Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" для детей старшего дошкольного возраста на тему "Блинов И.Г.- последний рукописец на Руси.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста на тему:
«Блинов И.Г. –
последний рукописец на Руси»
Воспитатель:
Нестерова С.Г.
г. Городец
Тема: «Блинов И.Г. – последний рукописец на Руси».
Программное содержание: развивать у детей осознанное отношение к месту своего рождения и проживания. Формировать знания о творчестве последнего Городецкого рукописца И.Г. Блинова. Вызывать чувство гордости за своего замечательного земляка. Познакомить с его рукописными книгами и миниатюрами в краевдческом музее Городца.
Предшествующая работа:
- рассматривание старинных книг;
- беседа «Откуда к нам пришла книга?»;
- изготовление книжек-малышек;
- рассматривание репродукций – гравюр.
Материалы:
- Портрет И.Г. Блинова.
- Фотографии первых рукописных книг.
- Копии иллюстраций из рукописных книг.
- Копии миниатюр рукописи "Сказания о Мамаевом побоище".
Организация и методика проведения НОД
- Ребята, послушайте я загадаю загадку:
Не куст, а с листочками
Не рубашка, а сшита
Не человек, а рассказывает.
- Ответы детей. (Книга)
- Правильно вы отгадали, это книга.
Книга есть в каждом доме. Благодаря книге развивается и сохраняется культура людей. Назовите какие книги есть у вас дома.
- Ответы детей (сказки, загадки, много разных, детские, "Дядя Степа").
- А как вы думаете, дети, для чего нужны книги?
- Ответы детей (чтобы много знать, чтобы узнать что-то новое, чтобы читать).
- Правильно, ребята. С помощью книг, люди узнают мысли и советы других людей, даже тех, кто живет далеко-далеко или жили давным-давно.
Книга – это часть мировой культуры, общей для всех людей. Очень важно, чтобы каждый человек берег достижения культуры людей, умел их использовать и добавлял в них по крупицам новые открытия.
- Ребята, в разные времена и в разных странах первые книги писали на деревянных и глиняных дощечках, папирусе, бересте, на шелке и на коже. Такие книги были редкостью.
В каждом доме книги появились только после того, как изобрели бумагу и специальные станки для печатания. Работали на таких станках печатники. Первым русским печатником был Иван Федоров. В Москве ему поставлен памятник.
Но до того как были изобретены печатные станки, долгое время книги были рукописными.
Представляете, ребята, сколько времени уходило на то, чтобы аккуратно и красиво, без ошибок переписать от руки толстенные тома для библиотеки. На переписку уходили месяцы и годы. Специально обученные люди тщательно переписывали книги, копировали буквы и рисунки. И этих людей называли рукописцами. Одним из таких переписчиков был Иван Гаврилович Блинов, который родился и жил в нашем любимом городе Городце в деревне Кудашиха.
Искусству рукописи его научил дед. В их семье было принято очень бережно хранить и передавать древние книги. Свой первый рисунок он сделал очень рано, в 12 лет, а с 14 лет. Ваня стал переписывать книги сам и занимался этим всю свою жизнь. Юноша работал в крестьянском хозяйстве, а в короткие свободные часы любознательный и настойчивый Ваня изучал русскую живопись, картины известных русских художников. В Городце Иван Гаврилович работал в мастерской Григория Матвеевича Прянишникова, а потом его приглашали в Москву, Петроград, Казань. Он стал знаменит по всей России.
Блинов не только умел переписать книгу, но владел искусством миниатюры (иллюстрации). Обычно это делали разные художники. Городецкий книгописец занимался и реставрацией (восстановлением текстов).
Во многом благодаря И.Г. Блинову произведения русской литературы дошли до наших дней. Среди наиболее известных работ: «Повесть о Петре и Февронии», «Слово о полку Игореве», «Сказание о Мамаевом побоище». Также он первым составил рукописную книгу «История Городца». Которая нам дает возможность узнать историю нашего родного и любимого города.
Сегодня я вам покажу иллюстрации, чудом сохранившихся рисунков-миниатюр рукописи «Сказание о Мамаевом побоище».
Рассматривание копий.
- На здании Городецкого краеведческого музея, который основал и возглавлял Иван Гаврилович, установлена мемориальная доска. Кроме фотографий, документов рассказывающих о его жизни и творчестве, в музее хранятся 17 книг переписанных и великолепно иллюстрированных рукой мастера. Художественное наследие И.Г. Блинова составляет более 100 книг, которые находятся в библиотеках и музеях нашей страны.
- С каким замечательным земляком, ребята, мы познакомились на сегодняшнем занятии?
- И.Г. Блиновым (ответы детей)
- Где он родился?
- В деревне Кудашиха (ответы детей)
- Чем он занимался?
- Иллюстрировал и переписывал старинные книги.
- Как называют людей, которые переписывают от руки сами книги?
- Рукописцы.
- Какое значение имела работа И.Г. Блинова для нас с вами?
- Мы узнаем об истории нашего города, нашей Родины, великих исторических событиях, благодаря его работе сохранилось культурное наследие России, появилась возможность нашему поколению познакомиться с историческими изданиями (ответы детей).
- О знаменитом земляке хочется узнать как можно больше. И в наше время у нас есть такая возможность. Мы с вами обязательно посетим Городецкий краеведческий музей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "И ты увидишь мир прекрасен!""
Основные задачи. раскрываемые в данной деятельности: Закрепить ранее полученные знания о писателе-природоведе В Бианки;Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредство...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста «Секреты цветика–семицветика»
Программное содержание:Цель: Создать условия для систематизации знаний детей о понятии этикет.Воспитательная:Учить детей анализировать поступки персонажей на иллюстрации, устанавливать причинно-следст...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «ПОЛХОВ – МАЙДАНСКИЕ МАТРЕШКИ»
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста об истории рождения русской деревянной матрёшки.Умение различать разнообразие видов данной игрушки: Сергиев – Посадская (Загорская) матрёшка, Пол...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста «Секреты цветика–семицветика»
Систематизация знания у детей 6-7 лет о правилах поведения и общения в обществе (этикет), о понятиях морали и нравственности. Выполняются воспитательные задачи: научить детей анализировать ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Образовательная область: «Познание» для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Чудо-воздух»
Конспектнепосредственно-образовательнойдеятельности. Образовательная область:«Познание»для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Чудо-воздух»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности (конструирование ручной труд) для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет Тема: «Маркер игрового пространства руками детей».
Окружающая действительность диктует свои правила. В век нано технологий актуальна мобильность, умение дошкольника, школьника и студента выбирать и определять для себя пути наиболее подходящие по...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет (группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи) Тема «Насекомые»
Обобщение полученных знаний о звуках, буквах, слогах, словах и предложениях на материале лексической темы "Насекомые"....