Многофункциональное игровое пособие для детей дошкольного возраста экологического содержания «Мир птиц»
учебно-методическое пособие по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Зотова Елена Александровна

Систематическая работа с использованием многофункционального пособия в  воспитательно-образовательной работе позволяет получить стабильные и эффективные результаты при объединении индивидуальной и коллективной работы детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posobie_mir_ptits.docx570.02 КБ

Предварительный просмотр:

структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза Ваничкина Ивана Дмитриевича

с. Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области - детский сад «Светлячок»,

расположенное по адресу: 446640,Самарская область, муниципальный район Алексеевский, с. Алексеевка, ул.50лет Октября, д.25А.

Телефон 8(84671) 2-15-24/факс 8(84671) 2-25-99, е-mail: mdou7svet@mail.ru

Многофункциональное игровое пособие для детей дошкольного возраста экологического содержания  

«Мир птиц»

Авторы: Зотова Е.А., Смолина Г.В.

Алексеевка, 2017

Дидактическое пособие ориентировано на дошкольников 5-7 лет. Может использоваться на подгрупповых и индивидуальных занятиях, а так же в индивидуальной форме. Многофункциональное дидактическое пособие «Мир птиц» имеет 3 стороны.

Дидактические игры с использованием наглядно – игрового многофункционального пособия «Мир птиц».

1 сторона. Круг с вращающейся стрелкой, разделённый на 10 секторов. Каждый сектор соответствует одной из птиц.

Дидактическая игра «Птичья столовая»

Дидактическая игра ориентирована на дошкольников 5-7 лет. В игре могут принять участие от 2 до 4 игроков.

Цель: уточнить представления детей о жизни зимующих и перелетных птиц на основе связи между характером корма и местом обитания.

Материал: бочонки с цифрами до десяти, карточки с изображением корма для птиц, круг с вращающейся стрелкой, разделённый на 10 секторов.

Ход игры: воспитатель предлагает детям достать бочонок с цифрой, найти соответствующее изображение птицы, накормить ее, выбрав картинку с изображением подходящего корма. Дети по очереди «кормят» птиц, если ребенок дал правильный ответ, забирает картинку с изображением подходящего корма себе. Когда все птицы будут «накормлены», подсчитывается количество верных ответов каждого игрока. Выигрывает тот, у кого больше всего картинок с кормом (количество картинок увеличивается в зависимости от знаний детей).

Дидактическая игра «Сосчитай-ка».

Дидактическая игра ориентирована на дошкольников 5-7 лет. В игре могут принять участие от 2 до 4 игроков.

Цель: формировать умение детей согласовывать числительные с существительными.

Материал: бочонки с цифрами до десяти, карточки с изображением цифр до 20, круг с вращающейся стрелкой, разделённый на 10 секторов.

Ход игры: воспитатель предлагает детям достать бочонок с цифрой, найти соответствующее изображение птицы. Ребенок показывает карточку с цифрой, согласовывает существительное с числительным. Например, одна синица, две синицы, три синицы, четырнадцать синиц.

Дидактическая игра «Звуковка»

Дидактическая игра ориентирована на дошкольников 6-7 лет. В игре могут принять участие от 4 до 6 игроков.

Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Материал: бочонки с цифрами до десяти, круг с вращающейся стрелкой, разделённый на 10 секторов, фишки красного, синего и зеленого цветов.

Ход игры: воспитатель предлагает детям достать бочонок с цифрой, найти соответствующее изображение птицы и выложить звуковую схему. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее выложит звуковую схему слова.

Дидактическая игра «Буквоград».

Дидактическая игра ориентирована на дошкольников 6-7 лет. В игре могут принять участие от 4 до 6 игроков.

Цель: закреплять графическое изображение букв, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память.

Материал: бочонки с цифрами до десяти, круг с вращающейся стрелкой, разделённый на 10 секторов, набор букв.

Ход игры: воспитатель предлагает детям достать бочонок с цифрой, найти соответствующее изображение птицы и выложить его название из букв алфавита. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее выложит название птицы.

Дидактическая игра «Цепочка слов»

Дидактическая игра ориентирована на дошкольников 6-7 лет. В игре могут принять участие от 2 до 4 игроков.

Цель: формировать умение составлять предложения по опорным схемам, развивать мышление, воображение.

Материал: бочонки с цифрами до десяти, круг с вращающейся стрелкой, разделённый на 10 секторов, схемы.

Ход игры: воспитатель предлагает детям достать бочонок с цифрой, найти соответствующее изображение птицы и составить предложение по схеме о птице.

2 сторона.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Дидактическая игра ориентирована на дошкольников 5-7 лет. В игре могут принять участие от 2 до 4 игроков.

Цель: устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.

Материал: карточки с изображением птиц.

Ход игры. На столе выкладывается по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой группе. Детям дается задание: рассмотрите картинки и определите, какая из них лишняя. Неподходящую картинку закройте фишкой, а оставшиеся назовите одним словом». Каждый участник исключает лишнюю картинку по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильное выполнение дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

Дидактическая игра ориентирована на дошкольников 5-7 лет. В игре могут принять участие от 2 до 4 игроков.

Цель: развитие логического мышления и связной речи.

Материал: набор сюжетных картинок.

Ход игры.

1 вариант

Ребенку предлагается разложить картинки по порядку в определенной последовательности. Сначала нужно разложить сюжеты, состоящие из 4-х картинок, затем - из 6-ти, после этого - из 8-ми. Затем составить развернутые рассказы по картинкам. Если ребенок затрудняется в составлении рассказа, можно ему помочь, начав повествование.

2 вариант

Детям предлагается посмотреть на любую картинку из какой-либо серии и придумать начало и конец своего рассказа по этой картинке.

3 вариант

Детям предлагается посмотреть на любую картинку из какой-либо серии и составить по ней предложение из 2-х, 3-х, 4-х, и т.д. слов. Затем составить рассказ, состоящий из одного, двух, трех предложений.

Дидактическая игра «Расскажи-ка»

Дидактическая игра ориентирована на дошкольников 5-7 лет. В игре могут принять участие от 2 до 4 игроков.

Цель: закреплять умение составлять описательный рассказ о птице по картинно-графической схеме.

Материал: картинно-графическая схема.

Ход игры: воспитатель предлагает рассказать о птице, используя схему.

Дидактическая игра «Расскажи-ка, что за птица?»

Дидактическая игра ориентирована на дошкольников 5-7 лет. В игре могут принять участие от 4 до 6 игроков.

Цель: упражнять в умении составлять описательный рассказ о птице по картинно-графической схеме.

Материал: картинно-графическая схема.

Ход игры. Дети делятся на две группы: одна группа описывает птицу по схеме, а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются местами.

Дидактическая игра «Веселый язычок»

Дидактическая игра ориентирована на дошкольников 5-7 лет. В игре могут принять участие от 4 до 6 игроков.

Цель: формирование связной речи.

Материал: мнемотаблицы.

Ход игры: воспитатель предлагает выбрать мнемотаблицу.

Последовательность работы с мнемотаблицами:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется чтение скороговорки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

Дидактическая игра «Скажи правильно»

Дидактическая игра ориентирована на дошкольников 5-7 лет. В игре могут принять участие от 4 до 6 игроков.

Цель: закреплять правильное употребление в речи предложных конструкций, упражнять в правильном выборе предлога, соответствующего ситуации.

Материал: панно со вставными картинками.

Ход игры: ребенок составляет предложение по демонстрируемому действию, употребляя правильный предлог.

Дидактическая игра «От яйца до птенца»

Дидактическая игра ориентирована на дошкольников 5-7 лет. В игре могут принять участие от 1 до 2 игроков.

Цель: закрепить полученные детьми знания о этапах развития птиц.

Материал: карточки с изображением этапов развития птицы.

Ход игры: ребенку предлагается разложить картинки по порядку в определенной последовательности и рассказать, как из яйца вырастает птенец.

Дидактическая игра «Строение птицы»

Дидактическая игра ориентирована на дошкольников 5-7 лет. В игре могут принять участие от 2 до 4 игроков.

Цель: формировать умение определять местонахождение частей тела птицы, закреплять названия частей тела.

Материал: картинка с изображением птицы, даны названия основных частей тела.

Ход игры: воспитатель называет часть тела, дети должны определить местоположение и показать на картинке.

3 сторона

Дидактическая игра «Создай семью»

Дидактическая игра ориентирована на дошкольников 5-7 лет. В игре могут принять участие от 6 до 10 игроков.

Материал: схемы поэтапного рисования птиц, лепки, оригами, создания птиц из бросового материала.

Цель: формировать умение создавать многоплановую композицию, театральное действие, развивать мелкую моторику, активизировать словарь детей, творческие способности.

Ход игры: педагог показывает детям варианты создания образов птиц, предлагает придумать и инсценировать сказку по желанию детей. Дети выбирают героев сказки, изготавливают их, выкладывают театральное действие и рассказывают о нем.

Дидактическая игра «Танграм»

Дидактическая игра ориентирована на дошкольников 5-7 лет. В игре могут принять участие от 4 до 6 игроков.

Цель: формировать умение детей самостоятельно играть в игры-головоломки, выкладывать из комплекта геометрических фигур различные силуэты птиц, развивать внимание, моторику, абстрактное и пространственное мышление.

Материал: набор геометрических фигур, схемы.

Ход игры: на каждого ребенка раздается 1 танграм (7частей). Используются все 7 частей. Плотно присоединяя детали друг к другу, дети составляют различные изображения птиц по образцам или по собственному замыслу.

Результативность использования многофункционального игрового пособия для детей дошкольного возраста экологического содержания

«Мир птиц»

Использование  пирамиды в воспитательно-образовательном процессе расширяет дидактические возможности обучения детей, положительно влияет на познавательную активность дошкольников, повышает интерес к изучению материала. Ребята становятся более активными и заинтересованными на занятиях, на которых  используется пирамида. Детей привлекает новизна проведения подобных занятий. Информация становится для них более доступной и понятной, что улучшает атмосферу понимания в группе, и дети становятся более нацеленными на работу. Использование данного многофункционального пособия на занятиях, в подгрупповой и индивидуальной работе, в самостоятельной деятельности решает такие задачи, как мобилизация психической активности детей, введение новизны в образовательный процесс, снижению у них дидактических затруднений, повышению активности и инициативности, а также уровня комфортности воспитания и обучения, увеличение возможности непроизвольного запоминания материала, выделение в материале главного и его систематизации.

Таким образом, систематическая работа с использованием многофункционального пособия в  воспитательно-образовательной работе позволяет получить стабильные и эффективные результаты при объединении индивидуальной и коллективной работы детей дошкольного возраста.

Список использованных источников

  1. Шорыгина Т.А.  Беседы о птицах с детьми 5-8 лет. –М.: ТЦ Сфера, 2017. -96 с. – (Вместе с детьми).
  2. Шорыгина Т.А.  Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство Гном, 2014. – 72 с. – (Знакомство с окружающим миром и развитие речи).
  3. методические ресурсы сайта ЕКЦОР http://school-collection.edu.ru/

Фотоприложение

C:\Users\Konstantin\Desktop\фото игра\IMG_6956.JPG   C:\Users\Konstantin\Desktop\фото игра\IMG_6957.JPG

C:\Users\Konstantin\Desktop\фото игра\IMG_6958.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональное дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Сенсорный планшет» Методические рекомендации

Дидактическое пособие предназначено для осуществления познавательного развития детей среднего и старшего дошкольного возраста....

Многофункциональное дидактическое пособие для детей дошкольного возраста "Чудо-дерево"

Многофункциональное дидактическое пособие  для детей дошкольного возраста "Чудо-дерево"...

Многофункциональное дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Очень интересные разные профессии»

Многофункциональное дидактическое пособие для детей дошкольного возраста "Очень интересные разные профессии"...

Многофункциональное игровое пособие для детей дошкольного возраста «Геометрический коврик»

Пособие способствует запоминанию основных геометрических фигур, благодаря использованию всех органов восприятия (слушаем название, смотрим изображение, трогаем руками, потом шагаем) дети лег...

Многофункциональное игровое пособие для детей дошкольного возраста «Геометрический коврик»

Данная игра предназначена для детей от 2-5 лет. Игровое пособие могут использовать как воспитатели ДОУ так и родители.Игра представляет собой дорожку из мягкого материала. Она и является игровым...

Многофункциональное дидактическое пособие для детей дошкольного возраста лэпбук на тему «Солнечная система»

Методические рекомендациипо использованию дидактического пособия будут полезны педагогам дошкольных образовательных организаций для осуществления совместной деятельности детей и взрослых и самостоятел...

Многофункциональное методическое пособие для детей дошкольного возраста «Цветные мешочки»

Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. Данное пособие направлено на развитие памяти, зрительного, пространственного и тактильного восприятия, мышления и речи. Развитие мелкой м...