НОД "Знакомство с пустыней"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Здравствуйте, добро пожаловать на мой мини-сайт я Тюрина Наталья Николаевна

НОД по окружающему миру: "Знакомство с пустыней". Презентация к занятию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_znakomstvo_s_pustyney.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

НОД окружающий мир «Знакомство с пустыней».

Задачи:  Познакомить детей с особенностями пустыни, ее растительным и животным миром. Показать детям взаимосвязь между внешним видом растений и животных и условиями жизни в пустыне.

Словарный запас: оазис, караван, финиковая пальма.

Материал: презентация «Знакомство с пустыней», запись песни «Чунга-чанга»

Художественное слово: чтение отрывка из поэмы Лермонтова «Три пальмы»

Ход занятия: сегодня мы отправимся в путешествие. Куда же мы отправимся, отгадайте?

 Вот желтая страница –

Пустынная страна,

Песок по ней кружится,

Несется,  как волна.

 Воспитатель: Как вы думаете, почему это пространство Земли назвали пустыней?

(От слов пусто, пустынно, кругом один песок да камни).

Солнце – как будто желток на бумаге.

Желтые горы, пески и овраги.

Гордо верблюды идут в  далеке,

Как корабли по песчаной реке.

Верблюда часто называют «кораблем пустыни», потому что в течение многих веков люди на верблюдах перевозили различные грузы в другие страны через засушливые песчаные равнины. Чтобы верблюды не потерялись в пустыне, они передвигаются дружным рядом, который называется караваном. Поэтому и мы  будем путешествовать на верблюдах ( дети выстраиваются в колонну по одному, держась за руки).Становиться все жарче. мы подъехали к Сахаре.

Сахара – самая большая пустыня мира, ее называют «королевой пустынь». (Показ пустыне на глобусе)Скрипит ритмично песок. Чуть стучат привязанные котелки, и караван раскачивающих верблюдов медленно двигается гуськом в слепящем свете солнца. Так жарко, что иногда можно поджарить яичницу на раскаленных  солнцем камнях. Очень хочется отдохнуть где-нибудь у воды, в тени. И вдруг перед нами небольшое озеро, по берегам которого растут финиковые пальмы. Это оазис.

Верблюды вытянули шеи и радостно пофыркивают.

- Как вы думаете, почему верблюды обрадовались? (потому что в оазисе есть источник воды.)

Вот к пальмам подходит, шумя, караван,

В тени их зеленой раскинулся стан.

Кувшины, звуча, налился водою,

И, гордо кивая махровой главою,

Приветствуют пальмы нежданных гостей.

Оазис напоминает островок в океане песка. Отдохнем здесь, ( потанцуем под музыку «Чунга–чанга», сымитируйте купание)

 В оазисе живут животные. Живут и люди. Они угощают нас финиками с финиковой пальмы. Финики питательные, сладкие. Финики можно есть в свежем, сушеном и вареном виде. Из них пекут хлеб, делают мед, вино. Финиками кормят верблюдов, лошадей и даже собак. Сушеные финики называют «хлеб пустыни»

- Почему как вы думаете?  Финики – основная еда жителей оазиса.

Передохнули ,отправляемся дальше. Ой, ребята посмотрите, что это такое?

Удивителен на вид –

Весь в шипах,

 Но не шипит. (Кактус)

Посмотрите на кактус. (картинка кактуса)

Как вы думаете, почему у него вместо листьев колючки?

Отсутствие листьев – это приспособление к засушливому климату. Чтобы меньше испарять влаги, кактусы покрылись толстой кожицей. Поверх которой находиться или слой воска, или густо волосяной покров. У кактусов разрастается основание листа, здесь и накапливается сокровище – вода. Растения собирают даже незначительное количество воды, попавшее в почву. Плохо бы было кактусу без колючек! Но зато для животных это прекрасная еда, и питье. Поэтому если кактус есть  у вас, вы должны помнить что его нельзя заливать водой. Не забывайте где  его родина. От большого количества воды растение может погибнуть Найдите среди растений зеленой комнаты - кактус. Смотрите здесь письмо.  Воспитатель читает письмо «В пустыне растет растение, которое используют в медицине. Листья у этого растения толстые, сочные, продолговатой формы, лист гибкий, зеленого цвета, поверхность гладкая, если полить лист водой то вода скатывается с него шариками, а сам лист остается сухим»

 - Как вы думаете, это растение есть в нашей комнате? Воспитатель: нашли, отлично! Вы узнаете это растение? Это же алоэ! Это растение используют в медицине. Сок алоэ помогает заживлять раны, улучшает работу желудка. Алоэ приписывали магические свойства и считали, что оно приносит долгую жизнь и благополучие обитателям домов. Висящие на домах растения долгое время жили без воды и даже цвели. И за это свойство люди часто его называют - столетником.

Кто из вас сможет повторить описание алоэ.

Так могут ли растения жить в пустыне? Растут в пустыне не только алоэ, кактус, финики, но и растения с маленькими листочками. Как же они обходятся без воды? У этих растений длинные корни. Если такое растение выкопать и забраться с ним на крышу 15 этажного дома. То его корни достанут до земли. Зачем растению такие длинные корни? Доставать воду, которая глубоко-глубоко под землей.

Теперь поиграем в игу:   «Какого растения не стало?»

 Цель: закрепление знаний о растительности пустыни, развивать память, внимание.

 На столик выставляется четыре или пять растений (можно картинки). Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз.

 Продуктивная деятельность нарисовать понравившееся растение пустыни

Цель: умение правильно располагать рисунок на листе бумаги, развивать творчество, воображение.

 Рефлексия: расспросить детей, что им понравилось на занятии, добиваться от детей полных ответов.

                                               

                                                                        Воспитатель: Тюрина Н.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Верблюд в пустыне" Открытое занятие по рисованию

Открытое занятие по рисованию в подготовительной группе с использованием нетрадиционных техник (расчёсывание краски) на тему: «Верблюд в пустыне».Из книги "Нетрадиционные техники рисо...

Конспект занятия "Климатические зоны Земли. Пустыня. Ледяная зона."

Конспект по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста, формирующий знания детей о климатических зонах Земли, обогащающий словарь по данной лексической теме, развивающий д...

Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе "Север и пустыня"

Данная интегрированная образовательная деятельность способствует расширению и уточнению представлений детей о пустыне и крайнем севере. Построенна с учетом ФГТ....

Конспект по экологии в подготовительной группе "Климатическая зона-пустыня".

Цель: Познакомить детей с климатической зоной «пустыня». Задачи:  Изучить животный и растительный мир пустыни....

Путешествие в пустыню Африки (игровая обучающая ситуация в соответствии с ФГТ)

Игры-путешествия очень любят дети дошкольного возраста, усвоение новых знаний происходит в увлекательной игровой форме...

"Путешествие в пустыню" .План - конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области "Познание " (ознакомление с окружающим миром

Конспект занятия с детьми подготовительной группы в рамках проведения проекта "Чем замечательна Африка"....