"Чудо-мастера Руси"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие по познавательному развитию в старшей группе. «Чудо-мастера Руси»
Цель: Развитие познавательного интереса к историческому прошлому России.
Программное содержание
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Программные задачи:
- расширять знания о культуре и быте русского народа;
- Закреплять представления детей об основных ремеслах на Руси: гончар, столяр, кузнец и др.
Образовательная область: «Физическое развитие»
Программные задачи:
- формировать сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
- обеспечить двигательную активность в ходе проведения народных игр;
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Программные задачи:
- развивать игровую деятельность;
- воспитывать уважение к русским народным обычаям, играм и традициям;
Образовательная область: «Речевое развитие»
Программные задачи:
- развивать связную речь у детей.
- формировать умение принимать участие в беседе, выражать своё мнение, прислушиваться к мнению товарищей.
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
- Закрепить знания об элементах узора филимоновской игрушки;
- Учить эмоционально воспринимать поэтическое слово;
- способствовать проявлению творческого начала у детей.
Словарная работа: гончар, столяр, ухват.
Материалы и оборудование:
- аудиозаписи с русской народной музыкой, сарафан, камень с надписями.
- атрибуты русской избы: чугунок, самовар, сундук, прялка, колыбелька, кукла;
- мультемидийная презентация ;
- дидактическая игра «Убери лишнее».
Интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое».
Ход занятия:
Дети входят в групповую комнату.
Воспитатель:
- Дети, сегодня к вам пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель:
- Я пришла к вам в русском сарафане. Раньше нашу Родину называли Русь-матушка. Наши прабабушки ходили в таких сарафанах, которые они шили своими руками. На Руси было много разных мастеров. Я предлагаю вам отправиться в путешествие и познакомиться с ними.
- День наступает,
Природа оживает
Солнце встает,
Нам светло дает.
Весело мы собираемся
В долгий путь отправляемся!
(Идем змейкой под музыку)
Вед: - Посмотрите, ребята, что у нас на пути? Камень – не простой, на нем что-то написано. Давайте вместе прочитаем.
Налево пойдешь - далеко не уйдешь.
Направо пойдешь – в чужую группу попадёшь.
Прямо пойдешь – много интересного найдешь.
- Дети, куда же пойдем? (Пауза) Хотите узнать много интересного?
Дети:
-Да. Пойдем прямо.
Дети проходят в зону «изба».
Воспитатель:
- Вот мы и пришли в русскую избу.
Воспитатель:
- Посмотрите, сколько здесь предметов, изготовленных руками мастеров земли русской? (Дать время разглядеть вещи).
- А подойдем мы сейчас к русской печке. Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы.
Воспитатель:
- Я загадаю вам загадку… А отгадку вы найдете сами!
«Стоит толстяк, подбоченивши бок,
Шипит и кипит, всем пить чай велит».
Дети:
- Самовар.
Воспитатель:
- Да, это самовар.
- А знаете, что в далекие времена собиралась вся семья за столом с самоваром.
- Давайте и мы сядем вокруг самовара и его рассмотрим.
- Из какого материала сделан самовар? Он железный, блестящий, красивый
- Из каких частей состоит самовар? (У самовара есть крышка, дно, стенки, две ручки, кран, четыре ножки).
- Какой мастер изготовил такой прочный и железный самовар?
(Кузнец)
- На экран волшебный посмотрите, он нам поможет познакомиться с кузнецом.
- Но ведь кузнец делал не только самовары, но и много других нужных в хозяйстве предметов. Может быть, кто-то найдет такие предметы в нашей избе? Встаньте, подойдите к печи. (Ухват или кочерга. Объяснить, для чего нужны эти вещи)
Восп.: -Молодцы, вы мне так хорошо помогаете. Я загадаю
еще одну загадку. Найдете вы ответ на нее?.. Сейчас увидим…
Следующая загадка
Круглая, глубокая,
Гладкая, широкая,
Гончаром крученая,
В печи обожженная,
От кувшина – низка
Глиняная
Ответ: Миска.
Воспитатель: Из какого материала сделана миска? (Из глины)
- Как называется мастер, который работал с глиной? (Гончар)
- И снова нам экран волшебный, помоги! Гончара нам покажи!
Дидактическая игра
Воспит.: - А сейчас мы посмотрим, какие вы внимательные!
Раз, два, три! Волшебный экран, картинку покажи!
-Какой предмет лишний в мастерской у гончара? Почему?
- Молодцы. Вы правильно ответили, правильно догадались.
- Пойдем за мной! Я вам еще один предмет хочу показать!
Воспитатель обращает внимание на колыбельку.
- Ребята, что это?
Ответы детей. (Колыбель)
- Из какого материала она сделана? Потрогайте.
- Что за мастер изготовил колыбель? Посмотрите на экран! Это плотник – мастер, который работает с деревом.
Воспитатель:
- Посмотрите, у нас в колыбельке ребенок. Это маленькая девочка. Не будем ее пугать. Давайте сядем тихонечко. Зовут девочку Машенька.
(Плач ребенка)
(Воспитатель, достает из колыбельки куклу).
Воспитатель:
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы Машенька успокоилась и уснула?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Я знаю колыбельную песенку. И сейчас, чтобы Машенька уснула, я ей спою.
Колыбельная
Баю-баю, баюшок,
В огороде петушок.
Петя громко поет,
Маше спать не дает.
А ты, Машенька, усни,
Крепкий сон к тебе приди!
Тебе спать, не гулять,
Только глазки закрывать!
Воспитатель: Успокоилась наша Машенька.
-А кто еще хочет спеть Машеньке колыбельную?
- Уснула Машенька.
(Перекладывает ее в колыбельку).
На Руси дети тоже очень любили играть.
Игра «Мой платочек»
- Наш платочек расписной,
Поиграть хотим с тобой!
Ты беги платок по кругу,
Выбирай скорее друга!
Покружись, попляши,
И платочек покажи!
Воспитатель: Ну, что ж, весело играли, молодцы!
Дети стоят после игры.
- Мы побывали с вами в русской избе, познакомились с мастерами, предметами, которые они изготовили.
А теперь я приглашаю Вас в мастерскую.
Подвожу к столу.
- Садитесь ребята! Посмотрите, у нас здесь глиняные петушки. Но ини еще не докрашены. Что же осталось нам расписать?
- Нам надо расписать хвост петушку.
- Ребята, а вы узнали, какая роспись? (Филимоновская)
- Обратите внимание на мольберт! Здесь изображен план работы! Сначала вы … В завершение сделаете …
В ходе работы сказать присказки, объяснить, чтобы краски много не брать.
Воспитатель: - Заканчиваем свою работу! Уберите рабочее место. Возьмите в руки своих петушков.
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу, возвращаемся.
(Идут змейкой под музыку)
Подходим к столику.
-Поставьте на стол петушков. Полюбуйтесь на вашу работу!
Рефлексия.
Воспитатель:
- Куда мы сегодня путешествовали? (Русская изба, мастерская) Что вы сегодня расскажете родителям о нашем путешествии? Вы мне сегодня очень понравились. (Перечислить) Можете взять своих петушков и отнести в группу.
- Попрощайтесь с гостями!
(Мое прощание с гостями).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект беседы «Чудо-мастера Руси»
Беседа с дошкольниками о народных промыслах....
программа "Чудо мастера"
программа по нравственно-эстетическому воспитанию дошкольников...
Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию городецкой росписью «Чудо – мастера» (из педагогического опыта)
Задачи.-продолжать знакомить детей с элементами городецкой росписи, её колоритом, особенностями-продолжать упражнять в рисовании городецких цветов (ромашки, розаны)- учить самостоятельно в...
Славится Россия чудо-мастерами
Сценарий праздника...
Конспект ОД по декоративному рисованию "Чудо мастера" подготовительная группа
Декоративное рисование хохломской росписи в нетрадиционной технике "восковые мелки + акварель"...
"Дымковское чудо"- мастер-класс для родителей.
Сформировать готовность слушателей использовать различные приемы работы по формированию духовно-нравственных качеств младших дошкольников при знакомстве с традициями народной культуры....
программа "Чудо- мастера"
программа...