Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Блинов И.Г. – последний рукописец на Руси»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста на тему:
«Блинов И.Г. –
последний рукописец на Руси»
Воспитатель:
Токарева Н.М.
г. Городец
Тема: «Блинов И.Г. – последний рукописец на Руси».
Программное содержание: развивать у детей осознанное отношение к месту своего рождения и проживания. Формировать знания о творчестве последнего Городецкого рукописца И.Г. Блинова. Вызывать чувство гордости за своего замечательного земляка. Познакомить с его рукописными книгами и миниатюрами в краевдческом музее Городца.
Предшествующая работа:
– рассматривание старинных книг;
– беседа «Откуда к нам пришла книга?»;
– изготовление книжек-малышек;
– рассматривание репродукций – гравюр.
Материалы:
· Портрет И.Г. Блинова.
· Фотографии первых рукописных книг.
· Копии иллюстраций из рукописных книг.
· Копии миниатюр рукописи "Сказания о Мамаевом побоище".
Организация и методика проведения НОД
– Ребята, послушайте я загадаю загадку:
Не куст, а с листочками
Не рубашка, а сшита
Не человек, а рассказывает.
– Ответы детей. (Книга)
– Правильно вы отгадали, это книга.
Книга есть в каждом доме. Благодаря книге развивается и сохраняется культура людей. Назовите какие книги есть у вас дома.
– Ответы детей (сказки, загадки, много разных, детские, "Дядя Степа").
– А как вы думаете, дети, для чего нужны книги?
– Ответы детей (чтобы много знать, чтобы узнать что-то новое, чтобы читать).
– Правильно, ребята. С помощью книг, люди узнают мысли и советы других людей, даже тех, кто живет далеко-далеко или жили давным-давно.
Книга – это часть мировой культуры, общей для всех людей. Очень важно, чтобы каждый человек берег достижения культуры людей, умел их использовать и добавлял в них по крупицам новые открытия.
– Ребята, в разные времена и в разных странах первые книги писали на деревянных и глиняных дощечках, папирусе, бересте, на шелке и на коже. Такие книги были редкостью.
В каждом доме книги появились только после того, как изобрели бумагу и специальные станки для печатания. Работали на таких станках печатники. Первым русским печатником был Иван Федоров. В Москве ему поставлен памятник.
Но до того как были изобретены печатные станки, долгое время книги были рукописными.
Представляете, ребята, сколько времени уходило на то, чтобы аккуратно и красиво, без ошибок переписать от руки толстенные тома для библиотеки. На переписку уходили месяцы и годы. Специально обученные люди тщательно переписывали книги, копировали буквы и рисунки. И этих людей называли рукописцами. Одним из таких переписчиков был Иван Гаврилович Блинов, который родился и жил в нашем любимом городе Городце в деревне Кудашиха.
Искусству рукописи его научил дед. В их семье было принято очень бережно хранить и передавать древние книги. Свой первый рисунок он сделал очень рано, в 12 лет, а с 14 лет. Ваня стал переписывать книги сам и занимался этим всю свою жизнь. Юноша работал в крестьянском хозяйстве, а в короткие свободные часы любознательный и настойчивый Ваня изучал русскую живопись, картины известных русских художников. В Городце Иван Гаврилович работал в мастерской Григория Матвеевича Прянишникова, а потом его приглашали в Москву, Петроград, Казань. Он стал знаменит по всей России.
Блинов не только умел переписать книгу, но владел искусством миниатюры (иллюстрации). Обычно это делали разные художники. Городецкий книгописец занимался и реставрацией (восстановлением текстов).
Во многом благодаря И.Г. Блинову произведения русской литературы дошли до наших дней. Среди наиболее известных работ: «Повесть о Петре и Февронии», «Слово о полку Игореве», «Сказание о Мамаевом побоище». Также он первым составил рукописную книгу «История Городца». Которая нам дает возможность узнать историю нашего родного и любимого города.
Сегодня я вам покажу иллюстрации, чудом сохранившихся рисунков-миниатюр рукописи «Сказание о Мамаевом побоище».
Рассматривание копий.
– На здании Городецкого краеведческого музея, который основал и возглавлял Иван Гаврилович, установлена мемориальная доска. Кроме фотографий, документов рассказывающих о его жизни и творчестве, в музее хранятся 17 книг переписанных и великолепно иллюстрированных рукой мастера. Художественное наследие И.Г. Блинова составляет более 100 книг, которые находятся в библиотеках и музеях нашей страны.
– С каким замечательным земляком, ребята, мы познакомились на сегодняшнем занятии?
– И.Г. Блиновым (ответы детей)
– Где он родился?
– В деревне Кудашиха (ответы детей)
– Чем он занимался?
– Иллюстрировал и переписывал старинные книги.
– Как называют людей, которые переписывают от руки сами книги?
– Рукописцы.
– Какое значение имела работа И.Г. Блинова для нас с вами?
– Мы узнаем об истории нашего города, нашей Родины, великих исторических событиях, благодаря его работе сохранилось культурное наследие России, появилась возможность нашему поколению познакомиться с историческими изданиями (ответы детей).
– О знаменитом земляке хочется узнать как можно больше. И в наше время у нас есть такая возможность. Мы с вами обязательно посетим Городецкий краеведческий музей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста на тему:
«Блинов И.Г. –
последний рукописец на Руси»
Воспитатель:
Токарева Н.М.
г. Городец
Тема: «Блинов И.Г. – последний рукописец на Руси».
Программное содержание: развивать у детей осознанное отношение к месту своего рождения и проживания. Формировать знания о творчестве последнего Городецкого рукописца И.Г. Блинова. Вызывать чувство гордости за своего замечательного земляка. Познакомить с его рукописными книгами и миниатюрами в краевдческом музее Городца.
Предшествующая работа:
- рассматривание старинных книг;
- беседа «Откуда к нам пришла книга?»;
- изготовление книжек-малышек;
- рассматривание репродукций – гравюр.
Материалы:
- Портрет И.Г. Блинова.
- Фотографии первых рукописных книг.
- Копии иллюстраций из рукописных книг.
- Копии миниатюр рукописи "Сказания о Мамаевом побоище".
Организация и методика проведения НОД
- Ребята, послушайте я загадаю загадку:
Не куст, а с листочками
Не рубашка, а сшита
Не человек, а рассказывает.
- Ответы детей. (Книга)
- Правильно вы отгадали, это книга.
Книга есть в каждом доме. Благодаря книге развивается и сохраняется культура людей. Назовите какие книги есть у вас дома.
- Ответы детей (сказки, загадки, много разных, детские, "Дядя Степа").
- А как вы думаете, дети, для чего нужны книги?
- Ответы детей (чтобы много знать, чтобы узнать что-то новое, чтобы читать).
- Правильно, ребята. С помощью книг, люди узнают мысли и советы других людей, даже тех, кто живет далеко-далеко или жили давным-давно.
Книга – это часть мировой культуры, общей для всех людей. Очень важно, чтобы каждый человек берег достижения культуры людей, умел их использовать и добавлял в них по крупицам новые открытия.
- Ребята, в разные времена и в разных странах первые книги писали на деревянных и глиняных дощечках, папирусе, бересте, на шелке и на коже. Такие книги были редкостью.
В каждом доме книги появились только после того, как изобрели бумагу и специальные станки для печатания. Работали на таких станках печатники. Первым русским печатником был Иван Федоров. В Москве ему поставлен памятник.
Но до того как были изобретены печатные станки, долгое время книги были рукописными.
Представляете, ребята, сколько времени уходило на то, чтобы аккуратно и красиво, без ошибок переписать от руки толстенные тома для библиотеки. На переписку уходили месяцы и годы. Специально обученные люди тщательно переписывали книги, копировали буквы и рисунки. И этих людей называли рукописцами. Одним из таких переписчиков был Иван Гаврилович Блинов, который родился и жил в нашем любимом городе Городце в деревне Кудашиха.
Искусству рукописи его научил дед. В их семье было принято очень бережно хранить и передавать древние книги. Свой первый рисунок он сделал очень рано, в 12 лет, а с 14 лет. Ваня стал переписывать книги сам и занимался этим всю свою жизнь. Юноша работал в крестьянском хозяйстве, а в короткие свободные часы любознательный и настойчивый Ваня изучал русскую живопись, картины известных русских художников. В Городце Иван Гаврилович работал в мастерской Григория Матвеевича Прянишникова, а потом его приглашали в Москву, Петроград, Казань. Он стал знаменит по всей России.
Блинов не только умел переписать книгу, но владел искусством миниатюры (иллюстрации). Обычно это делали разные художники. Городецкий книгописец занимался и реставрацией (восстановлением текстов).
Во многом благодаря И.Г. Блинову произведения русской литературы дошли до наших дней. Среди наиболее известных работ: «Повесть о Петре и Февронии», «Слово о полку Игореве», «Сказание о Мамаевом побоище». Также он первым составил рукописную книгу «История Городца». Которая нам дает возможность узнать историю нашего родного и любимого города.
Сегодня я вам покажу иллюстрации, чудом сохранившихся рисунков-миниатюр рукописи «Сказание о Мамаевом побоище».
Рассматривание копий.
- На здании Городецкого краеведческого музея, который основал и возглавлял Иван Гаврилович, установлена мемориальная доска. Кроме фотографий, документов рассказывающих о его жизни и творчестве, в музее хранятся 17 книг переписанных и великолепно иллюстрированных рукой мастера. Художественное наследие И.Г. Блинова составляет более 100 книг, которые находятся в библиотеках и музеях нашей страны.
- С каким замечательным земляком, ребята, мы познакомились на сегодняшнем занятии?
- И.Г. Блиновым (ответы детей)
- Где он родился?
- В деревне Кудашиха (ответы детей)
- Чем он занимался?
- Иллюстрировал и переписывал старинные книги.
- Как называют людей, которые переписывают от руки сами книги?
- Рукописцы.
- Какое значение имела работа И.Г. Блинова для нас с вами?
- Мы узнаем об истории нашего города, нашей Родины, великих исторических событиях, благодаря его работе сохранилось культурное наследие России, появилась возможность нашему поколению познакомиться с историческими изданиями (ответы детей).
- О знаменитом земляке хочется узнать как можно больше. И в наше время у нас есть такая возможность. Мы с вами обязательно посетим Городецкий краеведческий музей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/19/picture-722685-1453228297.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Улицы города»
Экскурсия по улицам города Городца...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/12/picture-1020472-1520877440.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Экскурсия в парк»
Конспектнепосредственной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста.Воспитатель: Ван О.Н. Тема: «Экскурсия в па...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/22/picture-694216-1445539628.jpg)
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста на тему "Осень" с использованием ИКТ
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста на тему "Осень" с использованием ИКТ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/27/picture-1212000-1611765881.jpg)
Методическая разработка Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста На тему: «Ю. Гагарин. Первый полет в космос»
Тема: «Ю. Гагарин. Первый полет в космос» Цель: дать детям знания о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Алексеевич Гагарин, рассказать о его полете в космосе. И...