Конспект беседы «Чудо-мастера Руси»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект беседы «Чудо-мастера Руси»
Старший дошкольный возраст.
Программное содержание:
Расширить представление детей о народных промыслах.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с народными промыслами: хохлома, гжель, филимоновская, семеновская, дымковская игрушки.
2. Привить любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям.
3. Развитие внимание, памяти, познавательного интереса.
4. Развитие умений слышать и слушать.
Оборудование:
Дымковские, филимоновские, семеновские игрушки, предметы с хохломской росписью, гжель.
Ход занятия:
1 часть: вводная
Воспитатель приветствует детей, желает успешной деятельности на занятии.
Коммуникативная игра «Дружные ладошки»
Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель предлагает поздороваться друг с другом с помощью ладоней, показывая как это можно сделать. Читает стихотворение:
Мы ладонь к ладошке положили
И всем дружбу свою предложили
(соединяют руки)
Будем дружно мы играть
Чтобы добрыми, умными стать!
(поднимают руки вверх)
Мы друг друга обижаем? Нет, нет, нет!
Мы друг друга уважаем ? Да, да, да!
(размыкают руки)
Затем дети передают по кругу комплименты, поочередно говоря друг другу что-то приятное.
2 часть: основная
Воспитатель (в русском народном костюме):
Слава нашей стороне, слава нашей старине
И про эту старину, я рассказывать начну
Чтобы дети знать могли, о делах родной земли.
Воспитатель:
Дети, а вы знаете про великий наш народ? Про то, как люди жили, песни пели, мастерили?
Воспитатель:
Ведь преданья старины забывать мы не должны.
Воспитатель:
Был такой чудо-мастер. Разное про него старики рассказывали, будь-то, поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Кашу пшеничную варил, да не забывал пшена птенцам сыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой. Это сказка, да в ней намек, а не из этой сказки появилась удивительная красота?
Воспитатель загадывает загадку:
Все листочки как листочки,
здесь же каждый золотой,
красоту такую люди
называют…
(хохломой)
Воспитатель с детьми рассматривает хохломские изделия.
Воспитатель:
Скоро сказка сказывается ...
Один купец поехал путешествовать в Россию с алой розой, которая подарила ему жена. Но роза от мороза замерзла и посинела. Увидели гжельские мастера такой красивый цветок и нарисовали его на своих изделиях. Только не алый, а синий. А купец отвез жене в подарок эту посуду.
Воспитатель загадывает загадку:
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпение,
Дружная звонкая…
(гжель)
Воспитатель и дети рассматриваю изделия гжельских мастеров.
Воспитатель:
Есть под Тулой деревенька Филимоново зовут
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут,
А добро там не простое,
И не злато, серебро,
Филимоновской игрушкой называется оно.
Воспитатель:
Много игрушек придумали народные мастера для детей. Делали из разного материала. Особенно любили мастерить фигурки животных и птиц (рассматривание игрушек).
Воспитатель:
Разные бывают на свете игрушки: из соломы, глины, дерева, ткани. А эта игрушка живет в России более ста лет. Отгадайте про кого я говорю.
Есть у нас одна игрушка,
Не лошадка, не петрушка,
Красавица-девица,
Каждая сестрица,
Для меньшей темница.
(матрешка)
А вы знаете, что прообраз деревянной пустой куклы художник Сергей Малютин увидел в Японии. Но кукла эта была сердитая, на вид была стариком-японцем. Вот и переодел художник куклу в русский костюм. А уж мастера, которые вытачивают, расписывают матрешек – люди добрые, веселые, словоохотливые! Да игрушка-то, какая радостная. Не даром говорят: «Каков мастер, такова и работа». А мастера живут в селе Семеново.
Возле Вятки самой Дымково поселок,
Окаймлен лесами уголок веселый,
Там живут знатные мастер и мастерицы,
А село знаменито, а знаете чем?
(Дети отвечают).
Воспитатель:
Игрушкою своей,
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
А игрушки необычные волшебные, расписные.
Рассматривание дымковских игрушек (индюк, конь, барышня)
Что одинаковое в этих игрушках? (узоры)
Вот земля наша - земля мастеров, людей, чьи руки дружат с топором, пилой, глиной и красками. Ведь человек может превратить дерево и глину в жилье, в полезные вещи, игрушку. Передается мастерство от отцов к сыновьям, от дедов к внукам и правнукам. Учат они своему ремеслу не только пользы ради, но и для красоты.
3 часть: заключительная
- Что особенно было интересным для вас?
- О чем вы расскажете родителям дома?
- Какая роспись вам больше всего понравилась? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию городецкой росписью «Чудо – мастера» (из педагогического опыта)
Задачи.-продолжать знакомить детей с элементами городецкой росписи, её колоритом, особенностями-продолжать упражнять в рисовании городецких цветов (ромашки, розаны)- учить самостоятельно в...
Примерные беседы о Древней Руси с детьми дошкольного возраста.
Статья посвященная особенностям строительства Древней Руси, своеобразии Храмовой архитектуры. А также, раскрываются представления о русской бане....
"Чудо-мастера Руси"
Сопровождаетс показом презентации....
Конспект-беседа "Славься, Россия, чудо-мастерами"
конспект НОД (Непосредственно-Образовательной Деятельности)...
Конспект Беседы «Как появилась на Руси Матрёшка»
Цель: Формирование первичных представлений о матрёшке.Задачи:Образовательные:• познакомить детей с историей возникновения игрушки – матрешки;Воспитатель показывает матрёшку, все дети внимат...
Конспект беседы «Славься, Россия, чудо-мастерами» для старшего дошкольного возраста
В беседе продолжается знакомство с народными промыслами России....
конспект беседы с детьми "Как жили люди на Руси"
знакомство дошкольников с предметами быта....