Перспективный план работы с детьми и родителями по опытно-экспериментальной деятельности
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Данный материал предназначен для работников дошкольных учреждений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_raboty_s_detmi_i_roditelyami_po_opytno-eksperimentalnoy_deyatelnosti.docx | 35.23 КБ |
Предварительный просмотр:
3.2.4. Перспективный план работы с детьми и родителями по опытно-экспериментальной деятельности
Сентябрь
Неделя | Направление и вид деятельности | Тема, цель | Работа с родителями | Выводы и примечания |
3 неделя | Экспериментирование с песком и глиной. Образовательная ситуация. Экспериментирование на прогулке. | Тема: песок, глина – наши помощники. Цель: уточнить представления о свойствах песка и глины. | Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к исследовательской активности детей. | Дети называют сходства и различия между песком и глиной. Вывод: песок сыпется, а глина нет. |
4 неделя | Экспериментирование с песком. Образовательная ситуация Строительные игры | Тема: песочные часы. Цель: помочь определить, может ли песок двигаться, познакомиться с песочными часами. Игры с песком: закрепить знания о свойствах песка, развивать творчество. | Вывод: песок может двигаться. Поместить в уголок экспериментирования емкости с почвой, глиной, песком, палочки для самостоятельных опытов, песочные часы. |
Октябрь
Неделя | Направление и вид деятельности | Тема, цель | Работа с родителями | Выводы и примечания |
1 неделя | Наблюдение за жизнью растений. Опыт Дидактическая игра Труд в природе | Тема: на свету и в темноте. Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растения. Тема: «Угадай растение». Цель: учить описывать внешний вид растения. Сбор осенних листьев для гербария. | Консультация: «Игра или экспериментирование». Цель: рассказать родителям о роли экспериментирования для развития дошкольников. | В течение недели дети под руководством воспитателя наблюдают за двумя растениями, одно из которых находится на свету, а другое – в темноте. Вывод: растение растет быстрее на свету, чем в темноте. Зарисовка опыта. |
2 неделя | Экспериментирование с воздухом Образовательная ситуация. Наблюдение на Прогулке за ветром | Тема: этот удивительный воздух. Цель: дать представления об источниках загрязнения воздуха, формировать желание заботиться о чистоте воздуха. Цель: формировать представление о том, что ветер – это движение воздуха. | Вывод: воздух может быть чистым и грязным Поместить в уголок султанчики, игрушки – вертушки. Определить силу ветра с помощью флюгера. | |
3 неделя | Экспериментирование с воздухом. Образовательная ситуация Конструирования | Тема: вдох – выдох. Цель: расширять представления детей о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течении которого человек может находиться без воздуха. Изготовление вертушки. Цель: учить делать вертушки из квадратного листа бумаги. | Консультация: «Значение опытно – Экспериментальной Деятельности для Психического развития ребенка» | Вывод: в воде есть воздух. Его количество зависит от температуры воды. Чем Холоднее вода, тем больше в ней воздуха. Поместить в уголок сосуды разного обьема. |
4 неделя | Наблюдение за жизнью растений Экологическая игра | Тема: с водой и без воды. Цель: помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода). «Угадай растение». Цель учить детей описывать растение, используя схему описания. | В течение недели дети под руководством воспитателя на-блюдают за двумя растениями, одно из которых поливается, а другое не поливается. Результаты наблюдения за состоянием растений в зависимости от полива зарисовывают. Дети сравнивают рисунки- Прогнозы с результатами экспе- римента. Вывод: растения без воды жить не могут |
Ноябрь
Неделя | Направление и вид деятельности | Тема, цель | Работа с родителями | Выводы и примечания |
1 неделя | Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация Опыт Чтение художественной литературы | Тема: Магнит и его свойства. Цель: познакомить детей с магнитом Некоторыми его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках. Тема: два магнита. Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание. Сказка «Колобок» на новый «магнитный» лад. Цель: поддерживать интерес к литературе, закрепить знания о свойствах магнита (Приложение 3) | Домашнее задание: Вырезать любых героев русских народных сказок и с обратной стороны приклеить металлическую пластинку. | Результаты эксперимента по выявлению взаимодействия магнита с предметами из различных материалов заносятся в таблицу: знаком «+» отмечают предмет который взаимодействует с магнитом, а знаком «-» - которые не взаимодействуют с магнитами. Поместить в уголок магниты и разные мелкие предметы из разных материалов |
2 неделя | Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация Опыт на прогулке | Тема: магнитные свойства Земли. Компас. Цель: познакомить детей с тем, что есть северный и южный полюс; Сформировать представления о компасе. Цель: учить детей с помощью компаса определять стороны света – север, юг, запад, восток. | Консультация: «Соблюдение правил безопасности». Цель: познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома. | Закрепить знания об устройстве компаса, совершенствовать навыки и умения в практическом использовании компаса. |
3 неделя | Экспериментирование с водой Образовательная ситуация Дидактическая игра | Тема: свойства воды Цель: формировать представления о свойствах воды: без запаха, без вкуса, не имеет формы. «Хорошо – плохо». Цель: выявить положительные и негативные стороны воздействия воды на окружающую среду и человека. | Вывод: вода не имеет запаха, не имеет цвета, не имеет вкуса. Зарисовка графических рисунков, обозначающих данные свойства воды. | |
4 неделя | Экспериментирование с водой Образовательная ситуация Чтение художественной литературы | Тема: куда делась вода? Цель: познакомить с процессом конденсации, выявить процесс испарения воды. Чтение сказок «Жила-была река», «Как люди речку обидели», «Путешествие капельки». Цель: продолжать формировать представление о круговороте воды в природе, о свойствах и формах воды, поддерживать интерес к литературе. (Приложение 6) | Привлекать родителей к пополнению уголка экспериментирования новой познавательной литературой. | Вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара. |
Декабрь
Неделя | Направление и вид деятельности | Тема, цель | Работа с родителями | Выводы и примечания |
1 неделя | Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация Рассматривание Репродукции картин профессиональных Художников. Дидактическая игра | Тема: Термометр и температура. Цель: развить способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела. Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры – термометре; сравнение разных видов. Тема: пейзаж в разное время года. Цель: формировать представление о взаимосвязи природных объектов и температуры воздуха. Тема: «Оденемся на прогулку». Цель: устанавливать зависимость температуры воздуха и одежды. | Консультация для родителей «Организация детского Экспериментирования в домашних условиях» (Приложение 1) | Выводы: температуру измеряют с помощью термометра. |
2 неделя | Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация Исследовательская Деятельность на прогулке | Тема: замерзание воды. Цель: показать зависимость состояния воды от температуры воздуха. Тема: Четыре стихии» (серия «В-1») Цель: закрепить знания о свойствах и формах воды, о роли воды для жизни человека. Цель: измерить температуру воздуха (отметить в календаре погоды) | Выводы: при низкой температуре вода превращается в лед. Внести в уголок формочки для замораживания цветной воды. | |
3 неделя | Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация - Экспериментирование Игра- Экспериментирование Опыт | Тема: плавучесть предметов. Цель: подвести людей к выводу, что полые предметы плавают. Воздух легче воды, поэтому, заполняя полые предметы, он не дает им утонуть. Тема: тонет не тонет. Цель: поддерживать интерес к экспериментированию, определять с помощью опыта, какие предметы тонут в воде, а какие – нет. Тема: почему не тонут корабли? Цель: подвести детей к выводу, почему не тонут корабли. | Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». (Приложение №2) | Вывод: чем больше поверхность предметов , тем выше их плавучесть; независимо от размера металлические предметы тонут, потому что они тяжелые. |
4 неделя | Экспериментирование Образовательная ситуация Игра Прослушивание аудиозаписи | Тема: знакомство с ухом Цель: познакомит детей со строением и значением органа слуха Тема: угадай, чей звук. Цель: учить узнавать на слух голоса товарищей, звучания музыкальных инструментов. Тема: разные звуки. Цель: познакомить детей с разнообразием звуков в природе и в быту. | Привлекать родителей к пополнению уголка музыкальными инструментами | Выводы уши позволяют слышать, определять направление звуков, разговаривать друг с другом, танцевать, слушать радио и т.д. |
Январь
Неделя | Направление и вид деятельности | Тема, цель | Работа с родителями | Выводы и примечания |
2 неделя | Человек Образовательная ситуация Опыт Беседа | Тема: наши помощники глаза. Цель: познакомить со строением глаза, функцией его частей. Тема: почему у нас два глаза? Цель: помочь понять с помощью опыта, почему человек имеет два глаза Тема: береги глаза! Цель: воспитывать бережное отношение к органу зрения. | Вывод: глаза человеку нужны не для красоты. Все части глаза выполняют необходимую для жизнедеятельности функцию. | |
3 неделя | Опыты со снегом Образовательная ситуация Наблюдение на прогулке Словесная игра | Тема: почему идет снег? Цель: дать представление о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег – это пар, который замерзает в облаках. Упражнять детей в установлении различий между инеем и снегом. Тема: снег, его свойства. Тема: четыре стихии. Цель: развивать внимание, координацию слухового и двигательного анализаторов. | Вывод: снег бывает мокрый, липкий, рассыпчатый и т. д. Отгадывание загадок о снежинках. Зарисовка снежинок. | |
4 неделя | Экспериментирование с предметами Образовательная Ситуация Игровая деятельность Экспериментирование на прогулке | Тема: световой луч. Цель: формировать представление о том, что свет – это поток световых лучей. Теневой театр «Репка». Цель: продолжать знакомить с устройством теневого театра, развивать творческие способности. Тема: наблюдение на улице образование теней днем от солнца, вечером от света фонарей. | Домашнее задание – Изготовление фигурок для теневого театра. | Вывод: световое пятно (тень) на стене будет более ярким и четким, если источник света ближе к стене и наоборот. |
Февраль
Неделя | Направление и вид деятельности | Тема, цель | Работа с родителями | Выводы и примечания |
1 неделя | Человек Образовательная Ситуация Дидактическая игра Игра на мимику | Тема: Взаимосвязь органов вкуса и запаха. Цель: показать взаимосвязь органов вкуса и запаха с помощью опытов. Тема: угадай на вкус. Цель: учить определять пищу на вкус. Тема: покажи вкус. Цель учить с помощью мимики и жестов передавать вкусовые ощущения. | Вывод: при нарушении обоняния меняется и вкус продукта, тогда как при нормальном обонянии вкус продукта ощущается гораздо лучше. | |
2 неделя | Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация Дидактическая игра | Тема: мир ткани. Цель: познакомить с различными видами тканей, формировать умение сравнивать качества и свойства тканей, помочь понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления. Тема: наряды куклы Тани. Цель: побуждать детей устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года. | Привлекать родителей к пополнению коллекции «Разные ткани» | Дети называют сходства и различия разных тканей. Вывод: от воды защищает плащевая ткань, а из других тканей лучше шить повседневную одежду. |
3 неделя | Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация Беседа | Тема: мир бумаги. Цель: познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, обёрточная, чертежная), формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги Тема: для чего человеку бумага Цель: формировать представление о роли бумаги для человека. | Привлекать родителей к пополнению коллекции «Бумажная страна» | Дети называют, какой вид бумаги быстрее сминается, намокает и т. д., а какой – медленнее. Вывод: чем тоньше бумага, тем легче её смять, разорвать, намочить. |
4 неделя | Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация – экспериментирование Словесная игра | Тема: путешествие в мир стеклянных вещей. Цель: познакомить со стеклянной посудой, с процессом её изготовления, закрепить умение классифицировать материалы, из Которого делают предметы. Тема: скажи какой? Цель: упражнять детей в образовании прилагательных от существительных (стекло – стеклянный, дерево – деревянный) | Памятка Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию? (приложение) | Выводы: стекло прозрачное, хрупкое, бьется. |
Март
Неделя | Направление и вид деятельности | Тема, цель | Работа с родителями | Выводы и примечания |
1 неделя | Наблюдение за жизнью растений | Тема: какие условия нужны растению для хорошего роста? Цель: выявить значение тепла, влаги и света для роста растений. | В течение недели дети под руководством воспитателя наблюдают за тремя луковицами, одна из которых находится в банке с водой на свету, а другая –без воды на свету, а третья – без воды и света. Наблюдения за состоянием растений зарисовывают на протяжении 3 недель. Дети сравнивают рисунки-прогнозы с результатами эксперимента. | |
2 неделя | Экспериментирование с водой Образовательная ситуация – экспериментирование Опыт | Тема: вода – растворитель, Фильтрование воды. Цель: формировать представление о том, что вода растворяет некоторые вещества, показать способ очистки воды с помощью фильтра. Тема: растворимость соли; где легче плавить – в реке или море? Цель формировать представление о том . что вода – растворитель, о свойствах соленой воды. (Приложение№5) | Практикум: «Занимательные опыты и эксперименты для родителей и любопытных дошколят». | Дети зарисовывают результаты эксперимента. Вывод: не все вещества растворяются в воде, грязную воду можно вернуть к использованию с помощью фильтра, необходимо беречь воду. Фиксирование опыта Поместить в уголок вещества (соль, сахар, песок, мука) для самостоятельных опытов детей. |
3 неделя | Человек Образовательная ситуация Дидактическая игра | Тема: определение пищи на вкус. Цель: учить определять пищу на вкус. Тема: полезные и вредные продукты. Цель: продолжать формировать представление детей о пользе и вреде продуктов питания на здоровье человека. | Домашнее задание: Иллюстрация по теме «Полезно – вредно» | |
4 неделя | Наблюдение за жизнью растений Подвижная игра Чтение художественной литературы | Тема: Вершки – корешки. Цель: Выяснить, что раньше появиться из семян. Тема: вершки и корешки Цель: поддерживать двигательную активность дошкольников, закрепить знания об овощах. Заучивание стихотворения Ю.Тувима «Овощи» (мнемотехника). Цель: развивать память, закрепить знания о пользе овощей для здоровья человека. | Наблюдение проводится ежедневно, в течение 10-12 дней. Бобы (горох, Фасоль),влажная ткань (бумажные салфетки).\, прозрачные емкости, зарисовки с использованием символов строения растения, алгоритм деятельности. Рассматривание схемы строения растения. |
Апрель
Неделя | Направление и вид деятельности | Тема, цель | Работа с родителями | Выводы и примечания |
1 неделя | Экспериментирование со светом Экспериментирование на прогулке | Тема: Из каких цветов состоит солнечный луч. Цель: познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета. Тема: солнечные зайчики. Цель: помочь понять, как можно отразить свет с помощью зеркала, фокусируя его на солнечные лучи. | Выводы: предметы отражаются на гладкой, ровной блестящей поверхности. Чем светлее в помещении, тем лучше и четче отражение. | |
2 неделя | Экспериментирование со светом Экспериментирование на прогулке | Тема: образование теней. Цель: расширить представления детей о тени – тень имеют все предметы, она имеет конфигурацию того предмета, от которого получена. На участке в солнечный день проводятся игры с тенью. Игра проводится утром, днем, что тень – короткая утром, а вечером – длинная. | Поместить в уголок зеркала и фонарики для самостоятельного экспериментирования детей. | |
3 неделя | Земля. Космос. Опыт Образовательная ситуация Просмотр презентация «Неизведанный космос» | Тема: на орбите. Цель: установить, что удерживает спутник на орбите. Тема: от чего происходит смена дня и ночи. Цель: Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве; объяснить, почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение земли. | Привлекать родителей к пополнению мини-лаборатории ( модель Земли – глобус, фонарики, детская энциклопедия). | Вывод: когда предметы крутятся они не падают. |
4 неделя | Электричество Образовательная ситуация Опыт. Дидактическая игра | Тема: виды электричества. Цель: познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток». Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством. Тема: как увидеть и услышать электричество? Цель: понять проявление статического электричества и возможность снятия его с предмета. Тема: что сначала, что потом? Цель: дать представление о том, что с момента появления тока люди изобрели электроприборы – помощники ( веник – пылесос, стиральная доска – стиральная машина, мясорубка – электро-мясорубка и т.д.). | Беседа: «Соблюдение правил безопасности» Цель: познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома. |
Май
Неделя | Направление и вид деятельности | Тема, цель | Работа с родителями | Выводы и примечания |
1 неделя | Экспериментирование с водой Опыт Игра-имитация Чтение | Тема: куда исчезает вода? Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температуры воздуха, наличие ветра). Тема: капельки. Цель: развивать воображение, творческие способности. Сказка «Путешествие капельки» Цель: поддерживать интерес к литературе, закрепить представления о круговороте воды в природе. | Беседа: «Как организовать игры с водой» Цель: дать знания о том, как организовать предметно-развивающую среду для проведения игр с водой. | Дети наблюдают за процессом испарения воды, фиксируют в дневнике наблюдений. Вывод: вода быстрее испаряется в тепле (у батареи), потом около окна (ветер-сквозняк), в последнюю очередь в тумбе (там прохладно, нет сквозняка). (Приложение№4) |
2 неделя | Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация Дидактическая игра | Тема: легкая пластмасса Цель: помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая), изделий из пластмассы. Тема: что из чего сделано? Цель: учить определять материалы, из которых сделаны предметы, назвать их качества и свойства. | Дети приклеивают картинки с изображением пластмассовых предметов и рядом условными значками обозначают свойства пластмассы. Вывод: пластмасса гладкая, легкая, не тонет, гнется, нагревается. | |
3 неделя | Экспериментирование с предметами Опыт | Тема: металл и пластмасса. Цель: сравнить способность тонуть металлических и пластмассовых предметов. | Родительское собрание: показ презентации «Юные экспериментаторы». Домашнее задание на лето: провести опыт по выращиванию кристаллов соли; написать секретное письмо невидимыми чернилами ( с фиксацией результатов). | Вывод: независимо от размера металлические предметы тонут, потому что они тяжелые, а пластмассовые держаться на воде, так как легче. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы с детьми 5-7 лет по театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.Для развития творческо...
Перспективный план работы с детьми и родителями во второй младшей группе летом.
“Жизнью человека управляет множество ритмов. Один из них ритм года. Состояние природы непосредственно отражается на состоянии всех живых существ и человека в том числе”. ...
Перспективный план работы с детьми и родителями по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на летнюю оздоровительную кампанию..
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА НА ЛЕТНЮЮ ОЗДОРОВИТЕЛЬНУЮ КАМПАНИЮ - перактический материал для ...
Перспективный план работы с детьми по художественному творчеству в свободной деятельности
Перспективный план работы с детьми по художественно - эстетическому развитию для детей средней, старшей и подготовительной школе группе, в свободной деятельности; с названием темы и программным содерж...
Перспективный план работы с детьми и родителями по теме "Экологическое образование детей 3-4 лет через художественную деятельность"
Перспективное планирование работы с детьми и родителями,МесяцТема месяцаТема занятияРабота с детьми Работа с родителямиСентябрь«Здравствуй, осень!»1.Рассматривание листвы. Рассказ об упавших лис...
Перспективный план работы с детьми подготовительной группы по развитию театрализованной деятельности
Перспективный план работы с детьми подготовительной группы по развитию театрализованной деятельности...
Перспективный план работы с детьми по художественному творчеству в свободной деятельности
Перспективный план работы с детьми по художественному творчеству в свободной деятельности старшая группа компенсирующего вида для детей с ТНР. Перспективный план раб...