"Птицы, зимующие и перелетные"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Родионова Светлана Анатольевна

Конспект НОД с использованием информационно-коммуникационных технологий в старшей группе «Птицы, зимующие и перелетные»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 40 комбинированного вида

Колпинского района Санкт-Петербурга

Конспект НОД

с использованием информационно-коммуникационных технологий

в старшей группе

«Птицы, зимующие и перелетные»

Воспитатель: Родионова С.А.

Санкт-Петербург,

2017 г.

Задачи:

Обучающие

Формировать у детей обобщённые представления о зимующих и перелётных птицах средней полосы России.

Закрепить понятия у детей о птицах, их строении, среде обитания, отличие их от животных.

Закрепить умение правильно объяснять причины перелёта и зимовки птиц (стало холодно, насекомые исчезли, следовательно, перелётные птицы улетают на юг; у зимующих птиц клюв толстый и крепкий, они могут питаться разнообразной пищей, в том числе и твёрдой, следовательно, они могут остаться зимовать)

Закрепление и уточнение словаря – зимующие птицы – птицы, остающиеся на зимовку, перелётные – птицы, улетающие в тёплые края.

Активизация словаря – «клюв», «крепкий», «толстый», «лебедь», «ласточка», «синица», «воробей»

Развивающие

Развивать внимание, память, речь, логическое мышление, инициативность.

Развивать умение делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о птицах.

Воспитывать доброжелательного отношения друг к другу.

Предварительная работа: наблюдение за птицами на участке группы, рассматривание альбомов «Птицы» и «Птицы средней полосы России»

Знакомство с зимующими птицами.

Воспитатель показывает картинки:

Синица.

Синица – подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки. Синица – птица небольших размеров, с сильными лапками, коротким коническим клювом. Бегать по земле синицы не умеют, в отличие от настоящих наземных птиц. Зато, подобно воробьям, умеют скакать. В большинстве случаев синица – осёдлая или кочующая птица, иногда перелётная. Гнёзда синицы любят закрытые. Особенно им нравятся те, которые выдолбили дятлы. Но иногда синицы гнездятся в стволах и пнях гнилых, трухлявых деревьях, щелях на стволе, под крышей домов. Нередко синицы проявляют агрессию: изгоняют из своих гнездовий воробьёв.

Снегирь.

Снегирь выглядит нарядным – он всегда в красном. На самом деле красногрудки – это самцы снегиря, самочки сами по себе намного скромнее. Грудка у них зеленовато-серая. Снегири – это осёдлые птицы, они распространены в Европе, Азии. Сады, парки, леса, подлески, низменные территории, горные леса, лесостепные зоны, хвойники и смешанные леса – где только не обитает снегирь.
Дятел.
Дятел – птица умная. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы. У дятла очень длинный (для пернатых) язык. Для чего ему такой нужен? Дятел ведь не болтун! Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря его называют «доктором леса». Большой пёстрый дятел – настоящий красавец, Как у истинного франта, в его одеянии преобладает чёрно-белая гамма, присутствуют алые и зеленые тона. В оперении зеленого дятла доминирует зелёный цвет, только голова и уголки клюва – насыщенно красные. Черный дятел – по определению преимущественно черного цвета. На голове у него – красная пилотка.

Клест.

Клест – это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездо клесты делают очень теплое и прочное. И всегда их гнездо находится очень высоко на сосне или на ели, чтобы никто птенцов не смог достать. Клеста всегда легко узнать по его клюву. У клестов клюв похож на крестик. 
Такой клюв есть только у клестов! Он им нужен, чтобы добывать себе еду – доставать семена из шишек. Обычным прямым клювом семена из шишки не добудешь!

Кедровка.

Эта любительница кедровых орешков – типичная жительница тайги. Крепким длинным клювом она ловко достает семена из спелых шишек. Набив ими зоб, кедровка улетает обедать на лесную опушку. А когда ее ждут голодные птенцы, несет корм им в гнездо, свитое из веток и мха на высокой сосне. К зиме она делает запасы орехов, пряча их в мох или щели гнилых деревьев.

Сорока.

Сорока по величине немного крупнее галки, с нарядным оперением. Голова, крылья и хвост сороки черные с зеленоватым отливом, а брюхо, плечи и отдельные места на крыльях (бока) белые. Хвост длинный, ступенчатый, служит ей рулем при резких движениях на земле и в полете. Сороки предпочитают опушки леса, кустарниковые заросли в поймах рек, рощи, сады, парки, древесные насаждения вдоль железнодорожного полотна. В конце февраля, перед размножением, они ведут себя шумно, гоняются друг за другом, распуская веером свои хвосты, и устраивают пляски. Однако летают сороки не очень хорошо, предпочитая перепрыгивать с места на место.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, Лесовичок прислал письмо: «Ребята в моём лесу стало меньше птиц, Как вы думаете, куда они делись?»

А почему от нас улетели птицы на юг? (ответы детей).

- Как называются такие птицы? (ответы детей).

- Ребята, но птицы не все улетели. Как называются те, которые остались? (ответы детей).

- А они почему не улетели? Они не бояться зимы? (ответы детей).

- А вы знаете, какие птицы зимующие, а какие перелетные? (ответы детей).

Сейчас мы поиграем и проверим.

Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»

Задача: закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие.

Описание игры.

На столе расположены птицы: снегирь, скворец, синица, воробей, сова, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей. Задача детей – расположить перелетных птиц в «летнем лесу», а зимующих – в «зимнем лесу».

Физкультминутка «Снегири»: 

Вот на ветках, посмотри

4 хлопка руками по бокам и

В красных майках снегири.

4 наклона головы.

Распушили перышки,

Частые потряхивания руками,

Греются на солнышке.

опущенными вниз.

Головой вертят,

2 поворота головы на каждую

Улететь хотят.

строку.

- Кыш! Кыш! Улетели!

Разбегаются по комнате,

За метелью, за метелью!

взмахивая руками, как крыльями.

Игра «Узнай птицу по словесному описанию»:

1.Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)
2. Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. (Синицы.)
3. У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел.)
4. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета. (Снегирь.)
5. Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Клест.)
6. Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока.)
7. У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. (Ворона.)
Воспитатель: Молодцы ребята, всех птиц угадали! А теперь я хочу загадать вам загадки:

Игра «Подскажи словечко» 

Зимой на ветках яблони!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это… (снегири).

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой… (сорока)

В лесу под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово - дрозд, приятель!»

И ставит подпись (дятел).

Носят серенький жилет,

А у крыльев - черный цвет.

Кружат сразу двадцать пар.

Все кричат: Кар! Кар! Кар! Кар! (ворона)

Я весь день ловлю жуков

Уплетаю червяков

В тёплый край я не летаю

Здесь, под крышей обитаю

Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый (воробей)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: «Скачет шустрая синица»

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

Речевая игра «Какая, какой?» - описание птиц.

Если у птицы белый бок, какая она?

Если у птицы желтая грудка, какая она?

Если у птицы толстый клюв, какая она?

Если у птицы короткий клюв, какая она?

Если у птицы длинный хвост, какая она?

Дидактическая игра «В мире птиц»:

Задача: закрепить знание детей о птицах.

1. Где и из чего вьют гнездо ласточки? (Под крышей дома, из комочков сырой глины, травы, соломки смоченной слюной.)

2. Где зимуют синицы и скворцы? (Синицы – в наших краях, скворцы – улетают в теплые края.)

3. Какую пользу приносят птицы? (Уничтожают майских жуков и лечинки насекомых, спасают деревья от гусениц и других вредителей.)

4. Какую заботу мы проявляем о птицах? (Оберегаем гнезда, заготавливаем корм, помогаем в беде, вывешиваем кормушки и скворечники.)

5. Как объяснить значение слова «пернатые»? (Тело птицы покрыто перьями, отсюда появилось слово, обозначающее птиц «пернатые».)

Воспитатель: Дети, что нового вы узнали о птицах? (Ответы детей) А что удивило вас из того, что вы сегодня узнали? (Ответы детей.) Какие вопросы о птицах для вас были трудными и вы не знали на них ответа? (Ответы детей.) Что еще о птицах вы хотели бы узнать? (Ответы детей.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Птицы. Зимующие и перелетные».

познавательно-исследовательская деятельность ФЭМП...

Птицы зимующие и перелетные

Птицы зимующие и перелетные...

конспект открытого занятия "Птицы зимующие и перелетные"

Конспект НОД по ознакомлению с природой в подготовительной группе...

Викторина в средней группе "Птицы зимующие и перелетные"

В данной викторине дети закрепляют свои знания о зимующих и перелетных птицах....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим миром» в средней группе «Птицы зимующие и перелетные»

План конспект открытого урока по познаваптельному развитию предназначен для проведения открытого урока по лексической теме "Зимующие и перелетные птицы" для воспитателей средних групп...

Конспект в подготовительной группе «Птицы- зимующие и перелетные»

Программные задачи:Закреплять представления детей о перелетных птицах и зимующих птицах.Закрепить знания о характерных особенностях птиц, условиях их питания и проживания.Развивать связную речь, памят...

Конспект в подготовительной группе «Птицы- зимующие и перелетные»

Закреплять представления детей о перелетных птицах и зимующих птицах....