям.
6. Продолжать формировать познавательный интерес к человеку (органы чувств — слух).
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ
Наблюдения (Приложение №1)
- Наблюдения за деревьями. Рассмотреть ель. Подвести детей к выводу, что хвоя выполняет функцию листьев. Предложить подумать, почему зимой хвоя не опадает, как листья у лиственных деревьев. По рассуждать с детьми, почему октябрь называют «золотым периодом» осени. Обратить их внимание на то, что после первых заморозков начнется листопад; полюбоваться этим явлением. Предложить детям самостоятельно объяснить, почему облетают листья.
- Продолжить наблюдения за солнцем: светит все реже, поднимается невысоко. В ноябре короткие дни и длинные ночи. Ноябрь — сумерки года (обсудить с детьми, почему так говорят).
Во время заморозков появляется изморозь (это появление ледяных корок на деревьях, на земле и на всех предметах). Иногда она игольчатая. Сравнить изморозь с инеем (иней на земле, на траве). Иней образуется так же как и роса. Он может быть и летом, т. к. это кристаллы воды (роса, когда температура воздуха выше О°С).
• Наблюдение за листопадом. Растения приготовились к зиме. Деревья стоят без листьев, но почки есть. Обратить их внимание на то, что после первых заморозков начнется листопад; полюбоваться этим явлением. Рассмотреть почки по форме, величине, цвету. Объяснить, что деревья уже не растут, находятся в покое.
• Наблюдения за птицами. Уточнить, какие птицы остались зимовать, понаблюдать, кто из них прилетает к кормушке. Обратить внимание детей, что птицам все труднее добывать корм; обсудить, как можно помочь.
Акция «Покормим птиц» (о родном крае)
Акция «Поможем зимующим птицам» стала уже традиционна в нашем детском саду. Она проводится в декабре и продолжается на протяжении всей зимы.
Цель. Приучать детей заботится о птицах, наблюдать за ними, испытывать радость от знания, что, делясь крохами, можно спасти птицу от гибели. Дать детям элементарные знания, чем кормить птиц зимой. Воспитывать доброе отношение к птицам.
Опыты (Приложение №2)
• Опыт. «Где лучше расти»
Цель: установить необходимость почвы для жизни растений.
Содержание: Влажные бумажные салфетки поместить в коробку и высыпать на них семена кресс-салата. Салфетки постоянно поддерживать влажными.
Часть семян поместить в почву. Понаблюдать с детьми, где лучше и быстрее будут прорастать семена. Сделать выводы о необходимости почвы для роста растений.
Беседы (Приложение №3)
«Труд людей осенью», Беседа об осеннем лесе», Беседа об осени», Беседа о зимующих и перелётных птицах».
Труд в природе (Приложение №4)
В уголке природы: уход за крупнолистными растениями; уход за листьми растений; черенкование растений.
В природе: полив клумб и грядок; наведение порядка на участке, сбор веток; коллективная очистка от снега и мусора; уборка участка детского сада от мусора.
Экологические игры (Приложение №5)
«Угадай – кА», «Съедобные – не съедобные», «Назови три предмета», «Кто где живёт», «Летает, плавает, бегает», «Цепочка», «Что было бы, если из леса исчезли …», «Ходят капельки по кругу».
Чтение художественной литературы
В. Бианки «Месяц зимних гостей», «Смотрины зимы»; Л. Кубарев «Кому, где тепло?»; С. Есенин «Нивы сжаты»; Н. Сладков «Синичкин запас», «Почему ноябрь пегий»; А. Пушкин «Дни поздней осени...»; Е. Чарушин «Собака», «Лиса»; А. Барто «Лиса Б. Заходер «Лиса и крот»; В. Сухомлинский «Старый пес»; Т. Снегирев «Топ».
Фольклор (Приложение №6)
Загадки о домашних и диких животных, скороговорки, поговорки.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
Уголок природы
Поместить модели, закрепляющие понятия «звери дикие и домашние»; модели, обозначающие уход за домашними животными.
Книжный уголок
Иллюстрации (лиса, собака), всю литературу согласно указанному перечню.
Уголок художественно-творческой деятельности
Поощрять желание детей изображать животных (обводки, трафареты, книжки-раскраски).
Дидактические игры (Приложение №5)
«Наряды матушки – земли», «Овощи и фрукты»
Уголок экспериментальной деятельности
Поместить бумажные салфетки, ящик с почвой, пустую коробочку, семена кресс-салата и овса.
ДЕКАБРЬ
ЗАДАЧИ
1. Формировать представление детей о первом периоде зимы (обсудить, почему декабрь называют полночью года). Установить связь между продолжительностью дня и ночи и освещенностью.
2. Закрепить представление о снеге как особом состоянии воды (обсудить различные состояния).
З. Познакомить с защитными свойствами снега (опыт). Выяснить причину замерзания воды в лужах, реках. Определить постепенность замерзания (где быстрее замерзнет — в луже или реке?).
4. Учить устанавливать связи между явлениями неживой природы и живой на примере зимующих и перелетных птиц (куда улетели перелетные птицы, почему; особенности поведения зимующих).
5. Закрепить представление о дифференцированной потребности растений во влаге. Учить определять температуру воздуха, используя термометр. Развивать умение сравнивать живые объекты природы. Воспитывать интерес к исследовательским действиям.
6. Продолжать формировать познавательный интерес к человеку: как человек приспособился к жизни в зимних условиях.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ
Наблюдения (Приложение №1)
- Наблюдения за ветром и осадками. Во время сильного ветра понаблюдать за перемещением снега, установить, почему глубина снега в разных местах разная. Рассказать детям о снегозадержании на полях, вдоль железной дороги. Наблюдение за снегопадом при вечернем освещении (в свете фонарей). Установить зависимость между температурой воздуха и агрегатным состоянием снега с помощью термометра (липкий, рассыпчатый, сухой).
- Наблюдения за птицами во время кормления. Отметить общее и различное в поведении птиц в различную погоду, предложить понаблюдать, как себя ведут птицы у кормушки, учить отличать их по следам, голосам, способу передвижения по земле.
- Наблюдения «Зимние явления в природе» Закрепить представление о снеге как особом состоянии воды (обсудить различные состояния). Развивать умение самостоятельно выделять и называть основные признаки глубокой зимы (снегопад, мороз, вьюга, метель, поземка), учить выделять признаки сходства и различия этих явлений.
Опыты (Приложение №2)
• Опыт. «Зависимость таяния снега от температуры»
Цель.
Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.
Ход: 1) В морозный день предложить детям слепить снежки. Почему снежки не получаются? Снег рассыпчатый, сухой. Что можно сделать? Занести снег в группу, через несколько минут пытаемся слепить снежок. Снег стал пластичный. Снежки слепили. Почему снег стал липким?
2) Поставить блюдца со снегом в группе на окно и под батарею. Где снег быстрее растает? Почему?
Вывод: Состояние снега зависит от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее тает снег и изменяет свои свойства.
• Опыт. Какие свойства?
Цель: Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.
Игровой материал: Емкости со снегом, водой, льдом.
Ход игры: Взрослый предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лед, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет, если их соединить (снег и лед растают); сравнить, как изменяется в соединении свойства: воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает), воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет цвет), снега и льда (не взаимодействуют). Дети рассуждают, как сделать лед непрозрачным (измельчить его).
Беседы (Приложение №3)
«Как зимуют дикие звери», Беседа «Кто как зимует», «Как живут растения зимой», «Прогулка в зимний лес»
Труд в природе (Приложение №4)
Труд в уголке природы: труд в уголке природы; полив комнатных растений; рыхление почвы у комнатных растений; посадка лука на подоконник.
Труд в природе: кормление птиц; подметание дорожки ведущей к участку; сбор камней на участке.
Экологические игры (Приложение №5)
«Я знаю», «Что это такое», «Узнай птицу по силуэту», «Где снежинки», «Опиши, я отгадаю», «Кто быстрее найдёт берёзу, ель, дуб», «Опиши овощи и фрукты», «Что изменилось»
Чтение художественной литературы
В. Бианки «Месяц белых троп», «Первый снег», «Книга зимы», «Волчья хитрость», «Большая собака и волк»; «Лисичка-сестричка и серый волк» (русская народная сказка); И. Бунин «Первый снег»; А. Стрижев «декабрь»; А. Клыков «Зимой под водой»; С. Маршак «Это — снежная страница»; В. Архангельский «Летят пушистые снежинки»; Н. Сладков «Жалобная книга»; Г. Скребицкий «На лесной полянке»; З. Александрова «Новая столовая»; Л. Толстой «Белка и волк», «Волк и собака»; А. Чехов «Белолобый>.
Фольклор (Приложение №6)
Загадки о снеге, пословицы и поговорки о природных явлениях в декабре. Народные приметы, народный календарь. Загадки о волке.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
Уголок природы
Модели, закрепляющие понятие «звери», иллюстрации с изображением волка (стая, движение, волчий след); растения и модели ухода за растениями.
Книжный уголок
Рассматривание книг и иллюстраций о зиме.
Уголок художественно-творческой деятельности
Закрепить все полученные знания (книжки-раскраски, обводки, штриховка, разные картинки, кубики, рисование по точкам, выкладывание силуэтов на фланелеграфе).
Дидактические игры (Приложение №5)
«Чей след», «Приготовь зайку и белочку к зиме»
Уголок экспериментальной деятельности
После прогулки выложить кусок льда, баночку с плотным, утрамбованным снегом, баночку с рыхлым снегом. Понаблюдать, в какой баночке быстрее образуется вода. Сделать выводы. Отметить, что вода будет непрозрачной, мутной. Обсудить с детьми, почему.
ЯНВАРЬ
ЗАДАЧИ
1. Развивать умение самостоятельно выделять и называть основные признаки глубокой зимы (снегопад, мороз, вьюга, метель, поземка), учить выделять признаки сходства и различия этих явлений. Продолжать наблюдения за снегом. С помощью лупы установить взаимосвязь между состоянием погоды и формой снежинок (крупные снежинки, крупа, снежные хлопья).
2. Расширить и уточнить представления детей о приспособлении растений и животных к зиме.
З. Воспитывать интерес к народному календарю, учить определять погоду по приметам.
4. Формировать познавательный интерес к человеку. Познакомить с обонянием (для чего человеку нос).
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ
Наблюдения и опыты Приложение №1
• Продолжить наблюдения за состоянием погоды и снега. Развивать умение самостоятельно распознавать и называть снегопад, поземку, мороз, вьюгу, иней. Учить детей сравнивать эти явления, находить сходство и различия. Рассматривание разных снежинок в разную погоду. Показать детям разнообразие снежинок в зависимости от температурных условий: в мороз — отдельные снежинки, в теплую погоду — хлопья, при похолодании — в виде крупы. Объяснить, почему скрипит снег (ломаются снежинки). Вернувшись с прогулки, зарисовать снежинки.
• Определение погоды по приметам. Обсудить с детьми народные приметы: дым из трубы столбом — к морозу; дым стелется — к оттепели; собаки валяются в снегу — к метели; птица хохлится — к непогоде; ярко сверкают звезды — к морозу.
• Наблюдения за птицами. Отметить общее и различное в поведении птиц в различную погоду, предложить понаблюдать, как себя ведут птицы у кормушки, учить отличать их по следам, голосам, способу передвижения по земле.
Приложение №2
• Опыт. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды (вода превращается в лед при низких температурах).
Опыт. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника тепла. Наблюдать за таянием снега на руке в морозный день. Наблюдать за таянием снега на руке в варежках.
Беседы. Приложение №3
Беседа о зиме и её явлениях « Белоснежная красавица», Беседа
« Причуды Матушки –зимы»
Труд в природе Приложение №4
В уголке природы: наблюдения за растениями, ориентируясь на сигнальные признаки; посев петрушки и укропа.
В природе: подкормка птиц, ремонт и изготовление новых кормушек; уборка снега на участке, оказание помощи малышам; расчистка и заливка дорожек для катания. Конкурс на лучшую постройку из снега. Украшение елки цветными льдинками.
Экологические игры Приложение №5
«Кто где живет?», «Ухаживаем за растением », «Найдите, что опишу», «Карлсон выращивает овес», «Айболит осматривает комнатные растения», , «Найдите и покормите зимующих птиц».
Чтение художественной литературы
В. Бианки «Синичкин календарь», «Холодно в лесу, голодно!», «Кто сыт, тому холод не страшен»; К. Ушинский «Почему опустел лес», «Проказы старухи зимы»; Н. Сладков «Зимний запас»; Э. Шим «Медведь и сорока»; Э. Мошковская «Крик»; Ю. Прокопович «Раненые деревья»; И. Полуянов «Шепот снегов»; Л. Чарская «Зима»; С. Есенин «Заметает пурга...», «Заколдован невидимкой», К. Бальмонт «Снежинка», В. Берестов «Гололедица», С. Маршак «Вьюга, снежная пурга...»; Т. Нуждина «Чудо — всюду» (белка, волки, медведь); Е. Чарушин «Медвежонок»; Т. Белозеров «Кувшинка».
Фольклор Приложение №6
Загадки о зимних явлениях в природе, поговорки о январе, потешки, народный календарь на январь, народные январские приметы.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
Уголок природы
Иллюстрации с изображением зверей в зимнем лесу, модели понятия «звери», модели понятия «живое растение», модели, закрепляющие последовательность посадки растений.
Книжный уголок
Иллюстрации, книги о животных наших лесов, литература согласно указанному перечню.
Уголок художественно-творческой деятельности
Книжки-раскраски, обводки, трафареты, рисование по точкам лесных обитателей. Выкладывание изображений животных и растений на фланелеграфе и панно. Разрезные картинки, кубики. Лото «Звери», «Птицы», «Деревья».
Уголок экспериментальной деятельности
Опыт «Зависимость таяния снега от температуры»
Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.
Опыт «Как работает термометр»
Посмотреть, как работает термометр.
Опыт «Может ли растение дышать?»
Выявит потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.
Опыт «Есть ли у растений органы дыхания?»
Определить, что все части растения участвуют в дыхании.
ФЕВРАЛЬ
ЗАДАЧИ
1. Формировать у детей представление о феврале как о заключительном месяце зимы. Развивать умение выделять первые признаки весны (длительные оттепели, образование сосулек, таяние снега на открытых местах, прибавка светового дня, заканчивается глубокий покой у деревьев и кустарников). Оживление среди птиц.
2. Развивать умение устанавливать взаимосвязь между живой и неживой природой через исследовательскую деятельность (необходимость тепла, света, влаги для роста растений).
З. Развивать умственную операцию «сравнение» через нахождение сходства и различия между объектами природы.
4. Расширять представление детей о приспособлении животных к среде обитания.
5. Развивать у детей познавательный интерес к человеку через формирование элементарных знаний о нервной системе.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ
Наблюдения и опыты Приложение №1
• Продолжение наблюдений за снегом, формировать представления об изменениях, происходящих со снегом в конце зимы.
• Наблюдение за облаками: светлее облака; вечером еще светло, а на небе уже появляется луна.
• Наблюдения за сезонными изменениями в природе, уметь различать характерные приметы конца зимы (первая капель), узнавать их приметы в поэзии;
• Продолжать наблюдение за пернатыми друзьями ,закреплять представление о птичьем мире, знать их характерные особенности
Наблюдения за деревьями, закреплять знания о них, развитие умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Приложение №2
• Опыт. Закрепить с детьми понятие ветра - движения воздуха. Разъяснить детям наглядно- что такое ветер, откуда он возникает, как измерить его силу и направление.
• Опыт . Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды (вода превращается в лед при низких температурах).
- Опыт. Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется.
Беседы Приложение №3
« Путешествие в зимний лес» « Красная книга- о чем она рассказывает» (познакомить с редкими растениями и животными России , Кубани и назначением Красной книги), «Наши пернатые друзья»
Экологические игры Приложение №4
«Что сначала, что потом?» «Когда это бывает?» «Четвертый лишний» Игра с мячом «Воздух, земля, вода» , «Выбери нужное.», «Назовите растение» , «Где снежинки?»
Чтение художественной литературы
В. Волина «Последний месяц зимы»; Л. Дьяконов «Февральская сказка»; В. Бианки «Месяц дотерпи до весны», «Невтерпеж», «Кому законы не писаны Е. Кохан «Сугроб»; З. Александрова «До свидания, зима»; Г. Скребицкий «На пороге весны»; С. Маршак «Зебры», «Жираф»; Р. Киплинг «Слоненок»; С. Егоров «Жираф»; Е. Котенева «Кенгуру»; Е. Серова «Крокодил»; Б. Заходер «Слон», «Страус»; Т. Нуждина «Чудо — всюду» (верблюд, жираф, кенгуру, крокодилы, слон, сосульки); Б. Житков «Про слона», «Про обезьянку»; С. Сахарнов «Что я видел в Танзании»; В.Дуров «Мои звери»; В. Чаплина «Кинули», «Фомка белый медвежонок»; С. Баруздин «Рави и Шаши».
Фольклор
Февральские народные приметы; загадки о зимних явлениях природы; поговорки; народный календарь.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
Уголок природы
Иллюстрации с изображением животных жарких и холодных стран; модели, закрепляющие понятие «звери», потребности растений для роста.
Книжный уголок
Подбор книг, иллюстраций с изображением различных признаков последнего месяца зимы (метель, вьюги, сосульки и т.п.).
Уголок художественно-творческой деятельности
Книжки-раскраски, трафареты, рисование по точкам зверей жарких стран и севера, коллективное рисование на доске творчества «север» и «пустыня».
Уголок экспериментальной деятельности
Поместить луковицы в банки для самостоятельных опытов детей.
МАРТ
ЗАДАЧИ
1. Формировать представление детей о марте как о месяце пробуждения природы; развивать умение замечать новые изменения в неживой природе (увеличение светового дня, появление капели, первых проталин, первых кучевых облаков), формировать представление о ледоходе. Развивать умение устанавливать связи между этими изменениями и положением солнца, между живой и неживой природой (оживление комнатных растений, появление на проталинах первоцветов; изменяется поведение птиц: воробьи чирикают, устраивают дуэли, поют синицы, прилетают с юга грачи и скворцы).
2. Развивать умственную операцию <обобщение» и систематизацию животных по разным признакам.
З. Формирование желания ухаживать за комнатными растениями и выработка необходимых для этого навыков (пересадка, подкормка растений).
4. Познакомить детей с черенкованием растений, со структурой этого трудового процесса.
5. Развивать умение выявлять причинно-следственные связи (круговорот воды в природе).
6. Формировать познавательный интерес к человеку: зачем человек питается?
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ
Наблюдения и опыты Приложение №1
• Наблюдение за сезонными изменениями ,формирование представлений о весенних изменениях в природе;
• Наблюдение за ивой , закрепление знания об иве, обращать внимание на то, что весной ива (верба) зацветает одна из первых.
• Наблюдение за поведением животных, систематизировать представления о жизни животных весной; отыскивать причины изменений в жизни животных, устанавливать причинно-следственные связи
Наблюдение за небом, облаками, продолжать формировать сознание единства земли и неба как основу целостного восприятия мира.
Наблюдение за высотой стояния солнца, закрепление знания о влиянии солнечной энергии на жизнь растений, животных и человека.
Наблюдение за капелью, закреплять знания об изменениях воды в зависимости от температуры; обучать исследовательским действиям.
• Наблюдение за птицами. Знакомство с трясогузкой.
• Наблюдение за таянием снега, обратить внимание детей на то, что весной по утрам на снегу часто образуется ледяная корочка — наст.
Приложение №2
Опыт . « Росток» Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.
Опыт. «Кому лучше?» Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.
Опыт. «Как образуется тень» Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.
Опыт. «Что растворяется в воде, а что нет» Подвести к выводу, что в воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются.
Опыт. « Можно ли увидеть воздух?» Подвести детей к пониманию и значению воздуха Воздух нам необходим, чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух.
Беседы Приложение №3
"Относись к своей планете правильно", «К нам пришла весна!», «Растение - живой организм», «В мире насекомых»
Рассматривание иллюстраций с изображением грачей. «Что такое туманы и облака», «Весенний лед» (чем он опасен).
Труд в природе Приложение №4
В природе: уборка участка от опавших веток, уборка снега, скалывание льда.
В уголке природы: пересадка комнатных растений, уход. Уход за посадками, рыхление, полив, подготовка к пикировке, пикировка.
Экологические игры Приложение №5
«Звуки», «Повтори», «Чудесный мешочек», «Наоборот», «Природа- не природа», «Найди нужное слово»
Чтение художественной литературы
Г. Скребицкий «Прощай, зима»; В. Бианки «Март»; Ф. Тютчев «Весенние воды»; Н. Заболоцкий «Оттепель после метели»; В. Корабельников «Голубые потоки весны М. Пришвин «Весна света и воды», «Земля показалась», «Первая песня воды»; В. Маяковский «Тучкины штучки»; Ф. Абрамов «На мартовском солнышке»; Т. Нуждина «Мать и мачеха», «Облака», «Пар», «Весна», «Воробьи», «Синицы».
Фольклор Приложение №6
Поговорки, пословицы, загадки о марте, народные приметы.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
Уголок природы
Иллюстрации с изображениями животных; модели, закрепляющие понятия «звери», «растения»; модели потребности растений для роста; модели, закрепляющие понятие «живая природа».
Книжный уголок
Иллюстрации с изображением признаков весны, книги с красочными иллюстрациями.
Уголок художественно-творческой деятельности
Трафареты, обводки, книжки-раскраски, рисование по точкам, материал для изготовления цветов из природного материала (пластилин, семена растений).
Уголок экспериментальной деятельности
Предложить детям разные сыпучие вещества для определения растворимости их в воде.
АПРЕЛЬ
ЗАДАЧИ
1. Развивать у детей умение самостоятельно находить новые признаки весны в неживой природе (изменение положения солнца и в связи с этим увеличение светового дня; образование луж; скопление кучевых облаков; увеличение количества ясных, солнечных дней). Обсудить с детьми, почему апрель называют месяцем «говорливой воды», «месяцем чистоты», «звенящим», «голубым», «лучистым». Доказать вместе с детьми, почему апрель называют месяцем пробуждения от спячки. Понаблюдать за появлением первоцветов, травки, установить причины разного места их произрастания. Понаблюдать первое цветение кустарников и деревьев (ольха, ива, орешник). Понаблюдать за обрезкой веток деревьев, обсудить для чего это делается.
Понаблюдать за появлением первых насекомых. Учить различать песни синицы, зяблика, крик грача, чириканье воробья.
Обсудить с детьми, почему апрель называют самым необычным месяцем (начинается снегом — заканчивается зеленой травой).
2. Развивать умственную операцию «обобщение», доказательную речь.
3. Формировать навыки посадки растений, интерес к труду в природе.
4. Продолжать формировать познавательный интерес к человеку (учимся беречь себя).
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ
Наблюдения и опыты
• Продолжать наблюдать за увеличением продолжительности «часового» дня, светового дня. Сравнить с прошлым месяцем. Наблюдения за солнцем. Оно поднимается значительно выше, чем в марте.
• Наблюдения за таянием снега и льда. Задание детям: определить, где снег и лед тают быстрее (на солнце или в тени). Почему утром на лужах лед, а днем он превращается в воду? Почему сосульки с солнечной стороны тают, а в тени — нет? Установить связь с температурой воздуха, используя термометр. Обратить внимание на образование луж, ручейков (игра с лодочками).
• Наблюдение за первыми весенними грозами. Обсудить с детьми, почему апрель называют месяцем «говорливой воды».
• Наблюдения за растениями. Выявлять признаки пробуждения растений (набухание почек). Учить узнавать растения по почкам. Цветение березы — сережки. Наблюдать за первым цветением кустарников (ольха, ива, орешник). Наблюдения за появлением первоцветов: цветение мать-и-мачехи. Обсудить особенности этого растения (листья появляются после того, как отцветут цветки). Предложить в пасмурный день найти цветы мать-и-мачехи, напомнить, что это лекарственное растение. При наблюдении за цветением березы уточнить знания детей о том, что сережки — это цветы.
• Наблюдение за птицами — прилет грачей; оживляются зимующие птицы, постройка гнезд. Учить различать голоса птиц.
• Наблюдения за насекомыми. Предложить детям найти насекомых. Установить связь между прилетом птиц и появлением насекомых. Подвести детей к выводу, что апрель — это месяц, когда все просыпается в живой и неживой природе.
Опыты с солнцем
Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги. Оборудование: таз, до краев наполненный водой, зеркальце, установленное в воде под углом 25 градусов; источник света (солнце или настольная лампа)
Опыты с магнитом
Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом, выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы, особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание
Опыты с растениями
Выявит потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. Установить наличие в листьях питания для растений и , что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.
Беседы
«Лес точно терем расписной», «Апрель — месяц бурного пробуждения и расцвета» , «Что такое ледоход?» (использование иллюстраций), «
Труд в природе
В уголке природы: подкормка комнатных растений, уход за посадками, пересадка комнатных растений. Уход за питомцами.
В природе: оказание помощи дворнику (побелка стволов деревьев, уборка веток); уборка участка от осенних листьев.
Экологические игры
«Наши друзья», «Все по домам!», «Прилетели птицы.», «Ходят капельки по кругу.», «Назовите растение»
Чтение художественной литературы
А. Шенченко «Гнезда», «Весна мастерица»; О. Иваненко «Сосулька»; А. Плещеев «Уж тает снег...»; С. Городецкий «Весенняя песенка», «Как птицы учились строить гнезда»; О. Мариничева «Апрель — водолей», «Первоцветы»; Л. Аким «Апрель»; В. Бианки «Апрель», «Лесной оркестр»; И. Беляков «Подснежник»; В. Волина «Наводнение», «Заяц на дереве»; Н. Некрасов «дед Мазай и зайцы».
Фольклор
Приметы, пословицы , загадки, стихи об апреле.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
Уголок природы
Поместить модели роста растений, потребности растений для роста; признаки весны.
Книжный уголок
Поместить репродукции картин А. Саврасова «Грачи прилетели», И. Левитана «Большая вода»; подборку книг с иллюстрациями: книги Н. Некрасова «дед Мазай и зайцы», Г. Зайцева «Уроки Мойдодыра». Иллюстрации с изображениями весенних птиц.
Уголок художественно-творческой деятельности
Предложить детям организовать выставку рисунков «Зима — весна» (сравнительные рисунки, отмечающие весенние изменения). Книжки-раскраски, обводки, трафареты птиц, первоцветов.
Уголок экспериментальной деятельности
Поместить горох, фасоль, бумажные салфетки, прозрачные банки. дети самостоятельно выбирают из предложенных семян: в банку плотно к стенкам кладут влажную салфетку; между салфеткой и стенками помещают замоченные фасоль или горох. Ежедневно в течение 10—12 дней наблюдают за происходящими изменениями: из боба сначала появляется корешок, затем стебелек.
МАЙ
ЗАДАЧИ
1. Продолжать формировать умение находить связи между изменениями в неживой и живой природе: увеличение количества осадков, много света и тепла, следовательно, бурно растут растения. Обучение сравнивать цветы мать-и-мачехи и одуванчика; сравнивать цветущие деревья по запаху и по строению цветов. У многих диких и домашних животных появляются детёныши. Обсудить с детьми, почему май называют праздником природы.
2. Развивать умение устанавливать временные и причинно-следственные связи, обучать последовательному и логичному рассказу.
3. Формировать умственную операцию «обобщение» через выделение существенных признаков живой природы.
4. Познакомить детей с закаливанием — средством здорового образа жизни.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ
Наблюдения и опыты
• Наблюдение за погодой, продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе в конце весны.
Наблюдение за облаками. Побуждать к высказыванию собственных догадок, предположений о причинах тех или иных явлений; закреплять знания о неживой природе.
• Наблюдение за грозой. Отметить, что в мае идут дожди. Учить видеть связь между весенним теплым дождем и пробуждением живой природы: мелкие листочки становятся крупнее, подрастает молодая травка, начинают цвести одуванчики, появляются дождевые черви. Объяснить, почему они появляются. Обратить внимание на последовательность цветения растений: мать-и-мачеха, ветреница, одуванчик, ландыш.
• Наблюдение за радугой. Продолжать формировать представление о радуге как части неживой природы.
Наблюдение за цветником . Расширять представления о цветнике весной; закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать.
• Наблюдение за птицами. Прилет ласточек; наблюдение за жизнью скворцов. Отметить, что птицы сидят на гнездах. Май — месяц прилета ласточек. Обсудить с детьми, почему ласточки прилетают последними (питаются мошками и комарами).
Наблюдение за одуванчиком. Развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, применения.
• Наблюдение за насекомыми. Насекомых с каждым днем становится все больше: комары, бабочки, жуки. Учить различать несколько видов бабочек (капустница и павлиний глаз).
Опыты.
Проведение опытов с растениями. Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции. Установить необходимость солнечного освещения для роста растений, как влияет солнце на растение, установить, как растение ищет свет.
Беседы
«Путешествие в мир лекарственных растений!» (дать представление о лекарственных растениях с использованием моделей), «Чем опасны ядовитые растения», «Красота леса», «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» (закаливание организма).
Труд в природе
В уголке природы: уход за питомцами, за растениями в группе.
В природе: уборка участка. На огороде — подготовка земли. В конце месяца посадка укропа, моркови и т. д. (в группе). Сбор растений для гербария.
Экологические игры
«Цветочный магазин», «Что сначала, что потом?», «Когда это бывает?», «Путешествие под водой», игра с мячом «Воздух, земля, вода», «Выбери нужное»,» Четвертый лишний. 2».
Чтение художественной литературы
Т. Нуждина «Гроза», «Молния — шар», «Радуга», «Вороний глаз», «Бабочка», «Комары», «Ласточка», «Муравьи», «Скворцы»; Н. Елкина «Май — цветень»; Г. Скребицкий «Счастливый жучок», «Зеленый шут»; Н. Павлова «Под кустом»; З. Александрова «Салют весне»; В. Степанов «Летающий цветок»; А. Фет «Бабочка»; К. Ушинский «Дружба»; Э. Шим «Заяц и крот»; Ф. Тютчев «Весенняя гроза»; В. Бианки «Май — месяц песен и плясок»; А Куклин «Отчего луг желтый»; М. Пришвин «Золотой луг»; А. Клыков «В воде».
Фольклор
Приметы, пословицы , поговорки. загадки и стихи о мае.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
Уголок природы
Поместить модели понятия «живое», рост одуванчика, гнездование, иллюстрации: весенние цветы, лесные птицы. Высадить в горшки первые весенние цветы: одуванчик мать и мачеху. На панно поместить картинки — модели, закрепляющие главные признаки весны.
Книжный уголок
Подбор литературы, репродукций картин майской тематики.
Уголок художественно-творческой деятельности
Раскраски, обводки, трафареты (птицы, цветы), квадраты цветной бумаги для изготовления подарков выпускникам (бабочка — техника оригами), композиция из природного материала — весна; на фланелеграфе выкладывание последовательности роста одуванчика.
Уголок экспериментальной деятельности
Поместить коллекцию насекомых, лупы. Дети через лупу рассматривают строение конечностей и тельца насекомых. Определяют, как насекомые могут помочь растениям в опылении (к конечностям и тельцу насекомых прилипает пыльца).
ИЮНЬ
ЗАДАЧИ
1. Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к ней.
2.Учить находить правильные ответы на вопросы.
3.Закрепить знание детей о животных, птицах, насекомых и растениях
Умению их классифицировать.
4.Развивать творческие способности детей, смекалку, сообразительность.
5.Воспитывать любовь к природе, интерес к познанию окружающего мира.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ
ИЮЛЬ
ЗАДАЧИ
- Обогащать знание детей таким содержанием, которое способствует накоплению представления об экосистеме «Природа», готовит к осмыслению понятия «Птицы».
- Показать детям экологическую нишу каждого в сообществе живых организмов, а также роль человека в жизни животных.
- Развивать интерес к живой природе.
- Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перспективное планирование занятий по экологии в старшей группе
планирование занятий по экологическому воспитанию для старшего дошкольного возраста...
Перспективное планирование дидактических игр по экологии в старшей группе
Перспективное планирование дидактических игр по экологии в старшей группеНазвание игры, программные задачиМесяцНазвание игры, программные задачи «Собери урожай» - научить детей разным способ...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ЭКОЛОГИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Программное содержание: Дать детям понятие о звуках и буквах, а также органах артикуляции. Учить произносить отдельные звуки и звукоподражание, понимать, что слова состоят из звуков, звучат по-р...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ЭКОЛОГИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Программное содержание: Познакомить детей с термином «слово». Учить различать звуки и слова. Дать понятие, что звуки сливаясь, образуют слова. Учить различать длинные короткие слова по их звучанию. Ра...
Перспективное планирование по экологии в старшей группе.
Работа с детьми по экологическому воспитанию и ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. В содержание работы входит: игры, беседы, чтение художественной литературы, наблюдения, опыты, ИЗОдеяте...
Перспективный план работы по экологии в старшей группе
Перспективный план работы по экологии в старшей группе...
Перспективный план воспитательно-образовательной работы по экологии в старшей группе для детей с ТНР
Экологические проблемы современности оказывают влияние на жизнь и деятельность общества в целом и каждого отдельного человека, в частности. Они носят глобальный и региональный характер и могут быть ре...