Конспект опытно-экспериментальнойдеятельности в старшей группе на тему " Очистка воды"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Познакомить детей старшего дошкольного возраста со спосабами очистки воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ochistka_vody.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие капельки»

Цель: Сформировать первичные представления о круговороте воды в природе.

Задачи:

-Познакомить со свойствами воды испарение и конденсация.

-познакомить с круговоротом воды в природе

 -закрепить знания детей о свойствах воды;

-уточнить и закрепить знания детей о значении воды.

-воспитывать аккуратность при работе с приборами-помощниками, умение работать сообща при проведении опыта.

-Воспитывать бережное отношение к воде

Предварительная работа:

- Проведение экспериментов по изучению свойств воды (текучесть, прозрачность, отсутствие запаха, вкуса, цвета, способность к замерзанию).

- Наблюдения за явлениями природы (дождь, появление и исчезновение луж, туч).

- Беседа о значении воды в жизни людей, животных, растений.

- Игры с водой, песком.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришла гостья, но чтоб узнать кто ,вы должны отгадать загадку:

Чтобы лился дождик с неба.

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам ….(без воды)

Я и туча, и туман, 
И ручей, и океан, 
И летаю, и бегу, 
И стеклянной быть могу! 

Воспитатель: Правильно, вода. А из чего состоит вода? (ответы детей)           Воспитатель: Молодцы. Вода состоит из капелек. (Воспитатель показывает куклу-капельку). Капелька к нам пришла  с просьбой. Она хочет узнать о себе по больше. Сначала давайте вспомним ,что мы знаем о воде.                                  Вот стакан , в него наливаем  воду.                                                                          Воспитатель: Все правильно. Вода: жидкая, бесцветная, без запаха, не имеет формы.  (воспитатель предлагает нескольким детям выйти и доказать ответы опытным путем, материалы заранее приготовлены).

Воспитатель благодарит детей.

Воспитатель: Вода самое удивительное вещество в природе, потому что она бывает в природе в 3-х состояниях одновременно: в жидком твердом и газообразном                                                                                                                                                           А теперь я расскажу вам сказку о путешествии капельки...

"Жила-была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже...".                                      Воспитатель: В каком состоянии находится капелька сейчас? (В жидком.)

"...После того, как капелька оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужа постепенно замерзла - и капелька превратилась в льдинку. Ее подружки нарядились в красивые платьишки и падали на землю уже снежинками. Скучно стало капельке, когда лужа замерзла, ведь она теперь не могла двигаться..."                                        Воспитатель:А в каком состоянии находится капелька сейчас? (В твердом.)

Опыт "Лед – твердая вода"

Предложить детям взять в руки кусочки льда и проследить, как они тают. Что осталось на ладошке?

Вывод: лед, снег это тоже вода.

...Становилось все теплее, и вскоре лужа растаяла, и капелька снова могла свободно плавать. Но дни становились все жарче и жарче, солнышко припекало все сильнее и сильнее, капелька стала очень легкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облачко...".                 

Воспитатель: В каком состоянии капелька находится теперь? (В газообразном.)

В: Давайте посмотрим как вода превращается  в пар.

Опыт «Пар – это  тоже вода»

Взять чайник с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить тарелку-пар оседает на тарелке, когда поднимем тарелку, с нее стекают капельки воды.

Вывод: пар – это газообразные капельки воды.

Физкультминутка.

Воспитатель: А сейчас мы с вами немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.

Когда вода находится в твердом состоянии, то ее  маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно - они замерзли.

Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.

А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение.

Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по кабинету по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.

Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.

Воспитатель: Хорошо, отдохнули. Теперь вернемся к путешествию капельки.

"...Капелька сидела на своем облачке и мечтала вновь вернутся на землю..."

Воспитатель: Я вам рассказала сказку про путешествие капельки – это путешествие по другому называется   круговорот воды в природе. ( Воспитатель  показывает большой плакат).

Воспитатель : Когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, крошечные капельки воды испаряются (превращаются в пар- как мы наблюдали при нагревании воды в чайнике, образуется пар) поднимаются в воздух и там соединяются. Образуется облако . Когда капельки воды в облаках становятся слишком тяжелые, они падают на землю в виде дождя. И мы снова встретимся с нашей капелькой. Так происходит круговорот воды в природе. Содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух высоко, вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака , тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом - дождя , зимой - снега. Так происходит круговорот воды в природе.

 Воспитатель: А теперь  мы с вами по играем. (воспитатель выбирает  6 детей. После каждого ответа воспитатель меняет детей)   . На столе у меня лежат карточки. Я вам буду задавать вопрос , а ответ вы должны найти в карточках.

-Кому нужна вода?

-Для чего нужна вода?

- Где мы встречаем воду?

Воспитатель: понравилось вам  путешествие капельки? (ответы детей)

Вывод:

В каких состояниях может находиться вода?     (ответы детей)

Где мы встречаем воду?

 Для чего нужна вода?

Кому нужна вода?             

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе  «Очистка Воды»

Воспитатель: Тонкова М.А.

Цель: развитие познавательно-исследовательской активности детей через экспериментирование. 

Задачи:

- Познакомить со способами очистки воды - фильтрованием.

-Воспитывать интерес к познавательной деятельности, экспер-нию

-Воспитывать наблюдательность, внимание, эмоциональный отклик к окружающему.

-Развивать у детей умения фиксировать этапы действий, действовать в соответствии с алгоритмом.

- Развивать умение точно и полно отвечать на поставленные вопросы.

- Учить соблюдать правила безопасного поведения во время экспериментов.

Материал и оборудование: методический материал (картинки,иллюстрации), воронки, стаканчики прозрачные,  вата, бинт (ткань), бумага,

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение:

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Вы в пруду её найдёте

И в сыром лесном болоте

Путешествует всегда

Наша спутница – вода!

В: Ребята, вчера мы с вами на прогулке и в группу  принесли снег. Посмотрите ,что с ним случилось?  (ответы детей)

В: Почему снег растаял? (ответы детей)

оспитатель предлагает детям вспомнить уже известные свойства воды.

В: Эту воду можно пить?  (Ответы детей) Почему? ( Ответы детей).

 В: Откуда человек берет воду для питья и приготовлении пищи, умываться? (Ответы детей)

В: А как вода попадает в кран? ( ответы детей)

В:  Правильно , воду берут из реки, из нашей могучей реки Волги. В кране она чистая.

В: А какая вода в Волге? (Дети высказывают свое мнение из наблюдений, рассказов взрослых).

В: В нашем городе есть водозаборная станция (показ иллюстрации), на станции воду очищают, по другому - фильтруют, чтоб из крана она текла чистая и светлая , это очень трудный и длинный по времени процесс. Физминутка: «Юные пловцы»

К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)

Наклонились и умылись (наклоны вперед, руки на поясе).

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились (встряхиваем руками).

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс (круги двумя руками вперед).

Одной, другой – это кроль (круги руками вперед поочередно).

Все, как один, плывем как дельфин (прыжки на месте).

Вышли на берег крутой (шагаем на месте)

И отправились домой.

В: Сегодня я вам предлагая очистить снежную воду  в нашей лаборатории . Вы будете лаборантами ( Воспитатель предлагает детям надеть специальную одежду и делает акцент на технику безопасности, проговаривает правила экспериментирования).

Посмотрите на воду. Скажите ,какая вода? (ответы детей

В: вода грязная, темная , мелкий мусор в ней. Как вы думаете ,каким способом можно воду очистить? (ответы детей).

В: Уберём мусоринки, разве вода станет чистой? (Ответы детей).

Воду нужно отфильтровать.                                                                                     В: С помощью чего можно фильтровать воду, очистить ее? (Ответы детей)

Мы сегодня с вами изготовим свой  фильтр. Для этого нам понадобится:

Марля (ткань), вата (ватный диск), бумага

 В:Сначала мы воду будем фильтровать через ткань (слои бинта). Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а воронку фильтр – слой бинта. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из большого стакана тонкой струйкой в маленький стакан, но стакан наливаем не полный.

Ребята, что у вас получилось? (Ответы детей)

В:  Фильтр стал грязный, на нем остались большие кусочки грязи.

А вода стала чистой? (ответы детей: нет). Значить слой бинта пропускает мелкий мусор и грязь.

А теперь профильтруем воду через вату с марлей(тканью). Также в воронку вставим вату ,завёрнутую в марлю, аккуратно не продавливаем. И фильтруем (и здесь на фильтре остались соринки).

Посмотрите, вода стала чище?

Д: да.

В: Почему? Конечно, этот ватный фильтр из нескольких слоёв, и не пропускает самые мелкие соринки. А теперь уберите использованные фильтры на тарелки. Попробуем профильтровать воду третьим способом. Возьмите воронку вставьте в третий пустой стакан, а фильтром будет у нас писчая бумага. Сомните ее в комок, положите в воронку. Профильтруем воду через бумагу. Все ребята профильтровали? Посмотрите на фильтры. Они стали грязными? (Ответы детей)

В: Да, здесь и песчинки, и соринки, но вода очень мутная.

Посмотрите, стала ли вода чистой в 1 стакане, во 2, в 3?

В каком стакане самая чистая вода? Какой фильтр вы использовали для получения самой чистой воды? (ответы детей)

В: Самая чистая вода во 2 стакане. Использовали фильтр из ваты с марлей. Он лучше всего очистил воду. Фильтр из ваты не пропустил мелкий мусор.

В: А теперь эту воду можно пить ?(нет).Что нужно для этого сделать? (Ответы детей)

В: Правильно, для употребления в пищу воду нужно кипятить. В воде из под крана находятся бактерии, микроорганизмы, которые могут навредить здоровью человека.

В : Ребята ,а как вы думаете ,это что? И для чего это нужно? (Ответы детей)

В: это специальный фильтр, который изготавливается на заводе для очистки воды водопроводной. В нем находится много слоёв специальных реагентов для очистки воды и уничтожения бактерий. После фильтрации воды через этот фильтр, воду можно пить.

Воспитатель хвалит детей, предлагает рассказать своим родителям, друзьям об опыте по очистке воды.

В: ребята, а много воды человеку вдень нужно для жизни и жизнедеятельности? (Ответы детей)

В: да, человек расходует много воды в день. Но количество и запасы на планете пресной воды уменьшается .В некоторых странах люди испытывают нехватку пресной воды. Как вы думаете почему так происходит(Ответы детей)

В: Если посмотреть на карту нашей планеты( показывает в-ль карту), то мы увидим что основная территория занята водой. Но это моря и океаны.  Эту воду человек не может использовать для жизнедеятельности. А количество пресной воды уменьшается из-за загрязнения.

Как человек может загрязнить воду? (ответы детей)

В:  Правильно стоки с заводов , фабрик попадают в реки и озера . Грязь которую мы раскидываем  разлагается  и через сточные подземные воды попадает  в водоёмы.(показать картики)
Как мы можем помочь нашей планете, чтоб пресная вода не уменьшалась

( Ответы детей)

В: Правильно следить за экологическим состоянием нашей планеты. Не мусорить, не засорять водоемы, закрывать воду в кране.

Рефлексия:

В:  Ребята, если у вас сегодня все получалось и не возникало трудностей, вам было интересно экспериментировать, то возьмите голубых рыбок, а если у вас возникли затруднения и у вас не все получалось, то возьмите желтых рыбок. (дети выбирают)

Ребята, посмотрите, каких рыбок у нас оказалось больше? Почему вы сделали такой выбор?

 Дети делают выводы в соответствии с результатом занятия, обобщают их. Внимательно слушают воспитателя и сверстников. Проявляют бережное отношение к воде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе по теме «Свойства воды»

Конспект занятия-экспериментирования в старшей группепо теме «Свойства воды»...

Конспект открытого занятия в старшей группе на тему: «Чудеса воды»

Программные задачи: Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; продолжить формировать представления о ее роли в природе и жизни человека; учить самостоятельно проводи...

Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе по теме «Свойства воды»

прививать интерес к исследовательской деятельности...

Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе по теме «Свойства воды»

развитие у детей познавательного интереса, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; продолжать учить чита...

Конспект НОД с детьми старшей группы на тему: «Круговорот воды в природе» с использованием ИКТ

Цель: сформировать у детей представление о круговороте воды.Задачи:1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мне...

Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе по теме «Свойства воды»

Развитие у детей познавательного интереса, через знакомство с техникой проведения опытов с водой....

Конспект по организованной образовательной деятельности с опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы на тему «Очистка воды».

Цель: знакомство детей со способами очистки воды.ЗадачиОбразовательные:• закрепить знания детей о свойствах воды и ее значение для всего живого;• познакомить со способами очистки воды, ...