Конспект опытно-экспериментальнойдеятельности в старшей группе на тему " Очистка воды"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Познакомить детей старшего дошкольного возраста со спосабами очистки воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ochistka_vody.docx | 25.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие капельки»
Цель: Сформировать первичные представления о круговороте воды в природе.
Задачи:
-Познакомить со свойствами воды испарение и конденсация.
-познакомить с круговоротом воды в природе
-закрепить знания детей о свойствах воды;
-уточнить и закрепить знания детей о значении воды.
-воспитывать аккуратность при работе с приборами-помощниками, умение работать сообща при проведении опыта.
-Воспитывать бережное отношение к воде
Предварительная работа:
- Проведение экспериментов по изучению свойств воды (текучесть, прозрачность, отсутствие запаха, вкуса, цвета, способность к замерзанию).
- Наблюдения за явлениями природы (дождь, появление и исчезновение луж, туч).
- Беседа о значении воды в жизни людей, животных, растений.
- Игры с водой, песком.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришла гостья, но чтоб узнать кто ,вы должны отгадать загадку:
Чтобы лился дождик с неба.
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам ….(без воды)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Воспитатель: Правильно, вода. А из чего состоит вода? (ответы детей) Воспитатель: Молодцы. Вода состоит из капелек. (Воспитатель показывает куклу-капельку). Капелька к нам пришла с просьбой. Она хочет узнать о себе по больше. Сначала давайте вспомним ,что мы знаем о воде. Вот стакан , в него наливаем воду. Воспитатель: Все правильно. Вода: жидкая, бесцветная, без запаха, не имеет формы. (воспитатель предлагает нескольким детям выйти и доказать ответы опытным путем, материалы заранее приготовлены).
Воспитатель благодарит детей.
Воспитатель: Вода самое удивительное вещество в природе, потому что она бывает в природе в 3-х состояниях одновременно: в жидком твердом и газообразном А теперь я расскажу вам сказку о путешествии капельки...
"Жила-была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже...". Воспитатель: В каком состоянии находится капелька сейчас? (В жидком.)
"...После того, как капелька оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужа постепенно замерзла - и капелька превратилась в льдинку. Ее подружки нарядились в красивые платьишки и падали на землю уже снежинками. Скучно стало капельке, когда лужа замерзла, ведь она теперь не могла двигаться..." Воспитатель:А в каком состоянии находится капелька сейчас? (В твердом.)
Опыт "Лед – твердая вода"
Предложить детям взять в руки кусочки льда и проследить, как они тают. Что осталось на ладошке?
Вывод: лед, снег это тоже вода.
...Становилось все теплее, и вскоре лужа растаяла, и капелька снова могла свободно плавать. Но дни становились все жарче и жарче, солнышко припекало все сильнее и сильнее, капелька стала очень легкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облачко...".
Воспитатель: В каком состоянии капелька находится теперь? (В газообразном.)
В: Давайте посмотрим как вода превращается в пар.
Опыт «Пар – это тоже вода»
Взять чайник с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить тарелку-пар оседает на тарелке, когда поднимем тарелку, с нее стекают капельки воды.
Вывод: пар – это газообразные капельки воды.
Физкультминутка.
Воспитатель: А сейчас мы с вами немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.
Когда вода находится в твердом состоянии, то ее маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно - они замерзли.
Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.
А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение.
Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по кабинету по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.
Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.
Воспитатель: Хорошо, отдохнули. Теперь вернемся к путешествию капельки.
"...Капелька сидела на своем облачке и мечтала вновь вернутся на землю..."
Воспитатель: Я вам рассказала сказку про путешествие капельки – это путешествие по другому называется круговорот воды в природе. ( Воспитатель показывает большой плакат).
Воспитатель : Когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, крошечные капельки воды испаряются (превращаются в пар- как мы наблюдали при нагревании воды в чайнике, образуется пар) поднимаются в воздух и там соединяются. Образуется облако . Когда капельки воды в облаках становятся слишком тяжелые, они падают на землю в виде дождя. И мы снова встретимся с нашей капелькой. Так происходит круговорот воды в природе. Содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух высоко, вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака , тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом - дождя , зимой - снега. Так происходит круговорот воды в природе.
Воспитатель: А теперь мы с вами по играем. (воспитатель выбирает 6 детей. После каждого ответа воспитатель меняет детей) . На столе у меня лежат карточки. Я вам буду задавать вопрос , а ответ вы должны найти в карточках.
-Кому нужна вода?
-Для чего нужна вода?
- Где мы встречаем воду?
Воспитатель: понравилось вам путешествие капельки? (ответы детей)
Вывод:
В каких состояниях может находиться вода? (ответы детей)
Где мы встречаем воду?
Для чего нужна вода?
Кому нужна вода?
Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Очистка Воды»
Воспитатель: Тонкова М.А.
Цель: развитие познавательно-исследовательской активности детей через экспериментирование.
Задачи:
- Познакомить со способами очистки воды - фильтрованием.
-Воспитывать интерес к познавательной деятельности, экспер-нию
-Воспитывать наблюдательность, внимание, эмоциональный отклик к окружающему.
-Развивать у детей умения фиксировать этапы действий, действовать в соответствии с алгоритмом.
- Развивать умение точно и полно отвечать на поставленные вопросы.
- Учить соблюдать правила безопасного поведения во время экспериментов.
Материал и оборудование: методический материал (картинки,иллюстрации), воронки, стаканчики прозрачные, вата, бинт (ткань), бумага,
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Вы в пруду её найдёте
И в сыром лесном болоте
Путешествует всегда
Наша спутница – вода!
В: Ребята, вчера мы с вами на прогулке и в группу принесли снег. Посмотрите ,что с ним случилось? (ответы детей)
В: Почему снег растаял? (ответы детей)
оспитатель предлагает детям вспомнить уже известные свойства воды.
В: Эту воду можно пить? (Ответы детей) Почему? ( Ответы детей).
В: Откуда человек берет воду для питья и приготовлении пищи, умываться? (Ответы детей)
В: А как вода попадает в кран? ( ответы детей)
В: Правильно , воду берут из реки, из нашей могучей реки Волги. В кране она чистая.
В: А какая вода в Волге? (Дети высказывают свое мнение из наблюдений, рассказов взрослых).
В: В нашем городе есть водозаборная станция (показ иллюстрации), на станции воду очищают, по другому - фильтруют, чтоб из крана она текла чистая и светлая , это очень трудный и длинный по времени процесс. Физминутка: «Юные пловцы»
К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)
Наклонились и умылись (наклоны вперед, руки на поясе).
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились (встряхиваем руками).
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс (круги двумя руками вперед).
Одной, другой – это кроль (круги руками вперед поочередно).
Все, как один, плывем как дельфин (прыжки на месте).
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
И отправились домой.
В: Сегодня я вам предлагая очистить снежную воду в нашей лаборатории . Вы будете лаборантами ( Воспитатель предлагает детям надеть специальную одежду и делает акцент на технику безопасности, проговаривает правила экспериментирования).
Посмотрите на воду. Скажите ,какая вода? (ответы детей
В: вода грязная, темная , мелкий мусор в ней. Как вы думаете ,каким способом можно воду очистить? (ответы детей).
В: Уберём мусоринки, разве вода станет чистой? (Ответы детей).
Воду нужно отфильтровать. В: С помощью чего можно фильтровать воду, очистить ее? (Ответы детей)
Мы сегодня с вами изготовим свой фильтр. Для этого нам понадобится:
Марля (ткань), вата (ватный диск), бумага
В:Сначала мы воду будем фильтровать через ткань (слои бинта). Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а воронку фильтр – слой бинта. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из большого стакана тонкой струйкой в маленький стакан, но стакан наливаем не полный.
Ребята, что у вас получилось? (Ответы детей)
В: Фильтр стал грязный, на нем остались большие кусочки грязи.
А вода стала чистой? (ответы детей: нет). Значить слой бинта пропускает мелкий мусор и грязь.
А теперь профильтруем воду через вату с марлей(тканью). Также в воронку вставим вату ,завёрнутую в марлю, аккуратно не продавливаем. И фильтруем (и здесь на фильтре остались соринки).
Посмотрите, вода стала чище?
Д: да.
В: Почему? Конечно, этот ватный фильтр из нескольких слоёв, и не пропускает самые мелкие соринки. А теперь уберите использованные фильтры на тарелки. Попробуем профильтровать воду третьим способом. Возьмите воронку вставьте в третий пустой стакан, а фильтром будет у нас писчая бумага. Сомните ее в комок, положите в воронку. Профильтруем воду через бумагу. Все ребята профильтровали? Посмотрите на фильтры. Они стали грязными? (Ответы детей)
В: Да, здесь и песчинки, и соринки, но вода очень мутная.
Посмотрите, стала ли вода чистой в 1 стакане, во 2, в 3?
В каком стакане самая чистая вода? Какой фильтр вы использовали для получения самой чистой воды? (ответы детей)
В: Самая чистая вода во 2 стакане. Использовали фильтр из ваты с марлей. Он лучше всего очистил воду. Фильтр из ваты не пропустил мелкий мусор.
В: А теперь эту воду можно пить ?(нет).Что нужно для этого сделать? (Ответы детей)
В: Правильно, для употребления в пищу воду нужно кипятить. В воде из под крана находятся бактерии, микроорганизмы, которые могут навредить здоровью человека.
В : Ребята ,а как вы думаете ,это что? И для чего это нужно? (Ответы детей)
В: это специальный фильтр, который изготавливается на заводе для очистки воды водопроводной. В нем находится много слоёв специальных реагентов для очистки воды и уничтожения бактерий. После фильтрации воды через этот фильтр, воду можно пить.
Воспитатель хвалит детей, предлагает рассказать своим родителям, друзьям об опыте по очистке воды.
В: ребята, а много воды человеку вдень нужно для жизни и жизнедеятельности? (Ответы детей)
В: да, человек расходует много воды в день. Но количество и запасы на планете пресной воды уменьшается .В некоторых странах люди испытывают нехватку пресной воды. Как вы думаете почему так происходит(Ответы детей)
В: Если посмотреть на карту нашей планеты( показывает в-ль карту), то мы увидим что основная территория занята водой. Но это моря и океаны. Эту воду человек не может использовать для жизнедеятельности. А количество пресной воды уменьшается из-за загрязнения.
Как человек может загрязнить воду? (ответы детей)
В: Правильно стоки с заводов , фабрик попадают в реки и озера . Грязь которую мы раскидываем разлагается и через сточные подземные воды попадает в водоёмы.(показать картики)
Как мы можем помочь нашей планете, чтоб пресная вода не уменьшалась
( Ответы детей)
В: Правильно следить за экологическим состоянием нашей планеты. Не мусорить, не засорять водоемы, закрывать воду в кране.
Рефлексия:
В: Ребята, если у вас сегодня все получалось и не возникало трудностей, вам было интересно экспериментировать, то возьмите голубых рыбок, а если у вас возникли затруднения и у вас не все получалось, то возьмите желтых рыбок. (дети выбирают)
Ребята, посмотрите, каких рыбок у нас оказалось больше? Почему вы сделали такой выбор?
Дети делают выводы в соответствии с результатом занятия, обобщают их. Внимательно слушают воспитателя и сверстников. Проявляют бережное отношение к воде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе по теме «Свойства воды»
Конспект занятия-экспериментирования в старшей группепо теме «Свойства воды»...
Конспект открытого занятия в старшей группе на тему: «Чудеса воды»
Программные задачи: Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; продолжить формировать представления о ее роли в природе и жизни человека; учить самостоятельно проводи...
Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе по теме «Свойства воды»
прививать интерес к исследовательской деятельности...
Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе по теме «Свойства воды»
развитие у детей познавательного интереса, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; продолжать учить чита...
Конспект НОД с детьми старшей группы на тему: «Круговорот воды в природе» с использованием ИКТ
Цель: сформировать у детей представление о круговороте воды.Задачи:1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мне...
Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе по теме «Свойства воды»
Развитие у детей познавательного интереса, через знакомство с техникой проведения опытов с водой....
Конспект по организованной образовательной деятельности с опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы на тему «Очистка воды».
Цель: знакомство детей со способами очистки воды.ЗадачиОбразовательные:• закрепить знания детей о свойствах воды и ее значение для всего живого;• познакомить со способами очистки воды, ...