Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой «Времена года»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой «Времена года»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
od._oznakomlenie_s_okruzhayushchim._vremena_goda.docx | 694.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с природой
«Времена года»
Для детей старшего дошкольного возраста необычайно эффективным и действенным методом обучения является интерактивная игра. Она позволяет в привычной для данного возраста форме рассказать малышам об окружающем их мире, учит взаимодействовать друг с другом для достижения конечной цели.
Цель: формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, развитие познавательного интереса к миру природы, любви к природе, стремления заботиться о ней и беречь ее.
Задачи
- Формировать представления об окружающем мире, о взаимосвязи смены сезонов с объектами живой природы и человеком.
- Закреплять знания детей о характерных признаках времен года;
- Закреплять знания о листопадных деревьях, впадающих в спячку животных, перелетных и зимующих птицах, раннецветущих растениях;
- Формировать умения отвечать на вопросы, отгадывать загадки;
- Увеличивать познавательную активность.
Оборудование и материалы
Видеоролик «Четыре страницы природы», проектор, картинки с изображением времен года; листья деревьев, вырезанные из картона, картинки с изображением деревьев, перелетных и зимующих птиц, животных, впадающих в зимнюю спячку, картинки с изображением первоцветов.
Ход занятия
– Ребята, здравствуйте! Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие по разным временам года. В нашем путешествии будет четыре станции, ведь у природы есть 4 интересные страницы…
Первая станция «Осень»
Воспитатель загадывает загадку:
Листья с веток облетают, Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим. Нам ответят: «Это…»
(Дети угадывают, какое время года изображено на слайде)
– Какие признаки осени вы знаете?
(Листья желтеют и опадают, часто идет дождь, дует холодный ветер, на небе появляются тучи, становится холодно, некоторые птицы улетают в теплые края, звери готовят запасы на зиму, люди одеваются теплее, собирают урожай).
– Как называется явление, когда листья опадают с деревьев?
– А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть с листьями и устроить настоящий листопад. Сейчас я раздам каждому листья с разных деревьев.
(Воспитатель раздает листья клена, дуба, березы, липы и приглашает участников встать в круг).
Мы – листики осенние,
На ветках мы сидим.
Ветер дунул – полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
И на землю тихо сели.
Тихо полетели на свои стульчики.
– Сейчас каждый из вас возьмет свои листья и положит их под то дерево, с которого они упали. Давайте посмотрим, какие деревья у нас стоят.
(Большие картинки: дуб, клен, рябина, липа, береза)
– Молодцы, ребята! Справились с заданием!
– Важная примета осени – перелетные птицы улетают в теплые страны. Почему птицы вообще перелетают? Улетают птицы вовсе не потому, что мёрзнут. У них отличное утепление из перьев, но нужно чем-то поддерживать обмен веществ внутри организма – питаться. Именно наличие пищи определяет время отлёта пернатых. Если зима обещает быть тёплой, то и пищи у некоторых видов птиц может быть достаточно для зимовки, поэтому некоторые виды иногда остаются, например, грачи.
– Перелетные птицы – это ласточка, грач, кукушка, лебедь.
– Зимующие птицы – это свиристель, синица, дятел, ворона.
Игра «Зимующие – перелетные»
Воспитатель называет птицу – дети показывают движениями, перелетная она или зимующая (перелетная – показывают руками крылья, зимующая – изображают домик).
(Ласточка, грач, ворона, свиристель, синица, кукушка, дятел, лебедь)
Звери меняют шубки
– Как звери готовятся к зиме?
(Некоторые звери меняют шубы, кто-то делает запасы на зиму)
– Знаете ли вы, кто меняет шубу перед зимой?
– Кроме них меняют цвет меха песец, горностай и даже северный олень.
– Некоторые животные делают запасы на зиму. У зверей это белки, они делают запасы орехов, желудей, утепляют гнездо. А у птиц – сойки. Иногда сойки забывают про свои «кладовочки»; орехи или желуди прорастают следующей весной, и из них вырастают деревья. Поэтому про соек говорят, что они помогают лес сажать.
Вторая Станция «Зима»
Воспитатель загадывает загадку:
Снег на полях, Лед на водах, Вьюга гуляет. Когда это бывает?
(Дети угадывают, какое время года изображено на слайде)
– Зима – чудесное время года! Какие признаки зимы вы знаете?
(На земле лежит снег, мороз, метель, деревья и кустарники без листьев, некоторые животные впадают в спячку).
Звери, впадающие зимой в спячку
– Зимой многие дикие звери спят – погружаются в спячку. Во время спячки они ничего не едят, не растут, не реагируют на звуки. Перед спячкой, осенью, звери накапливают жир. Жир помогает им во время длительной спячки поддерживать температуру тела: он их «греет» изнутри, как печка.
– Впадают в спячку зимой ёж, медведь, барсук, сурок, летучая мышь, енот. А вот заяц, белка, лось, лиса ведут зимой активный образ жизни.
– Но зима заканчивается, и начинается новое время года.
Станция третья «Весна»
Воспитатель загадывает загадку:
Шагает красавица, Легко земли касается, Идёт на поле, на реку
И по снежку, и по цветку.
(Дети угадывают, какое время года изображено на слайде)
– Какие признаки весны вы знаете?
(Тает снег, бегут ручьи, растет трава, прилетают перелетные птицы, распускаются листья, расцветают первые цветы).
– Весной вся природа просыпается от зимнего сна. Появляются первые цветы. Животные просыпаются ото сна. И мы выйдем с вами на весеннюю полянку и поиграем.
Физкультминутка «Медвежата»
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили,
Вот так, вот так, (круговые движения головой),
Головой своей крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали
(поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево),
Вот так, вот так,
Дружно дерево качали.
А потом они ходили (ходьба по-медвежьи)
И из речки воду пили,
Вот так, вот так
И из речки воду пили
(наклоны туловища вперед).
А потом они плясали
(пружинки с поворотом туловища)
Лапы выше поднимали
(прыжки, хлопая руками вверху),
Вот так, вот так лапы выше поднимали!
– Посмотрите, ребята, какие красивые цветы распускаются первыми весной, как только сойдет снег. У них есть общее название
– Скажите, встречались ли вам такие растения в природе – в лесу, на лугу? Это мать-и-мачеха, сон-трава, подснежник, медуница, чистяк, пролеска. Они очень красивые, но рвать их нельзя, лучше любоваться ими.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
– Эти строки из стихотворения известного русского поэта Константина Симонова учат нас бережно относиться к прекрасным цветам.
– Распустились листики на деревьях, расцвели цветы, и наступило новое время года, отгадайте, какое?
Воспитатель загадывает загадку:
Слышно пенье комаров, Время ягод и грибов, Озеро теплом согрето, Всех зовет купаться …
(Дети угадывают, какое время года изображено на слайде)
– А сейчас послушайте стихотворение и назовите признаки лета, которые вы знаете:
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна –
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!
(Жарко, цветут травы и цветы, роса, пчелы собирают нектар, вода в реке теплая).
– Летом созревает много ягод, назовите, с каких растений эти плоды?
(Земляника, крыжовник, малина, ежевика, черника, красная смородина, виноград, вишня)
– Ребята, наше путешествие подошло к концу, мы с вами вспомнили все времена года, узнали много интересного. Дома нарисуйте свое любимое время года. Этот рисунок вы можете подарить вашим родным: родителям, бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам – и рассказать им, что нового и интересного вы сегодня узнали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с миром природы на тему: "Мы жители лесные, мы добрые и злые"
Тема: «Мы жители лесные Мы добрые и злые»Программное содержание: расширить представления детей о лесе. Дать первоночальные реали...
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой на тему "Весна"
. Обобщить и систематизировать знания детей о весне, птицах и деревьях. Развивать наблюдательность, речь детей, умение обосновывать свои ответы. Воспитывать бережное отношение к растен...
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой в старшей группе.
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природойв старшей группе....
Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с природой в старшей группе.
Тема: «Этот удивительный мир насекомых»...
Конспект занятия в старшей группе на тему: "В любое время года "Витаминиада""
Цель: закрепление знаний детей о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах и фруктах.Задачи:Знания детей о пользе витаминов для нашего организма.Позна...
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой «Мир природы травы, растения, цветы».
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой «Мир природы травы, растения, цветы». Программное содержание:Образовательные1.Дать представление д...
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой в старшей группе «Этот удивительный мир насекомых»
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой в старшей группе «Этот удивительный мир насекомых»...