конспект по окружающему миру"Зимушка-зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Богданова Виктория Евгениевна

конспект по окружающему миру

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе.

Тема: «Зимушка-зима».

Подготовила: Богданова В.Е.

Задачи: расширить представления детей о характерных признаках зимы, учить находить эти признаки самостоятельно; учить анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать способность к наблюдению; развивать речь.

Цель: закреплять и обобщать знание детей о зиме.

Материалы к занятию:   иллюстрации с изображением зимы, музыка П. И. Чайковского «Времена года», плоскостные фигуры «Времена года», ноут бук, рисунки снежинок, модель снежинки.

1. Вводная часть. Заходит красавица-зима

          Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?(ответы детей)

          А что бы узнать меня надо отгадать загадку.

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица-

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом-

Все покрыла серебром!

- О каком времени года загадка? Как вы догадались?

2. Рассматривание фотографий, чтение стихов о зиме.

- Какое время года на фотографиях?

- Послушайте, какие стихи о зиме вам прочитают ….., а вы закройте глаза и попробуйте представить картину, которая описывается в стихотворении.(включить музыку Чайковского)

а) С. Дрожжин

Мороз в окно глядит и дышит

И на стекле узоры пишет,

А против мёрзлого окна,

Дыханьем дедушки Мороза

В парчу и жемчуг убрана,

Стоит кудрявая берёза.

б)  С. Есенин

Заколдован невидимкой

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалась сосна.

3. Отгадывание загадок о зимних явлениях.

 Отгадайте загадки о том, что может быть зимой.

а)   Рыбам зиму жить тепло:

      Крыша – толстое стекло. (Лёд)

б)   Лежало одеяло, лёгкое белое.

       Солнце напекло – одеяло утекло. (Снег)

в)   Покружилась звёздочка

      В воздухе немножко,

      Села и растаяла

      На моей ладошке. (Снежинка)

4. Пальчиковая гимнастика “Мы во двор пошли гулять”

Раз, два, три, четыре, пять,        Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять.         Идут по столу указат. и средн. пальч.

Бабу снежную лепили,                “Лепят” комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили,        “Крошат” хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались,       Ведут указ. пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись.            Ладошки кладут на стол одной и другой

стороной.

Все в снегу домой пришли.  Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли.            “Едят ложкой” суп.

5.   Рассказ о снежинке.

- Кружатся в воздухе и падают на землю снежинки – одна красивее другой.(Рассматривают рисунки снежинок.)

- На что похожи снежинки?

А сейчас я вам прочитаю рассказ о снежинках.

-Побывали учёные в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки. Высоко – высоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились лёгкими, нежными … (снежинками). Маленькие льдинки в высоком небе – это замёрзший водяной пар.

- Во что превращается этот пар осенью, весной, летом? (в капли дождя)

- А зимой? (в снежинки)

-Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучики и снежинки превращаются в снежную пыль. Когда нет мороза, падая на землю, снежинки летят друг к другу и образуют хлопья.

- Как вы думаете, почему снег хрустит под ногами?

- Он хрустит от того, что под тяжестью наших ног ломаются звёздочки и лучи снежинок.

- Сосчитайте сколько у неё лучиков? (6) А может ли их быть 5 или 7?

6.   Рассматривание веточки.

- Куда не посмотришь зимой, всё вокруг бело.

- Как вы думаете, умирает ли жизнь в природе зимой?

- Конечно же нет. Снег, словно пушистым белым одеялом защищает землю от мороза. Природа не погибает, просто засыпает.

Тютчев.

Чародейкою зимою, околдован лес стоит

И под снежной бахромою, неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит.

И, стоит он околдован

Не мертвец и не живой

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой.

- Это можно увидеть на примере растений. Давайте эту спящую веточку поставим в воду в нашей группе и понаблюдаем, что с ней произойдёт через несколько дней.

7. Знакомство с зимними месяцами.

Назовите пожалуйста зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль). Молодцы.

         Декабрь-первый зимний месяц. Летят с неба лёгкие белые снежинки и украшают землю пушистым белым ковром. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только ель и сосна остаются по-прежнему зелёными. Сквозь низкие серые облака редко поглядывает солнце, поэтому и называют декабрь в народе «хмурень» - хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные. По ночам в декабре трещит мороз -  строит ледяные мосты на водоёмах. 22 декабря - самый короткий день в году. После 22 декабря день начинает понемногу прибавляться.

          Январь-второй месяц зимы. Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют «лютень» или «лютовей». В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звёзды ночью яркие. Рисует мороз на стёклах удивительные узоры. «Месяц январь - зимы государь» - так в народе говорят.

          Февраль-последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговеем», «ветродуем». В феврале, день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, иногда звенит первая робкая капель, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают. Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какая будет весна. Если в этот день будет солнце, то весна будет тёплой. Если же день пасмурный, готовься к поздним заморозкам. Вот такая примета.

- Как называют в народе декабрь? (хмурень).

- Почему? (хмурый, бессолнечный, дни короткие, ночи длинные).

- Почему январь называют лютым? (трещат морозы, лютует стужа).

- Что такое оттепель? (это когда припекает солнце и тает снег).

- Что такое примета? (это когда люди что-то заметили).

- Какой день показывает какая будет весна? (2 февраля).

- Почему февраль называли ветродуем? (дует сильный ветер). Молодцы.

- Отдохнём? (да).

8. Физминутка «СНЕГОВИК»

Давай дружок, смелей дружок        Дети идут по кругу, изображая, что катят перед собой

Кати по снегу свой снежок                                                снежный ком.

Он превратился в снежный ком        Остановились, «рисуют» двумя руками круг

И станет ком снеговиком.                 «Рисуют» снеговика из трех кругов разного    размера.

Его улыбка так светла                        показывают руками на лице улыбку и улыбаются

Два глаза, шляпа, нос, метла,                 показывают 2 глаза, прикрывают голову ладошкой

                                                                показывают нос, встают прямо и держат

                                                                воображаемую метлу.

Но солнце припечет слегка -                 Медленно приседают.

Увы! И нет снеговика!                          Пожимают плечами, разводят руками.

9. Признаки зимы.(Показ презентации).

10.   Итог

- О чём мы сегодня говорили?

-Какие зимние месяцы запомнили?

- Что вам понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по окружающему миру "Зимушка - зима"

Конспект НОД по окружающему миру "Зимушка - зима" ОО "Позавательное развитие"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Зимушка зима"

конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Зимушка - зима"

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Зимушка - зима ". Это конспект можно использовать как контрольно - проверочное (итоговое) занятие....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зимушка - зима»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Зимушка-Зима" для средней группы...

Конспект образовательной деятельности по реализации ОО "Познавательное развитие" (ознакомление с окружающим миром) "Зимушка-зима"

Конспект образовательной деятельности по реализации ОО "Познавательное развитие" (ознакомление с окружающим миром) "Зимушка-зима"...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром "Зимушка - зима" ( с использованием интеллект -карты)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ: «ЗИМУШКА - ЗИМА» (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА)...