Конспект организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Извержение вулкана»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников способствует развитию познавательного интереса и познавательной активности, творческих способностей, а также формируются исследовательские умения, умения самостоятельного поиска, происходят открытия и усвоения нового.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная начальная школа»
дошкольная ступень №1
Конспект организации
познавательно-исследовательской деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
на тему: «Извержение вулкана»
Подготовила: Романова С.С.
воспитатель
Излучинск 2017 г.
Тема: «Извержение вулкана»
Цель: сформировать у детей первоначальные представления о вулканах.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с природным явлением – извержение вулкана, его причиной;
- расширять представления детей об объектах и явлениях неживой природы;
- развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь по теме.
Словарь: вулкан, жерло, кратер, лава.
Развивающие:
- развивать любознательность, познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опыта, самостоятельность, инициативность;
- развивать умение последовательно вести работу.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к неживой природе;
- воспитывать интерес к познавательно – исследовательской деятельности, целеустремленность и самостоятельность;
- формировать эмоционально положительное отношение к окружающему миру.
Предварительная работа: изготовление макета вулкана; изучение познавательной литературы, чтение детской энциклопедии «Все обо всем» И.О. Перфильев; беседы по теме «Горы», рассматривание иллюстраций по теме «Вулканы и горы», просмотр мультипликационного фильма «Вулканы и гейзеры».
Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, презентация «Горы и вулканы», макет вулкана, смесь для извержения (сода, красная краска, жидкое мыло, лимонная кислота).
Ход познавательно-исследовательской деятельности.
- Ребята, посмотрите, что это? (рюкзак)
- Куда с ним можно пойти? (в поход, отправиться в путешествие).
(Детям предлагаются картинки с изображением леса, моря и гор)
- А где вы ни разу не были, но очень хотели бы побывать? (в горах).
- Хорошо, отправляемся в горы. В рюкзак нужно положить необходимую нам одежду (дети перечисляют: куртку, свитер, теплые брюки, шапку и т.д.).
- Нужна удобная обувь (кроссовки, кеды, ботинки); продукты питания (хлеб, вода, консервы, фрукты, овощи и т.д.).
- Ребята, а что нам еще может понадобиться, вдруг нам придется ночевать в горах? (палатка, компас, котелок и т.д.).
- Ну что сборы закончены, пора отправляться. Пошли!
Физкультминутка.
Мы готовы для похода.
Поднимаем выше ноги.
По дороге мы идем.
Не спешим, не отстаем.
Руки за спину кладем
И по бревнышку идем.
Вот куда-то мы забрались
Где мы с вами оказались?
(На слайде изображения гор).
- Я предлагаю отдохнуть и устроить привал. Посмотрите, ребята, как вокруг красиво! Какие высокие, величественные горы. А что такое горы? (Горы - это неровные, высокие участки земной поверхности).
- Что есть у горы? (Подножие, склоны, вершина). Какие бывают вершины? (Острые, куполообразные).
- Ребята, а что это на вершинах гор? (Это снег). А почему там снег, ведь сейчас лето, да и у подножия горы нет снега? (Потому что наверху очень холодно).
- Вы совершенно правы! Там, действительно, очень холодно.
- Посмотрите все горы очень разные: одни - высокие, другие - низкие, у одних верхушки острые, а у других как – будто срезанные (рассматривают изображение гор на слайде). Это необычные горы, они возникают в результате загадочного грозного явления природы.
- Что это за горы, мы узнаем, отгадав загадку:
Я плююсь огнем и лавой,
Я - опасный великан!
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня? (Вулкан).
- Ребята, а кто-то знает, что такое - вулкан? (Ответы детей).
- Я предлагаю продолжить наше путешествие, отправится в гости к Хозяйке Медной горы, и все у неё узнать.
Физкультминутка.
По дорожке мы шагаем
И ворон мы не считаем,
Смело мы идём вперёд,
Где вулкан уже нас ждёт.
Когда в гости мы пришли
Можно крикнуть раз, два, три.
(На слайде появляется Хозяйка Медной горы)
- Хозяйка Медной горы. Кто вы такие, зачем ко мне пожаловали? (ответы детей).
- Здравствуй Хозяйка Медной горы. Мы с ребятами хотели узнать, что такое вулканы, почему они так называются и как они образовались.
- Хозяйка Медной горы (голос из презентации).
Хорошо, я вам расскажу. В древности люди не знали, что такое вулканы и придумали одну легенду: «Жил на свете бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть «вулканами». «Вулкан работает» – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места».
- Хозяйка Медной горы (голос).
Горы, стоящие над каналами и трещинами в земной коре, называются вулканами. Чаще всего вулканы похожи на конусообразные или куполообразные горы, на вершине которых имеется кратер, или впадина в виде воронки (слайд). Иногда, вулкан «просыпается», и тогда происходит его извержение (слайд). При этом на поверхность Земли выходят расплавленные вещества земной коры и мантии Земли, называемые магмой (слайд). Извержение представляет собой череду сильных и слабых взрывов и излияний лавы - смеси расплавленных горных пород (слайд). Лава течет вниз по склону и вытекает очень - очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает все живое и неживое, превращая в пепел. На воздухе лава остывает и превращается в камни (слайд).
Вулканы бывают действующие, потухшие, уснувшие.
Действующие вулканы, - те которые время от времени выбрасывают из своего жерла горячие газы или пар (слайд). Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать.
- Спасибо тебе Хозяйка Медной горы.
- Ребята, а как вы думаете, опасно ли жить у подножия вулкана? Почему?
- Вулканы не только мешают, но и помогают людям. Люди используют вулканические камни для строительства, а вулканический пепел как хорошее удобрение.
- Ребята, давайте посмотрим, как происходит извержение вулкана. Когда вулкан просыпается, он звучит. Звуки слышны очень далеко (показ мультимедийной презентации).
- Мы с вами увидели, как происходит извержение вулкана в природе. А сейчас я предлагаю отправиться назад, в нашу исследовательскую лабораторию и попробуем разбудить наш уснувший вулкан (возвращаются).
- Давайте, подойдем к нашему вулкану и вспомним, из каких частей он состоит? (Подножие, вершина, склон).
- Какую форму имеет вулкан? (Конус, пирамида).
- А теперь давайте рассмотрим вершину вулкана. Посмотрите, на что она похожа? (На воронку, на большую чашу, яму).
- Как называется эта вершина? (Кратер)
- Кратер вулкана это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне красновато – оранжевая дыра – жерло, уходящая глубоко в землю.
- Как называется огненная жидкость, которая вытекает из кратера вулкана? (лава).
- Что остается, после извержения вулкана? (камни, пепел и т.д.).
- Молодцы, а теперь чтобы не навредить себе и окружающим, будем работать по схеме, соблюдая правила безопасности (вспомним символы безопасного поведения детей при проведении опыта: ничего не брать в рот, осторожно насыпать порошок, лавы не трогать, использовать салфетку).
- Готовы? Приступаем.
Опыт «Извержение вулкана»
- Хозяйка Медной горы дала нам с вами формулу приготовления лавы (смотрят алгоритм приготовления лавы, выполняют совместно с педагогом) Давайте вставим в середину конуса пластиковую баночку, насыпаем 2 чайные ложки соды. В колбу наливаем пол стакана воды, добавляем пол чайной ложки гуаши красного цвета, тщательно перемешиваем до однородного состояния. В полученную окрашенную воду добавляем 5 капель жидкого моющего средства и перемешиваем. В получившуюся смесь добавляем 2 столовые ложки лимонной кислоты, перемешиваем. Получившуюся смесь выливаем в наш вулкан.
Результат: в результате реакции соды с лимонной кислотой и моющим средством из жерла вулкана начнет извергаться пена красного цвета, происходит химическая реакция.
- Ребята, что мы увидели в результате опыта? (Мы видели извержение вулкана).
- Мы с вами самостоятельно создали природное явление – извержение вулкана. Как вы думаете, где нужно находиться, когда вулкан просыпается? (При извержении вулкана надо быстрее покинуть это место, потому что близко находится очень опасно, можно пострадать).
- Вам понравилось наше сегодняшнее путешествие? Что мы узнали? Напомните мне все компоненты, которые мы использовали, чтобы наш вулкан проснулся. Вот и закончилось наше сегодняшнее знакомство с вулканами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: Развитие связной речи по сказке "Крошечка - Хаврошечка".
Из опыта работы с детьми логопедической группы детского сада. Интеграция в работе специалистов ГБДОУ. С использованием ЭОР....
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Секреты личной гигиены»
Материал составлен в виде краткого конспекта с иллюстративным материалом -слайдами /в реальности-настраиваемая динамичная презентация/ и представляет собой, небольшое "путешествие", по закреплен...
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Истории о символах»
Цель занятия:Формировать патриотические чувства. Познакомить детей с картой России.Знакомство с государственной символикой герб, флаг, гимн.Развивать конструктивные умения и навыки работы с бумагой. У...
Конспект Познавательного мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в далекое прошлое Приангарья»
Цель: Уточнять и расширять представления детей о коренных народах Сибири на территории Приангарья – русских, эвенках, бурятах.Задачи:-Продолжать знакомить с их историей и культурой –...
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема:«Прогулка в зоопарк »
Образовательные – Продолжать формировать умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства – мимику, пантомимику, речевую мимику. Закреплять ум...
Конспект развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста тема "Путешествие по сказке В.Катаева "Цветик-семицветик".
На развивающем занятии дети повторили сказки которые проходили в младшем и среднем возрасте. Познакомились с новой сказкой. Узнали что сказки бывают народные и авторские. Дети охотно пересказывалиизве...
Конспект проведения НОД с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Мой любимый город»
Очень важно с детства воспитывать у ребенка любовь к родине. А начинать нужно с воспитания любви к родному краю, к малой Родине. Для реализации поставленных задач разработаны занятия по знакомству дет...