Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Блинов И.Г. – последний рукописец на Руси»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста на тему:
«Блинов И.Г. –
последний рукописец на Руси»
Воспитатель:
Токарева Н.М.
г. Городец
Тема: «Блинов И.Г. – последний рукописец на Руси».
Программное содержание: развивать у детей осознанное отношение к месту своего рождения и проживания. Формировать знания о творчестве последнего Городецкого рукописца И.Г. Блинова. Вызывать чувство гордости за своего замечательного земляка. Познакомить с его рукописными книгами и миниатюрами в краевдческом музее Городца.
Предшествующая работа:
– рассматривание старинных книг;
– беседа «Откуда к нам пришла книга?»;
– изготовление книжек-малышек;
– рассматривание репродукций – гравюр.
Материалы:
· Портрет И.Г. Блинова.
· Фотографии первых рукописных книг.
· Копии иллюстраций из рукописных книг.
· Копии миниатюр рукописи "Сказания о Мамаевом побоище".
Организация и методика проведения НОД
– Ребята, послушайте я загадаю загадку:
Не куст, а с листочками
Не рубашка, а сшита
Не человек, а рассказывает.
– Ответы детей. (Книга)
– Правильно вы отгадали, это книга.
Книга есть в каждом доме. Благодаря книге развивается и сохраняется культура людей. Назовите какие книги есть у вас дома.
– Ответы детей (сказки, загадки, много разных, детские, "Дядя Степа").
– А как вы думаете, дети, для чего нужны книги?
– Ответы детей (чтобы много знать, чтобы узнать что-то новое, чтобы читать).
– Правильно, ребята. С помощью книг, люди узнают мысли и советы других людей, даже тех, кто живет далеко-далеко или жили давным-давно.
Книга – это часть мировой культуры, общей для всех людей. Очень важно, чтобы каждый человек берег достижения культуры людей, умел их использовать и добавлял в них по крупицам новые открытия.
– Ребята, в разные времена и в разных странах первые книги писали на деревянных и глиняных дощечках, папирусе, бересте, на шелке и на коже. Такие книги были редкостью.
В каждом доме книги появились только после того, как изобрели бумагу и специальные станки для печатания. Работали на таких станках печатники. Первым русским печатником был Иван Федоров. В Москве ему поставлен памятник.
Но до того как были изобретены печатные станки, долгое время книги были рукописными.
Представляете, ребята, сколько времени уходило на то, чтобы аккуратно и красиво, без ошибок переписать от руки толстенные тома для библиотеки. На переписку уходили месяцы и годы. Специально обученные люди тщательно переписывали книги, копировали буквы и рисунки. И этих людей называли рукописцами. Одним из таких переписчиков был Иван Гаврилович Блинов, который родился и жил в нашем любимом городе Городце в деревне Кудашиха.
Искусству рукописи его научил дед. В их семье было принято очень бережно хранить и передавать древние книги. Свой первый рисунок он сделал очень рано, в 12 лет, а с 14 лет. Ваня стал переписывать книги сам и занимался этим всю свою жизнь. Юноша работал в крестьянском хозяйстве, а в короткие свободные часы любознательный и настойчивый Ваня изучал русскую живопись, картины известных русских художников. В Городце Иван Гаврилович работал в мастерской Григория Матвеевича Прянишникова, а потом его приглашали в Москву, Петроград, Казань. Он стал знаменит по всей России.
Блинов не только умел переписать книгу, но владел искусством миниатюры (иллюстрации). Обычно это делали разные художники. Городецкий книгописец занимался и реставрацией (восстановлением текстов).
Во многом благодаря И.Г. Блинову произведения русской литературы дошли до наших дней. Среди наиболее известных работ: «Повесть о Петре и Февронии», «Слово о полку Игореве», «Сказание о Мамаевом побоище». Также он первым составил рукописную книгу «История Городца». Которая нам дает возможность узнать историю нашего родного и любимого города.
Сегодня я вам покажу иллюстрации, чудом сохранившихся рисунков-миниатюр рукописи «Сказание о Мамаевом побоище».
Рассматривание копий.
– На здании Городецкого краеведческого музея, который основал и возглавлял Иван Гаврилович, установлена мемориальная доска. Кроме фотографий, документов рассказывающих о его жизни и творчестве, в музее хранятся 17 книг переписанных и великолепно иллюстрированных рукой мастера. Художественное наследие И.Г. Блинова составляет более 100 книг, которые находятся в библиотеках и музеях нашей страны.
– С каким замечательным земляком, ребята, мы познакомились на сегодняшнем занятии?
– И.Г. Блиновым (ответы детей)
– Где он родился?
– В деревне Кудашиха (ответы детей)
– Чем он занимался?
– Иллюстрировал и переписывал старинные книги.
– Как называют людей, которые переписывают от руки сами книги?
– Рукописцы.
– Какое значение имела работа И.Г. Блинова для нас с вами?
– Мы узнаем об истории нашего города, нашей Родины, великих исторических событиях, благодаря его работе сохранилось культурное наследие России, появилась возможность нашему поколению познакомиться с историческими изданиями (ответы детей).
– О знаменитом земляке хочется узнать как можно больше. И в наше время у нас есть такая возможность. Мы с вами обязательно посетим Городецкий краеведческий музей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blinov.docx | 16.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста на тему:
«Блинов И.Г. –
последний рукописец на Руси»
Воспитатель:
Токарева Н.М.
г. Городец
Тема: «Блинов И.Г. – последний рукописец на Руси».
Программное содержание: развивать у детей осознанное отношение к месту своего рождения и проживания. Формировать знания о творчестве последнего Городецкого рукописца И.Г. Блинова. Вызывать чувство гордости за своего замечательного земляка. Познакомить с его рукописными книгами и миниатюрами в краевдческом музее Городца.
Предшествующая работа:
- рассматривание старинных книг;
- беседа «Откуда к нам пришла книга?»;
- изготовление книжек-малышек;
- рассматривание репродукций – гравюр.
Материалы:
- Портрет И.Г. Блинова.
- Фотографии первых рукописных книг.
- Копии иллюстраций из рукописных книг.
- Копии миниатюр рукописи "Сказания о Мамаевом побоище".
Организация и методика проведения НОД
- Ребята, послушайте я загадаю загадку:
Не куст, а с листочками
Не рубашка, а сшита
Не человек, а рассказывает.
- Ответы детей. (Книга)
- Правильно вы отгадали, это книга.
Книга есть в каждом доме. Благодаря книге развивается и сохраняется культура людей. Назовите какие книги есть у вас дома.
- Ответы детей (сказки, загадки, много разных, детские, "Дядя Степа").
- А как вы думаете, дети, для чего нужны книги?
- Ответы детей (чтобы много знать, чтобы узнать что-то новое, чтобы читать).
- Правильно, ребята. С помощью книг, люди узнают мысли и советы других людей, даже тех, кто живет далеко-далеко или жили давным-давно.
Книга – это часть мировой культуры, общей для всех людей. Очень важно, чтобы каждый человек берег достижения культуры людей, умел их использовать и добавлял в них по крупицам новые открытия.
- Ребята, в разные времена и в разных странах первые книги писали на деревянных и глиняных дощечках, папирусе, бересте, на шелке и на коже. Такие книги были редкостью.
В каждом доме книги появились только после того, как изобрели бумагу и специальные станки для печатания. Работали на таких станках печатники. Первым русским печатником был Иван Федоров. В Москве ему поставлен памятник.
Но до того как были изобретены печатные станки, долгое время книги были рукописными.
Представляете, ребята, сколько времени уходило на то, чтобы аккуратно и красиво, без ошибок переписать от руки толстенные тома для библиотеки. На переписку уходили месяцы и годы. Специально обученные люди тщательно переписывали книги, копировали буквы и рисунки. И этих людей называли рукописцами. Одним из таких переписчиков был Иван Гаврилович Блинов, который родился и жил в нашем любимом городе Городце в деревне Кудашиха.
Искусству рукописи его научил дед. В их семье было принято очень бережно хранить и передавать древние книги. Свой первый рисунок он сделал очень рано, в 12 лет, а с 14 лет. Ваня стал переписывать книги сам и занимался этим всю свою жизнь. Юноша работал в крестьянском хозяйстве, а в короткие свободные часы любознательный и настойчивый Ваня изучал русскую живопись, картины известных русских художников. В Городце Иван Гаврилович работал в мастерской Григория Матвеевича Прянишникова, а потом его приглашали в Москву, Петроград, Казань. Он стал знаменит по всей России.
Блинов не только умел переписать книгу, но владел искусством миниатюры (иллюстрации). Обычно это делали разные художники. Городецкий книгописец занимался и реставрацией (восстановлением текстов).
Во многом благодаря И.Г. Блинову произведения русской литературы дошли до наших дней. Среди наиболее известных работ: «Повесть о Петре и Февронии», «Слово о полку Игореве», «Сказание о Мамаевом побоище». Также он первым составил рукописную книгу «История Городца». Которая нам дает возможность узнать историю нашего родного и любимого города.
Сегодня я вам покажу иллюстрации, чудом сохранившихся рисунков-миниатюр рукописи «Сказание о Мамаевом побоище».
Рассматривание копий.
- На здании Городецкого краеведческого музея, который основал и возглавлял Иван Гаврилович, установлена мемориальная доска. Кроме фотографий, документов рассказывающих о его жизни и творчестве, в музее хранятся 17 книг переписанных и великолепно иллюстрированных рукой мастера. Художественное наследие И.Г. Блинова составляет более 100 книг, которые находятся в библиотеках и музеях нашей страны.
- С каким замечательным земляком, ребята, мы познакомились на сегодняшнем занятии?
- И.Г. Блиновым (ответы детей)
- Где он родился?
- В деревне Кудашиха (ответы детей)
- Чем он занимался?
- Иллюстрировал и переписывал старинные книги.
- Как называют людей, которые переписывают от руки сами книги?
- Рукописцы.
- Какое значение имела работа И.Г. Блинова для нас с вами?
- Мы узнаем об истории нашего города, нашей Родины, великих исторических событиях, благодаря его работе сохранилось культурное наследие России, появилась возможность нашему поколению познакомиться с историческими изданиями (ответы детей).
- О знаменитом земляке хочется узнать как можно больше. И в наше время у нас есть такая возможность. Мы с вами обязательно посетим Городецкий краеведческий музей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Улицы города»
Экскурсия по улицам города Городца...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Экскурсия в парк»
Конспектнепосредственной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста.Воспитатель: Ван О.Н. Тема: «Экскурсия в па...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста на тему "Осень" с использованием ИКТ
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста на тему "Осень" с использованием ИКТ...
Методическая разработка Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста На тему: «Ю. Гагарин. Первый полет в космос»
Тема: «Ю. Гагарин. Первый полет в космос» Цель: дать детям знания о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Алексеевич Гагарин, рассказать о его полете в космосе. И...