Конспект НОД в старшей группе «Чудеса морских глубин»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект НОД в старшей группе «Чудеса морских глубин»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_5_oktyabrya.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе «Чудеса морских глубин»
Цель: Способствовать уточнению и расширению знаний об обитателях морей и океанов, развивать познавательную активность, умение договариваться друг с другом.
Задачи:
Обучающие:
- формировать представления о млекопитающих (теплокровные, дышат жабрами, живородящие) и рыбах (хладнокровные, дышат при помощи жабр, живородящие или мечут икру). Обогащать словарь (млекопитающие, фильтр).
Развивающие:
- развивать мышление, речь, мелкую моторику, учить находить сходство и различие у разных обитателей морей и океанов (цвет, форму, размер, повадки, умение передавать выразительными движениями под музыку образы подводных обитателей.
Воспитательные: Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, потребность детей в общении с живой природой, любовь к живому, повышать интерес к познанию, желание сохранить её красоту. Воспитывать интерес и бережное отношение к обитателям морей и океанов.
Оборудование: Проектор, презентация о морских обитателей. Музыкальное сопровождение: шум дождя, шум моря, звук грозы. Аудиозапись для ритмичного упражнения «Подводный мир». Музыка из фильма «Пираты Карибского моря». Разрезные картинки обитателей морей и океанов; стулья для корабля; ткань голубого цвета для изображения моря; для коллективной аппликации: контуры морских обитателей, ватман, клей, кисти, салфетки; набор для экспериментирования на каждого ребенка.
Предварительная работа: знакомство с познавательной литературой об обитателях морей и океана, беседа о них, просмотр соответствующих мультфильмов, заучивание стихотворений о морях, слушание произведений о море.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: Да, это очень интересно.
Воспитатель: Тогда мы отправляемся в путешествие по морям и океанам. А, что такое море?
1 ребенок: Море бывает разным,
Черным бывает и красным.
Бывает море веселым,
Чаще бывает соленым.
2 ребенок: А я люблю синее море
С ласковой, нежной волною.
Люблю, как рыба, плескаться,
Плавать, нырять, кувыркаться.
Звучит музыка из фильма «Пираты Карибского моря». Выход Пирата с посланием для ребят.
Пират: Здравствуйте, ребята. Я знаменитый капитан Джек Воробей.
Воспитатель: А, что ты делаешь в нашем детском саду?
Пират: Я остался без команды и без корабля и мне нужна новая команда, чтобы оправиться в путешествие по морям и океанам.
Воспитатель: А что это, у тебя?
Пират: Это послание от меня (в руках послание).
Воспитатель: Посмотрите! Это послание в детский сад для группы «Почемучки» (читает)«Если вы смелые и отважные приглашаю вас отправиться в путешествие по морям и океанам».
Воспитатель: Отправимся в путешествие, ребята?
Дети: Да.
Пират: Спасибо, вам ребята, что согласились со мной отправиться в путешествие.
Воспитатель: Но прежде чем отправиться в путь, я предлагаю вам выполнить задание. Ребята, мы, сейчас послушаем разные звуки, а вы попробуйте их узнать?
Звучит фонограмма. Дети угадывают шум дождя, звук грозы, шум моря.
Дети: Это шум дождя.
Воспитатель: Правильно, это шум дождя. Сможете определить следующий звук?
Дети: Это звук грозы.
Воспитатель: Хорошо, это звук грозы. Послушайте, следующий звук.
Дети: Это шумит море.
Воспитатель: Верно, это шум моря. Молодцы.
Пират: Ребята, вы хорошо справились с этим заданием.
Воспитатель: Посмотрите, какое красивое море!
Педагог показывает детям на экране изображение моря (слайд 1, включает фонограмму с шумом моря повторно.
Воспитатель: Ребята, а что вы можете сказать о море. Какое оно?
Дети: Оно красивое, шумящее, бескрайнее, прозрачное, синее, таинственное, волшебное.
Воспитатель: А ещё оно манящее. Оно манит нас к себе. Нам так и хочется побывать там.
На чем можно добраться до моря? (на машине, самолете, поезде, автобусе).
Предлагаю поехать на автобусе.
Мы в автобус дружно сели (Дети приседают на корточки)
И в окошко посмотрели (Повороты головой вправо, влево)
И в окошко посмотрели
Наш шофёр педаль нажал (Ногой нажимают на педаль) И автобус побежал. (Бегут на носочках, в руках «руль»)
– Вот мы и оказались на берегу моря. Садитесь прямо на ковер. Сегодня мы будем говорить об обитателях моря и опустимся в его глубины, чтобы узнать много нового и интересного.
Дети подходят к столам, на которых разложены разрезные картинки. Собрав картинки, мы узнаем, кто повстречается нам на пути. Дети делятся на подгруппы и собирают разрезные картинки.
Воспитатель: Ребята, кто изображен на ваших картинках?
Дети: Дельфин, медуза, кит, морской конек и морская звезда (рассказывают).
Пират: Мне будет очень интересно узнать, что вы знаете об обитателях моря.
Кит - самое большое животное, хоть и живет в воде. Кит – совсем не рыба, он дышит не жабрами, а легкими. И, хотя, он может долго находиться под водой, все же ему необходимо подниматься на поверхность, чтобы вдохнуть воздух. Слайд 2
Дельфин - это самое умное морское животное. Питается оно рыбой. Дельфины на редкость дружелюбны. Они не обижают слабых, раненому или больному помогают плыть. Случалось, что дельфины спасали и людей. Дельфины - умные животные, они выступают в морских цирках, они легко поддаются дрессировке. Слайд 3
Если вытащить медузу из воды, положить на камень, она исчезнет, высохнет, потому что почти целиком состоит из воды. Питается она мелкими рыбками. Заденет медуза рыбку – из медузы вытекает ядовитая жидкость – и рыбка погибает. Слайд 4
Живет морской конек недалеко от берега, в морских зарослях. Очень хорошо прячется от врагов – зацепится хвостом за водоросли и меняет цвет. Хищники проплывают мимо. Слайд 5
Морская звезда похожа на цветок. Шевелит морская звезда своими лучами и медленно ползет по дну за добычей. У нее нет глаз, а рот – снизу. Найдет ракушку, обхватит лучами, прикроет створки – и съест все, что внутри. Слайд 6
Воспитатель: Спасибо, ребята.
Пират: Спасибо ребята, оказывается, вы много знаете об обитателях моря.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а что с нашим морем случилось? (в воде плавает мусор и кусочки пенопласта).
Дети: Море стало грязным, в нем плавает много мусора.
Воспитатель: К чему может привести загрязнение воды?
Дети: Все живое погибнет.
Воспитатель: Что нужно делать, чтобы вода в морях и океанах стала чище?
Дети: Надо убрать весь мусор.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Давайте проведём эксперимент и попробуем очистить хотя бы небольшое количество воды.
Воспитатель: Джек Воробей, поможешь нам справиться с этой работой?
Пират: Да, с большим удовольствием.
Опыт: «Фильтрование воды»
Дети садятся за столы, перед каждым на подносе набор для экспериментирования.
Воспитатель: Здесь у меня стоит стакан с чистой водой. Рядом в крышке песок. У каждого на столах стоит стакан с чистой водой и крышки с песком. Мы сейчас с вами посмотрим, что произойдет с водой, если добавим в стакан с водой песок. Взяли крышечки с песком и добавили в чистую воду. Посмотрите, что произошло с нашей водой?
Дети: Вода стала грязной, серой.
Воспитатель: Правильно. Чтобы очистить воду мы должны взять ткань или фильтр из бумаги и положить его наверх стакана, придерживая рукой, наливаем грязную воду. А теперь сравним, чем лучше очистилась вода? (берет 2 стакана воды, очищенные разным способом). Вода, которую очистили бумажным фильтром, какая?
Дети: Чистая, прозрачная.
Воспитатель: Вода, которую мы очистили тканью, стала чище, но не полностью. Ребята, что лучше очищает воду?
Дети: Бумажным фильтром.
Воспитатель: Молодцы, ребята. У вас хорошо получилось очистить воду.
Пират: Спасибо, вам, теперь я могу свободно плавать и любоваться красивыми обитателями моря.
Воспитатель: Прежде, чем, дальше, отправляться в путешествие, и узнать, кто из морскихобитателей очищает воду в морях и океанах, давайте немножко отдохнем. Под музыку проводится ритмичное упражнение «Подводный мир».
Подводный лес качается
Как будто на ветру
В нём сказочно, таинственно
И в холод и в жару (дети изображают водоросли, плавно покачивают руками).
Небывалой красоты
В море выросли цветы
А цветы те не простые
Лепестки у них живые (дети встают на колено, сохраняя равновесие, сдвигают ладони вместе и шевелят пальцами, изображая распустившийся цветок).
Заблестели ярко струйки,
Серебристые чешуйки
Рыбки разные порхают
Словно звёздочки сверкают (дети ходят по группе, руками имитируя плавательное движение рыб).
Звёзды в небе высоко,
Звёзды в море глубоко,
Там сияют, там сверкают,
А достать их нелегко (дети поднимают и опускают руки в такт словам).
Воспитатель: А, чтобы узнать, кто из морских обитателей очищает воду, необходимо погрузиться в морские глубины. Дети, выполняют движения, имитирующие погружение на дно моря.
Воспитатель: Мы очутились в подводном волшебном царстве. На экране изображения, которые воспитатель комментирует. Рыба-бабочка (слайд 7, рыба-ангел (слайд 8, чистит крупных морских обитателей, их рот, жабры, плавники, съедая паразитов живущих в незащищённых чешуёй щелях. Морские губки пропускают через себя морскую воду и удерживают находящиеся в ней частицы. Губки выделяют вещества, убивающие вредных микробов. Морские ежи способны очищать воду от радиоактивных веществ, которые могут вызвать у людей тяжёлые заболевания. Крабы очищают морское дно от больных и мёртвых животных и различных отбросов.
Воспитатель: А теперь поднимаемся на поверхность. Дети выполняют движения, имитирующие поднятие на поверхность.
Пират: Спасибо вам, ребята. Мне с вами очень понравилось путешествовать. Вы очень дружная и хорошая команда. Но мне пора прощаться. Море зовет, а вам нужно возвращаться в детский сад. До скорых встреч, дорогие друзья.
Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся с нашим отважным капитаном.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие! Нам пора возвращаться в детский сад. Итак, присаживайтесь в автобус. Мы с вами познакомились со многими обитателями подводного мира. К сожалению, мы их не смогли взять с собой, потому что море – это их дом. Давайте на память о нашем чудесном путешествии, создадим свой подводный мир.
Дети под музыку приклеивают готовые контуры морских обитателей на ватман, на котором изображен подводный мир моря.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой мы с вами создали чудесный подводный мир. Давайте, мы еще раз вспомним наших морских обитателей (показывает различных обитателей).
Дети: Дельфин, морская звезда, медуза.
Итог НОД:
Воспитатель: Ребята, вам путешествие понравилось?
Дети: Да.
Воспитатель: А кто нам помогал в путешествии?
Дети: Капитан Джек Воробей.
Воспитатель: Какие обитатели моря очищают воду?
Дети: Рыба – ангел, краб, морской еж, рыба – бабочка.
Воспитатель: Что, вам больше всего понравилось, а что запомнилось? (ответы детей)
Воспитатель: Море надо беречь, не загрязнять и думать об обитателях, живущих в море.
Воспитатель: Спасибо, ребята, молодцы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе «Свойства морских камней»
Конспект занятия по исследовательской деятельности используя морские камешки...
Конспект НОД в старшей группе «Чудеса воды»
Конспект НОД в старшей группе «Чудеса воды» Приоритетная интегративная область: ПознаниеИнтеграция образовательных областей: Физическое развитие, Речевое развитие.Цель: ознакомление детей со свой...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" в старшей группе "На морских глубинах"
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе. В данной разроботке представлен опыт работы с использованием ИКТ и исследовательских технологий. Познавательный интерес детей ...
Конспект НОД по лепке в старшей группе «Жители морских глубин»
Конспект НОД по лепке в старшей группе «Жители морских глубин»...
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Тайны морских глубин»
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Тайны морских глубин»...
Конспект занятия в старшей группе "Чудеса воды"
Цель: активизировать умственные способности, логическое мышление, творчество детей, умение делать выводы в процессе экспериментирования с водой. ...
ООД по развитию речи в старшей группе Тема «Морские глубины»
ООД по развитию речи в старшей группе Тема «Морские глубины» Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе «Найди звуки».Задачи: Создать условия...