Конспект НОД по познавательному развитию "Жилища диких животных"
методическая разработка по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Конспект
НОД по познавательному развитию
«Жилища диких животных»
(Используемые технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, игровые, объяснительно-иллюстративные)
Санкт-Петербург
2017 год
Цель: систематизировать знания детей о диких животных и их жилище.
Задачи:
1. Обогащать представления детей о диких животных. Учить отмечать характерные особенности внешнего вида животных, уточнить названия жилищ, повадки.
2. Активизировать предметный словарь (берлога, нора, логово), словарь признаков (лисья нора, волчье логово, медвежья берлога).
3. Развивать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
Оборудование: иллюстрации диких животных, их жилищ, иллюстрации к рассказам о животных
Педагог загадывает загадку
В. - В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый...(Дом)
В. – У каждого человека есть дом, а у животных как вы думаете, есть жилище или нет? (ответы детей)
В. – Сегодня мы поговорим о жилище некоторых животных.
Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу?
(ответы детей)
В.- Ребята, а что вы можете рассказать про медведя? (ответы детей)
В. – Медведь собирает грибы, чернику, бруснику, голубику, лакомится спелой малиной. Ловит неопытных молодых птенчиков, лягушат, ну а если найдет муравейник, то разворошит его, всунет туда свой язык, который тотчас облепят муравьи. А мишка – хоп и проглотит их разом. Конечно, сладким и душистым пчелиным медком любит полакомиться медведь. Они заядлые рыболовы. Могут часами сидеть с поднятой лапой на берегу лесной реки или ручья. Как только заметит мишка рыбину, так мощным ударом сильной лапы ловко и метко бьет ее.
В. – Как называется жилище медведя?
(ответы детей)
Педагог показывает иллюстрацию жилища медведя.
В.- Медведь ищет место, не торопясь, придирчиво осматривая глубокие ямы, вывороченные деревья – сосны, ели. Чаще всего мишка устраивает берлогу на склоне холма, берегу реки или ручья. Подготовить берлогу, косолапый старается получше: охапками приносит сухие листья, устилает жилище сосновыми и еловыми ветками, корой молодых елочек. Еще мишка старательно утепляет свою берлогу хвоей, мхом, сухими листочками. Удобное и теплое получится у него для спячки местечко! Поздней осенью мишка уляжется в свою теплую мягкую постель. Любит он во сне лапу посасывать. У медведицы поздней зимой в берлоге появляются медвежата – маленькие, теплые, пушистые комочки.
Когда завалится медведь в берлогу и его занесет снегом, тогда станет он похож на огромный сугроб. Ни за что никто не догадается, что здесь мишка зимует.
В. - Где мишка чаще всего устраивает берлогу?
- Как мишка подготавливаете свою берлогу к зимней спячке?
- Кода у медведицы появляются медвежата?
В. – Послушаете стихотворение?
Зиму он проспал в берлоге,
Он не бегал по дороге.
Лапу он свою сосал.
Жир от холода спасал.
Наверху-белым-бело,
А у мишки здесь тепло.
С боку на бок повернется,
Поворчит и улыбнется...
В. – Есть у нас такой обычай –
Ходим стаей за добычей.
(ответы детей)
В. – Что вы можете рассказать про волков?
(ответы детей)
В.- Волк – лесной житель, крупный зверь, внешне похожий на собаку. Морда у волка шире, чем у собаки, лоб выпуклее, а хвост обычно опущен. В зимнюю пору волки сбиваются в стаю. Вожак стаи – непререкаемый авторитет, он самый сильный и опытный волк. Именно он выводит «своих» на охоту. Под покровом ночи, неслышно подкрадываются волки к деревне. Если набредут на стадо овец – загрызут всех. В лесном массиве добыча волков – лоси, косули, кабаны, олени. Могут вся и всех смести на своём пути – съесть зайца, птицу, птичье яйцо. Считается, что в лесу хитрый и умный зверь – лисица, а волк – так себе. Но, на самом деле, волк тоже достаточно умён – всегда ловко уходит от опасности, искусен в охоте. После удачной ночной охоты волки весь день отсыпаются в своем жилище?
В. – Как называется жилище волков?
(ответы детей)
Воспитатель показывает иллюстрацию волчьего логова.
В.- Слово «логово» происходит от слова «лежать». Значит, это место, где волчья стая лежит: спит, дремлет или просто отдыхает. И в самом деле, в глубокой чащобе леса, где путь охотнику преграждают буреломы и кучи валежника, волки устраивают свое логово. Оно может находиться и среди высохших кочек замерзшего болота. К зиме волчья шуба становится еще гуще, пышнее, но цвет не меняет. Волки спят, свернувшись клубком, прижавшись друг к другу и укрывшись пушистыми хвостами. Снег заносит их, метель заметает, а волкам все нипочем. Весной, когда у волчицы появляются волчата, она выбирает им место поуютней, потеплей, поближе к реке или ручью. Вода поблизости нужна волкам – ведь они много пьют.
В.- Как называется жилье волков?
- От какого слова происходит слово «логово»?
- Как спят волки?
- Когда у волчицы появляются волчата, где она старается выбрать место для логова?
В.- Послушайте стихотворение
«Волчье логово»
Ночью, при свете луны голубой,
Мы на охоту идем.
Утром всей стаей вернемся домой,
В логове чутко заснем.
Логово волчье вам не найти
Даже в чащобе глухой:
То бурелом преграждают пути,
То черный ельник густой.
Плотно прижмемся к холодной земле,
Пусть засыпают снега.
Кто нас заметит в предутренней мгле?
Только старуха-пурга.
Физминутка
Путешествие в лес
Здравствуй, лес, прекрасный лес, | Широко развести руки в стороны. |
Полный сказок и чудес! | Повороты вправо-влево с вытянутыми руками. |
Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? | Руки подняты вверх. Выполняем покачивания вправо-влево. |
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? | Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо, влево. |
Все открой, не утаи. | Широко развести руки в стороны. |
Ты же видишь - | Прижать обе ладони к груди. |
Мы свои. | Широко развести руки в стороны. |
Только в лес мы вошли- | Маршировать. |
Появились комары. | Имитировать укусы комаров. Легко похлопывать по различным участкам тела. |
Дальше по лесу шагаем, | Маршировать. |
И медведя мы встречаем. | Раскачивание туловища из стороны в сторону. |
Снова дальше мы идем - | Маршировать |
Перед нами водоем! | Руки в стороны. |
Прыгать мы уже умеем, Прыгать будем мы смелее. | Руки на поясе. Полуприседания с поворотом вправо-влево |
Раз-два, раз-два- | Прыжки. |
Позади теперь вода! | Маршировать. |
Раз-присядка, | Присесть. |
Два-прыжок, | Подпрыгнуть. |
Это заячья зарядка. | Ладони на голову – «ушки на макушке». |
А лисята, как проснутся, | Кулаками протереть глаза. |
Любят долго потянуться, | Подтягивание с отводом рук. |
Обязательно зевнуть, | Зевнуть, прикрывая рот ладонью. |
Ну и хвостиком вильнуть. | Покачивая бедрами из стороны в сторону. |
А волчата-спинку выгнуть | Прогнуться в спине вперед. |
И легонечко подпрыгнуть. | Легкий прыжок вверх. |
Ну а мишка косолапый, | Руки полусогнуты в локтях. |
Широко расставив лапы, | Ноги на ширине плеч. |
Ту одну, то обе вместе, | Переступание с ноги на ногу. |
Долго топчется на месте. | Раскачивание из стороны в сторону. |
Впереди из-за куста Смотрит хитрая лиса. | Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо, влево. |
Мы лисичку обхитрим- На носочках побежим. | Бег на месте на носочках. |
Но закончилась игра, Заниматься нам пора. |
В. – Всех зверей она хитрей.
Шубка рыжая на ней.
(ответы детей)
В.- Что вы знаете про лису?
(ответы детей)
В. - Лиса – дикое хищное животное. Лиса питается мышами, лягушками, ящерицами. Ловит зайцев, диких уток, ворует кур. Шерсть у лисы рыжеватая с золотистым отливом, хвост длинный и пушистый, мордочка вытянутая, уши большие, стоячие, лапы стройные, тонкие. Лисья шуба очень красивая: то огненно-рыжая, то алая, то рыжевато-бурая. На кончике хвоста мех у лисы белый. Не только для красоты. Когда вечером, в глухом лесу лисята бегут за матерью, белый кончик хвоста служит для них ориентиром, не дает потеряться. С наступлением зимних холодов лисий наряд становится пышней и теплей. На лапках вырастает густая шерсть, кажется, что лисичка валенки надела.
В.- Как называется жилище лисы?
(ответы детей)
Воспитатель показывает лисью нору.
В.- Жилище лисы называется норой. Лисицы устраивают свои норы на склоне ручьев, рек или под корнями больших деревьев. Лисья нора глубокая и достаточно широкая, ведь в этой норе у рыжей пушихвостой красавцы весной появятся лисята. Днем лисица прячется в своем жилище в глухом, дремучем лесу, а ночью отправляется на охоту. Иногда хитрая лисичка занимает барсучью нору – ведь известно, что барсуки прекрасные строители и необыкновенные чистюли. Лисы – очень заботливые родители. Папа- лис охраняет нору и ходит на охоту, добывая пропитание для своего семейства. Мама-лиса ни на минуту не оставляет детенышей. Подросшие лисята выползают из норы и устраивают около нее веселые игры. А при малейшей опасности прячутся в своем жилище.
В.- Как называется жилье лисы?
- Где лисы устраиваю свои норы?
- Чьи норы иногда занимает лиса?
В.- Послушаете стихотворение
«Лисья нора»
На рассвете, поутру
Стала лиска рыть нору:
Удобную, глубокую,
Просторную, широкую.
Днем в ней можно отоспаться;
На глаза не попадаться
Ни охотнику с ружьишком,
Ни собакам, ни детишкам.
А едва наступит ночь,
Погулять лиса не прочь
И послушать, как шуршат
В норках выводки мышат.
- Ночью бегать не боюсь,
Вкусной мышкой угощусь.
Если мышь не попадется,
Лечь голодной спать придется.
Игра «Чья берлога?»
Педагог показывает жилище животного и спрашивает чье оно?
(лисья нора, волчье логово, медвежья берлога)
В.- Что нового вы узнали на занятии? О жилищах каких животных вы бы хотели еще поговорить?
Список литературы
http://mirdetstva5.ru/zagadki-pro-dom
http://zagadki.info/detyam/medved.html
Аверина И. Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие».М.: Айрис-пресс, 2010. -144 с.
Шорыгина Т. А. Беседы о том, кто где живет. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 80 с.
Большая книга знаний. ООО «Издательская группа Аттикус», Москва 2009. – 479 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные и детеныши» с детьми первой младшей группы
Программное содержание:1. Образовательные:- учить детей различать взрослых животных и их детенышей.- учить отвечать на вопросы по содержанию.- уточнить характерные признаки внешнего вида диких животны...
Конспект образовательной деятельности на тему: «Дикие животные» с использованием интерактивных технологий «Хоровод», «Цепочка» (ОО «Познавательное развитие») с детьми 1 младшей группы
Задачи:ОО «Познавательное развитие»: Формировать представления у детей о диких животных (зайце, белке, медведе), их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни Дать понятие о свойствах и качест...
Конспект НОД по познавательному развитию "Дикие животные".
Материал может использован педагогами ДОО, логопедами....
Конспект НОД по познавательному развитию. Дикие животные
Цель: Продолжать расширять представления о диких животныхИнтегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Речевое разв...
Конспект занятия по познавательному развитию "Дикие животные в зимнем лесу"
Цели занятия:Образовательные:- закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период;- уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные&raq...
Конспект занятия по познавательному развитию "Дикие животные" во 2 младшей группе
Конспект занятия по познавательному развитию "Дикие животные" во 2 младшей группе...
Конспект занятия по познавательному развитию "Дикие животные"
Конспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные» Цель: Познакомить детей с обитателями леса с дикими животными. Отметить характерные признаки диких животных. Ут...