"Чудо-мастера Руси"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Косарева Светлана Евгеньевна

Сопровождаетс показом презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по познавательному развитию в старшей группе.  «Чудо-мастера Руси»

Цель: Развитие познавательного интереса к историческому прошлому России.

Программное содержание

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Программные задачи:

- расширять знания о культуре и быте русского народа;

- Закреплять представления детей об основных ремеслах на Руси: гончар, столяр, кузнец и др.

Образовательная область: «Физическое  развитие»        

Программные задачи:

- формировать сохранение и укрепление физического и психического здоровья;

- обеспечить двигательную активность в ходе проведения народных игр;

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Программные задачи:

- развивать  игровую деятельность;

- воспитывать уважение к русским народным обычаям, играм и традициям;

Образовательная область: «Речевое развитие»

Программные задачи:

- развивать связную речь у детей.

- формировать умение принимать участие в беседе, выражать своё мнение, прислушиваться к мнению товарищей.

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

- Закрепить  знания об элементах  узора   филимоновской игрушки;

    -  Учить эмоционально воспринимать поэтическое слово;

  • способствовать  проявлению творческого начала у детей.

Словарная работа: гончар, столяр, ухват.

Материалы и оборудование:

- аудиозаписи с русской народной музыкой, сарафан, камень с надписями.

- атрибуты русской избы: чугунок, самовар, сундук, прялка, колыбелька, кукла;

- мультемидийная презентация ;

- дидактическая игра «Убери лишнее».

Интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое».

Ход занятия:

Дети входят в групповую комнату.

Воспитатель:

- Дети, сегодня к вам пришло много гостей.  Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель:

- Я пришла к вам в русском сарафане. Раньше нашу Родину называли Русь-матушка. Наши прабабушки ходили в таких сарафанах, которые они шили своими руками.  На Руси было много разных мастеров. Я предлагаю вам отправиться в путешествие и познакомиться с ними.

- День наступает,

Природа оживает

Солнце встает,

Нам светло дает.

Весело мы собираемся

В долгий путь отправляемся!

(Идем змейкой под музыку)

Вед: - Посмотрите, ребята, что у нас на пути? Камень – не простой, на нем что-то написано. Давайте вместе прочитаем.

Налево пойдешь - далеко не уйдешь.

Направо пойдешь – в чужую группу попадёшь.

Прямо пойдешь – много интересного найдешь.

- Дети, куда же пойдем? (Пауза) Хотите узнать много интересного?

Дети:

-Да. Пойдем прямо.

Дети проходят в зону «изба».

Воспитатель:

- Вот мы и пришли в русскую избу.

Воспитатель:

- Посмотрите, сколько здесь предметов, изготовленных руками мастеров земли русской? (Дать время разглядеть вещи).

- А подойдем мы сейчас к русской печке. Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы.

Воспитатель:

- Я загадаю вам загадку… А отгадку вы найдете сами!

 «Стоит толстяк, подбоченивши бок,

 Шипит и кипит, всем пить чай велит».

Дети:

- Самовар.

Воспитатель:

- Да, это самовар.

- А знаете, что в далекие времена собиралась вся семья за столом с самоваром.

- Давайте и мы сядем вокруг самовара и его рассмотрим.

- Из какого материала сделан самовар? Он железный, блестящий, красивый

- Из каких частей состоит самовар? (У самовара есть крышка, дно, стенки, две ручки, кран, четыре ножки).

- Какой мастер изготовил такой прочный и железный самовар?

(Кузнец)

- На экран волшебный посмотрите, он нам поможет познакомиться с кузнецом.

- Но ведь кузнец делал не только самовары, но и много других нужных в хозяйстве предметов. Может быть, кто-то найдет такие предметы в нашей избе? Встаньте, подойдите к печи. (Ухват или кочерга. Объяснить, для чего нужны эти вещи)

Восп.: -Молодцы, вы мне так хорошо помогаете. Я загадаю

 еще одну загадку. Найдете вы ответ на нее?.. Сейчас увидим…

Следующая загадка

Круглая, глубокая,

Гладкая, широкая,

Гончаром крученая,

В печи обожженная,

От кувшина – низка

Глиняная

Ответ: Миска.

Воспитатель: Из какого материала сделана миска? (Из глины)

- Как называется мастер, который работал с глиной? (Гончар)

- И снова нам экран волшебный, помоги! Гончара нам покажи!

Дидактическая игра

Воспит.: - А сейчас мы посмотрим, какие вы внимательные!

Раз, два, три! Волшебный экран, картинку покажи!

-Какой предмет лишний в мастерской у гончара? Почему?

- Молодцы. Вы правильно ответили, правильно догадались.

- Пойдем за мной! Я вам еще один предмет хочу показать!

Воспитатель обращает внимание на колыбельку.

- Ребята, что это?

Ответы детей. (Колыбель)

- Из какого материала она сделана? Потрогайте.

- Что за мастер изготовил колыбель? Посмотрите на экран! Это плотник – мастер, который работает с деревом.

Воспитатель:

- Посмотрите, у нас в колыбельке ребенок. Это маленькая девочка. Не будем ее пугать. Давайте сядем тихонечко. Зовут девочку Машенька.

(Плач ребенка)

(Воспитатель, достает из колыбельки куклу).

Воспитатель:

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы Машенька успокоилась и уснула?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Я знаю колыбельную песенку. И сейчас, чтобы Машенька уснула, я ей спою.

Колыбельная

Баю-баю, баюшок,

В огороде петушок.

Петя громко поет,

Маше спать не дает.

А ты, Машенька, усни,

Крепкий сон к тебе приди!

Тебе спать, не гулять,

Только глазки закрывать!

Воспитатель: Успокоилась наша Машенька.

-А кто еще хочет спеть Машеньке колыбельную?

- Уснула Машенька.

(Перекладывает ее в колыбельку).

На Руси дети тоже очень любили играть.

Игра  «Мой платочек»

- Наш платочек расписной,

Поиграть хотим с тобой!

Ты беги платок по кругу,

Выбирай скорее друга!

Покружись, попляши,

И платочек покажи!

Воспитатель: Ну, что ж, весело играли, молодцы!

Дети стоят после игры.

- Мы побывали с вами в русской избе, познакомились с мастерами, предметами, которые они изготовили.

А теперь я приглашаю Вас  в мастерскую.

Подвожу к столу.

- Садитесь ребята! Посмотрите, у нас здесь глиняные петушки. Но ини еще не докрашены. Что же осталось нам расписать?

- Нам надо расписать хвост петушку.

- Ребята, а вы узнали, какая роспись? (Филимоновская)

- Обратите внимание на мольберт! Здесь изображен план работы! Сначала вы … В завершение сделаете …

В ходе работы сказать присказки, объяснить, чтобы краски много не брать.

Воспитатель: - Заканчиваем свою работу! Уберите рабочее место. Возьмите в руки своих петушков.

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу, возвращаемся.

(Идут змейкой под музыку)

Подходим к столику.

-Поставьте на стол петушков. Полюбуйтесь на вашу работу!

 Рефлексия.

Воспитатель:

- Куда мы сегодня путешествовали? (Русская изба, мастерская)  Что вы сегодня расскажете родителям о нашем путешествии? Вы мне сегодня очень понравились. (Перечислить) Можете взять своих петушков и отнести в группу.

- Попрощайтесь с гостями!

(Мое прощание с гостями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы «Чудо-мастера Руси»

Беседа с дошкольниками о народных промыслах....

программа "Чудо мастера"

программа по нравственно-эстетическому воспитанию дошкольников...

Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию городецкой росписью «Чудо – мастера» (из педагогического опыта)

Задачи.-продолжать знакомить детей с элементами городецкой росписи, её   колоритом, особенностями-продолжать упражнять в рисовании городецких цветов (ромашки, розаны)- учить самостоятельно в...

Славится Россия чудо-мастерами

Сценарий праздника...

Конспект ОД по декоративному рисованию "Чудо мастера" подготовительная группа

Декоративное рисование хохломской росписи в нетрадиционной технике "восковые мелки + акварель"...

"Дымковское чудо"- мастер-класс для родителей.

Сформировать готовность слушателей использовать различные приемы работы по формированию духовно-нравственных качеств младших дошкольников при знакомстве с традициями народной культуры....