Доклад «Развитие познавательной активности детей в процессе ознакомления с окружающим миром». (из опыта работы)
статья (старшая группа)
В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Поэтому весьма актуальна проблема развития познавательной активности детей.
Возможность познавать окружающий мир ребенку обеспечивает деятельность, так как она – важное условие и средство познания.
Быть активным – значит быть деятельным.
По своей природе дети дошкольного возраста стремятся к активной деятельности. Задача взрослых – развить это стремление. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем она более значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие. Однако надо помнить, что не каждая деятельность развивает. Эффективность развития связана прежде всего с освоением ребенком позиции «субъекта собственной жизни в мире». Развивает ребенка то, что соответствует его интересам, потребностям и возможностям, особенностям личностного роста в конкретный возрастной период.
Сущность познавательного развития – это вхождение ребенка в человеческую культуру через овладение средствами, способами познания окружающего мира. Однако помимо оперирования средствами и способами взаимодействия
миром (помимо «могу»), у ребенка должно быть еще и желание развиваться (т.е. «хочу»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti_detey.docx | 28.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное отделение НОО с дошкольными группами МКОУ «КСОШ №2»
Доклад
«Развитие познавательной активности детей
в процессе ознакомления с окружающим миром».
(из опыта работы)
Подготовила: воспитатель
Борисова Л.Н.
Куркино декабрь 2019 г
- настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Поэтому весьма актуальна проблема развития познавательной активности детей.
Возможность познавать окружающий мир ребенку обеспечивает деятельность, так как она – важное условие и средство познания.
Быть активным – значит быть деятельным.
По своей природе дети дошкольного возраста стремятся к активной деятельности. Задача взрослых – развить это стремление. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем она более значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие. Однако надо помнить, что не каждая деятельность развивает. Эффективность развития связана прежде всего с освоением ребенком позиции «субъекта собственной жизни в мире». Развивает ребенка то, что соответствует его интересам, потребностям и возможностям, особенностям личностного роста в конкретный возрастной период.
Сущность познавательного развития – это вхождение ребенка в человеческую культуру через овладение средствами, способами познания окружающего мира. Однако помимо оперирования средствами и способами взаимодействия
- миром (помимо «могу»), у ребенка должно быть еще и желание развиваться (т.е. «хочу»
Как сделать так, чтобы такое желание возникло.
Прежде всего, в основу работы в этом направлении я взяла следующие принципы:
- развития, ориентирующий на создание каждому ребенку условий, в которых он мог бы максимально реализовать себя;
- природосообразности воспитания, подразумевающий понимание врожденных черт ребенка, учет его возрастных и индивидуальных особенностей;
- психологической комфортности, обеспечивающий ребенку положительное эмоциональное самочувствие, состояние психологического благополучия;
- взаимодействия, предполагающий взаимную активность всех субъектов воспитательного процесса в системах: «ребенок – педагог», «родители – ребенок», «педагог – родители».
- формирование деятельности, направленный на обучение ребенка не навыкам, а умению ставить цель и реализовывать ее, так как образование в дошкольном возрасте должно закладывать готовность к самостоятельному познанию. Ведь именно эта готовность – ключ к успешному личностному развитию;
- смыслового отношения к окружающему миру, ориентирующий на то, что образ мира для ребенка – не просто знания, это его знания о мире;
- здоровьесберегающий принцип и др.
Эти принципы и определяют мой подход к организации воспитательно – образовательной работы с детьми.
Чтобы правильно наметить пути предстоящей работы в этом направлении, я провела на начало учебного года диагностику с целью определения уровня развития познавательной активности детей. На основе полученных результатов выстроила систему работы. Прежде всего, составила перспективный план ознакомления детей с окружающим миром по трем основным разделам:
мир
природы, мир людей, мир предметов. В плане я предусматриваю разные виды деятельности: НОД, игру, труд, самостоятельную и продуктивную деятельность.
Серьезное внимание я уделила созданию в группе условий, способствующих проявлению познавательной активности каждого ребенка. Организовала развивающие центры разных видов деятельности.
Необходимо обратить особое внимание на организацию непосредственно образовательной деятельности, каждая включает четыре части:
1-я часть направлена на актуализацию имеющихся у детей знаний. Обращение к имеющемуся опыту ребенка помогает ему эффективно, планомерно усваивать новый материал.
2-я часть раскрывает перед детьми перспективу того, что дети узнают, но не прямолинейно, а опосредованно – через вопросы к детям, имеющие свои особенности:
- знали заранее, что дети не смогут ответить на них;
- они являлись своеобразным планом, по которому дети в дальнейшем получали новую информацию.
В 3-й части сообщаю детям новую информацию. Причем эта часть в НОД проводится по-разному:
- в виде познавательного рассказа (если НОД была информационного типа);
- экспериментов и опытов (если непосредственно образовательная деятельность - практикум);
- комбинация из рассказа взрослого и экспериментов.
- 4-й части подводятся итоги. Предлагаю детям сказать, что нового они узнали. При этом подчеркиваю, что людям известны и другие сведения по предложенной теме. Об этом можно узнать у родителей, из книг, из телевизионных передач. В дальнейшем создаю условия для самостоятельной
поисковой деятельности. Обязательно предупреждаю детей, что в следующий раз они поделятся друг с другом тем, что узнали нового.
- развитии познавательной активности дошкольников огромную роль играет правильно организованная самостоятельная познавательная деятельность.
Осуществляется она в основном во вторую половину дня и на прогулках. При этом дети имеют возможность дополнить и расширить свои представления о мире, а также овладеть различными способами получения знаний.
На организацию мероприятий в режимных моментах обращаю особое внимание, так как радость самостоятельных открытий, сопровождающая умственные поиски, укрепляет и развивает познавательные интересы и активность детей.
Деятельность детей в режимных моментах активизирует организованная предметно-развивающая среда, а именно:
- «лаборатория», постепенно наполняющаяся все новыми материалами для экспериментирования и поддержания интереса детей, позволяющая вновь воспроизвести опыт, еще раз утвердиться в своих представлениях;
- дидактические игры схемы, модели, развивающие настольные игры, поддерживающие интерес к теме и служащие поводом для ее обсуждения с детьми вне НОД;
- глобус и физическая карта, которые являлись наглядно-графическими заместителями целостного «пространства мира», хорошо знакомыми современным дошкольникам. Путешествие по карте – повод для того, чтобы сравнить растительный и животный мир разных уголков Земли, узнать, как живут там люди, чем занимаются и т.д.;
- настенные часы и разнообразные календари для знакомства с понятием «время», для формирования «чувства времени»;
- лупы и другие материалы, которые использовались при работе с различным познавательным содержанием.
Все эти предметы и пособия постоянно находятся в группе. В любое время ребенок может подойти и «поработать» с ними. Конечно, нельзя обойтись без познавательной литературы (энциклопедии типа «Все обо всем», познавательные книги серии «Что естьчто», «Моя первая энциклопедия» и т.п.). По мере необходимости я их приношу из дома. Ее содержание всегда доступно детям.
- развитии познавательной активности дошкольников большое место отвожу организации разнообразных познавательных мероприятий. На них выносится информация, требующая нашего непосредственного участия. Это сообщение дополнительных интересных сведений, показ разнообразных опытов. Детям очень нравятся разной тематики досуги: КВН, викторины, вечера загадок и др. Их цель – показать воспитанникам, как много они уже знают, умеют. Готовятся к ним дети по желанию.
На такие досуги приглашаем родителей, которые тоже могут показать детям что-нибудь интересное. Замечено, что после их проведения большее количество детей стало по собственной инициативе включаться в процесс познания. Это свидетельствует о возросшем интересе к совместной и самостоятельной познавательной деятельности.
Большое внимание уделяю продумыванию мотивов, побуждающих ребенка к деятельности. Чаще всего использую игровой – оказание помощи воспитателям или изготовление какой-либо поделки для себя.
Результаты работы по развитию познавательной активности ребенка во многом зависят от правильного выбора метода обучения. В работе с детьми наряду с традиционными методами (наглядные – наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций; словесные – беседы, чтение
художественной литературы, использование фольклора; практические – дидактические игры, опыты, труд детей), использую и другие
- объяснительно-иллюстрированный (применяется при сообщении нового программного материала информационного характера);
- репродуктивный (используем для обработки практических умений и получения навыка при действии по образцу);
- проблемное изложение (применяю в НОД и в совместной деятельности
- детьми для решения игровых проблемных ситуаций);
- частично-поисковый (использую, чтобы помочь детям решать поставленную задачу, осуществляя поисковую деятельность);
- исследовательский (эвристический) (использую в ситуациях, когда воспитанники по моему заданию самостоятельно выполняли определенные виды действий, подводящие их к усвоению новых знаний).
Кроме этого, в работе с детьми использую приемы, повышающие познавательную активность дошкольников:
- элементарный анализ;
- задания на сравнение по контрасту и сходству;
- задания на группировку и классификацию;
- моделирование пространства;
- вопросы проблемного характера;
- приучение к самостоятельному поиску ответов;
- экспериментирование, постановка опытов;
- решение логических задач;
- намеренно допущенные ошибки в высказывании воспитателя.
Опыт работы убеждает в необходимости применения в НОД или совместной деятельности с детьми приемов, помогающих привлекать и удерживать внимание. Это эмоциональная и голосовая модуляция (громкость голоса, интонация), модуляция темпа речи (пауза, изменение темпа речи).
Я убедилась в тoм, что эмоциональная окрашенность информации помогает детям в ее восприятии. На мой взгляд, не менее важным является и эмоциональный отклик детей на получаемую информацию. Поэтoму, большое внимание в процессе работы уделяю формировaнию интеллектуальных эмоций:
- удивления для порождения мотива;
- радости открытия, успеха, знакомства с новым;
- эмоциональный комплекс раздумия (догадки, сомнения, уверенность).
Всегда стараюсь, чтобы процесс познания сопровождался не просто эмоциональным общением детей со взрослыми и друг с другом, а проживанием каждым ребенком всей «палитры» интеллектуальных эмоций.
- своей работе широко использую и приемы, обеспечивающие эмоциональную активность детей:
- игровой, повышающий качество усвоения познавательного материала;
- сюрпризный момент, настраивающий ребенка на познание, обостряющий желание разгадать секрет, загадку (показы игрушек, картинок, появление взрослого в необычном наряде и т.п.);
- элемент новизны в НОД, изменяющий форму организации работы с детьми и места проведения (экскурсия, путешествие, выставка и т.п.);
- юмор и шутка, повышающие эмоциональность обучения, делающие НОД более интересной и запоминающейся.
На НОД в образовательной области «Познавательное развитие» организовываю взаимоотношения не только по системе «педагог – дети», но и «дети – дети». Практика показывает, что не всегда в НОД поощряется взаимодействие детей со сверстниками (часто такое общение воспринимается как шалость). А ведь именно их взаимодействие друг с другом способствует развитию познавательного интереса, осуществлению контроля за своими действиями и действиями других детей, появлению взаимопонимания, сопереживания. В
своей работе стараюсь создавать такие ситуации, которые побуждали бы детей оказывать помощь друг другу.
- процессе НОД и в организации самостоятельной деятельности необходимо не скупиться на похвалу и словесное поощрение. Чаще хвалить детей за находчивость, сообразительность. Искренне радоваться их малейшим достижениям. Уверившись, благодаря похвале и поддержке, в своих силах, дети начинают стремиться к знаниям уже независимо от похвал, улучшается их познавательная активность.
Работу в группе провожу непосредственно в тесном контакте с родителями. В уголке для родителей помещаем информационные материалы, отражающие текущие события в группе и несущие конкретные знания и рекомендации. Вместе с родителями направляем свои усилия на создание благоприятных развивающих условий для детей в группе. Родители являются активными участниками мероприятий, частыми гостями Дней открытых дверей, чтобы они видели успехи своих детей.
- доверительных беседах с родителями информируем их о результатах обследования детей, делая особый акцент на положительные моменты. Вместе с тем, обсуждаем проблемы каждого ребенка и возможные пути оказания ему помощи не только в детском саду, но и дома.
Результаты итоговой диагностики уровня познавательной активности детей нас порадовали. Можно утверждать, что системная работа по данной проблеме способствует развитию познавательной активности старших дошкольников.
- большинства наших воспитанников сформирован устойчивый интерес
- познанию окружающего мира. И самостоятельная познавательная деятельность осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями.
На мой взгляд, практическая значимость работы заключается в том, что обобщенные материалы могут быть использованы педагогами дошкольного
образования в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста с целью развития их познавательной активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности детей в процессе ознакомления с окружающим миром.
Обобщенные материалы могут быть использованы педагогами ДОУ в работе с детьми старшего дошкольного возраста с целью развития их познавательной активности....
Формирование и развитие познавательных интересов детей через опытно- экспериментальную деятельность при ознакомлении с окружающим миром. Из опыта работы кружка «Хочу все знать!»
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр и ознакомлением с окружающим миром ( из опыта работы)
Сенсорное воспитание направленно на обучение детей умению точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, расположение в пространстве)...
Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром"
Автором представлена консультация для педагогов дошкольных учреждений по развитию познавательной активности дошкольников в процессе организации образовательной деятельности....
Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром
Опыт работы по развитию познавательной активности у детей в процессе ознакомления с окружающим миром...
"Развитие познавательной активности дошкольника при ознакомлении с окружающим миром через проектную деятельность"
laquo;Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось е...
Тема самооброазования «Развитие познавательной активности в процессе ознакомления с окружающим миром»
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросе развития познавательной активности в процессе ознакомления с окружающим миром.Познавательная деятельност...