Конспект НОД "Птицы - наши друзья"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Зотикова Елена Ивановна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy_-_nashi_druzya.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

«Управление  дошкольного  образования» Исполнительного  комитета                 Нижнекамского муниципального  района РТ

Конспект НОД в  средней  группе                                              «Птицы наши друзья».

Зотикова         Елена Ивановна

воспитатель I кв.категории

МБДОУ №3 "Огонек"

п.г.т.Камские Поляны

Нижнекамского муниципального района РТ

                                 

                                                    2016г

Цель: расширение представлений о зимующих и перелетных птицах.

Программное содержание:

 Закрепить и систематизировать представления детей о птицах (понятие перелетные птицы, узнавание, название, отличительные признаки).

 Учить находить признаки и сходство и различия водоплавающих и не водоплавающих перелетных птиц, выражать их в речи.

 Обогащать словарь путем выделения слов: зимующие, перелетные, водоплавающие. Отличительные  признаки  перепонка, длинноногая, длинноклювая, длинношеяя, короткохвостая, ширококрылая.

 Упражнять в словообразовании сложных прилагательных способом двух основ по образцу.

 Продолжать учить детей самостоятельно составлять описательный, сравнительный описательный рассказ  о  птицах  по картинке.

 Развивать восприятие, память, мышление, внимание.

 Воспитывать бережное отношение к птицам.

Интеграция областей:   Познание (предметный мир), речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.  

Словарная работа:  зимующие птицы, перелетные птицы.

Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением птиц, их силуэты (без клюва, лап, хвоста), модель схема «Птиц».

Раздаточный материал: картинки с изображением птиц, модели схемы «Птиц» на каждого ребенка.

Мультимедийные ресурсы: Проигрыватель для музыкального сопровождения – запись голоса птиц.

                                                  Ход НОД:

(Дети сидят на стульчиках полукругом).

— Ребята, давайте закроем глаза и послушаем. Скажите, что вы слышите? (Голоса птиц, пение птиц).

— Как они поют? (Звонко, весело, красиво, радостно).

— Сегодня мы будем говорить о птицах. За какими птицами мы наблюдали зимой? (Воробьями, синицами, сороками, воронами, голубями). Как можно назвать  одним словом этих птиц? (Зимующие). А почему мы их называем зимующими? (Потому что они остались у нас зимовать, не улетели в теплые края).

— А за какими птицами мы не можем наблюдать зимой? (За скворцами, грачами, цаплями, журавлями). Почему за этими птицами мы не наблюдали зимой? (Потому что они улетели в теплые края). А почему они улетели? (Им было бы голодно и холодно, потому что наступили холода, насекомые спрятались, не стало ягод, выпало много снега).

— Как мы назовем этих птиц, одним словом? (Перелётные).

— Ребята у меня два обруча. На какие две группы мы можем разделить тех птиц, о которых мы с вами говорили? (На зимующих и перелётных). Для  перелётных
какой обруч выберем? (Жёлтый). Почему жёлтый обруч? (Жёлтый — это тёплый цвет, а перелётные птицы любят тепло). Для зимующих птиц мы выберем голубой обруч, потому что это холодный цвет, который напоминает нам зиму.

— А теперь подойдите к столу, выберете себе птицу, подумайте и положите её в нужный обруч. (Дети выполняют задание). Давайте проверим, правильно ли выбрали птиц.  В жёлтый обруч положили картинки перелётных птиц: скворца, грача, журавля.  А в голубой обруч положили картинки зимующих птиц: воробья, синицы, сороки, ворона, голубя.

— А ещё я хочу познакомить вас с птицами, которые живут на озёрах, реках, прудах, болотах и питаются рыбками, лягушками, мелкими рачками, водорослями. (Воспитатель выставляет картинки с птицами: лебедя, чайки, утки, гуся).

— Ребята, подумайте и скажите, чем же эти птицы отличаются от остальных? (У них в лапках вместо когтей перепонки). Что у них в лапках вместо когтей? (Перепонки, 2-3 ответа детей). И с помощью этих перепонок они очень хорошо плавают. И поэтому их называют водоплавающими птицами. Какими птицами называют? (Водоплавающими, 2-3 ответа детей). И ещё у этих птиц перья смазаны жиром, и они не мокнут в воде.

— Ребята, а в какой обруч мы их разместим? В голубой обруч или жёлтый, где перелётные птицы? (В жёлтый обруч, потому что они перелётные). Молодцы, ребята! Мы с вами вспомнили  зимующих, перелетных и познакомились с водоплавающими птицами.

Пальчиковая гимнастика

Вдруг в лесу раздался стук.

Это дятел долбит сук.

Он деревья не калечит,

Он деревья клювом лечит.

Дети постукивают по столу подушечкой указательного пальца правой руки и по очереди среднего, безымяного и мизинчика. Затем то же самое повторяют левой рукой. Повторяют четверостишие несколько раз.

— Ребята, скажите птицы все одинаковые или разные? (Ответы детей).

Воспитатель выставляет картинки с изображением воробья, цапли и вызывает детей. Один ребёнок рассказывает про воробья, другой про цаплю, а третий ребёнок рассказывает один про этих двух птиц и сравнивает их.

— Это воробей, а это цапля. У воробья голова маленькая, а у цапли большая. У воробья туловище мелкое, а у цапли крупное. У воробья клюв короткий, а цапли длинный. У воробья крылья узкие, а у цапли широкие. Воробьи живут в лесу и в городе, а цапли живут в болоте. Воробьи питаются семенами и семечками, а цапли лягушками и рыбками. Воробьи, зимующие птицы, а цапли перелётные. Воробьи прыгают, а цапля ходит.

Игра «Найди домик»

Воспитатель надевает детям нагрудные знаки с изображением птиц и объясняет правила игры. Дети выполняют разные движения.   По сигналу  воспитателя каждый занимает свой домик. (Синица, воробей, сорока встают вокруг синего обруча — это домик зимующих птиц, а утка, гусь, журавль в жёлтый домик — это домик для перелётных птиц).

— В природе птицы живут дружно, давайте и мы возьмёмся за руки, улыбнемся друг другу.

— Ребята, о ком мы сегодня с вами говорили? (О птицах). О каких птицах говорили? (О зимующих и о перелётных). Что нового узнали о птицах? (Птицы бывают водоплавающие и что у них в лапках вместо ногтей перепонки, с помощью которых они хорошо плавают). Два-три ответа детей, чем сегодня занимались и что понравилось. Вы любите птиц? (Да). Вы их бережёте, охраняете? (Да).

— Спасибо ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня играли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект "Птицы наши друзья"

Закрепить умения координировать речь с движениями. Формировать обобщенное предстовление о зимующих птицах. Упражнять умение отгадывать загадки....

Конспект НОД « Наши друзья рядом с нами! »

Цель данной непосредственной образовательной деятельности направленна на :Развиватие у детей социального поведение, навыков правильного общения. Развитие мышления, речи....

Конспект "Птицы наши друзья. Зимой их забывать нельзя"

Цель: закрепление представлений о зимующих птицах.Задачи:Обучающие:Расширить и закрепить представление детей о зимующих птицах (внешнем виде, повадках, питании)Развивающие: Развивать логическое мышлен...

Конспект НОД "Наши друзья-комнатные растения"

закрепление представлений о комнатных растениях и их существенных признаках....

конспект занятия "Наши друзья на улице"

Учить внимательно слушать взрослого и друг друга, отвечать на вопросы. • Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива....

Конспект занятия "Наши друзья прекрасные растения".

Задачи:▪ продолжать формировать у детей интерес к растительному миру;▪ подвести детей к пониманию того, что комнатные растения – это живые; организмы, требующие определенного ухода;▪ учить детей наход...

конспект занятия "Наши друзья-фруктовые человечки"

конспект занятия по здоровьесбережению...