Патриотическое воспитание дошкольников через организацию игровой деятельности.
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему
В последние годы проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. именно поэтому и возникла потребность в разработке совершенно нового направления в нашей работе, в воспитании у детей чувства патриотизма через игру. В этом материале содержится информация о том как развить у дошкольников чувство патриотизма через различные виды игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_igrovaya_deyatelnost.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
В последние годы проблема нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника. Нравственно - патриотическое воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
На современном этапе происходитпереосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Поэтому очень важно искать новые, инновационные формы работы с детьми, способные качественно улучшить результаты работы в данном вопросе.Доказано, чтобы знания, полученные на занятиях, были прочными, необходимо их постоянное закрепление в повседневной жизни. И для этого, как ничто другое, подходит игра, так как известно, что именно игра является ведущим видом деятельности дошкольников, и любые, без исключения, виды детских игр подходят для реализации задач патриотического воспитания. По мнению современных педагогов-психологов, в том числе известного специалиста по детской игре З.Истоминой, в ходе игры создаются наилучшие условия для того, чтобы перед ребёнком впервые возникла задача нечто припомнить и запомнить, появились предпосылки для развития произвольного запоминания и припоминания.
Именно поэтому и возникла потребность в разработке совершенно нового направления в нашей работе, в воспитании у детей чувства патриотизма через игру.Мы ставим перед собой следующие задачи: развивать интерес детей к разным видам игр и умение в них играть; формировать способы игровой деятельности; формировать умение играть вместе с другими детьми, доброжелательно относиться к сверстникам. А так же, разработали наиболее полную подборку различных видов игр для работы по патриотическому воспитанию детей во всех режимных моментах.
Работу по воспитанию у детей патриотических чувств мы реализуем через все виды игр: народные подвижные игры, сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-дидактические, пальчиковые, хороводные.
Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью удальству.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражались образы людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Это такие игры, как:
«Зайки», «Жмурки», «Прятки», «Салки», «Казаки-разбойники», «Ручеек», «Лошадки», «Бабка ежка», «Мороз-красный нос», «Колпачок».
Так же необходимо использовать сюжетно – ролевую игру, как одну из активных форм патриотического воспитания дошкольников. Ни для кого не секрет, что возможности сюжетно – ролевой игры не используются в полной мере. Наблюдения за играми детей показывают, что темы игр однообразны, сюжеты бедны и формальны. Достаточно редкими становятся игры с военно – патриотической тематикой, отражающие героические подвиги нашего народа.
Нами разработана схема последовательной работы па патриотическому воспитанию через сюжетно – ролевую игру. Чувство Родины у ребёнка начинается с отношения к семье, к своим близким людям. Эти задачи мы может реализовать через игру «Семья». Существуют варианты этой игры «Семейные праздники», «В гостях у бабушки». Следующий блок «Детский сад». Задача воспитателя, создать благополучную атмосферу в детском саду, чтобы у ребёнка появилось желание отражать жизнь детского сада в своей игре. Например, «Мы песенку поем», «Мы – поварята».
Блок «Родная улица, район». Полученные в ходе бесед, экскурсий знания дети могут использовать в таких играх, как «Школа», «Аптека», «Путешествие на автобусе» и т.д.
Следующий блок «Родной город». Дети получают краеведческие знания о родном городе, о его достопримечательностях, промышленности, трудовой деятельности детей. Соответственно расширяется тематика игр «Путешествие на автобусе, теплоходе», «Летчики». Эти игры часто соединяются со строительными играми.
Блок «Родная страна». Дети знакомятся с названиями городов страны, государственными праздниками и событиями. Появляются игры связанные с общественной тематикой «Турагенство», «Полет на Луну».
Данная схема позволяет охватывать множество тем. Многие темы повторяются и возрастом обогащаются и совершенствуются.
Неоспоримую роль в воспитании и обучении детей представляют и дидактические игры. Ребятам нравится играть в лото, домино различной тематики и в другие развивающие игры. Наша задача состоит в том, чтобы помочь нашим детям получить как можно больше знаний о своей Родине, о её флоре и фауне, городах, водоёмах и полезных ископаемых, об обычаях и традициях русского народа. Проблема состоит в том, что нет готовых настольных дидактических игр, которые могли бы помочь в решении этих задач.
Поэтому нами были разработаны и изготовлены разнообразные дидактические и настольно-дидактические игры для детей различных возрастов, специально ориентированных для выполнения задач по патриотическому воспитанию дошкольников.
Регулярно проводятся мероприятия, направленные на закрепление полученных знаний. Этовикторины, КВН, и игры – драматизации по сказкам, и организованные праздники.
Итак, подводя итог, можно сказать, что игровая деятельность в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
Важность патриотического воспитания. Экологическая работа как одно из средств воспитания патриотизма....
Презентация Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы.
Презентация создана на основе проводимой патриотической работы в группе....
Выступление на педагогическом совете учреждения. Доклад на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности"
В данном материале представлен доклад выступления на педагогиеском совете учреждения- 13.11.2015 г....
Районное методическое объединение (обобщение опыта) Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности
В своём выступления я поделилась опытом как осуществляется нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности. Рассказала о различных формах работы с детьми и ...
Патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельность "За нами будущее"
Аннотация патриотическое воспитание дошкольников через комплексную работу наиболее эффективно. Реализация проекта «За нами будущее» предполагает привлечение родителей, специалистов дошколь...
Статья в газету "Дошкольный вестник" (2023) "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья посвящена гражданскому и патриотическому воспитанию дошкольников в МКДОУ.В статье описан опыт реализации долгосрочных проектов со старшими дошкольниками: "МАСЛЕНИЦА", "ЭТИХ ДНЕЙ ...
Мастер-класс с родителями на тему: "Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности"
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание успешных, социально ориентированных граждан, обладающих высокой нравственной культурой. И одной из актуальных проблем воспитания дошкол...