Конспект игровой образовательной ситуации по ознакомлению с природой
план-конспект занятия по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Конспект игровой образовательной ситуации
по ознакомлению с природой
Тема «Заяц»
Цели: закрепить и расширить знания о зайцах. Познакомить детей с особенностями приспособления зайцев к местному климату. Уточнить понятие о травоядных животных, о временах года, о способах приспособления животных к окружающему миру. Познакомить с пословицей о зайце, вспомнить знакомые сказки с участием зайцев.
Словарь: травоядный, наст. Развивать мышление, мелкую моторику. Воспитывать интерес к природе родного края.
Материал: картинки и фотографии зайца, игрушечный плюшевый заяц, карточки белого, зелёного, красного и жёлтого цвета по количеству детей, наборы фигур для игры «Танграм» по количеству детей.
Ход занятия:
Сегодня мы отправляемся в лес, что бы поближе познакомиться с одним его обитателем. Этот зверь чаще других встречается в сказках разных народов. Он невелик. Совершенно несправедливо его считают трусом. Вы, конечно, уже догадались, о ком речь? (ответы детей). Это заяц.
Давайте сразу же поиграем в игру «Вспомним сказку». Вот этого плюшевого зайца будем передавать тому, кто назовёт сказку с участием зайца. (Проводится игра).
Сразу же хочу оправдать зайцев. Все считают их трусами. А ведь это не так. Зайчонок десяти дней от роду отбивается от сороки или вороны, встав на задние лапки, размахивая передними лапками и громко крича для устрашения. Точно так же защищает их мать от пернатых врагов. А если враг нападает с воздуха, зайчиха опрокидывается на спину и задними ногами старается вспороть брюхо нападающему. Лису и куницу отвлекает от зайчат, бегая вокруг и крепко стуча ногами о землю. Случается и гибнет, спасая детей. Так что, обидно зайцам, несправедливо их в трусишки зачислили. А то, что они, заслышав шорох, с места срываются и убегают – не трусость, а мудрость звериная: глупо стоять на месте в ожидании, когда тебя съедят.
Про это есть русская пословица: «Заяц не трус, себя бережёт».
Сами зайцы – травоядные животные. Что это значит? (ответы детей). Зайцы питаются только растительной пищей: листьями, стеблями, корнями, корой молоденьких деревьев, плодами. Едят и грибы, но самое любимое лакомство – кора осины. Для зайцев она слаще сахара. Где лежит поваленное ветром дерево осины, кору зайцы сгрызут дочиста. Зубы у зайцев для этого подходящие. Что вы можете сказать о заячьих зубах? (Ответы детей). Зубы у зайца большие, плоские – для питания, а не для нападения. А задние лапы намного больше передних. Знаете ли вы, почему? (Ответы детей). У каких ещё животных задние лапы приспособлены для прыгания? (Ответы детей). Тушканчик, кенгуру. Посмотрите на эти картинки и фотографии. (Показ).
А сейчас поиграем в «Танграм». Ваша задача из семи фигур выложить изображение зайца по предложенному рисунку-образцу. (Дети выполняют задание).
В течение года зайцы периодически линяют. И в это время валяются в пыли, лезут в колючие кусты, ёрзают спиной и брюхом по земле, стараясь быстрее сбросить старый шерстяной покров.
Новая шубка – осенне-зимняя – качеством получше. Всем вам известна загадка о зайце: «летом серый, зимой белый». Почему так говорят про зайца? (Ответы детей). Это верно для других зайцев, живущих в более холодных местах. А нашему зайцу полностью белеть, смысла нет. Подумайте, почему? (Ответы детей). У нас в Тихорецком районе снег не лежит всю зиму. Так зачем же зайцу белым становиться, не для того же, чтоб его – белого, на серой грязи хорошо видно было. Но наши зайцы не глупые: к зиме только чуть-чуть посветлее шубку наденут, светло-серую. «Побелеешь, -наверное размышляет заяц, - снег растает, и крутись потом на тёмной грязи, каждому хищнику хорошо заметный. Нет уж, лучше я останусь серым. Себе спокойнее и врагам невдомёк». А если иногда снег выпадет, зайцы в это время отлёживаются, стараются не бегать по лесу.
В середине зимы у зайцев бывают первые свадьбы. В это время зайцы танцуют и «поют»-гукают. Если на одну зайчиху несколько женихов претендуют, драки не избежать. Лягаются задними ногами, встав на дыбы, лихо боксируют передними лапками.
Давайте немного поиграем (динамическая пауза).
Игра «Зайцы и одуванчики».
Часть детей – зайцы, стоят на краю игровой площадки. Остальные дети – цветы одуванчика, сидят на коленях с поднятыми вверх и в стороны руками с сомкнутыми ладонями. На слова:
«Скачут среди травки зайцы быстроногие,
Сбили одуванчики лапками у дороги».
Дети-зайцы прыгают на двух ногах, продвигаясь вперёд и руками касаясь детей-одуванчиков, которые после касания встают и опускают руки. Они начинают подскакивать и кружиться после слов:
«Закружились, будто снег в воздухе пушинки,
А зайчата скачут быстро по лесной тропинке».
(Воспитатель отмечает прыгучих «зайцев» и лёгких, как пушинки, «одуванчиков»).
Зайчата рождаются несколько раз в году и называются по-разному. Те, что родились зимой – «настовики». Наст – это плотная корка на снегу. Почему этих зайчат зовут настовиками? (Ответы детей).
А как вы думаете, когда рождаются зайчата «травники»? (Ответы детей). Весной, когда зазеленеет трава.
В какое время появляются зайчата «колосовики»? (Ответы детей). Когда хлеба колосятся.
Ну а когда появляются «листопадники»? (Ответы детей). Верно, осенью, во время листопада.
Игра «Времена года».
У вас на столе карточки четырёх цветов – четырёх времён года. Какой цвет какое время года обозначает? Почему? (Ответы детей). Зима – белый, весна – зелёный, лето – красный, осень – жёлтый.
Я буду называть зайчат, а вы поднимите карточку того цвета, в какое время года родились эти зайчата. (Проводится дидактическая игра).
К моменту появления зайчат, мать быстренько готовит ямку и выстилает её травой. Рождаются зайчата очень симпатичными, пушистыми и глазастыми. Зубы у них вырастают через неделю. Мать кормит зайчат и сразу же уходит, чтобы своим запахом не привлечь внимание хищников. Дело в том, что зайчата в младенчестве ничем не пахнут, поэтому найти их по запаху не сможет никакой хищник. А зайчиху – может. Вот и уходит она от зайчат, чтобы сберечь их. Спустя несколько дней зайчиха возвратится, вновь покормит деток и уйдёт. Молоко у зайчих не то что коровье, густое и жирное. Одного кормления зайчатам хватает на несколько дней. А если мимо будет пробегать чужая мама, то и она остановится, чтобы накормить малышей.
Запомните хорошенько и всем расскажите: если попадутся вам на глаза одинокие зайчата, не подбирайте их, не уносите домой. Они не брошенные, а законные мамины детки и тихо сидят там, где приказала мама, и ждут её. Человеку выкормить недавно родившегося зайчонка всё равно не удастся, погибнет.
Раньше в наших краях зайцев было превеликое множество. Сейчас стало поменьше. Но всё же заяц крепко держится нашу землю. Ведь даже зимой ему еды вдоволь. К тому же зайчата рождаются четыре раза в год по 3-6 сразу. И хотя не все заячьи детки выживают, можно сказать, что зайцев у нас достаточно.
Ну а сейчас, сделаем вот такого симпатичного зайца (конструирование из бумаги).
Конструирование из бумаги «Заяц»
Но сначала потренируем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Зайчик»
Посмотрите, что за пальчик!
Ловко прыгает, как зайчик.
На бревно и на пенёк
Скок да прыг и прыг да скок!
Дети сжимают руки в кулачки, вытягивая два пальца и сгибая их. Затем изображают руками прыгающие движения.
Вопросы:
- Согласны ли вы с мнением о трусости зайцев? Почему?
- Почему зайцев называют травоядными животными?
- Как линяют зайцы? Почему?
- Какова численность зайцев в Тихорецке?
- Как называют зайчат, родившихся в разное время года?
- Для чего зайцу такие сильные и большие задние лапы?
- Как проходят заячьи свадьбы?
- Какими появляются на свет зайчата? Где?
- Как зайчиха растит зайчат?
- Как вести себя, наткнувшись в лесу на новорождённых зайчат?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игровой образовательной ситуации с использованием современных образовательных технологий Тема «Сказка может оживать».
Цель: Воспитывать у детей интерес к русским народным сказкам.Задачи:Образовательные: Закреплять умение внимательно, выслушивать сверстников, помогать им в случае затруднений. Сформировать у дете...
Конспект игровой образовательной ситуации с использованием современных образовательных технологий. Тема: "Мамочка любимая-мамочка моя".
Конспект игровой образовательной ситуации направлен на развитие связной речи у детей дошкольного возраста, воспитание детского коллективизма, развитие мелкой моторики пальцев рук, любовь и уважение к ...
Конспект игровой образовательной ситуации по ознакомлению с художественной литературой в средней группе на тему: «Знакомство с произведением Е.Синчило «Мой город».
знакомство с творчеством поэтов кубани...
Технологическая карта к игровой образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром для детей 5-6 лет на тему "Птички певчие"
Цель: познакомить детей с птицами родного края Задачи:Развивающие:- воображение, мышление;- развивать интерес к жизни птиц;Обучающие:- уточнить и углубить представления детей о птицах родног...
Конспект игровой образовательной ситуации по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Природа—наш дом»
Цель: Формирование экологической культуры....
Картотека игровых образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с профессиями.
Картотека игровых образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с профессиями....