Конспект НОД по окружающему миру "Удивительное о черепахах" (6-7 лет)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Коршунова Галина Сергеевна

Дети очень любят что то необычное и неизведанное. Мною разработан и реализован цикл НОД об удивительном мире природы, не входящих в программное содержание подготовительной группы. Мы с детьми с удовольствием познавали новое и необычное. Представляю Вашему вниманию один из конспектов данного цикла о разновидностях черепах. К конспекту прилагается презентация. Надеюсь данный материал будет Вам интересен и полезен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_nod.docx32.2 КБ
Файл prezentatsiya_kakie_byvayut_cherepahi.pptx1.7 МБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 1» г. Ростова Ярославской области

Воспитатель Коршунова Г.С.

Группа: подготовительная (6-7 лет)

Программное содержание

Тема «Удивительное о черепахе»

Цель: Знакомство и расширение представлений детей о черепахах.

Задачи:

Познавательное развитие:

  • Развивать внимание и интерес к животному миру и его многообразию;
  • Развивать умение рассуждать и мыслить логически;
  • Развивать любознательность;
  • Развивать познавательный интерес.

Речевое развитие:

  • Развитие связанной речи;
  • Активизировать употребление в речи прилагательных и глаголов;
  • Обогащение словаря;
  • Вовлекать детей в беседу;
  • Закреплять умение строить свои высказывания;
  • Расширение кругозора детей.

Физическое развитие:

  • Развитие координации движения;
  • Развитие крупной и мелкой моторики обеих рук;
  • Закреплять умение соотносить речь с движением.

Художественно-эстетическое развитие:

  • Учить создавать художественный образ;
  • Учить отражать свои впечатления от окружающего мира в продуктивной деятельности, придумывать, фантазировать;
  • Развивать эстетическое восприятие;
  • Развивать воображение, творческие способности.

Социально - коммуникативное развитие:

  • Воспитывать заботливое отношение к живой природе;
  • Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему миру;
  • Поощрять стремление высказывать свою точку зрения;
  • Закреплять умение выслушивать своих товарищей до конца.

Предполагаемый результат:  Дети могут различать некоторые виды черепах, могут рассказать об особенностях этих животных, интересных фактах.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная, продуктивная.

Формы организации совместной деятельности: беседа, обсуждение, работа по лепке поделки «черепаха».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседа.

Словарь: долгожители, роговой клюв, роговые пластиты, черепашата, гиганты, талисман, панцирь.

Материал к НОД:  иллюстрации, средства ИКТ, фигурки черепах, соленое тесто, стеки, доски для лепки.

Методы и приемы:

  • Наглядные: иллюстрации, использование ИКТ – презентация.
  • Словестные методы и приемы: использование художественного слова (загадки, стихи, сказка), рассказ воспитателя, беседа, подведение итога, указания и пояснения.
  • Практические: изготовление поделки « черепашка».

Ход НОД

  1. Орг. момент
  2. Вводная беседа

Ребята, скажите, по какому материку мы с вами путешествуем?

Что вы знаете об Африке?

Какие животные живут на этом континенте?

Попробуйте отгадать, о каком животном я вам хочу рассказать сегодня.

Загадка: У кого четыре лапки,

               Голова, короткий хвост,

               Панцирь сверху в виде шапки?

               Кто ответит на вопрос?

                                            (Черепаха)

Молодцы! А что вы знаете о черепахах, какие они?

Послушайте стихотворение о черепашке.

 Моей черепахе,

 Наверно, лет двести -

 Чуть-чуть проползет

 И застынет на месте.

 Дойдет до коробки,

 Где мягкая стружка,

 И дух переводит,

 Совсем как старушка.

 А если судить

 По морщинистой коже,

 Египетских мумий

 Она не моложе.

 Такою я помню ее

 С малолетства -

 Она мне досталась

 От деда в наследство.

Давайте мы с вами изобразим черепаху. ( двиг. упр)

3.Основная часть.

Хотите узнать больше об этих удивительных животных?

Презентация

1 слайд

Черепахи живут на Земле больше 220 миллионов лет. За это время они не изменились.

Сейчас на нашей планете насчитывается около 230 видов черепах. Интересно, что эти пресмыкающиеся встречаются на всех континентах, кроме Антарктиды.

Черепахи могут жить более 150 лет.

2 слайд

Черепах подразделяют на морских и наземных, а наземные, в свою очередь, подразделяются на черепах сухопутных и пресноводных.

Черепах считают символом медлительности. Медлительны только черепахи сухопутные, причем, чем ниже температура окружающей среды, тем медленнее движется черепаха. Водяные черепахи – быстрые пловцы. Отличные ныряльщики. Пресноводные черепахи двигаются быстро и ловко как в воде, так и на суше. Морские черепахи быстро и легко плавают, но на суше передвигаются медленно и выглядят неуклюже.

3 слайд

Красноухая черепаха живет в неволе до 30 лет. Умеет маскироваться, медленно, но все же меняет цвет панциря по окружающую ее среду.

Такую черепашку можно держать дома, она неприхотлива в еде.

Первыми животным, возвратившимися на Землю после полёта в космос, были, как известно, собаки. А вот первенство в облёте Луны принадлежит черепахам. Это случилось в 1968 году.

4 слайд и 5 слайд

Эти черепахи практически живут на суше, иногда заходят в реки, озера. Питаются личинками, мелкими насекомыми, рыбой.

Черепахи могут "улавливать" воду во время коротких дождей в пустыне. Черепахи поднимают заднюю часть панциря над  землей  и вода скапливается в двух передних ямках панциря, образованных выгнутыми краевыми щитками. Затем черепаха поднимает переднюю часть тела и вода скатывается по шейному щитку на голову и в рот.

6 слайд

Болотные  черепахи могут ничего не есть в течение 5 лет.

 7 слайд

 Эти черепахи съедают все, что окажется на их пути, даже падаль.        

 Черепахи очень злобны, когда их берут из воды, и покладисты, когда снова попадают в нее. Назвали ее так, что ее шея сгибается не вертикально, а горизонтально.

8 слайд

Предпочитает мелководные водоемы с обильной растительностью и мягким дном, ручьи, пруды. В летний период впадает в спячку, зарываясь в ил. Ведет достаточно скрытный образ жизни.

 Предпочитают селиться в болотистых местностях, ручьях и прудах.

Едят  черепахи  в основном болотные беспозвоночные, рыба.

У головастой иловой черепахи скверных характер, она способна нанести достаточно сильные травмы, больно кусается, поэтому  содержание ее в домашних условиях не желательно.

9 слайд

Черепаха является пресноводной и хищной (питается рыбой), но ей необходима суша и растительный корм.

Крупные  черепахи могут иногда быть агрессивными и пытаться укусить.  

10 слайд

В неволе лучистая черепаха ест различные растения, но обожает лакомиться дыней. Недавно пойманные черепахи первое время издают высокие звуки, но, привыкнув, становятся "немыми". Такую черепаху употребляют в пищу, а из панциря делают сувениры. Численность их сокращается.

11слайд

Леопардовая, или пантеровая черепаха (Geochelone pardalis) является четвертой по величине среди сухопутных черепах, обитающих на Земле. Она может достигать в длину до 70 см и весить около 50 кг. Панцирь пантеровой черепахи очень прочный и имеет куполообразную, высокую форму. Основной окрас – песчано-желтый.

12 слайд

Матамата – пресмыкающееся, в высшей степени необычное. Чего стоит один только ее внешний вид. Эта черепаха относится к роду бахромчатых и названа так потому, что ее голова и шея как будто увешаны кусочками кожи, напоминающими лоскуты или бахрому. Таким образом она маскируется, прячась на дне водоемов, где, замерев, становится похожей на обросший мхом камень или кусок древесного ствола с корой. Удивителен не только внешний вид этой черепахи, но и другие качества, которыми наделила ее природа. Она умеет настолько широко открывать рот во время охоты, что обычно заглатывает свою жертву целиком, вместе с водой, которая потом выходит обратно через слегка приоткрытую пасть. Кроме того, матамата умеет различать состояние своей добычи. Если она случайно проглотила мертвую рыбу, то тут же выплюнет ее.

 Несмотря на свою природную лень и долгие часы неподвижности во время охоты, зоологами отмечены случаи, когда матамата набрасывалась из воды на пролетающих мимо небольших птиц. Правда, охотиться черепаха предпочитает ночами. У нее острое, приспособленное к темноте зрение.

13слайд

 Такая черепаха прекрасно ныряет, плавает и даже быстро бегает по суше, в естественной среде обитания они обожают солнечные ванны;

Чтобы не перегреться, черепаха зарывается во влажный песок, вытягивает шею и открывает рот. Это кусачая черепашка.

14слайд

Ее длина составляет 10 сантиметров и имеет бедренные шпоры. Очень теплолюбива. Особую любовь питает к плодам ярко-красного цвета и желтым цветам. На 6-10 недель эта малюсенькая сухопутная черепашка  впадает в зимнюю спячку. Данный вид черепах занесен в Красную книгу под классификацией «близок к исчезновению».

15слайд

Ведет исключительно водный образ жизни, зачастую из-за такого образа жизни могут обрасти водорослями. Чаще всего обыкновенная мускусная черепаха бродит в поисках пищи по дну водоема, хотя при этом она вполне сносно плавает. На поверхность выходит эта черепаха крайне редко. Наиболее активной обыкновенная мускусная черепаха становится в сумеречное и ночное время.

 Порой черепаха на поверхности подставляет спинную часть панциря солнцу для обогрева, иногда они даже могут вскарабкаться на ветви, которые склоняются над водой, при этом, делать это могут даже на высоте вплоть до двух метров. При возникновении опасности черепахи сваливается в воду.

 Зимует обыкновенная мускусная черепаха, глубоко зарывшись в ил, на дне водоема.

16слайд

Эти черепахи очень сильны. Зеленая морская черепаха способна «увезти» на себе 5 человек. Возможно, могла бы и больше, но на панцире больше не помещается!

в 1969 году человек, выпавший за борт, 15 часов удерживался на плаву, схватившись за панцирь морской черепахи. Интересно, что черепаха терпела своего нежданного пассажира и не погружалась в воду, пока его не спасли.

Черепахи и дельфины могут общаться между собой. Когда морские черепахи приплывают к берегу, чтобы отложить яйца, они ждут сигнала от дельфинов. Как только дельфины сообщают им, что условия оптимальны для высадки, черепахи сразу же устремляются к берегу. Известны случаи, когда морские черепахи выбирались на берег, чтобы послушать песни.

Зеленые морские черепахи способны ориентироваться в пространстве, улавливая мельчайшие изменения магнитного поля планеты. Можно сказать, что эти черепахи рождаются со встроенным компасом!

Зеленую черепаху легко пленить, достаточно перевернуть ее брюхом вверх. Часто эту черепаху называют еще суповой, так как мясо ее очень вкусное, его готовят в ресторанах, вялят на солнце. Черепах брали на корабли в качестве живых «консервов». Поскольку черепахи могут месяцами жить без воды и пищи, они становились отличным источником свежего мяса во время долгих плаваний.  

17слайд

Кожистая черепаха является самой быстрой среди рептилий, она достигает скорости передвижения в воде - 35км/ч. Эта черепаха является и самым глубоководным ныряльщиком среди черепах (установлено ныряние на глубину до 1 200м).

Кожистая черепаха – самая крупная из ныне живущих черепах. В длину она может достигать 2-х метров, а вес может приближаться к тонне. Всеядна, питается как водорослями, так и рыбой, медузами, ракообразными. Они очень пугливы и осторожны. В природе живет не менее 23-х лет. Находится на гране исчезновения и занесена в Международную Красную Книгу.

18слайд и 19 слайд

Слоновая черепаха – настоящий гигант среди всех представителей отряда. Это животное сегодня считается редким видом из-за того, что в свое время было единственной доступной пищей для мореплавателей. Среди слоновых черепах встречаются великаны, достигающие по весу 400 кг, а по длине панциря – более метра. В природе практически нет хищников, для которых эти пресмыкающиеся могли бы стать добычей. Активно уничтожали слоновых черепах, пожалуй, только люди. И по этой же причине они сегодня вынуждены охранять значительно сократившихся по численности этих пресмыкающихся. Отсутствие опасностей в какой-то степени обусловило внешний вид слоновой черепахи, они не боятся человека. Занесена в Красную книгу.

Основной рацион питания этих черепах преимущественно состоит из растительной пищи – травы и кустарников. Эти черепахи могут без вреда для здоровья поедать ядовитые растения, к которым остальные обитатели даже не притрагиваются. В редких случаях они могут отведать мяса, например, какого-нибудь грызуна.

20слайд

Все черепашки появляются на свет из яйца. Когда черепашатам становится тесной скорлупа яиц, они специальным роговым клювом разбивают скорлупу и вылазят наружу, на песок. Откладывают черепахи яиц много, но выживают сильнейшие, слишком много врагов у маленьких черепашек.

21слайд

Зубов у черепахи нет, но челюсти покрыты заострёнными роговыми пластинками, так что рот имеет некоторое подобие птичьего клюва. Большинство черепах питаются растительными веществами, хотя поедают также и мелких беспозвоночных животных; пресноводные и некоторые морские черепахи кормятся главным образом рыбками, ракообразными и моллюсками.

22слайд

 Считается, что костяной панцирь,  представляет для черепахи прекрасный дом и крепость, в которой она ищет спасения от своих многочисленных врагов. Черепахи могут прятать голову, ноги и хвост в твёрдую костяную скорлупу, плотно запирающуюся со всех сторон, так что туда не могут проникнуть ни когти, ни зубы хищников. Благодаря своему крепкому панцирю, черепахи могут спасаться от каких угодно врагов; они пассивно выдерживают нападение хищников, предоставляя им полную свободу ломать или тупить свои когти или зубы без всякого результата; под своим непроницаемым панцирем черепаха так же хорошо защищена, как другие животные, запрятавшись в нору или под камни.

     На самом деле панцирь не представляет для черепахи такой безусловной защиты.  Для морских черепах не только акула, но и другие водные хищники очень опасные враги; сухопутных черепах, даже крупных, истребляют в большом количестве ягуары, тигры и другие крупные кошки.

23слайд

Панцирь бывает различной формы, в зависимости, где обитает черепаха.

24слайд

На панцире есть кольца, по ним можно узнать, сколько лет черепахе.

 25слайд

Черепаха с древнейших времен во многих странах олицетворяла такие важные понятия, как:

 1. Вселенная, время

 2.  Долголетие

 3. Сила, терпение, выносливость, постоянство, медлительность

 4. Воды

 5. Прочный и спокойный мир

 ЧЕРЕПАХА — символизирует силу, терпение, выносливость, постоянство, медлительность, плодородие, долголетие. Черепаха также символ мудрости, потому что сама для себя является защитой (защищающий панцирь — часть ее же самой).

В Африке черепахи также считаются защитным талисманом и очень распространены как домашние животные. В африканских сказках черепаха — самое хитрое животное.

4.Физкульминутка ( на ковре)

Упражнение «достань до ушка».

Упражнение «кулачки»

Упражнение «Панцирь»

 5 Продуктивная деятельность

Сейчас я вам предлагаю самим сделать свой талисман черепашку из соленого теста.

(выполнение работы)

Пока мы с вами лепим, я вам расскажу, сказку про черепашку.

Сказка "Черепаха, слон и бегемот"

Однажды, встретив Черепаху, Слон протрубил: "Прочь с дороги, слабое существо, - я могу наступить на тебя!" Черепаха не испугалась и осталась на месте, так что Слон на нее наступил, но не смог раздавить. "Не хвались, господин Слон, ведь я такая же сильная, как ты", - сказала Черепаха, но Слон только расхохотался. Тогда Черепаха предложила ему встретиться на холме на следующее утро.

Назавтра, пока не встало солнце, Черепаха спустилась с холма к реке, где встретила Бегемота, - тот как раз направлялся в воду. "Господин Бегемот, не помериться ли нам силой? Могу поспорить, что не уступлю вам", - сказала Черепаха. Бегемоту показалась забавной такая нелепая выдумка, но он согласился. Черепаха велела Бегемоту держать в пасти конец длинной веревки, пока она не крикнет "Эй!". Затем Черепаха поторопилась на холм, где ее уже ждал Слон. Она дала Слону другой конец веревки и сказала: "Как только я крикну "Эй!"- начинай тянуть веревку. Посмотрим, кто из нас сильнее". С этими словами она прошла полдороги вниз по холму, откуда ее не было видно, и крикнула "Эй!". Слон и Бегемот тащили, тащили, но никто не смог перетянуть другого - их силы были равны. Каждый из них согласился, что Черепаха равна ему по силе. Никогда не делай сам того, что могут сделать за тебя другие. Черепаха заставила других поработать за себя, а почести достались ей.

6. Заключительная часть

Выставка работ.

Что вы узнали интересного о черепахах?

Что вам понравилось, что удивило?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЧЕРЕПАХИ

Слайд 2

Черепахи обитают как на суше, так и в воде

Слайд 3

Какие же бывают черепахи

Слайд 4

Лесная черепаха

Слайд 5

Черная черепаха

Слайд 6

Болотная черепаха

Слайд 7

Бокошейная черепаха

Слайд 8

Иловая черепаха

Слайд 9

Пресноводная черная с желтыми пятнами черепаха

Слайд 10

Лучистая черепаха

Слайд 11

Леопардовая черепаха

Слайд 12

Бахромчатая черепаха - Матамата

Слайд 13

Большие мягкотелые черепахи

Слайд 14

Самая маленькая черепаха -крапчатая

Слайд 15

Мускусная черепашка

Слайд 16

Морская зеленая черепаха

Слайд 17

Самая большая морская кожистая черепаха

Слайд 18

Черепахи гиганты

Слайд 19

Черепахи гиганты

Слайд 20

Все черепахи вылупляются из яйца

Слайд 21

У этих животных нет зубов

Слайд 22

Защитой от врагов им служит панцирь

Слайд 23

Панцирь бывает разной формы

Слайд 24

Панцирь нам поможет узнать возраст черепахи

Слайд 25

Черепаха является оберегом дома от разных бед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...

Конспект НОД аппликация Тема: Знакомство с черепахой.

laquo;Черепашка».Цель:1. Научить детей пользоваться шаблонами, изготавливать объёмную игрушку.2. Развивать познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству.3. Воспитыва...

Конспект НОД: "Наблюдение за живым объектом-черепахой."

Рассматривание живого объекта- черепахи...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Конспект занятия по лепке на тему: Черепаха.

Конспект занятия по лепке на тему: Черепаха.Цель, задачи: Учить детей лепить черепаху из отдельных частей: панцирь, голова, лапы, хвост; упражнять в приемах скатывания, вдавливания, раскатывания,...

Методическая разработка по окружающему миру: конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе детского сада (возраст 2–3 года) «На птичьем дворе»

В этом конспекте дети знакомятся с окружающим миром пернатых домашних птиц, с их внешним видом и возможностью воспроизводить звуки птиц. Это способствует пополнению и активизации речевого словаря дете...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...