Конспект планирования тематической недели "Масленица"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Жеравкова Евгения Николаевна

Приобщение детей к истокам народной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa.docx28.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическая неделя «Масленица»

Цель:

приобщение детей к русской народной культуре;

Задачи:

познакомить детей с народным обрядовым праздником «Масленица»;

развивать и воспитывать любовь к своим традициям;

развивать речь и память через малые формы фольклора;

развивать внимание, логику через народные игры.

Развитие речи

Воспитатель загадывает загадки. Пусть дети попробуют угадать, чему будет посвящена  беседа.

Праздник этот знаем мы –

Время проводов зимы.

Люди в эти дни должны

Веселиться, печь блины.

(Масленица)

И с икрой, и со сметаной –

Всякие они вкусны!

Ноздреваты и румяны –

Наши солнышки–...

(Блины)

Что рассказать детям о Масленице 

Масленица – старинный народный праздник. Целую неделю на Руси устраивались народные гуляния с песнями, плясками, кулачными боями, ярмарками, которые означали проводы зимы и встречу весны. На Масленицу обязательно в течение всей недели пекли разнообразные блины – древний символ солнца. Обязательным элементом праздничных гуляний было изготовление

куклы Масленицы, которую в течение всей масленичной недели катали на санях по деревне, а в конце прощались с ней – сжигали на костре, открывая дорогу весне .Каждый день масленичной недели имел свое значение: в понедельник(встреча) мастерили куклу Масленицу, строили снежные горы для праздничных катаний, во вторник (заигрыши) начинались народные гуляния, все ходили друг к другу в гости, в среду (лакомка) – пекли блины и угощали ими друг друга, теща приглашала зятя на блины, в четверг (разгул)проходили масштабные гуляния, устраивались кулачные бои, строили и разрушали снежный городок, в пятницу (тещины вечерки) – в этот день зять угощал тещу блинами, в субботу (золовкины посиделки) –

молодая жена приглашала к себе в гости родителей и других родственников  мужа, неделя завершалась прощеным

воскресеньем, когда все просили друг у друга прощения, а также прощались с Масленицей, сжигали ее чучело, а пепел развеивали над полем, чтобы был хороший урожай.

Если дети будут задавать вопросы – воспитатель отвечает на них, а если не знает ответа, обещает обязательно найти информацию и рассказать позже. Так мы поощряем любознательность ребят.

Творческое развитие

Поделка «Солнышко»

Воспитатель предлагает ребятам сделать поделку для встречи весны, например, солнышко. Красим  желтой краской одноразовую тарелку (или вырезаем кружок из желтого картона). На желтой  или оранжевой цветной бумаге обводим ладошку ребенка с растопыренными пальчиками и вырезаем ладошки – это будут лучики солнышка. Приклеиваем ладошки к картонному кружку и

украшаем – можно нанести на лучики блестки, приклеить на солнышко по контуру бусины или пуговички, сделать аппликацию или нарисовать глазки, щечки, улыбающийся ротик для солнышка (фантазия детей).

Мелкая моторика и интеллектуальное развитие

Блины

Пришло время печь блины – главный символ масленичной недели.

Расставляем фигурки животных или кукол разного размера

(отлично подойдут матрешки) и предлагаю детям напечь для них

блинчиков из пластилина.  Делим брусок желтого или оранжевого пластилина на несколько неравных кусочков, воспитатель показывает детям как скатать из пластилина шарик, а затем расплющить его между ладошками – превратить в блинчик. У ребят получится несколько блинчиков разного размера. Воспитатель просит разложить блинчики по размеру и раздать куклам / фигуркам в соответствии с их размерами.

ФЭМП

Блинная лавка

Вот сколько блинчиков мы напекли!

Помоги мне, пожалуйста, разложить блинчики по тарелочкам!

Воспитатель перед каждым ребенком ставит несколько пустых тарелочек (это могут быть просто картонные кружочки, одноразовые тарелки или тарелки от игрушечного набора посуды) и одну со стопочкой блинов (кружочки из желтой бумаги, можно вырезать блинчики из фетра ,пористой резины, хозяйственных салфеток подходящих цветов). Рядом с каждой пустой тарелкой воспитатель кладет карточки с цифрами и  просит детей положить соответствующее количество блинчиков в каждую тарелку. Можно обыграть это так: ребята раздают блинчики на праздничной ярмарке, а воспитатель играет роль  посетителя блинной лавки - подходит к ребенку с пустой тарелочкой и цифрой. Малыш должен положить «заказанное» количество блинчиков на  тарелку. Вслед за воспитателем подходит собачка (опять воспитатель, но уже с игрушкой или перчаточной куклой) и т.д.

Дополнительно можно попросить ребенка: разделить все имеющиеся блинчики среди всех гостей,  разложить блинчики произвольными  стопочками на тарелки, а затем пересчитать и сравнить, где

блинчиков больше, а где – меньше всего.

Физическое развитие

Катание с гор, кулачные бои, хороводы и другие веселые активные развлечения  – непременный атрибут Масленицы. Давайте тоже устроим небольшой блинный чемпионат.

Скоростная переноска блинов

Для игры понадобятся блинчики (можно использовать бумажные кружочки из предыдущей игры), для 2-х команд - 4 тарелки и 2 сковородки (игрушечные, можно быстро смастерить сковородку, приклеив скотчем ручку – карандаш, линейку, палочку от мороженного – к одноразовой тарелке). В одном конце группы устанавливаем две пустые тарелки, в другом конце  ставим две тарелки с одинаковым количеством блинчиков. По сигналу начинаем быстро переносить по одному блинчику в сковородке из одного конца группы в другой. Побеждает тот, кто первым перенесет все свои блинчики.

Для большей наглядности можно вообразить, что блинчики горячие, и класть их на сковородку не руками, а специальной лопаточкой.

Блинная осанка

В некоторых русских селах существовал такой обычай. На Масленицу молодые незамужние женщины выходили на улицу с миской с блинами на голове, а встречавшиеся им юноши могли эти блины отведать, чтобы узнать, хорошая ли будет хозяйка из этой девушки. Как должна быть хороша осанка, чтобы на заснеженной дороге не уронить эти блинчики!

Положите одноразовые тарелочки со стопкой бумажных блинчиков на голову и пусть ребята попробуют пронести их из одного конца веранды в другой. Можно добавить препятствия в виде снега (сугробов), идти с закрытыми глазами (весеннее солнце слепит глаза) или идти извилистой дорожкой (обходим скользкие места).

Ну что ж, немного размялись, выявили победителя блинного чемпионата, молодцы. А вот какие народные гуляния проходили в старину на Руси.

Развитие внимания

Взятие снежного городка

Рассматриваем  картину Василия Сурикова «Взятие снежного городка». Воспитатель просит ребят найти и показать вырезанные им  фрагменты на картине.

Д/И Чучело Масленицы

На этой картинке изображены чучела Масленицы.

Попробуйте найти чучело, у которого нет пары.

Музыкальное развитие

Пляски

Слушание песни «Масленица» в исполнении фольклорного ансамбля «Жаворонки» и потанцевать  под нее.

Учим текст песни  (автор слов А. Усачев)

Здравствуй, Масленица! Дай нам маслица!

Мы блинов себе горячих напечём – нам метели и морозы нипочём!

Если есть сковорода, не страшны нам холода,

Потому что блин горячий –это лучшая еда!

Да, да, да, да! Это – лучшая еда!

Здравствуй, Масленица! Дай нам маслица!

Надоели нынче каша нам да щи!

Ты блины, блины, блины, на стол тащи!

А заместо полотенца пригодится борода!

Да, да, да, да, – пригодится борода!

Да, да, да, да, – пригодится борода!

То не мышь пищит,не мороз трещит,

В сковородке блин за блином шкварчит.

Да с селёдочкою, да с икорочкою,

Да по краю с золотистою корочкою!

Вот так Масленица дала маслица нам!

Даже в небе появились два блина:

Это солнце - блин, и рядом блин -луна.

Мир крещёный нынче радуется,

Потому что нынче Масленица.

Приходи, народ, и с нами съешь блина,

Чтоб на землю поскорей пришла весна!

Нука, съешь блина ,чтоб пришла весна!

Нука, съешь блина, чтоб пришла весна!

Нука, съешь блина, чтоб пришла весна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование . Тематические недели. Вторая младшая группа.

Тема:Цели: Образовательная область «Познание»Конструирование:Тема:Экспериментальная деятельностьТема:Формирование элементарных математических представленийЗанятие №Целостная картина мираТем...

Календарно-тематическое планирование тематической недели "Неделя астрономии"

Календарно-тематическое планирование тематической недели "Неделя астрономии" во второй младшей группе ДОУ...

Календарное тематическое планирование.Тематическая неделя "Сеничкин день"

Материал будет полезен для воспитателей детских садов....

Календарно -тематическое планирование тематического блока «Празднуем День народного единства», тема дня «Российский флаг» в подготовительной группе

Материал предназначен для воспитателей подготовительной группы. Автор работы воспитатель МБУ д/с № 199 " Муравьишка" Губайдуллина Г.М. г. Тольятти...

Календарно-тематическое планирование тематического блока "Весна идет-весне дорогу!" тема дня "Сезонные изменения в старшей группе

В данном методическом материале представлен пример календарно-тематического планирования тематического блока "Весна идет-весне дорогу!" с темой одного дня "Сезонные изменения" в старшей группе детског...

Календарно-тематическое планирование тематического блока "Основы безопасной жизнедеятельности"

Рекомендовано воспитателям детей старшего дошкольного возраста...

Учебно-методическое пособие Календарно-тематическое планирование Тематической день "День цветов"

Тематический день " День цветов" полное планирование одного дня с конспектами занятий....