Осень-чудная пора
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Старикова Светлана Юрьевна

Введение

 

Тип проекта: познавательный, творческий

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель, музыкальный работник.

Автор проекта: Кадцына Галина Васильевна

 

Актуальность

При огромных возможностях современного мира становится всё сложнее увидеть красоту окружающего, понять смысл того, что видишь каждый день. Ведь это становится привычным, смазывается всё впечатление и совсем не замечается, что каждое мгновение необычно, неповторимо, волшебно. Если ходить, не поднимая головы, то можно совсем не увидеть прекрасных красок осени, ярких листьев, танца жёлтых, красных, пурпурных волн на ветру, прозрачного светло-голубого неба, облаков необычной формы. И, значит, осень останется в памяти серым, промозглым, унылым временем, почти потерянным, не интересным и не нужным.

           Получается, если  не обратить  внимания на красоту окружающего мира, то дети, да и некоторые взрослые, потеряют многое. Ведь любование осенней природой обогащает внутренний мир, помогает найти новые точки соприкосновения между взрослым и ребёнком, подвигает на развитие физических качеств и здоровый образ жизни (ведь так хочется бегать по этим красивым разноцветным листьям, пить этом чудесный чистый воздух). Когда раскрывается красота окружающего мира, хочется петь, активно двигаться, осваивать новое и неизвестное, показать эту красоту всем, чтобы и они смогли насладиться прекрасными мгновениями общения с матушкой – природой.

Часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Именно ранний возраст – это самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно любить и беречь природу.

Содержание и методика экологического воспитания дошкольников представлены в ряде авторских программ "Мы" Н. Н. Кондратьевой, "Юный эколог" С. Н. Николаевой, "Наш дом - природа" Н. А. Рыжовой.

Таким образом, я выявила противоречие между необходимостью повышения качества экологического воспитания и преобладанием традиционных технологий в моей педагогической практике.

Исходя из этого, вытекает проблема: У детей недостаточно представлений о предметах и явлениях природы, о правильном отношении к окружающему миру природы  о взаимодействии с ней. Как  передать детям в увлекательной форме разнообразную информацию об осени как  времени года, явлениях природы происходящих осенью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen-chudnaya_pora.docx275.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 36 «Радуга»

ПРОЕКТ

«Осень-чудная пора»

(4-5 лет)

                                                                            Составила: Кадцына Г. В.,

 воспитатель, 1 кв. категория

Невьянск, 2016

Введение

Тип проекта: познавательный, творческий

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель, музыкальный работник.

Автор проекта: Кадцына Галина Васильевна

Актуальность 

При огромных возможностях современного мира становится всё сложнее увидеть красоту окружающего, понять смысл того, что видишь каждый день. Ведь это становится привычным, смазывается всё впечатление и совсем не замечается, что каждое мгновение необычно, неповторимо, волшебно. Если ходить, не поднимая головы, то можно совсем не увидеть прекрасных красок осени, ярких листьев, танца жёлтых, красных, пурпурных волн на ветру, прозрачного светло-голубого неба, облаков необычной формы. И, значит, осень останется в памяти серым, промозглым, унылым временем, почти потерянным, не интересным и не нужным.

           Получается, если  не обратить  внимания на красоту окружающего мира, то дети, да и некоторые взрослые, потеряют многое. Ведь любование осенней природой обогащает внутренний мир, помогает найти новые точки соприкосновения между взрослым и ребёнком, подвигает на развитие физических качеств и здоровый образ жизни (ведь так хочется бегать по этим красивым разноцветным листьям, пить этом чудесный чистый воздух). Когда раскрывается красота окружающего мира, хочется петь, активно двигаться, осваивать новое и неизвестное, показать эту красоту всем, чтобы и они смогли насладиться прекрасными мгновениями общения с матушкой – природой.

Часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Именно ранний возраст – это самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно любить и беречь природу.

Содержание и методика экологического воспитания дошкольников представлены в ряде авторских программ "Мы" Н. Н. Кондратьевой, "Юный эколог" С. Н. Николаевой, "Наш дом - природа" Н. А. Рыжовой.

Таким образом, я выявила противоречие между необходимостью повышения качества экологического воспитания и преобладанием традиционных технологий в моей педагогической практике.

Исходя из этого, вытекает проблема: У детей недостаточно представлений о предметах и явлениях природы, о правильном отношении к окружающему миру природы  о взаимодействии с ней. Как  передать детям в увлекательной форме разнообразную информацию об осени как  времени года, явлениях природы происходящих осенью. 

Гипотеза: знакомство детей с осенью как временем года будет эффективным если:

  • работа будет строиться с учетом возрастных особенностей детей;
  • будет организована целенаправленная работа по экологическому воспитанию детей с применением различных форм и методов.
  • работа будет проводиться во взаимодействии с семьей дошкольника.

Цель проекта: расширять представления детей об осени, как времени года, учить замечать красоту осенней природы, развивать умение самостоятельно находить признаки осени, развивать художественно- эстетический вкус.

Задачи проекта:

  • развивать у детей познавательный интерес к сезонным изменениям в природе;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • закрепить умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • воспитывать умение любоваться природой родного края;
  • обогащать и активизировать словарь, развивать фразовую речь;
  • развивать творческие способности у детей.

Реферативная часть

Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться".

Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой. Повышению системности в работе способствует организация работы над проектом "Осень – чудная пора!". Она даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность.

Знакомя детей с природой, необходимо вызывать в душе каждого ребенка эмоциональный отклик. В.А. Сухомлинский писал: "Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий". (Сухомлинский В.А. "Сердце отдаю детям"). "Потребность в красивом,- говорил В.А. Сухомлинский, - утверждает моральную красоту, рождая непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому... зло и подлинная красота несовместимы..."

Великий педагог Я.А. Коменский еще в 17 веке указывал на необходимость ознакомления маленьких детей с природой, чтобы дать им правильные представления о ней. Исходя из положения, что человек – часть природы и полностью подчиняется ее универсальным законам, он обосновал принцип «природосообразности» построения процесса обучения. Все в природе, включая и человека, подчинено единым универсальным законам.

Основой для получения знаний о природе Я.А. Коменский считал чувственное восприятие. Ребенок, по его мнению, входит во внешний мир при помощи «разведчиков» - органов чувств и осмысливает воспринятое разумом. Необходимо отметить, что для нас сегодня очень важным и актуальным является вытекающее из этого принципа положение о необходимости развития у человека способности осознавать свое место в мире природы и согласовывать свои действия с ее законами.

Проектная часть

Проанализировав научные источники, я решила создать проект, который  называется «Осень - чудная пора».

В процессе реализации проекта я буду  использовать принципы: дифференцированного подхода к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов; развивающий характер обучения, основанный на детской активности. А так же различные технологии: игровая, информационно-коммуникационные технологии, технология проектной деятельности.

При реализации проекта я планирую использовать следующие формы работы:

  • беседы;
  • занятия;
  • прогулки на участке;
  • дидактические игры;
  • взаимодействие с родителями;
  • совместная деятельность;
  • разучивание стихов;
  • организация выставки детских работ;
  • проведение развлечения.

В работе с детьми буду использовать разнообразные методы обучения: наблюдения, познавательное чтение, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия-беседы познавательно-эвристического характера, дидактические игры.

Мероприятия по включению родителей в реализацию проекта:

- консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родной природе»;

- изготовление папки – передвижки на тему «Осень»;

- конкурс семейных поделок из даров осени «Осенние фантазии».

В работе с детьми по рисованию я буду использовать такие техники как: «отпечаток» листьев на бумаге; пальцеграфию; кляксографию с трубочкой; оттиск поролоном; оттиск мятой бумагой; рисование ватной палочкой. Кроме того буду использовать нетрадиционные техники в аппликации: обрывная аппликация, аппликация из салфеток, из крупы, из засушенных растений, а также нетрадиционные техники лепки: пластилинография,  лепка из соленого теста, лепка с использованием коробочки  от киндер – сюрприза.

 

План реализации проекта.

Этапы

Задачи

Мероприятия или содержание деятельности

Планируемый результат

Подготовительный

1.Подготовиться к реализации проекта.

2.Мотивировать участников проекта.

1.Изучение методической литературы по теме.

2.Разработка проекта.

3.Проведение диагностики (приложение № 1).

 4.Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин.

5.Организация развивающей среды в группе.

 1.Повышена собственная компетентность по теме проекта.

2.Разработан проект.

3.Выявлен уровень осведомленности детей о природе осенью.

4.Подобран наглядный материал, художественная литература, репродукции.

5. Пополнена развивающая предметно-пространственная среда.

Основной

1.Реализовать план мероприятий проекта.  

2.Включить родителей и детей в процесс реализации проекта.

 

 

 

 

1.Беседа с детьми на тему: «Овощи-лекари».

2.Беседа с детьми на тему: «Прогулка для здоровья».

3.Подвижные  игры:  «Огород», «Листопад», "Поймай листок".

4.Игра-забава «Зайчик в огороде».

5.Пальчиковая гимнастика:  «Осенний букет», «Осень», «Вышел дождик погулять», «Хозяйка однажды с базара пришла».

Игровые упражнения: «Урожай», «Овощи».

6.Аппликации «На яблоне  поспели яблоки», «Ежик в осеннем лесу», «Кленовый листок».

Лепка «Репка», «Грибы–опята», «Осеннее дерево»-коллективно.

7.Рисование «Осенний пейзаж». «Листопад»

8.Пение: «Осень» муз. Ю.Чичкова,«Осень» муз.И.Кишко, сл.Т.Волгиной Игра-с пением «Грибочки»

муз.Олишарова

Игра с пением «Огородная-хороводная» муз.Б.Можжевелова, сл. А.Пассовой.

9.Рассматривание предметов «Овощи» Ю.Тувим.

10. Заучивание стихотворений: «Осень» К.Бальмонт, «Козел Мефодий»,  «Осень « Плещеев.

11.Инсценировка  сказки «Репка»

12.Ежедневные наблюдения во время прогулок.

 «Почему я в сапогах»; «Осень»  Авдиенко, «Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы.

13.Слушание коротких рассказов И. Соколов-Микитов «Осень», «Лес осенью».  «Осень»,            «Грибы», «Природа осенью»

14. ФЭМП «Чудесное дерево».

15.Д/игры: «Вершки и корешки», «Овощи», «Чудесный мешочек», «В саду-на огороде».

16.С/р игра «Магазин овощей и фруктов».

17.Настольные игры: Домино «Овощи-фрукты».

18.Изготовление родителями атрибутов для игр.

19.Конкурс семейных поделок.

1.Расширеные   представления детей об осени, её признаках и дарах.

2.Пополненный словарный запас.

3.Применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения.

4. Продукты детской деятельности, отражающие знания, накопленные в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);

5.Заинтересованность и активное участие родителей в реализации проекта.

6.Пополненная развивающая предметно-пространственная среда.

Заключительный

Проанализировать результаты реализации проекта.  

1.Проведение диагностики.

2.Оформление выставки  детского творчества (рисунки, аппликация, лепка)        

3.оформление выставки поделок из овощей и фруктов, листьев;

4.проведение развлечения «Как козел огород охранял».

 

Презентация результатов реализации проекта.

Заключение.

   В результате реализации проекта у детей: должен появиться устойчивый интерес к наблюдению за природой; сформироваться первые умения бережного взаимодействия с природой; должны пополниться представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров; должен расшириться и активизироваться словарный запас на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики.

     Большинство родителей примет активное участие в реализации проекта.

    Развивающая  предметно-пространственная среда пополнится продуктами реализации проекта.

    Будет создано методическое обеспечение проекта – папка «Осень»

Литература

  1. «Времена года» комплексные занятия для детей 4-7 лет Л.Б. Фесюкова Харьков, 2008
  2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.- 80с.
  3. Казакова Р.Т. Занятия по рисованию с дошкольниками: Метод.пособие. М.: Сфера, 2008.
  4. Книга для чтения в детском саду и дома: 4-5 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/Сост. В.В. Гербова и др.-М.:Издательство- Оникс, 2011. - 336с.
  5. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Планы занятий.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  6. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ под редакцией Н.Е. Вераксы Мозаика-Синтез Москва, 2014
  7. «Природа» Тематические занятия по формированию изобразительных навыков у детей 2-7 лет Н.В. Дубровская.: Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2005
  8. «Экологическое воспитание в детском саду» О.А. Соломенникова Мозаика-Синтез Москва, 2005

Приложение № 1

Диагностика

Задание  «Осень».

Цель: выяснить знания детей об осени, изменениях происходящих в природе и жизни животных. Знают ли о том, что делают люди осенью на огороде, в саду, в поле.

Материал: картинки осени, панно «Осень», картинки осенних деревьев, животных в лесу.

1.Расскажи, что ты видишь на картинке, назови время года.

2. Какие приметы осени ты знаешь.

3.Что убирают в поле, на огороде, в саду?

4. Что происходит с растениями?

5. Что делают животные?

Инструкция к проведению: на столе лежат картинки, ребёнок рассматривает их и отвечает на вопросы воспитателя.

Критерии оценки:

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл  говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 12 – 15 баллов.

Средний уровень – 8 – 10 баллов.

Низкий уровень – 4 – 6 баллов.

Конспект НОД  Художественное творчество

на тему "Осеннее дерево».

Задачи.

Воспитательные.

Воспитывать интерес к изобразительной деятельности. Развивать умение соблюдать в ходе игры элементарные правила

Развивающие.

Расширять представления детей о природе знакомить с характерными особенностями. Поощрять исследовательский интерес, проведение простейших наблюдений за деревьями Развитие всех компонентов устной речи детей. На основе обогащения представлений о предметах продолжать расширять и активизировать словарный запас детей

Обучающие.

Овладение действием замещения реальных объектов и явлений. Дать представления о свойствах пластилина, техники работы с ним, вызвать желание лепить. Упражнять в лепке приемом раскатывания прямыми движениями ладони. Знакомить с сезонными изменениями (осень, прививать любовь к природе, учить замечать изменения в природе осенью., знакомить с деревьями.

Материал: пластилин, доски, салфетки.

Ход НОД

Воспитатель вместе с детьми рассматривает иллюстрации с изображением деревьев.

- Ребята, кто знает какое сейчас время года? (Осень)

- Правильно! А теперь посмотрите на картинки, на них вы видите деревья, которые изображены в осенний период.

- Послушайте стихотворение «Осень» М. Ходяковой

«Осень»

Если на деревьях

листья пожелтели,

Если в край далекий

птицы улетели,

Если небо хмурое,

если дождик льется,

Это время года

осенью зовется.

Дидактическая игра «Найди осеннее дерево»

Воспитатель раздает детям картинки с изображением деревьев в разное время года

-Ребята, у вас на столе картинки с изображением деревьев в разное время года. Покажите, пожалуйста, картинку с осенним деревом.

Дети находят и показывают картинку

-Правильно!

- А почему вы так думаете? (Разноцветные листочки, листья опадают.)

- Да. Осенью листья на деревьях становятся желтыми, красными, оранжевыми. Деревья осенью очень красивые, но как только подует сильный ветер, листья с деревьев падают на землю.

-Ребята, давайте изобразим, как облетают листья с деревьев.

Физкультминутка

Дети имитируют движение листьев под чтение стихотворения:

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, завертелись

И на землю снова сели.

Знакомство с особенностями строения дерева

- Ребята, а вы знаете из  каких частей состоит дерево? (Ствол, ветки, листья, корень).

Воспитатель демонстрирует картинку с изображением строения дерева: показывает ствол, корень, ветки.

-Правильно. Дерево состоит из корней, которые находятся под землей, а на земле мы видим ствол и ветки, на которых растут листья. Деревья играют большую роль в жизни человека: они делают воздух чище, выделяют кислород, которым мы дышим, поэтому к ним следует относиться бережно и проявлять заботу: не ломать ветки, не рвать листья, не вредить ствол.

Стихотворение

Если я сорву листок, если ты сорвешь листок.

Если все и я, и ты, если мы сорвем листки,

То окажутся пусты и деревья и кусты

И не будет красоты.

-Ребята, а вы хотели бы слепить  осеннее дерево?

Лепка «Осеннее дерево»

- Нам для работы потребуется пластилин, из которого мы будем лепить веточки для дерева Ребята, какой пластилин? (пластилин мягкий материал, легко раскатывается, сминается, разноцветный). Для того чтобы нам собрать осеннее дерево, нам понадобятся ветки, которые мы будем лепить из пластилина коричневого цвета. Я отщипну небольшой кусочек пластилина, сомну его в ладони и раскатаю его прямыми продольными движениями туда -обратно, а еще пластилин можно раскатать одной ладонью на твёрдой поверхности доски прямыми движениями. У вас на столе лежат доски и пластилин. Теперь вы можете приступать к работе и самостоятельно изготовить палочки - ветки из пластилина, путем раскатывания продольными движениями туда – обратно

Примечание: Воспитатель в процессе индивидуальной работы дает детям советы по поводу использования художественных материалов.

- Молодцы! Все старались лепить палочки-ветки для нашего дерева, наши ручки устали и пусть немного отдохнут

Пальчиковая гимнастика

Долго, долго мы лепили встряхиваем кистями перед собой

Наши пальцы утомились.

Пусть немного отдохнут

Дружно руки разведем          отвести руки назад – вперед  отклоняясь на спинку стула.

И опять лепить начнем.

Коллективная работа «Соберем осеннее дерево»

- Ребята, а теперь мы соберем из ваших палочек –веток осеннее дерево. Посмотрите, вы сделали маленькие палочки - ветки, а я большую палку- это будет ствол нашего дерева. Я беру ствол и вы прикрепляете  путем прижатия к нему ваши палочки - ветки от большой к маленькой. Еще я покажу вам как можно сделать маленькие веточки к нашему дереву. Нужно раскатать кусочек пластилина кончиками двух пальцев (большим и указательным): получаются очень маленькие тоненькие палочки –  веточки, я их прикреплю к нашему осеннему дереву. Посмотрите что получилось?  (Дерево)

- Но мне кажется, что тут чего не хватает. Как вы думаете чего? (Листьев)

-Осталось сделать листья, такие  какие вам нравятся.

Примечание: дети по желанию помогают воспитателю прикреплять ветки и листья к дереву.

Рефлексия.

-Посмотрите, какое красивое осеннее дерево получилось из тех палочек – веток, которые вы сделали. Мы его поставим в уголке природы, вы в любое время сможете полюбоваться им и показать родителям

Короткие рассказы про осень.

Осень

И. Соколов-Микитов

Давно улетели на юг щебетуньи-ласточки, а ещё раньше, как по команде, исчезли быстрые стрижи.

В осенние дни слышали ребята, как, прощаясь с милой родиной, курлыкали в небе пролетные журавли. С каким-то особым чувством долго смотрели им вслед, как будто журавли уносили с собой лето.

Тихо переговариваясь, пролетели на теплый юг гуси...

Готовятся к холодной зиме люди. Давно скосили рожь и пшеницу. Заготовили корма скоту. Снимают последние яблоки в садах. Выкопали картошку, свёклу, морковь и убирают их на зиму.

Готовятся и звери к зиме. Проворная белка накопила в дупле орехов, насушила отборных грибов. Маленькие мыши-полевки натаскали в норки зёрен, наготовили душистого мягкого сена.

Поздней осенью строит своё зимнее логово трудолюбивый еж. Целый ворох сухих листьев натаскал он под старый пень. Всю зиму спокойно будет спать под тёплым одеялом.

Всё реже, всё скупее греет осеннее солнышко.

Скоро, скоро начнутся первые морозы.

До самой весны застынет земля-матушка. Все от нее взяли всё, что она могла дать.

Осень

Пролетело веселое лето. Вот и наступила осень. Пришла пора убирать урожай. Ваня и Федя копают картофель. Вася собирает свеклу и морковь, а Феня фасоль. В саду много слив. Вера и Феликс собирают фрукты и отправляют их в школьную столовую. Там всех угощают спелыми и вкусными фруктами.

В лесу

Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Ветер гнул деревья к земле. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.

Грибы

Ребята пошли в лес за грибами. Рома нашел под березой красивый подберезовик. Валя увидела под сосной маленький масленок. Сережа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов. Ребята веселые и довольные вернулись домой.

Лес осенью

И. Соколов-Микитов

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.

Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.

Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.

Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу... Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.

Природа осенью

Таинственная принцесса Осень возьмет в свои руки уставшую природу, оденет в золотые наряды и промочит долгими дождями. Осень, успокоит запыхавшуюся землю, сдует ветром последние листья и уложит в колыбель долгого зимнего с

"Осень"

Рекомендации родителям.

С ребенком не стоит выполнять все задания сразу, лучше

заниматься несколько раз по 10-15 минут. Занятия проводить

в игровой форме, показывая, что это очень интересно и самому

взрослому. Предложенные материалы помогут правильно

организовать развивающее обучение.

1. Повторите с ребенком задание «Времена года. Осень»

Четко проговорите с ним выделенные слова и словосочетания.

Пусть ребенок расскажет об осени все, что знает.

Если он затрудняется, помогите ему вопросами. Задайте вопросы

так, чтобы ребенок отвечал полными предложениями. Например:

- Какое время года наступило? Начни ответ со слова наступила.

- Наступила осень.

- Какими стали листья на деревьях? Начни ответ со слова

листья.

-Листья на деревьях стали красными и желтыми.

2. Во время прогулки предложите ребенку понаблюдать

за изменениями, происшедшими в природе, и рассказать о них.

Помогите ребенку запомнить приметы осени:

Стало холодно, дуют сильные ветры;

Листья на деревьях желтеют, краснеют;

Исчезли насекомые;

Люди стали теплее одеваться;

Собираются в стаи и улетают на юг птицы;

Стали дни короче – а ночи длиннее;

Дети пошли в школу.

3. Найдите во время прогулке деревья: клен, березу, тополь, ель, сосну. Рассмотрите вместе с ребенком ствол, кору, ветви, листья этих деревьев. Помогите ребенку рассказать об особенностях стволов, коры, листьев каждого дерева. Соберите яркие осенние листья. Вместе с ребенком сделайте осенний букет или используйте листья для изготовления аппликации.

4. Предложите ребенку послушать, а затем выучите стихотворение Л. Разводовой «Озорники»:

Закружился надо мной

Дождь из листьев озорной.

До чего же он хорош!

Где такой еще найдешь-

Без конца и без начала?

Танцевать под ним я стала.

Мы плясали как друзья,-

Дождь из листиков и я.

5. Предложите ребенку сделать упражнение «Осенью»

Вдруг закрыли небо тучи. Поднимаемся на носочки, поднимаем вверх перекрещенные руки.  

Начал капать дождь колючий. Совершаем прыжки на носочках. Держа руки на поясе

Долго дождик будет плакать,

Разведет повсюду слякоть. Приседаем, держа руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге, Идеи по кругу с высоким подниманием колена.

Поднимай повыше ноги.

6. Потренируйте ребенка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите прохлопать слова: дож-ди, кус-ты, сос-на, ря-би-на, бе-ре-за, дуб, ель.

7. Прочитайте рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге». Обсудите с ребенком, о каких приметах осени говорит писатель

Консультация для родителей
"Воспитание у детей любви к родной природе".

Любовь к природе - сложное чувство; оно включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Каждый человек, независимо от возраста, должен рачительно и бережно относиться к природе. В связи с этим перед взрослыми, знакомящими детей с природой, стелятся следующие задачи:
- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства;
- воспитывать интерес к родной природе, желание больше узнать о природе своего края, о природном разнообразии родной страны;
- формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание трудиться в природе, стремиться к её созиданию.

Знакомя детей с природой, необходимо вызывать в душе каждого ребенка эмоциональный отклик. В.А. Сухомлинский писал: "Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий". (Сухомлинский В.А. "Сердце отдаю детям").

Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по-своему привлекателен, и, описывая его, ребенок учится определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках и т. д.

Встречи с природой возбуждают фантазию ребенка, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества.

"Потребность в красивом,- говорил В.А. Сухомлинский, -утверждает моральную красоту, рождая непримиримость и нетерпимость во всему пошлому, уродливому...Зло и подлинная красота несовместимы..."

Задача воспитания эмоционально- положительного отношения к природе тесно связана с задачей развития и поддержания устойчивого и глубокого интереса к ней. Это имеет большое значение для подготовки детей к труду.

Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее.

Поэтому так важно показать детям, как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озера, поля и реки.

Любовь к природе определяется, прежде всего, действенным, бережным отношением к ней. У детей это выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений и т.д.

Многому могут научить своих детей взрослые, воспитывая заботливое отношение к природе: как собирать грибы, не разрушая всю грибницу, как сохранить кристальную чистоту воды родников и т.п.

Взрослые должны предупреждать и бесцельное уничтожение детьми полевых цветов. При этом всегда нужно помнить об огромной силе воздействия личным примером на формирование таких ценных качеств у ребенка, как бережное отношение к природе, непримиримость к расточительству ее богатств.

СТИХИ

***

Почему я в сапогах,

Зонт над головою?

Осень слякоть принесла

И дожди с собою.

Под ногами - лужи, грязь,

Ветер гонит листья,

Небо серое грустит-

Тучи в нём повисли.

***

В сентябре тепло, как летом,

И цветы кругом цветут.

Школьники идут учиться,

Их уроки в школе ждут.

В октябре желтеют листья

И багряные леса,

Листопад украсит землю

Ах, какая красота!

В ноябре дождливо, сыро,

Небо тучами закрыто,

Лужи, грязь, завяли травы,

И тепло уже забыто.

***

«Осень»


Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика,                                                                                                         В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают,
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают,
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется,
И заплачет спросонья.

                                                                          Константин Бальмонт

***

Листья желтые летят.
         Желтый клен, желтый бук,
           Желтый в небе солнца круг.
         Желтый двор, желтый дом.
     Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
      Значит, осень – не весна.
В. Нирович

***

«Козел Мефодий»

Кто там бродит в огороде?

Это я, козел Мефодий.

По каким таким делам?

Помогаю сторожам.

Я капусту охраняю, каждый лист оберегаю.

А чего ж, капусту вдруг, а не редьку и не лук?

Как же так, скажи Мефодий, ты забыл о них выходит?

Ничего я не забыл, но на все не хватит сил.

Лук стеречь я не умею, а от редьки я худею,

а капуста хороша и нужны ей сторожа.

Потому, что самый вкусный, очень вкусный лист капустный.

***

Осень

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди,

И нет просвета.

Затерялось где-то лето.

Ходит осень,  бродит осень.

Ветер с клёна листья сбросил.

Под ногами коврик новый,

Жёлто – розовый – кленовый.

В.Авдиенко.

Пальчиковая гимнастика «Осень».

Ветер по лесу летал ,Плавные, волнообразные движения ладонями.

Ветер листики считал: Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. Укладывают ладони на коленки  

Н.Нищеева

Пальчиковая гимнастика "Хозяйка однажды с базара пришла".

Хозяйка однажды с базара пришла, "Шагают" пальчиками.
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку, капусту, морковку, горох,
Загибают по одному пальнику.
Петрушку и свеклу. Ох!..
Хлопок.
Вот овощи спор завели на столе —
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Картошка? Капуста? Морковка? Горох?
Загибают по одному пальчику.
Петрушка иль свекла? Ох!..
Хлопок.
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, морковку, горох,
Загибают по одному пальчику.
Петрушку и свеклу. Ох!..
Хлопок.
Накрытые крышкою, в душном горшке.
Кипели, кипели в крутом кипятке
Ладони складывают крест накрест.
Картошка, капуста, морковка, горох,
Загибают по одному пальчику.
Петрушка и свекла. Ох!..
Хлопок.
И суп овощной оказался неплох!
"Едят" суп.
                                                                                      Ю. Тувим

Пальчиковая гимнастика "Вышел дождик погулять"

Раз, два, три, четыре, пять, Удары по коленям пальцами обеих рук. Левая — начиная с мизинца, правая — с большого пальца.
Вышел дождик погулять.
Беспорядочные удары.
Шел неспешно по  привычке,
"Шагают" средним и указательным пальцами.
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке:
Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками.
"По газону не ходить!"
Дождь вздохнул тихонько: "Ох!"
Часто и ритмично бьют в ладоши.
И ушел. Газон засох.
Ритмичные хлопки по коленям.

Нетрадиционная техника рисования «Отпечаток» листьев на бумаге

Тема: «Осенний букет»

Цель: Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «Отпечаток»

Задачи:

1. Осуществление стимуляции познавательных интересов ребёнка  с помощью использования различных предметов

2. Развитие мелкой моторики, тактильних опущений, наглядно-образного и словесно - логического  мышления

3. Воспитание чувства прекрасного, приобщение к природе

Методы и приёмы: беседа, продуктивная деятельность, целеполагание, художественное слово, познавательная физминутка.

Интеграция образовательных областей:  художественное творчество, чтение художественной литературы, познание

Материал: листья деревьев, бумага для рисования, баночка с водой,  акварельные краски, кисть, простой карандаш

Дидактический материал: картинки с изображением осени

Непосредственно - образовательная деятельность с детьми:

1. Введение в тему: (воспитатель читает стихотворение  Л. Шмидт)

Яркими красками листья сверкают-

Ветер подует – они облетают…

Будто бы бабочки, листья порхают,

Кружатся в небе,  летают, летают

Пестрым ковром на землю ложатся

Они под ногами у нас шелестят –

Об осени скорой всем говорят

2. Целеполагание:  О каком времени года пойдёт разговор?  Какие приметы  осени    красиво описывает автор стихотворения? Назовите  другие приметы?  Кто догадался, почему у вас на столе лежат краски,  губка и т.д.

Мы сегодня попробуем запечатлеть красоту осени  на бумаге с помощью красок. Сделаем подарок нашим близким. Но только вместо кисточки возьмем губку и трафарет.  Попробуем поработать в новой технике «Отпечаток».

3. Познавательная пятиминутка (воспитатель показывает образец работы и читает стихотворение Е. Мельникова- Кравченко)

У меня букет осенний,

Разноцветный и последний.

В нем есть клена лист резной,

Лист калины расписной.

Скромненький листок осины

И алеет гроздь рябины.

Вот березки желтый листик,

И резной тысячелистник.

У дубка лист красный, яркий,

Посмотрел, и стало жарко.

Свой букетик засушу,

Осень в зиму приглашу. 

Давайте ещё раз проверим, как вы запомнили, из каких листьев состоит наша композиция. Я вам показываю и называю лист, а вы   если согласны со мной хлопаете, если нет топаете. (Проводится игра)

Какие краски любит осень? Это холодные или тёплые тона? Сейчас проверим, как вы знаете цвета. Я показываю, а вы говорите тепло или холодно. (Показываются цвета спектра)

4. Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Листья  берёзы,

Листья  рябины,

Листья  тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет принесём.

5. Продуктивная деятельность (объяснение воспитателя и самостоятельная деятельность детей под  руководством взрослого)

Продумываем композицию,  прорисовываем вазу. Чтобы отпечатать лист, можно использовать абсолютно любую краску, просто получатся немного разные отпечатки. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Покрасить лист можно как краской одного цвета, так и разными цветами. В завершении работы,  прорисовываем недостающие детали с помощью кисточки.

Ребята, помните, в начале нашей встречи звучала музыка. Так вот,  оказывается красоту осени можно передать и с её помощью. Пока мы работаем давайте ещё раз послушаем произведение ПИ Чайковского «Времена года - осень»

6. «Вернисаж работ» - воспитатель  с детьми прикрепляет готовые работы на демонстрационный стенд

Какую технику мы сегодня использовали? С помощью  чего можно передать красоту природы?

7. Завершение - дети наводят порядок на  рабочем месте

Лето кончилось и, вот,

Осень золотая

Нас встречает у ворот,

С щедрым урожаем.

Все деревья и кусты,

Расписала кистью:

В бронзу, золото и медь,

Превратила листья.

Дождь холодный моросит,

Листья опадают,

Осень золотым ковром

Землю укрывает.

Выполнение работы:

1. Заготавливаем  листья деревьев  на прогулке с детьми

2.Подготавливаем рабочее место: баночка с водой, краски, кисть,  альбомный лист,  простой карандаш

3. Намечаем композицию, прорисовываем вазу

4. Наносим фон, разукрашиваем вазу, ждём, чтобы подсохло

5. Наносим  краску  с обратной  стороны листьев,   прикладываем к рисунку

6. Делаем отпечатки всех листьев композиции

7. Прорисовываем недостающие детали с помощью кисточки. Работа готова.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторима.

 

http://img-fotki.yandex.ru/get/4601/milkamilkina.66/0_661fd_277dfea5_XL.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Осень - чудная пора, любит осень детвора..." в старшей группе.

Приобщать детей к народным традициям, используя: народный календарь, устное народное творчество. Закреплять понятия о видах и жанрах устного народного творчества. Расширять и обогащать социально-нравс...

Мини проект_Осень – чудная пора, Любит осень детвора!

ЦельРасширять представления детей об осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, умение чувствовать и понимать красоту окружающего мира....

Сценарий осеннего праздника «Осень – чудная пора»

Конспект развлечения для детей 2 младшей группы....

Сценарий осеннего праздника "Осень чудная пора"

Представлен осенницй праздник в ДОУ для детей младшего возраста...

«Осень, осень снова к нам пришла! Осень, осень чудная пора!»

Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень - это золотая пора, богатая своей цветовой палитрой, и невозможно не восхищаться работой этой художницы. Крона деревьев, багрян...