Конспект занятия по ознакомлению с природой «Времена года».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Цель: Формирование познавательного интереса детей.
Задачи:
1. Расширять знания детей о цикличности времён года, явлениях природы.
2. Уточнять и закреплять у детей представление о последовательности времён года.
3. Формировать у детей интерес к явлениям природы, устанавливать простейшие связи.
4. Побуждать детей рассуждать, решая проблемные ситуации.
5. Развивать навык творческого рассказывания по картине; развивать у детей художественное восприятие произведений и изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda.docx | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с природой
«Времена года».
Подготовительная группа
Цель: Формирование познавательного интереса детей.
Задачи:
1. Расширять знания детей о цикличности времён года, явлениях природы.
2. Уточнять и закреплять у детей представление о последовательности времён года.
3. Формировать у детей интерес к явлениям природы, устанавливать простейшие связи.
4. Побуждать детей рассуждать, решая проблемные ситуации.
5. Развивать навык творческого рассказывания по картине; развивать у детей художественное восприятие произведений и изобразительного искусства.
Предварительная работа: наблюдения, целевые прогулки в течение года; разучивание пословиц и поговорок, подготовка аудиозаписей и презентации.
Материалы, оборудование: аудиозаписи, мультимедийный проектор, экран, презентация, глобус. Дидактические игры: «Что лишнее, «Разложи картинки по сезонам», «Времена года»; модель времён года, картины по сезонам: Левитан И. И. «Март», Остроухов И. «Золотая осень», Грабарь И.Э. «Февральская лазурь», Герасимов А.М. «После дождя. Мокрая терраса».
Ход занятия:
Воспитатель вносит круг.
- кто догадался, что это?
Ответы детей.
Подходим с детьми к календарю природы.
- Правильно это модель года. Почему она круглая?
Ответы детей. Воспитатель обобщает: одно время года проходит, наступает следующее за ним и так они сменяют друг друга.
- Как вы думаете, почему круг разделён на 12 частей?
Ответы детей. Воспитатель обобщает: четыре времени года и у каждого по три месяца. Дети считают.
Воспитатель:
- У вас на столах модели года. Какой скоро наступит праздник? / Новый год/
- Почему он так называется?
Ответы детей. Воспитатель обобщает: так повели, чтобы знать исчисление года времени. В некоторых странах год начинается летом.
Наш Новый год начинается…? / Зимой/
- Сколько зимних месяцев? Назовите их. Сколько частей надо заштриховать на модели?
Закройте глаза, и представьте, какого цвета вам кажется зима.
Принимаем все ответы, выбираем самый подходящий и заштриховываем «зиму» на модели.
Один ребёнок выполняет задание у доски.
- Какое время года наступает после зимы?
Аналогично выполняем все времена года.
Физкультурная минутка – игра.
Воспитатель:
- Если скажу неправильно, топайте, /приседайте, хлопайте, прыгайте и др./
- Зима, весна, осень…
- Лето, зима…
- Декабрь, январь, июнь… и др.
Игра «Найди ошибку»
На экране появляются картины времён года, но последовательность нарушена. Дети видят и называют ошибку. За правильный ответ – фишка.
Воспитатель:
- Может такое случиться, что после зимы наступит лето? Почему?
Вхождение в картину.
Дети открывают глаза и оказываются в картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». Имитируем одевание.
- Расскажите, как вы зиму отличите от других времён года?
Дети называют признаки зимы. /За правильный ответ даётся фишка/.
- Снег покрывает землю.
- Солнце опустилось ниже, мало светит и не греет.
- День короче, ночь длиннее.
- Мороз.
- На ветках иней, изморозь.
- Реки и озёра покрылись льдом.
- Деревья стоят голые, прекратилось сокодвижение.
- Метель.
- Вьюги, позёмка.
- Снегопад, сосульки, гололёд.
- Зимующие птицы мало поют.
- Медведь, ёж, барсук, насекомые в спячке.
- Люди надевают тёплую одежду.
- Новый год и др.
Далее дети оказываются в картинах, где изображены весна, лето, осень и называют их признаки.
Весна
- Солнце поднимается выше, больше светит и греет.
- Оттепель.
- Снег, лёд тают, бегут ручьи, ледоход.
- Проталины.
- День прибавляется, ночь становится короче.
- Прилетают перелётные птицы, вьют гнёзда.
- Оживают растения, набухают почки, появляется зелень первые цветы.
- Гроза, туман, роса.
- Кругом ароматный запах.
- Начинаются работы на полях, огородах и т. д.
Лето
- День длинный, ночь короткая.
- Жарко греет солнце, много зелени, травы, цветов.
- Дождь тёплый.
- Летом бывает гроза, роса, радуга.
- Животным много в лесу еды.
- Насекомые летают, ползают, птицам много корма, они весело щебечут.
- Созревают ягоды, растут грибы.
- Люди надевают лёгкую одежду, купаются, загорают и т. д.
Осень
- День становится короче, ночь длиннее.
- Становится холоднее, дуют сильные, холодные ветры.
- Листья желтеют, краснеют, опадают, гниют. Листопад. Золотая осень.
- Трава, цветы жухнут.
- Насекомые прячутся, перелётные птицы улетают в тёплые края.
- Зимующие птицы перелетают ближе к жилью человека.
- Животные готовятся к зиме.
- Часто идут дожди, мокро, грязно, серо, град
- Небо хмурое, тёмные тучи, бывает снег с дождём.
- По утрам заморозки.
- Люди собирают урожай хлеба, овощей, фруктов. Делают заготовки, утепляют дома, квартиры, жилища домашних животных.
Воспитатель вносит глобус.
- Почему после зимы наступает весна, потом лето, осень и снова всё повторяется?
Ответы детей.
Воспитатель обобщает: Земля кружится вокруг себя и солнца. Солнце не одинаково обогревает землю.
- Давайте изобразим модель Земли и солнца. /Дети образуют пары/.
Игра «Портрет времени года»
Дети предлагают варианты, воспитатель записывает.
Кем может быть зима? | Какое может быть платье? |
Волшебница Девочка Снежная королева Старушка Принцесса | Зелёное Бархатное Золотое Радужное Блестящее |
Воспитатель:
- Может быть зима – волшебница в зелёном платье? Нет.
В бархатном платье? Нет.
В золотом платье? Нет.
В радужном платье? Нет.
В блестящем платье? Да.
- Может быть зима – девочка в зелёном платье? Да и т. д.
Игра «Что лишнее». Используем презентацию.
1. Снеговик, метель, листья
2. Ледоход, цветы, бабочки
3. Ручейки, листопад, проталины
4. Отлёт птиц, заморозки, радуга
5.Снег, ледоход, санки
Воспитатель:
- Люди во все времена года наблюдали за природой, замечали приметы и придумывали пословицы.
Игра – соревнование «Кто больше вспомнит пословиц». Две команды.
- Что летом родится – зимой пригодится
- Навоз отвезём, так и хлеб привезём
- Мороз не велик, да стоять не велит
- Весной дождь растит, а осенью гноит и др.
Дети подсчитывают фишки и все получают наклейки, а в подарок игру «Времена года».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе "Наедине с природой"
Конспект занятия по ознакомлению с природой "Наедине с природой"...
Конспект занятия по ознакомлению с природой КВН «Природа вокруг нас»
Конспект занятия по ознакомлению с природойКВН «Природа вокруг нас»...
Конспект занятия по ознакомлению с природой в смешанной дошкольной группе на тему "Знатоки природы"
Конспект ООД в смешанной дошкольной группе на тему: «Знатоки природы»Цель: создание условий для обобщения знаний детей о растительном и животном мире. Задачи:Образовательные: сис...
Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей подготовительной группы «Природа вокруг нас»
Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей подготовительной группы «Природа вокруг нас»Тема: занятие «Природа вокруг нас»Цель: формировать экологическую культур...
Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе "Путешествие в природу"
Систематизировать и расширить представления о временах года, некоторых их признаках.Формировать целостный взгляд на природу, ответственное отношение к окружающей среде....
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой «Времена года»
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой «Времена года»...