Конспект по окружающему миру с детьми 5-6лет. "Животные севера».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Иванченко Анастасия Николаевна

Тема: "Животные севера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_okruzhayushchemu_miru_s_detmi_5-6let.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по окружающему миру с детьми 5-6лет.

Тема. «Животные севера».

Форма организации: решение проблемной ситуации

Цель: формирование  первичных представлений об особенностях мира живой и неживой природы  на севере Арктики  и их взаимодействие,  о климатических условиях с помощью дидактических игр.

 Задачи:

 - знакомить с многообразием живой природы Арктики:  об обитателях животного мира- белый медведь, тюлень, моржи, северный олень, песец и объектах не живой природы- , айсберг, ледокол и  их взаимодействие, учитывая климатические особенности: долгая суровая зима, короткое арктическое лето и т.д..

- Развивать  интерес к окружающему миру живой и не живой  природы Арктики, экологическому мышлению с помощью дидактических игр.

- Обогащать и активизировать словарь детей словами: материк, Арктика белый медведь, тюлень, моржи, северный олень, лось, песцы, белая чайка, айсберг, ледокол.

- Воспитывать интерес к художественному слову, загадкам, умение внимательно слушать и отгадывать их.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Медвежонок Умка», чтение рассказов о медвежонке Умке, слушание и пение  песни «Колыбельная для Умки», «Песня про мамонтёнка»

Этапы работы

Действия педагога

(методы и приёмы)

Материалы и оборудование

Мотивация детей к деятельности.

Проблемная ситуация

Воспитатель вносит игрушку белого медведя.

-Дети, кто пришёл к нам в гости? Включить слайд с голосовым обращением:

-Это медвежонок  Умка.

- Ребята,  я заблудился и потерял     свою маму. Что теперь мне делать, не знаю? Чем м можем помочь Умке?

 слайд с голосовым обращением:

Простановка цели детьми

 -Где живёт Умка? Ответы детей

 - Мы можем помочь Умке? Как мы это можем сделать? -Где живёт Умка? Ответы детей  Поможем ему найти маму, а для этого  отправимся путешествовать по с земному шару  в арктику..

А где мы можем увидеть всю Землю сразу?  Загадка (На глобусе).

глобус

Совместная  и самостоятельная работа с детьми по нахождению средств деятельности

1. Рассказ воспитателя об Арктике с показом на глобусе

Посмотрите  это планета Земля . Что это?– это огромный шар. Большая часть покрыта водой, а на суше живут люди и животные. Арктика на глобусе обозначена белым цветом, почему как вы думаете? (Потому что там много снег а и льда).

Показ слайда.1

В Арктике  солнцу силы не хватает, поэтому даже летом снег не тает. Небо в Арктике радугой цветной наряжается порой. Это  за чудо-одеянье называется северное сиянье. Показ слайда2 северное сияние   Что это?

-Здесь часто бушуют метели и свирепствуют морозы, здесь очень холодно, вся земля покрыта льдом и снегом и никогда не тает. На этом материке никогда не бывает тепла.

Угадайте что ещё можно встретить в Арктике?

Загадка о айсберге

Он плывёт, блестя на солнце

Этот остров ледяной,

Он большой, и не качнётся

Даже сильною волной.

                                Айсберг

- Прочему вы так решили? Показ слайда. -Повторите что это?

нА конец я вижу землю Арктики

 –Здесь много животных, послушайте может среди них есть и Умки  мама  Загадки:. 

1.

-Большие рога, высокие ноги

Он ходит по снегу совсем без дороги.

Помочь человеку он может в делах.

Катает детишек на быстрых санях.

(Северный олень)

Показ слайда.

Дети, а что вы знаете о  северном олене?

-Северный олень – крупное животное с ветвистыми рогами и широкими копытами, всё тело покрыто густой тёплой шерстью. Зачем оленю тёплая, густая шерсть?
(Чтобы не бояться холода).
-Конечно, потому что здесь сильные морозы и шерсть спасает от холода. Олени живут стадом и путешествуют все вместе в поисках корма, питаются мхом, лишайником, грибами, листьями. Человек приручил оленей и теперь они помогают в качестве транспортного средства. Оленей запрягают в упряжку и могут ехать на дальние расстоянии.

Малоподвижную игру: «Олени»

-Давайте поиграем в малоподвижную игру: «Олени». Дети изображают оленей и выполняют движения.
-Ходит северный олень по сугробам целый день
(Дети, скрестив руки вверху, словно рога оленей, и высоко поднимают ноги)
А устанет – отдыхает
Мох копытом он копает

(Дети останавливаются, шаркают ногой, словно капают мох)
-Умка, это не твоя мама? Нет, не его, ну давайте отгадаем ещё загадку, может это про его маму.

В тундре белый лис гуляет, 
Мышек маленьких пугает. 
Очень хитрый он ловец. 
Как зовут его?
песец

Показ слайда.
-Дети, а что вы знаете о песцах? (ответы детей)
Рассказ воспитателя: 

Песец по внешнему виду напоминает лису, но меньше размером. Отличается короткой мордочкой и небольшими ушами, которые лишь немного выдаются из меха. Мех более пышный, мягкий. На рисунке у песца пушистый хвост, он защищает его мордочку от мороза, когда он спит. Маленькие, короткие лапы покрыты густой шерстью, даже вся подошва. След на снегу, поэтому получается не четкий, размытый. Зверек ест все, что удается раздобыть. Подбирает остатки еды за белым медведем, ворует у птиц яйца – за ними он лазает на скалы, ест ягоды, растения и даже водоросли. Опустошает припасы полярников, если сможет до них добраться. Но главная его пища – лемминги. Когда их много у песцов рождается до двадцати щенят в норах, которые они роют сами. Под землей у них прорыты целые лабиринты из тоннелей с гнездовыми камерами и множеством выходов. Щенки, когда немного подрастут, вылезают из норы за едой, которую приносят им родители, а через полгода догоняют их по весу и начинают жить самостоятельно.

 -Дети, как вы думаете, здесь есть мама нашего малыша?

У зверя ласты есть, клыки,

А так же пышные усы,

В холодных водах обитает,

На берегах он отдыхает!

Ответ: Морж

Показ слайда

-Дети, а что вы знаете о моржах?

-Морж – это тоже большое животное. Кожа моржа покрыта редкими жесткими волосками, ласты помогают плавать и нырять. В ледяной воде не замерзает, так как спасает толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности.

Он на севере живёт,

Громким голосом ревёт,

В цирке мяч ловить не лень -

Там работает ...

(Тюлень)

-Ребята, что вы знаете о тюленях?

- Тюлени, большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Передние ласты у них действуют, как весла, а задние - как руль. В воде тюлени издают неслышные сигналы, при помощи которых они обнаруживают добычу. Тело тюленя покрыто шерстью состоящей из коротких жестких волос и толстым слоем жира. У тюленей рождается по одному белому детенышу. Вскармливают они их молоком. Тюлени питаются водными организмами, рыбами.

Показ слайда.

Я знаю ещё загадку, слушайте внимательно.
У него есть брат в лесах
Сам он плавает во льдах, 
Бурый брат, а он весь белый
Но такой же сильный, смелый
Белый медведь
Показ слайда.
-А почему медведя назвали белым? (из – за окраски шерсти) Его так же называют полярным медведем, северным медведем, морским медведем. Это крупный зверь с плоской головой, сильными ногами, а на лапах есть плавательные перепонки. Кожа у медведя чёрная, а шерсть белая. Подумайте хорошо, как помогает белый цвет медведю? (Белая шерсть помогает хорошо маскироваться среди снега и льда) Белый медведь быстро бегает и хорошо плавает и очень любит ловить рыбу. А как называют детёныша медведя? (медвежонок) Посмотрите, наш Умка весело улыбается, он увидел свою маму
Показ слайда. –На чём можно отправиться в такое дальнее путешествие,– если много воды и льда? (Корабль, ледокол). Показ слайда
-Это корабль с крепким носом, он раскалывает даже самые крепкие льдины и называется ледокол
Показ слайда.
-Ну, Умка, не огорчайся, на ледоколе сквозь снег и льды отправляемся искать твою маму вместе с песенкой..

Пение песни с движениями  «Песня мамонтёнка»

Показ слайда 8

-Океан покрылся льдом,

Волны не бушуют в нем.

Он от края и до края

Как пустыня ледяная-

Царство холода и тьмы

Царство матушки - зимы.

-Вот мимо проплывают айсберги – это огромные глыбы льда, которые плавают в океане.

Показ слайда.

Презентация, глобус, аудиозапись «песня мамонтёнка», игрушка белого медведя.

Ну, наконец, добрались до берега, а что это на небе? (Северное сияние) Северное сияние светит только на этом материке, переливается разноцветными огнями.

А вот спешит нам на встречу кто-то.  Показ картинок животных Кто это? Теперь ему не одиноко. Он всех благодарит и спешит скорей домой, давайте попрощаемся и пожелаем счастливого пути. (воспитатель уносит игрушку) Ну, наконец, добрались до берега, а что это на небе? (Северное сияние) Северное сияние светит только на этом материке, переливается разноцветными огнями.

А вот спешит нам на встречу кто-то.  Показ картинок животных Кто это? Теперь ему не одиноко. Он всех благодарит и спешит скорей домой, давайте попрощаемся и пожелаем счастливого пути. (воспитатель уносит игрушку)

Подведение итога

-Как вы думаете мы помогли Умке? Где живёт Умка? Кого ещё можно встретить в Арктике, назовите? Что вы о них знаете? А что ещё можно встретить в Арктике? Посмотрите, Умка оставил льдину нам в подарок, давайте откроем и посмотрим, что там. В качестве благодарности за оказанную помощь Умка подарил нам раскраски северных животных. Попозже мы их раскрасим. А сейчас нам пора возвращаться  домой.  Включить грамзапись. «Песенка мамонтёнка»

Но вот мы и дома. Молодцы , что не оставили  одного Умку и помогли ему найти свою маму. Спасибо.

Презентация, письмо в виде льдинки, раскраски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема занятия: «Север - царство снега и льда»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миромв подготовительной группеТема занятия: «Север - царство снега и льда»...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе тема: «Животные Севера»

Описание материала: Материал подготовлен для детей старшего дошкольного возрастаЦель: Обогащение знаний детей о животных Арктики и Антарктики.Задачи:- Формировать представления детей о живот...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «Животные севера»

Цель:Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях Севера зимой....

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе Тема: «Животные Севера»

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе Тема: «Животные Севера»...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе тема «Животные Севера»

Цель:Уточнить и расширить знания детей о животных Севера.Задачи:1. Углублять представления детей о животных и птицах холодных стран.2. Систематизировать представления детей об умении животных приспоса...

план-конспект по окружающему миру с детьми со сложными дефектами

Конспект по окружающему миру в разновозрастной группе со сложными дефектами. Тема: «Знакомство с зимующими птицами».Цель: Формирование представлений о зимующих птицах и роли чело...