РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.
консультация по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.
В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Поэтому весьма актуальна проблема развития познавательной активности детей.
Развитие активности связано с овладением разнообразным опытом, знаниями, умениями и навыками, общественными нормами и правилами поведения. По утверждению многих учёных, любой нормальный ребёнок появляется на свет с врождённой познавательной направленностью, помогающему ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности.
Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность. Познавательная активность – это активность, возникающая по поводу познания и в его процессе.
В своей деятельности дошкольники стремятся к активной деятельности. Задача взрослых – не дать этому стремлению угаснуть. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем она более значима для ребёнка, тем успешнее идёт его развитие. Однако надо отдавать себе отчёт, что не каждая деятельность развивает. Эффективность развития связана, прежде всего, с освоением ребёнком позиции «субъекта собственной жизни в мире».
Развивает ребёнка то, что соответствует его интересам, потребностям и возможностям, особенностям личностного роста в конкретный возрастной период.
Сущность познавательного развития – вхождение ребёнка в человеческую культуру через овладение средствами, способами познания окружающего мира.
Процесс руководства познавательной активностью детей воспитателям нужно осуществлять в двух взаимосвязанных направлениях:
- руководство познавательной активностью в непосредственно образовательной деятельности;
- организация самостоятельной деятельности дошкольников.
При организации непосредственно образовательной деятельности нужно создать условия для знакомства детей с интересными фактами и сведениями о мире, приобщать их к информации, накопленной человечеством на пути познания окружающей среды.
В зависимости от цели и источников информации образовательную деятельность можно разделить на несколько типов:
1. Информационный тип образовательной деятельности – это знакомство детей с неизвестными дошкольникам познавательными фактами и сведениями из различных областей знаний о мире. Здесь основной источник информации – педагог, который с помощью наводящих вопросов должен подвести детей к самостоятельному решению проблемы, её пониманию и открытию нового;
2. Познавательные практикумы, на которых воспитанники усваивают информацию в процессе практической работы с различными материалами и специальным оборудованием (микроскоп, лупа, карта);
3. Интегрированный тип образовательной деятельности, где дети имеют возможность в рамках определённого времени получить максимум представлений о свойствах, качествах, отношениях между объектами, явлениями, о существующих между ними взаимосвязях в процессе разных видов детской деятельности;
4. Итоговые мероприятия, на которых педагоги вместе с воспитанниками подводят итоги, обобщают полученные представления по определённой теме.
Первые три типа организованной деятельности с дошкольниками целесообразнее разделить на четыре части:
1 часть направлена на актуализацию имеющихся у детей знаний. Обращение к имеющемуся опыту ребёнка поможет ему эффективно, планомерно усваивать новый материал;
2 часть должна раскрыть перед ребёнком перспективу того, что дети узнают, но не прямолинейно, а опосредовано – через вопросы к ним;
3 часть – это непосредственно новая информация;
4 часть – это подведение итогов. Это очень важная часть.
Заканчивая совместную образовательную деятельность ребёнка и взрослого, педагог должен предложить детям сказать, что нового они узнали, но при этом намекнуть, что людям известны и другие сведения по данной теме. Об этом воспитатель предлагает узнать у родителей, из книг и телепередач.
Обязательно предупредить детей, что в следующей раз они должны будут поделиться друг с другом тем, что они узнали нового.
В развитии познавательной активности дошкольников играет правильно организованная самостоятельная деятельность. Дети должны иметь возможность в удобный им момент иметь возможность дополнить и расширить свои представления о мире, а также овладеть различными способами получения знаний – рассматривание картин, экспериментирование, личный опыт и т.д.
Осуществляя руководство этим направлением работы, нужно придерживаться следующих требований:
- создаваемые условия в группе должны провоцировать дошкольников на поиск ответов на поставленные вопросы, получение дополнительной информации по определённой теме;
- дети должны самостоятельно определять степень своего участия в этой деятельности и свободно выбирать из предложенных педагогом средств и источников познания.
Импульсами, активизирующими их самостоятельную деятельность могут стать: тематические уголки, постепенно наполняемые новыми материалами для поддержания интереса детей, дидактические игры, развивающие настольные игры, поддерживающие интерес к теме и служащие поводом для её обсуждения, глобус, карты, разнообразные наглядные пособия (календарь природы, часы), микроскоп, лупы и т.д.
Весь этот материал должен постоянно находиться в группе и своевременно обновляться. Ну и конечно нельзя обойтись без познавательной литературы, иллюстраций, альбомов для рассматривания. Их содержание также должно быть всегда доступно детям.
В ходе организации работы с детьми необходимо использовать тематическую связь между образовательной деятельностью познавательного цикла и продуктивной деятельностью.
В развитии познавательной активности дошкольников большое значение имеют итоговые мероприятия по определённой теме – познавательные мероприятия.
Их можно целесообразно проводить в форме досугов, цель которых – показать воспитанникам, как много они уже знают и умеют. Это могут быть КВН, викторины, вечера загадок, неожиданные опыты и головоломки. На такие досуги и вечера нужно приглашать родителей, которые тоже могут показать детям что-либо интересное.
После таких мероприятий большее количество детей включается в процесс познания. Это свидетельствует о возросшем интересе к совместной и самостоятельной познавательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой
Развитие речи в онтогенезе, требования к речи ребенка 4-летнего возраста, рекомендации родителям, памятка родителям по развитию речи ребенка....
Развитие познавательной активности детей в процессе ознакомления с окружающим миром.
Обобщенные материалы могут быть использованы педагогами ДОУ в работе с детьми старшего дошкольного возраста с целью развития их познавательной активности....
Статья: «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой»
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по ...
Родительское собрание-практикум «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность»
Цель: организовать общение родителей и детей через игру, как средство восприятия и ощущения окружающей природы....
Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека-речи Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум взаи...
Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром"
Автором представлена консультация для педагогов дошкольных учреждений по развитию познавательной активности дошкольников в процессе организации образовательной деятельности....
Доклад «Развитие познавательной активности детей в процессе ознакомления с окружающим миром». (из опыта работы)
В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Поэтому весьма актуальна проблема развития познавател...