Конспект занятия в старшей группе "Чудеса воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия | 137.62 КБ |
Самоанализ занятия | 19.39 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г.Шахты Ростовской области «Детский сад №36»
346530, г.Шахты Ростовской области, ул. Парижская Коммуна,8-а
тел. 8(8636)22-10-51, E-mail: mdoy_36@mail.ru
Конспект НОД в старшей группе
по ознакомлению с окружающим миром
«Чудеса воды»
с применением технологии
исследовательской деятельности
Воспитатель:
Лесниченко Наталия Витальевнга
г.Шахты
2021 уч.г.
Программное содержание:
Цель: активизировать умственные способности, логическое мышление, творчество детей, умение делать выводы в процессе экспериментирования с водой.
Образовательные задачи:
- Познакомить детей со свойствами и состоянием воды.
- Уточнить представление о значении воды в природе.
- Совершенствовать умение отгадывать загадки и проводить опыты.
Развивающие задачи:
- Развивать общую моторику.
- Способствовать развитию логического мышления.
- Развивать память и внимание.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Воспитывать интерес к экспериментальной работе и узнаванию нового.
Приоритетная образовательная область:
• познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей:
• социально-коммуникативное развитие;
• художественно – эстетическое развитие;
• физическое развитие.
• речевое развитие.
Методы НОД:
1. Словесный (беседы, обсуждение проблемной ситуации)
2. Наглядно-демонстрационный метод (просмотр слайдов по теме)
3. Проблемная ситуация (просьба о помощи)
4. Поисково – исследовательский метод
6. Практический метод обучения (работа в лаборатории, творческая коллективная работа)
Оборудование и материалы:
Ноутбук, презентация о воде, письмо, эмблемы института Вод, кувшин с водой, прозрачные емкость (стаканчик), две емкости с грязной и чистой водой, кусочки марли, ватные диски, вата, салфетки, кусочки льда, термос с горячей водой, бутылка с водой (крышка покрашена синей гуашью).
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций;
- Чтение художественной литературы;
- Наблюдения в природе, в быту;
- Проведение различных опытов;
- Игры с водой.
ХОД НОД
- Организационный момент:
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое
Здравствуй теплый ветерок,
Здравствуй маленький дубок
Здравствуй утро, здравствуй день
Заниматься нам не лень.
Воспитатель: Ребята послушайте, пожалуйста, стихотворение:
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить,
Без нее нам не прожить!
О чем говорится в стихотворении?
Ответы детей. Здесь говорится о воде.
(1 слайд)
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воде.
А сейчас, ребята, я предлагаю вам отгадать загадки о воде.
Презентация, в которой раскрываются различные состояния воды.
1.Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это - ...(Дождь) 1,2 слайд
2. Каплями в траве сверкает,
Травку утром украшает.
С переливами краса...
Как зовут её? ... (Роса) 3,4 слайд
3. С неба облако спустилось
И у речки поселилось.
Как причудливо, красиво
Бело-сказочное диво.
Этот утренний обман
Называется…(Туман) 5,6 слайд
4. Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег) 7,8 слайд
5.С неба падают крупинки,
Это маленькие льдинки.
Им вообще никто не рад,
Потому что это…(Град) 9,10 слайд
6. Он появляется тогда,
Когда замёрзнет пруд, река.
На нём так трудно удержаться,
Но любим по нему кататься! (Лед) 11,12 слайд
Воспитатель: Ребята, дождь, роса, снег, туман, град, лед это все природные явления, а из чего они состоят?
Ответы детей: они состоят из воды
Воспитатель: Правильно, ребята, это вода.
2.Основная часть.
Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо из института Воды. В этом институте такие люди, как мы с вами, проводят исследования с водой, изучают ее. (Дети слушают видеописьмо) 13 слайд
-Поможем им, ребята? ( Да).
1 задание « Знакомство с водопадом»
Воспитатель: Ребята, я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Сейчас я вам, и себе, прикреплю эмблемы института Воды и стану научным сотрудником, а вы превращаетесь в моих коллег. Теперь мы с вами сотрудники института воды.
- Что делают в лаборатории?
Ответы детей. Проводят опыты.
Воспитатель: Коллеги, хочу вас предупредить, в нашей лаборатории появился необычный предмет. 15 слайд
- Воспитатель: Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем? Что она делает?
Ответы детей: вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.
- Значит она какая? ( жидкая).
- Следующий вопрос: имеет ли вода форму?
Ответы детей.
- А вот мы это сейчас проверим.
Проводится опыт.
Наливаю воду из прозрачного кувшина в стаканчики. Вода приобретает форму каждого.
-Вот мы и провели первое исследование.
- Какой вывод мы можем сделать?
Дети приходят к выводу, что в данный момент вода не имеет собственной формы.
-Ребята, сотрудники нашего института также заботятся о водоемах.
-Какие вы знаете водоемы? (река, озеро, пруд, море).
-А какая река протекает у нас в Ростовской области? (река Дон) (16 слайд).
- Сейчас немножко отдохнем и сходим к Дону.
Физкультминутка.
Быстро к речке мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это — брасс.
Одной, другой — это кроль.
Все, как один, плывем, как дельфин.
Здорово нам было тут,
Но вернемся в институт!
Много знаний и открытий,
В институте нас всех ждут! (17 слайд)
Воспитатель:
- Ой, а что же это случилось с нашей рекой?
- Посмотрите, какой она стала? (18 слайд)
Ответы детей: грязной, мутной.
Воспитатель: Что же нам делать?
Ответы детей.
Опыты в лаборатории.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, у меня на столе две емкости с водой.
- Как вы думаете, вода в них одинаковая?
Ответы детей: одна чистая, другая грязная.
Воспитатель: Грязная вода, образец, набранный в грязной речке.
- А как вы думаете, можно очистить грязную воду?
- Посмотрите, я для этого возьму воронку, вложу в нее, сложенную в несколько раз марлю и начну пропускать грязную воду через эту воронку.
- Что у нас получается?
Ответы детей: вода становится чистой.
Воспитатель: А что стало с нашим фильтром - марлей?
Ответы детей: она стала грязной.
- Воспитатель: Итак, ребята, можно ли очистить грязную воду?
Ответы детей.
Воспитатель: Коллеги, скажите, можно ли бросать в воду мусор, отходы?
- Что случится с водой, если бросать мусор?
Ответы детей: ее нельзя будет пить, употреблять в пищу людям и животным, погибнут растения и все живое в воде.
Воспитатель: Коллеги, можно ли очистить воду? С помощью чего?
Ответы детей: фильтров, марли, ваты, салфетки- в домашних условиях, очистных сооружений- на предприятиях.
- Молодцы, ребята!
- Какой чистой стала наш батюшка Дон, возле такой реки хочется и отдохнуть. (19 слайд)
А сейчас продолжим с вами проводить исследования.
Опыт №1 « Лед - твердая вода»
Воспитатель: Ребята, возьмите в руки кусочек льда и проследите, что с ним будет происходить.
- Как вы думаете, почему лед растаял?
Ответы детей: от тепла ладони.
- Что осталось на ладошке?
Ответы детей: вода.
- Какой из этого опыта сделаем вывод?
Ответы детей : от тепла лед тает и превращается в воду.
Опыт №2 « Пар это тоже вода»
(опыт проводит воспитатель)
Воспитатель: Возьмем термос с кипятком. Откроем его и посмотрим, что происходит.
Ответы детей: из него выходит пар.
- Чтобы было лучше видно поставим зеркальце. Что вы видите на зеркале?
Ответы детей: оно запотело.
- Предлагаю вам потрогать их пальчиком и убедитесь, что это вода. Какой мы можем сделать вывод?
Ответы детей: пар – это тоже вода.
- Правильно пар- это вода, очень сильно нагретая. Ребята, запомните, пожалуйста, что такой пар очень горячий и подходить близко к сильно нагретым предметам нельзя, так как можно обжечься.
3.Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, что нового вы узнали в нашей волшебной лаборатории о воде?
- Какие состояния воды вы запомнили?
- Что вам больше всего запомнилось и понравилось?
Ответы детей.
- Спасибо вам, ребята, за работу и хочу пожелать не забывать о пользе воды и о том, что воду нужно беречь.
- Эмблемы института Воды остаются вам, мои юные исследователи за ваши старания и научные открытия.
А мы с вами отправляемся в детский сад, чтобы рассказать всем об удивительной «Чудо воде».
Предварительный просмотр:
Самоанализ
Данная непосредственно образовательная деятельность проводилась с детьми старшего дошкольного возраста 5 - 6лет, присутствовало 9 детей. У детей группы сформированы навыки образовательной деятельности, они легко идут на контакт с воспитателем. Умеют слышать и слушать воспитателя. НОД осуществлялась в соответствии с конспектом, составляя который, я прежде всего учитывала возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей, наметила цель, задачи, содержание НОД, определила форму проведения, методы и приёмы, необходимые для получения положительных результатов. НОД построила в форме поисково-исследовательской деятельности детей, которая содержит в себе интеграцию образовательных областей: «Познавательное развитие» ,«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие».
Цель: активизировать умственные способности, логическое мышление, творчество детей, умение делать выводы в процессе экспериментирования с водой.
Образовательные задачи:
- Познакомить детей со свойствами и состоянием воды.
- Уточнить представление о значении воды в природе.
Совершенствовать умение отгадывать загадки и проводить опыты.
Развивающие задачи:
- Развивать общую моторику.
- Способствовать развитию логического мышления.
- Развивать память и внимание.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Воспитывать интерес к экспериментальной работе и узнаванию нового.
Методы НОД:
1. Словесный (беседы, обсуждение проблемной ситуации)
2. Наглядно-демонстрационный метод (просмотр слайдов по теме)
3. Проблемная ситуация (просьба о помощи)
4. Поисково – исследовательский метод
6. Практический метод обучения (работа в лаборатории, творческая коллективная работа)
Используемые технологии:
1. Информационно – коммуникационные технологии;
2. Экспериментально-поисковая.
Структура НОД:
I Вводная часть – 5 минут (проблемная ситуация)
II Основная часть – 15 минут (освоение новых знаний)
II Заключительная часть – 5 минут (обобщение и закрепление)
Логичность построения НОД позволила провести её, не выходя за рамки отведённого времени. Длительность НОД – 25 минут, что соответствует нормам СанПиН.
I. В водной части НОД была поставлена проблемная ситуация, что послужила мотивацией для детей и эмоционально настроила их на продуктивную деятельность.
II. В основной части детям предлагались вопросы (задания, на которые они сами находили ответ и делали соответствующие выводы. Считаю, что выбранная форма организации НОД была достаточно эффективной, что позволило видеть конечный результат в конкретной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность элементов НОД, выполнение практических заданий помогли создать положительный эмоциональный фон процесса деятельности, сохранять интерес на протяжении всего времени. Предложенные задания были доступны по сложности детям, что способствовало решению поставленных задач, дети радовались, удивлялись. Дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу. В каждом моменте НОД я старалась (находясь рядом) незаметно направлять детей на поиск проблемы, помогала приобрести новый опыт. Индивидуализация обучения проявлялась в оказании затрудняющимся при выполнении опытов помощи, напоминания, дополнительного объяснения. Детей хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
III. В заключительной части НОД провела беседу с детьми в вопросно-ответной форме с целью, обобщения и закрепления полученных знаний.
Для получения более высоких результатов были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия с использованием ИКТ, пособия для опытов. Анализируя деятельность детей, отмечу, что они проявляли познавательную активность на протяжении всего времени, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности. Были заинтересованы, внимательны, организованы, чувствовали себя комфортно.
Дети порадовали тем, что проявляли любознательность, способны наблюдать, экспериментировать. Обладают начальными знаниями о природном и социальном мире, способны к принятию собственных решений. Достаточно хорошо могут выражать свои мысли и желания.
Программные задачи были решены, НОД своей цели достигла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе "Вода - волшебница"
конспект занятия по изучению свойств воды...
Конспект занятия в старшей группе по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».
Уточнить и расширить знания детей о воде; её свойствах; о роли воды в жизни человека, растений и живых организмов; о формах и видах воды (реки, моря, озера, океаны, родни...
Конспект занятия в старшей группе "Вода в жизни человека"
Ставим опыты...
Конспект занятия в старшей группе "Вода-всем нужна!"
Занятие познакомит дошкольников с явлениями неживой природы — водой. Способствует развитию представлений о том, где есть вода в природе; понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого...
Конспект занятия в старшей группе "Вода -это жизнь"
Конспект занятия по Окружающему миру с элементами экспериментирования о свойствах воды.Знакомство с понятием: круговорот воды в природе в виде игры....
конспект занятия в старшей группе "Вода в жизни человека". Опыты с водой.
Цель: обобщить знания о воде.Задачи:Образовательная -Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.- Обратить внимание детей на ...
Конспект занятия в старшей группе "Вода и её свойства"
По итогам занятия у воспитанников сформируется бережное и экономное отношение к воде, они овладеют несложными способами экспериментирования с водой. У детей появятся исследовательские умения, соответс...