программа "Чудо мастера"
методическая разработка (старшая группа) по теме
программа по нравственно-эстетическому воспитанию дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programm_yastrebovoy_chudo-mastera.doc | 199 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок»
П. Лев Толстой Липецкой области
Программа
по нравственно-эстетическому воспитанию дошкольников «Чудо-мастера»
(для детей старшего дошкольного возраста).
Воспитатель МБДОУ «Колосок»
Автор : Ястребова И. А.
2013г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия».
М.И. Калинин
В «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) говорится о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня.
Игрушка – обязательный спутник детства. Народная игрушка является замечательным культурным наследием. Народная игрушка тысячелетиями воспитывала ребенка.
Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; углублять эстетические впечатления от народного и декоративно-прикладного искусства страны.
Большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.
Развитием познавательных интересов и творческих способностей детей.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Проанализировав программу воспитания и обучения «Радуга», я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.
Необходимость данной программы существует, так нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. У ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках подлинные изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы гжельской керамики и т.д.. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.
Программа развития творческих способностей через восприятие народного искусства является попыткой обновления программы «Радуга» по разделу «Знакомство с народным искусством» в условиях дошкольного образовательного учреждения. Реализация программы происходит в процессе расширенного, углубленного знакомства детей с изделиями народных художественных промыслов, знакомства с символикой русского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий.
Новизной и отличительной особенностью программы является использование нетрадиционных методов и способов развития детского творчества: использование самодельных инструментов для рисования. Дети знакомятся с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству.
Цель программы: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство. Формирование нравственно-патриотических чувств, средствами декоративно-прикладного искусства. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Формирование начал нравственно-эстетического воспитания. Создание комфортной среды для эстетического воспитания детей.
Задачи программы:
Обучающие:
- расширить и углубить знания детей о многообразии и особенностях декоративно-прикладного искусства;
- Формировать представления детей о происхождении данного вида народного искусства;
- Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров;
- Знакомить с закономерностями, выразительными средствами народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т.д.);
- Учить использовать нетрадиционные техники рисования, получать удовольствие от своей работы;
- Формировать знания детей о народных мастерах своей Липецкой области.
- Закреплять умение рисовать декоративные элементы – точки, кружки, полоски, волнистые линии, листочки, ягодки и т.д.
Развивающие:
- развивать эстетическое восприятие и творческие способности детей, познавательные интересы, память, мышление, воображение, художественный вкус;
- На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу;
- Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие;
- Развивать художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
Воспитывающие:
- воспитание чувства гордости за талант и самобытность русского народа;
- Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;
- воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
- Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастерство русского народа. Познакомить с приемами работы народных мастеров. Учить видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.
Направления работы:
1. Знакомство с образцами русских народных художественных промыслов.
2. Создание детьми декоративных изделий по мотивам разных видов декоративно-прикладного искусства русского народа.
Авторская программа нравственно-эстетическому воспитанию «Чудо-мастера» включает следующие разделы:
-игровая деятельность;
-праздники и развлечения;
-НОД.
Содержание программы построено в трех блоках педагогического процесса:
-учебная деятельность;
-совместная деятельность воспитателя с детьми;
-свободная самостоятельная деятельность.
Блок учебная деятельность включает в себя НОД по нравственно-эстетическому воспитанию.
Блок совместная деятельность воспитателя с детьми включает в себя:
-подвижные игры;
-сюжетно-ролевые игры;
-чтение художественной литературы;
-беседы;
-экскурсии;
-просмотр видео;
-рассматривание картин;
-рисование;
-лепку;
-аппликацию;
-ручной труд;
-праздники и развлечения.
В блоке самостоятельной деятельности детей планируется создание педагогом условий для воздействия самостоятельной деятельности детей. Этот блок предполагает обновление развивающей среды:
-книжного центра;
- центра изобразительного творчества.
Большую роль в создание программы оказали методические пособия из библиотеки «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Программа «Чудо- мастера» может оказать педагогам при написании перспективного плана воспитательно-образовательной работы.
Принципы построения программы:
-постепенное наращивание объема материала;
-первоначальное использование непосредственного окружения;
-от сенсорных впечатлений.
Условия реализации программы:
-уголок «народного декоративно-прикладного искусства».
-книги и наглядные пособия.
Разделы программы по нравственно-эстетическому воспитанию старших дошкольников.
Игровая деятельность.
-дидактические игры
-подвижные игры
-настольные игры
-сюжетно-ролевые игры.
Художественно-речевая деятельность.
-беседы
-чтение художественной литературы.
Художественно-творческая деятельность
-рассматривание картин
-рисование
-лепка
-аппликация
-ручной труд
Праздники и развлечения
Разделы программы по нравственно-эстетическому воспитанию дошкольников
Игровая деятельность:
Задачи:
Образовательные:
- Расширить кругозор детей
- Уточнить и углублять знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве
- приобщение детей к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
- Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей.
Развивающие:
- развивать эстетическое восприятие и творческие способности детей.
Воспитательные:
- Воспитание творческого потенциала.
- воспитание чувства гордости за талант и самобытность русского народа.
Художественно-творческая деятельность
Задачи:
Образовательные:
- формирование обобщенных знаний и умений различать стили наиболее известных видов декоративной живописи -хохломской, городецкой, дымковской, гжельской и др.( понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов);
- создавать выразительные узоры на бумаге, воспитание при этом чувство формы, ритма, симметрии.
- Освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.
- Показать взаимосвязь народного декоративно-прикладного, устного и музыкального искусства.
Развивающие:
- развивать интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства; творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
- Развивать познавательные интересы, память, мышление, воображение, художественный вкус.
- Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие;
- Развивать художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
- развитие системы духовно-нравственного воспитания с учетом специфики историко-культурных ценностей, обычаев и традиций народов.
Воспитательные:
- формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства; эстетического отношения к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства; воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью, уважительного отношения к труду народных мастеров, национальной гордости за мастеров русского народа.
- воспитание чувства гордости за талант и самобытность русского народа.
Содержание программы:
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Знакомясь с произведениями искусства, дети, испытывают положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, мышление, воображение. Это пробуждает у детей стремление передать воспринятую красоту в создании своих изделий. Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, упражнения для прорисовки элементов росписей.
В работе используются различные методы: одномоментности, обследования, наглядности; словесный, практический, эвристический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе), сотворчество, мотивационный, жест руки (ребенок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).
Приемы: рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и других наглядных пособий; беседа, использование художественного слова, указания, пояснения; самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения; убеждение, поощрение.
Ожидаемый результат:
Старшая группа:
- Узнавать и называть знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства;
- Составлять узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создавать декоративные композиции по мотивам народных изделий;
- Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находят их сходство и различие;
- Лепят из глины декоративные изделия используя способы: конструктивный, кругового налепа;
- Используют в работе некоторые виды нетрадиционного рисования.
- Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.
Приложение.
Сентябрь.
Учебная деятельность.
НОД:
1.тема : Дымковская игрушка. Рассказ об истории промысла. Экскурсия в мини-музей детского сада.
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования.
2. Тема: Рисование «Как у чудо – индюка все расписаны бока».
Программное содержание: Продолжить знакомство детей с тем, как народные мастера «берут» узоры изокружающей природы и преобразуют их своей фантазией для украшения игрушек ;учить расписывать фигурку индюка узором, близким по композиции, элементам и цветосочетанию дымковским птицам.
3. Тема: Рисование«Филимоновский хоровод».
Программное содержание: Закрепить знания детей о цветовой гаммефилимоновскои росписи, особенности узора. Закрепить умение узнавать и отличать филимоновские игрушки от других по форме изделия, узору и сочетанию цветов; самостоятельно украшать свою филимоновскую красавицу. Развивать цветовое восприятие, творческую активность.
4. Тема: Лепка «Филимоновские красавицы».
Программное содержание: Обобщить знакомство детей о фолимоновских игрушках; формировать умение сделать кукол выразительными засчёт осанки и деталей одежды; использовать в лепке пластический способ из целого куска глины, развивать уважение и интерес к народному творчеству.
5.Тема: Рисование + конструирование.«Барышни-франтихи».
Программное содержание: Учить расписывать дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором; учить шахматному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими; формировать умение делать полуобъёмную игрушку из двух частей (двойная верхняя часть куклы наклеивается на юбку-конус.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Беседы: «Народные промыслы».
«Чудо филимоновских игрушек»,
«Русский сувенир», «Золотая хохлома», «Народные мастера», «Дымковская игрушка».
Художественная литература: «Ярмарка народных промыслов», «Рукотворная сказка».
Дидактические игры:
«Магазин игрушек», «Кто больше запомнит игрушек», «Веселые матрешки.
сюжетно-ролевые игры: «Поездка в детский мир», «Ярмарка».
Октябрь.
Учебная деятельность.
НОД:
- Тема: Рисование + конструировании.«Изготовим дымковских артистов для настольного театра» (коллективная работа).
Программное содержание: вызвать у детей желание сделать персонажи для настольного театра; учить работать с шаблонами, обводить их простым карандашом, вырезать по контуру; учить самостоятельно, определять, как расписывать новых персонажей. Закреплять умение пользоваться в работе «тычки».
- Тема: Филимоновские свистульки.Рассказ об истории промысла.Экскурсия в мини-музей детского сада.
Программное содержание: познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушки. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Познакомить с элементами росписи. Использовать нетрадиционную технику рисования. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.
3.Тема: Лепка «Филимоновские олени и коровки».
Программное содержание: Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров; учить лепить фигурку из целого куска глины, передавая особенности формы, пропорций и деталей. Закреплять умения заглаживать фигурку. Воспитывать аккуратность в работе.
4.Тема: Рисование «Филимоновский табунок».
Программное содержание: Закреплять представление о последовательной росписи филимоновской игрушки. Обратить внимание на особенности расположения узора. Учить составлять узор из знакомых элементов на побеленных игрушках.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Беседа: «О русских народных игрушках и играх», «Крупнейшие центры росписи по дереву(Хохлома и Городец)», «История русской народной игрушки».
Дидактическая игра: «Кто больше запомнит игрушек», «Веселые матрешки».
Сюжетно-ролевая игра: «Магазин филимоновских игрушек», «Чудесная игрушка», «Ярмарка».
Ноябрь.
Учебная деятельность.
НОД:
- Тема: Каргопольские легенды.Рассказ об истории промысла. Экскурсия в мини-музей детского сада.
Программное содержание: Познакомить с каргопольской игрушкой. Закреплять знания детей о традициях русского народа, проживающего на севере России. Дать представления об особенностях каргопольской росписи. Учить рисовать элементы росписи.
- Тема: Лепка «Волшебная Птица-Сирин».
Программное содержание: развивать у детей замысел. Учить детей лепить пластическим способом из целого куска. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Закреплять умение плотно скреплять части. Передавать пластику перехода одной части к другой (от шеи к туловищу).
- Тема: Рисование «Сказочная птица».
Программное содержание: развивать у детей замысел, самостоятельно выбирать элементы росписи и цветовую гамму. Совершенствовать умение составлять узор из штрихов, овалов, точек, каемочки, перекрещивающимися линиями и т.д. и украшать им вылепленное изделие. Воспитывать интерес к народному творчеству.
- Тема: Золотая Хохлома. Рассказ об истории промысла. Экскурсия в мини-музей детского сада.
Программное содержание: расширять знания детей о народном промысле. Уточнять представления о хохломском промысле. Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий. Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать отношение к произведениям народного искусства.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Беседа: «народные промыслы», «История Хохломской росписи», «Каргопольская игрушка».
Дидактические игры: «Найди игрушку», «Кто больше запомнит игрушек», «Веселы счет»(пересчет игрушек от 1 до 5), «Короткие носки у матрешек».
Сюжетно-ролевые игры: «музей Хохломы», «Ярмарка», «Сувенирная лавка».
Декабрь.
Учебная деятельность.
НОД:
- Тема: Рисование«Шарфики для козлят»
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с народным искусством. Учить рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: «реснички», «травинки», «капельки», «ягодки». Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать умение работать концом кисти, пользоваться печаткой «тычком.
- Тема: Рисование «Украсим теремок для зверей»(коллективная работа).
Программное содержание: Учить составлять узор на полосе бумаги из элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, простой трилистик, ягоды смородины); закрепить знание цветов, используемых в хохломской композиции, и умение сочетать их; развивать интерес к хохломскому искусству; вызвать сочувствие к героям сказки; закрепить технические умения: набирать краску на кисть, пользоваться «тычком».
- Тема: Веселый Городец. Рассказ об истории промысла. Экскурсия в мини-музей детского сада.
Программное содержание: Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Городецком промысле. Учить узнавать Городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории. Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину. Учить прорисовывать элементы городецкой росписи используя технику рисования пальчиками.
- Тема: Рисование «Сарафан для Матрешки»
Программное содержание: Продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора. Учить рисовать городецкие цветы – купавки и ромашки голубого и розового цвета. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета. Учить использовать нетрадиционную технику рисования – рисование пальчиками, оттиск поролоном.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Беседы: «Городецкие мастера», «Народные умельцы», «Русская игрушка- матрешка», «Народное искусство».
Дидактические игры: «Веселые матрешки», «Веселый счет», «найди похожую фигуру», «Какой игрушки не стало», «подбери признак».
Сюжетно-ролевые игры: «приходите в гости», «сувенирная лавка», «музей народного искусства».
Январь.
Учебная деятельность.
НОД
- Тема: «Конструирование городка для матрешек».
- Тема: ручной труд «Матрешки –колпачки».
- Тема: «Русский сувенир (матрешка)».
- Тема: «Лепка индюка из целого куска глины(пластилина)».
- Тема: «Посуда (чайный сервиз)».
- Тема: аппликация «Матрешка с плетенным сарафаном».
- Тема: рисование «Матрешка из Полхов -Майдана»
- Тема: «Роспись олешка».
- Тема: рисование «Сказочная гжель».
- Тема: «Формирование интереса и эстетического отношения к предметам народного декоративно-прикладного искусства».
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Беседы: «Русский сувенир», «Хохломские мастера», «Сказочная гжель», «Народные умельцы», «Голубое чудо», « Матрешки».
Дидактические игры: Игра «Хохломские мастера»,
«Веселые матрешки»,
Игра «Коротки носки у матрешки»,
«Гжельская сказка», «Гжельские цветы», «Подбери узор», «подбери пару».
Сюжетно-ролевые игры: « В музее народных промыслов Хохломы и Гжели», «Гжельские мастера», «Школа мастеров».
Февраль.
Учебная деятельность.
НОД
- Тема: Декоративное рисование «Городецкие узоры - сколько радости для глаз» (Городецкий узор на кухонной доске).
Программное содержание: расширять представление детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному; самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи. Познакомить детей с украшением листьев чёрными тоненькими закруглёнными штрихами, белыми точками.
- Тема: Сине-белое чудо Гжели. Рассказ о промысле. Экскурсия в мини-музей детского сада.
Программное содержание: познакомить детей с историей гжельского промысла. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи.
- Тема: Лепка «Гжельские фигурки».
Программное содержание: воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров. Закрепить умение лепить из глины, используя конструктивный способ.
- Тема: Рисование «Роспись фигурок».
Программное содержание: закрепить знания детей о гжельском промысле; росписью. Учить подбирать цвета красок. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи; умение рисовать ворсом всей кистью и концом, правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Беседы: «Гжель», «Наш красивый Городец», «История возникновения городецкой росписи», «Гжельская роза».
Дидактические игры: «Подбери по силуэту», «Гжельская роза», «Гжельская сказка».
Сюжетно-ролевые игры: «Реставраторы», « в музее народных промыслов», «Школа мастеров», «Гжельская мастерская»
март
Учебная деятельность.
НОД
- Тема: Русская матрешка. Экскурсия в мини-музей детского сада.
Программное содержание: Познакомить детей самой популярной народной деревянной игрушкой - русской матрёшкой. Вызвать у детей интерес к образу. Воспитывать интерес к народному творчеству.
- Тема: Лепка «Все они матрёшеньки, все они милашеньки...»
Программное содержание: Продолжать знакомство с матрешкой. Учить лепить фигурку из целого куска глины. Воспитывать аккуратность в работе и интерес к народному творчеству.
- Тема: Рисование «Очень любим, мы, матрёшки разноцветные одёжки».
Программное содержание: Закрепить знания детей о матрёшке. Совершенствовать навыки работы детей в составлении узоров. Совершенствовать навыки и приемы работы мягкой кистью. Создавать радостную творческую атмосферу.
- Тема: Павлово-Посадские платки и шали. Рассказ о промысле. Экскурсия в мини-музей детского сада.
Программное содержание: Познакомить детей с новым промыслом – Павлово-Посадских шалях. Рассказать о средствах выразительности декоративного украшения шалей. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Беседы: «Павлово-Посадские шали», «Народная игрушка», «Народное творчество».
Дидактические игры: «Коротки носки у матрешки», «кто в домике будет жить», «Узнай новую игрушку».
Сюжетно-ролевые игры: «Мы веселые матрешки», «Музей народной игрушки», «Русский сувенир», «Чудо мастерская».
Апрель.
Учебная деятельность.
НОД
- Тема: Рисование«Шаль для красавицы Весны…» (коллективная работа).
Программное содержание: Развивать у детей воображение, чувство цвета, уметь составлять композицию узора; передавать колорит цветов; уметь согласовывать свои действия с работой товарищей. Познакомить с техникой холодного батика.
- Тема: Народные промыслы родного края. Экскурсия на выставку в поселковую библиотеку.
Программное содержание: Расширять представление детей о народном декоративно-прикладном искусстве. Познакомить с народными промыслами родного края. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Учить рисовать орнаменты местного промысла. Развивать художественно-творческие способности детей. Формировать эстетический вкус.
- Тема: Лепка «Богородский медведь».
Программное содержание: Закрепить умение передавать замысел, лепить фигурку животных, выделяя их характерные особенности. Развивать чувство ритма в процессе оформления поверхности изделия. Закрепить умение украшать фигурку с помощью стеки. Развивать творчество, фантазию, аккуратность.
- Тема: Знакомство с вологодскими кружевами. Экскурсия в Русскую горенку детского сада.
Программное содержание: Познакомить с народным промыслом «кружевоплетение». Воспитывать уважение к мастерам. Дать представление о содержании и особенностях узора (симметрии, ритме). Воспитывать интерес к искусству кружевоплетения, вызвать эмоциональный отклик, желание самому творить, учиться составлять узор на полосе.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Беседы: «Вологодское кружево», «народные игрушки Липецкого края», «Богородские игрушки», «Народные промыслы родного края».
Дидактические игры: «Найди похожий узор», «Подбери признак», «Веселый счет», «Какого узора не стало», «Ярмарка», «Вернисаж».
Сюжетно-ролевые игры: «Экскурсия в русскую горелку», «Народные мастера».
Чтение и заучивание с детьми стихотворений о народных промыслах.
Май.
Учебная деятельность.
НОД
- Тема: Рисование «Праздничная скатерть».
Программное содержание: Закреплять знания о народном промысле «Кружевоплетение»; учить составлять узор на клейкой бумагу разной формы (круг, квадрат, полоса), передавая элементы узора, особенности рисунка. Учить аккуратно, «плести» кружева из знакомых форм (круги, полоски, точки, насноски, плетешок и т.д.) используя для рисования нитки разной структуры и клейкую бумагу. Развивать творчество, фантазию.
- Тема: Лепка «Родные мотивы».
Программное содержание: Побуждать детей к самостоятельному поиску способов лепки животных нашего округа (заяц, лиса, медведь, волк и т.д.), лепить человека в движении (идущего на лыжах).Воспитывать любовь к родному краю.
- Тема: Рисование «Жостовские подносы».
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с народным промыслом Жостова. Дать знания об особенностях жостовской росписи: элементах узора, колорите, композиции. Закрепить умение составлять узор на круге, овале, квадрате, прямоугольнике, заполняя середину и края -кайму. Составлять букеты из крупных и мелких цветов, наносить мазки. Передавая оттенки, самостоятельно составлять узор на выбранной форме (круг, овал и т.д.). Использовать нетрадиционную технику рисования – пальчиками.
- Тема: Рисование «Золотые травы Хохломы»(коллективное панно).
Программное содержание: На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность. Торжественность колорита Золотой Хохломы. Развивать в детях стремление к творчеству.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Беседы: «Золотая хохлома», «Жостовская роспись», «Кружево».
Дидактические игры: «найди такой же узор», «На что похожа хохлома», «Хохломские стулья».
Сюжетно-ролевые игры: «Хохломская мастерская», «Музей народных промыслов».
Педагогическое обследование по декоративно – прикладному искусству у детей старшего возраста (5-6 лет).
№ п/п | Вопросы, задания, игры | Материал | Знания, умения, навыки | ||
Сформированы | На стадии формирования | Не сформированы | |||
1 | Узнавать виды народного искусства. Узнавать и называть знакомые народные художественные промыслы. Дидактическая игра «Назови правильно» Задание:
| Игровое поле – плакат с закрытыми «окнами», в которых иллюстрации с изображением народных промыслов: Дымковских, филимоновских, каргопольских, игрушкек, семеновская матрешка, изделия Хохломы, Городца, Гжели. | Проявляет интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Узнает и в основном правильно называет народные промыслы. | Проявляет интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Иногда путается в названии народных промыслов.. | Интерес проявляет слабо, в игру вступает не охотно. Называет один-два вида росписи. |
2 | Провести анализ произведения. Дидактическая игра «Делаем покупки». Задание:
| Подбор подлинных изделий декоративно – прикладного искусства (городецкие, хохломские, гжельские, павлово - посадские, дымковские, филимоновские, семеновская матрешка).
| Правильно называет предметы народного декоративно-прикладного искусства. Описывает, выделяя характерные признаки того или иного промысла, не менее 5. | Правильно называет предметы народного декоративно-прикладного искусства. Описывает характерные признаки промысла, не менее 4.. | Ошибается в названии предметов народного декоративно-прикладного искусства. С трудом дает описательный рассказ. Не называет характерных признаков промысла. |
3 | Сравнить два изделия. Выделить сходство и различие двух видов декоративно – прикладного искусства. Дидактическая игра «Подарок». Задание:
2. Сравни выбранные вещи по сходству и различию. | Подбор подлинных изделий (дымковских, филимоновских, семеновской матрешки, павлово – посадских, гжельских, хохломских мастеров). | Проводит последовательное сравнение по сходству и различию. Выделяет средства выразительности (жест, поза, мимика, цвет, композиция). | Проводит сравнение по сходству и различию. Из средств выразительности чаще выделяет цвет, цветовое сочетание изображенных предметов, реже – форму и композиционное решение. Может ошибаться в названии элементов орнамента.
| Затрудняется в проведении анализа предмета народного декоративно-прикладного искусства |
4 | Выражение своего отношения к произведениям народного искусства. Дидактическая игра «Выставка». Задание: 1.Перед вами предметы народно – прикладного искусства, вам необходимо оформить выставки, т.е. отобрать предметы которые вам очень понравились. 2. Расскажите о своих предметах искусства. | Предметы и репродукции с изображением декоративно – прикладного искусства (хохлома, городец, гжель, дымка, филимоновская, коргопольская игрушки, семеновская матрешка). | Ярко выраженное положительное отношение к изделию. Называет элементы росписи, цветового решения. | Дает обоснованную оценку своего отношения к изделию, но свернутую в вербальном плане. | Выражает положительное отношение к изделию, но не обосновывает его. |
5 | Выполнение узора на силуэте из бумаги. Соответствие элементов росписи; уровень творческого решения, завершенности; техника исполнения; самостоятельность определения последовательности выполнения росписи; владение пониманием символов, знаками в росписи. Занятие на тему: «В гостях у мастеров». Задание: 1.Представь, что ты народный умелец, мастер. 2. Выбери полюбившийся тобой промысел и распиши силуэт. | Силуэты: дымковской, филимоновской, каргопольской игрушек, матрешеки, хохломской и гжельской посуды, изделий городца, Гуашь, кисти, палитры, инструменты для нетрадиционных техник. | Создает узоры по мотивам народно- прикладного искусства: хохломы, гжели, дымки и т.д. свободно владеет 3 приемами работы с кистью; При выполнении узора вносит новые элементы. Использует знакомую нетрадиционную технику. Работа всегда завершена. | При выполнении узора соответствие стилю росписи не полное. В отдельных случаях затрудняется в подборе цветовой гаммы. Работа бывает почти полностью завершена. Иногда использует нетрадиционную технику. | Часто полностью копирует росписи. Технические навыки средние, работа бывает завершенной на 2/3. не использует нетрадиционную технику. |
Диагностические критерии оценки знаний и детских работ по декоративно-прикладному искусству:
Диагностические критерии оценки знаний и детских работ по декоративно-прикладному искусству:
• Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие;
• Владеет пониманием символов в рисунке, знаками-оберегами в росписи;
• Умеет самостоятельно провести анализ изделия;
• Выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов);
• Выделяет элементы узора и составляет из них композицию;
• Самостоятельно определяет последовательность выполнения росписи;
• Использует декоративные элементы в работе. Использует декоративные элементы в работе;
• Использует несколько нетрадиционных техник;
• Эмоциональность, содержательность, яркость, красочность, декоративность;
• Оригинальность.
Диагностические критерии технических навыков и умений оценки детских работ по декоративно-прикладному искусству:
• Способность рисования по замыслу;
• Умение подчинять изобразительные материалы, средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче: выбор изобразительного материала, умение смешивать краски на палитре для получения разных цветов и оттенков;
• Отсутствие изобразительных штампов;
• Уровень воображения, фантазии;
• Использование в работе разных способов лепки.
Литература для взрослых.
1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Мозаика – Синтез, 2001.
2. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Москва, Мозаика – Синтез, 2001.
3. Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. Москва Изд-во Малыш, 1988.
4. Алексахин Н.Н. Голубая сказка. Москва. Народное образование, 1996.
5. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Москва. Агар, 1998.
6. Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
7. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. СПб. Изд-во Художник РСФСР 1975.
8. Грибовская А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. Москва. МИПКРО, 1999.
9. Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера, 2005.
10. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность. Москва. Академия, 1998.
11. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Москва. Просвещение, 1998.
12. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». Москва. Просвещение, 1999.
13. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Москва. Просвещение, 2000.
14. Жалова С. Росписи хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
15. Жигалова С. Росписи Хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
16. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Москва. Педагогика, 1983.
17. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвещение, 1985.
18. Корабельников В.А. Рисуем орнамент (по методике Е.Г. Ковальковской). Москва. ФМиЗХ, 1993.
19. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
20. Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.
21. Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Москва. Феникс, 2003.
22. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.
23. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. Москва. Мнемозина, 1995.
24. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва. Просвещение, 1991.
25. Комарова Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. Москва. Педагогика, 1990.
26. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. Москва, Столетие, 1998.
27. Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. Красота. Радость. Творчество. ГОУ Начальная школа – детский сад №1607. 1999.
28. Коромыслов Б.И. Жостовская роспись. Москва. Изобразительное искусство, 1997.
29. Мосин И.Г. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду. Екатеринбург. У - Фактория, 1996.
30. Лабунская Г.В. Художественное воспитание в семье. Москва. Педагогика, 1970.
31. Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. Москва. Русский язык, 1990.
32. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми. Москва. Гном и Д, 2001.
33. Паншелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Паншелеева Л.В. Декоративное искусство детям. Москва. Просвещение, 1976
34. Попова О.К., Каплан Н.Н. Русские художественные промыслы. Москва. Легкая и пищевая промышленность, 1984.
35. Разина Т.М. Русское народное творчество. Москва. 1993.
36. Рондели Л.П. Народное декоративно-прикладное искусство. Москва. 1984.
37. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.
38. Соломенникова О.А. Радость творчества. Москва. Мозаика-синтез, 2005.
39. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб. Детство – Пресс, 2000.
40. Тимофеева М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра, и изобразительное искусство. Ярославль. Академия развития, 1997.
41. Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. СПб. Детство-пресс, 2002.
42. Федотов Г.Я. Послушная глина. Москва. АСТ - Пресс, 1997.
43. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
44. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
45. Шибанова Н.Я. Народное искусство в творчестве детей. Хохлома. Пермь. Пермский институт повышения квалификации работников образования, 2002.
46. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-наглядное пособие для 1-го класса. Альбом. Москва. Мозаика-Синтез, 1996.
47. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. Москва. Просвещение, 1979.
48. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Москва. Мозаика-Синтез, 1996.
Литература для детей.
1. Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. М. Изд-во «Малыш», 1988.
2. Берестов В. Д. Матрешкины потешки. Книжка-игрушка. Изд-во «Малыш» М. 1982.
3. Грибовская А. А. Детям о народном искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста. Изд-во Просвещение. М. 2001.
4. Вохринцева С. В. Гжель. Книжка-раскраска. Изд-во «Страна фантазий» Екатеринбург. 2002.
5. Вохринцева С. В. Дымка. Книжка-раскраска. Изд-во «Страна фантазий» Екатеринбург. 2002.
6. Вохринцева С. В. Матрешки. Книжка-раскраска. Изд-во «Страна фантазий» Екатеринбург. 2001.
7. Вохринцева С. В. Матрешки. Книжка-раскраска. Изд-во «Страна фантазий» Екатеринбург. 2002.
8. Вохринцева С. В. Полхов-Майданская роспись. Книжка-раскраска. Изд-во «Страна фантазий» Екатеринбург. 2002.
9. Вохринцева С. В. Хохлома. Книжка-раскраска. Изд-во «Страна фантазий» Екатеринбург. 2002.
10. Выбирай коня любого. Альбом для раскрашивания. Художник Е. Попова. Изд-во Малыш» М. 1989.
11. Гжель. Гл. ред. Дорофеева А. Наглядно-дидактическое пособие Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 1999.
12. Дрожин Ю. Г. , художник Т. Носова Каргопольская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 2005.
13. Дрожин Ю. Г. Жостовский букет. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 1999.
14. Дрожин Ю. Г. Простые узоры и орнаменты. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 1999.
15. Дрожин Ю. Г. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 1999.
16. Дрожин Ю. Г. Худлжник Т. Евсеева Филимоновские свистульки. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 2003.
17. Дрожин Ю. Г., Соломенникова О. А. Филимоновские свистульки. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 2000.
18. История костюма. Книжка-раскраска. Художник и автор П. Орловский. Изд-во «Книжный мир» Минск, 2004.
19. Каргопольская игрушка. Альбом для раскрашивания. Художник Ф. Ф. Нелюбин. Изд-во «Художник РСФСР» Ленинград 1980.
20. Каргопольская народная игрушка. Гл. ред. Дорофеева А. Наглядно-дидактическое пособие Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 1999.
21. Комарова Т. С. Рисование 5-6 лет. Альбом. Изд-во АСТ, М. 1997.
22. Корабельников В.А. Рисуем орнамент (по методике Е.Г. Ковальковской). Москва. ФМиЗХ, 1993.
23. Коромыслов Б.И. Жостовская роспись. Москва. Изд-во «Изобразительное искусство», 1997.
24. Орлова Л. В. Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 1999.
25. Русский праздничный народный костюм. Ред.-сост. Дорофеев Ю. Художник О. Птушкина. Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 1999.
26. Хохлома. Гл. ред. Дорофеева А. Наглядно-дидактическое пособие Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 1999.
27. Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого занятия "Город мастеров.В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа, элементов орнамента, пословиц и поговорок о труде казахских народных мастеров на двух языках.
(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1. Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....
«Коньки — это такой вид спорта, где новичок получает не меньше удовольствия, чем опытный мастер». «Коньки — это такой вид спорта, где новичок получает не меньше удовольствия, чем опытный мастер». «Коньки — это такой вид спорта, где новичок получает не
Консультация для родителей...
Презентация к мастер-классу для детей и родителей младшей группы "Мастерим игрушки сами"
Презентация к мастер-классу для детей и родителей младшей группы "Мастерим игрушки сами"...
Мастерим открытки к 23 февраля в технике скрапбукинг (мастер – класс с детьми старшей группы)
Цель:Формировать у детей интерес к исследовательской деятельности и умение применять на практике полученные ранее знания.Задачи:1. Развитие творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а ...
Мастер- класс "Крупянных дел мастер".
Развивающие игры с ребенком "Крупяных дел мастер". Для родителей младших групп. Количество участников: 10-15 человек Время: 50 минут Цель: повышение педагогической компетенции родителей, по проблем...
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Конспект мастер-класса для детей в рамках Фестиваля "Мастера" на тему: "Жили-были... Путешествие по русской избе"
В прошлом году был проведен очень интересный мастер-класс для детей в рамках Фестиваля "Мастера" на тему: "Жили-были... Путешествие по русской избе"...