Многофункциональное дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Сенсорный планшет» Методические рекомендации
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)
Дидактическое пособие предназначено для осуществления познавательного развития детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogofunktsionalnoe_didakticheskoe_posobie_plashet_publikatsiya.doc | 322 КБ |
Предварительный просмотр:
Многофункциональное дидактическое пособие
для детей дошкольного возраста
«Сенсорный планшет»
Автор: Лобашова Татьяна Викторовна,
воспитатель МБДОУ Д/с№23,
Камышин, Волгоградская обл.
Методические рекомендации по использованию дидактического пособия будут полезны педагогам дошкольных образовательных организаций для осуществления совместной деятельности детей и взрослых и самостоятельной деятельности детей; студентам педагогических ВУЗов и колледжей, логопедов, а также может быть использован родителями для развития детей дошкольного возраста. В непосредственно образовательной деятельности пособие выступает как демонстрационный материал, а также используется для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций.
Назначение:
Дидактическое пособие предназначено для осуществления познавательного развития детей среднего и старшего дошкольного возраста. Многофункциональность пособия заключается в том, что его можно использовать в коррекционной работе с детьми с ОВЗ, в различных видах детской деятельности и в зависимости от поставленных задач может использоваться в разных возрастных группах.
Пособие реализует принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО. Работа с дидактическим пособием формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности и направлено на сенсорное развитие дошкольников. Использование пособия в ДОУ способствует развитию у детей речи, внимания, мышления, обогащает знания об окружающей действительности. Уникальность данного пособия состоит в том, что оно оказывает помощь педагогу в обучении детей от 3 до 7 лет по многим темам образовательной программы Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы», а также позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребенка. Вариации упражнений, да и сами игры не имеют пределов. Пособие постоянно может пополняться новыми элементами.
Дидактическое пособие помогает реализовать принципы ФГОС:
- насыщенность – наличие игровых вспомогательных материалов для игровой активности детей;
- вариативность – наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, их периодическая сменяемость и появление новых предметов;
- трансформируемость – возможность изменения элементов, смены дидактического материала в зависимости от образовательной задачи;
- доступность – свободный доступ всех детей к играм, игрушкам, материалам.
В перспективе данное пособие может быть использовано как место для развертывания различных игровых сюжетов в самостоятельной и совместной с педагогом деятельности для детей среднего и старшего дошкольного возраста. В соответствии с возрастом детей усложнятся дидактические задачи, и дополняется вспомогательный материал новыми играми, игрушками и развивающими элементами.
Актуальность.
В дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом и других видов деятельности. Развитие мелкой моторики пальцев рук сказывается на развитии детской речи, внимании, умственной активности, развивает и стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Развивается воображение и фантазия. Уровень развития мелкой моторики важный показатель интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит и от его сенсорного развития. Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмоциональный мир.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны: учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение. Богат и разнообразен мир игры. Игра — не только метод обучения, развития, но и метод коррекции нарушений, активно используемый в педагогической практике с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на интеллектуальное, личностное и речевое развитие детей.
Актуальность данного пособия заключается в том, что в планшете собраны игры, упражнения, игровые задания, побуждающие ребенка к развитию, обучению, свободному активному общению со взрослыми и сверстниками, отвлекающие его от речевого дефекта. «Интерактивный планшет» привлекает внимание детей своей яркостью, мобильностью, многофункциональностью, простотой в использовании, разнообразием содержания.
Описание.
Сенсорный планшет — замечательная игрушка, дающая огромный простор для манипулирования маленьким ручкам, тренирующая тактильное и зрительное восприятие, ориентацию в пространстве, внимание, память, мышление, моторику рук, речь. Занимаясь с планшетом, ребенок освоит навыки сюжетно-ролевой игры и расширит свои представления об окружающем мире.
Многофункциональность пособия заключается в том, что его используют для различных видов деятельности, развития речи, познавательного развития, формировании элементарных математических представлений.
Сенсорный развивающий планшет представляет собой большое сюжетное полотно с липучками, пуговицами, шнурками и различными нашитыми деталями, выполненными из тканей с разной фактурой. К полотну прилагается набор дополнительных деталей, снабженных липучками и петельками. Их можно прикреплять к соответствующим застежкам, расположенным по всей поверхности планшета, и перемещать по нему в зависимости от сюжета игры.
Данное пособие рассчитано для игры с подгруппой детей до 6 человек под руководством воспитателя и самостоятельного использования детьми.
Цель: развивать у детей речь (связную речь, речь – доказательную), внимание, воображение, память, логическое мышление, мелкую моторику, коммуникативные способности; формировать дифференцированное восприятие качеств предметов, сенсорные эталоны; учить взаимодействовать в коллективе.
Задачи:
Обучающие:
1. Учить детей подбирать слова с противоположным значением (антонимы).
2. Учить детей образовывать сложные слова.
3. Учить детей использовать в речи сложноподчиненные предложения.
4. Учить подбирать глаголы к существительными.
5. Учить считать в пределах 10 (прямой и обратный счет, порядковый счет), сравнивать группы предметов (по величине, цвету, форме, количеству); обозначать цифрой результаты счета.
6. Обогащать словарный запас.
Развивающие:
1. Закрепить умение согласовывать числительные с существительными в роде, числе, падеже. 2. Развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, развивать слуховое внимание. 3. Развивать зрительное внимание, зрительную память, зрительно-пространственные представления. 4. Развивать мелкую моторику, ловкость рук, координацию движений. 5. Развивать воображение, мышление, прививать способность к анализу и синтезу, тренировать логику. 6. Способствовать развитию предметной деятельности, тактильной чувствительности; развитию глазамера. 7. Продолжать знакомить детей с сенсорными эталонами. 8. Закреплять предлоги «над» «под», «за», «на», «в», «к», «из», «между». 9. Способствовать развитию предметной деятельности, развитию тактильной чувствительности, развитию глазомера.
Воспитывающие: 1. Воспитания дружеских взаимоотношений в игре между детьми. 2. Воспитывать умение объективно оценивать свою работу, действовать по инструкции педагога. 3.Воспитывать самостоятельность.
Рекомендации по проведению игр:
• Поощряйте творческую инициативу ребенка.
• Ни в коем случае не ругайте за ошибки, не насмехайтесь даже «над самыми нелепыми попытками решения».
• Обязательно говорите ребенку, что он умный, способный. Разумеется, не нужно захваливать малыша, но начинать всегда следует с похвалы.
• Не спешите подсказывать, старайтесь, чтобы ребенок находил правильный ответ хоть и с вашей помощью, но все же, самостоятельно.
• Учите ребенка доказывать правильность своего ответа, отстаивать собственную точку зрения – это закрепляет его уверенность в себе, в своих силах. Поэтому, даже если ответ неправильный, всегда нужно спросить: «Почему ты так считаешь?»
• Старайтесь предупреждать возникновение негативных эмоций в процессе игры.
• Игры должны вызывать положительные эмоции, тогда у ребенка будет формироваться стойкая позитивная мотивация к умственной деятельности. Избегайте принуждения. Такая ситуация приводит к порождению отрицательных эмоций и формирует негативное отношение к любой умственной деятельности, в том числе и учебной. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.
Варианты дидактических игр с использованием развивающего пособия «Сенсорный планшет».
- сторона «Космос».
Описание: полотно с липучками, пуговицами, шнурками и различными нашитыми деталями, выполненными из тканей с разной фактурой (фетр, ситец). Полотно зрительно разбито на две части. В верхней части планшета находится солнечная система. Орбиты планет выложены жгутом белого цвета, планеты, ракеты, кометы сшиты из фетра и дополнены стеклярусом и пайетками. Солнце выполнено из ткани ситец, наполно синтепоном и вложена вовнутрь пищалка. Все детали крепятся на липучку. Метеоритный пояс был выполнен из бус прямоугольной формы, стеклярусом. В нижней части планшета находятся две планеты, выполнены из фетра, украшены пуговицами разной величины. Маленькая планета – карман, куда можно вкладывать игры – задания, познавательную информацию, картинки для рассматривания. А также прикреплен луноход, выполненный из фетра и бусин. На большой планете выполнена «темница» из сетки черного цвета и обшита вьюном. «Темница» закрыта на шнур, который провздет через воздушные петли из вьюна. В «темнице» находятся инопланетяне, сшитые из фетра разного цвета, на каждом из них висят бусы из крупного бисера от 1 до 10 шт. Выше планеты размещены разноцветные летательные аппараты (летающие тарелки), которые крепятся на липучку и выполнены из фетра. На каждой тарелке прикреплены бусины от 1до 10 шт. Ребенок должен расшнуровать темницу, рассадить инопланетян на свои корабли, предварительно посчитав бусины, на инопланетяне и летающей тарелке. Если цвет их и количество бусин совпали, то инопланетянин улетает на своей летающей тарелке на свою планету. Всего съемных предметов 47 шт.
1. Дидактическая игра «Путешествуем по Солнечной системе».
Космос, звезды – все по этой теме,
Наконец узнать пришла пора.
Путешествовать по Солнечной системе
Нам поможет новая игра.
Цели игры:
Обучающие:
1.Учить изменять имена существительные по числам; находить родственные слова; подбирать прилагательные к существительным; согласовывать местоимения с существительными, образовывать имена прилагательные от существительных.
2. Учить считать в пределах 10 (прямой и обратный счет, порядковый счет), сравнивать группы предметов (по величине, цвету, форме, количеству); обозначать цифрой результаты счета.
Развивающие:
1. Закрепить и систематизировать представления детей о Солнечной системе, Вселенной. 2. Развивать интерес к научному познанию социальной действительности, любознательность. 3. Развивать навыки ориентировки и пространственные представления. 4. Развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, развивать слуховое внимание. 5. Развивать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными). 6. Упражнять в координации речи с движениями, развивать мелкую моторику. 7. Продолжать знакомить детей с сенсорными эталонами.
Воспитывающие:
1.Воспитывать интерес и уважение к людям-первооткрывателям. 2. Воспитывать самостоятельность. 3. Воспитания дружеских взаимоотношений в игре.
Варианты дидактических игр:
1. Д/и «Освободи инопланетян». 2. Д/и «Звезды». 3. Игра «Наблюдатели». 4. Игра «Почему бывают зима и лето». 5. Игра «Почему бывают день и ночь». 6. Игра «От колесницы до ракеты». 7. Игра «Земля — планета, на которой мы живем». 8. Д/и «Кто это?». 9. Д/и «Расскажи и покажи». 10. Д/и «Вопрос – ответ». 11. Д/и «Загадки». 12. Д/и «Созвездия». 13. Д/и «Ребусы». 14. Д/и «Посчитай 1 – 2- 5». 15. Д/и «Собери предложение». 16. «Подскажи словечко». 17. Д/и «Почему звезды разные!»
ЦЕПОЧКА КОСМИЧЕСКИХ ЗАГАДОК
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный …
(телескоп)
Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя …
(астроном)
Астроном — он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная …
(Луна)
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая …
(Ракета)
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски …
(Космонавт)
Космонавт сидит в ракете,
Проклиная все на свете —
На орбите как назло
Появилось …
(НЛО)
НЛО летит к соседу
Из созвездья Андромеды,
В нем от скуки волком воет
Злой зеленый …
(Гуманоид)
Гуманоид с курса сбился,
В трех планетах заблудился,
Если звездной карты нету,
Не поможет скорость…
(Света)
Свет быстрее всех летает,
Километры не считает.
Дарит Солнце жизнь планетам,
Нам — тепло, хвосты — …
(Кометам)
Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора —
Это черная …
(Дыра)
В черных дырах темнота
Чем-то черным занята.
Там окончил свой полет
Межпланетный …
(Звездолёт)
Звездолет — стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные …
(Галактики)
А галактики летят
В рассыпную как хотят.
Очень здоровенная
Эта вся вселенная!
(О. Емельянова)
Самый первый в космос
Полетел с огромной скоростью
Отважный русский парень,
Наш космонавт ...
(Гагарин)
- сторона «Транспорт»
Описание: полотно с липучками, пуговицами, шнурками и различными нашитыми деталями, выполненными из тканей с разной фактурой (фетр, ситец). Полотно (размер 80см Х 135 см) разбито на три части (небо, земля, вода). Верхней части полотна находится воздушный транспорт, сделан он из фетра и художественной аппликации. Предметы крепятся на липучку. Так же вверху расположены солнце из фетра с семью лучиками по цвету спектра, облако белого цвета (фетр), обшитый по краю серебряным вьюном и тучка (флис) с тремя полосками вьюна разной длины, которые провздеваются в металлические колечки. В середине полотна выполнена дорога из тонкой серой шерсти. Разделители и пешеходные переходы выполнены из белого фетра. Дома, транспорт, светофоры, деревья выполнены из фетра. Машина, паровоз, герои страницы крепятся на липучку. Дорожки от домов - пуговицы одного размера (для развития мелкой моторики – прошагать пальчиками). Клумба сшита из фетра зеленого цвета, цветы пристегиваются на пуговицы – серединки. Клумба крепится на липучку. Около клумбы прикреплены лопатка и лейка. У паровоза все вагончики пронумерованы от 1 до 10, вагоны к поезду и друг к другу крепятся на воздушную петлю из резинки, колеса у всего состава из пуговиц. Ниже паровоза импровизированная железная дорога, которая выполнена из шнуровки (металлические кольца, шнурки разного цвета). Чуть выше паровоза здание вокзала – это карман на липучке, куда может вкладываться для детей сюрприз. В нижней части полотна водное пространство: здесь размещен водный транспорт (подводная лодка, парусник, корабль, теплоход, катер, баркас), маяк, которые крепятся на липучку. Чуть ниже водного транспорта находится лабиринт (сетка) с морскими обитателями. Украшен лабиринт вьюном, пуговицами - звездочка, что дает ребенку возможность передвигать предметы, ощупывать их. К планшету сшиты мягкие игрушки – машинки, которые с разным наполнителем и издают различные звуки (шуршат, гремят, звенят, пищат). Игрушки украшены пуговицами разного размера. Всего съемных предметов 55 шт.
Цель: Закреплять знания детей о видах транспорта.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с историей возникновения транспорта.
- Обогащать словарный запас детей по теме «Транспорт», «ПДД».
- Учить детей использовать в речи сложноподчиненные предложения.
- Учить считать в пределах 10 (прямой и обратный счет, порядковый счет).
- Учить составлять задачи и решать их.
- Расширить знания об улице, дороге, перекрестке.
Развивающие:
1. Закрепить знания детей о назначении специального транспорта. 2. Закрепить правила дорожного движения, дорожные знаки и их назначение.
3. Закрепить знания о светофоре.
4. Закрепить понятия об общественном транспорте, о правилах пользования им и поведении в нем.
5. Закрепить понятие «пешеход», «пешеходный переход», «тротуар», «пешеходная дорожка».
6. Упражнять в координации речи с движениями, развивать мелкую моторику. 7. Закрепление умения составлять описательные рассказы об автомобилях, используя схему-модель. 8. Закрепить умение классифицировать виды транспорта.
9. Закрепить знания детей о деталях транспорта, о том, кто им управляет. 10. Упражнять в образовании прилагательных от существительных; образовании существительных в родительном падеже; согласовании существительных с прилагательными и глаголами; образовании новых слов; составлении предложений из предложенных слов с использованием предлогов.
11. Закрепить знания о профессиях, связанных с транспортом.
12. Развивать познавательный интерес, логическое мышление, речевую активность, сенсорное развитие, творческое воображение и фантазию детей.
13. Упражнять в сравнении групп предметов по величине.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей культуру поведения на улице. Закрепить знания о правилах дорожного движения. 2. Воспитание интереса к особенностям и видам транспорта. 3. Воспитывать уважение к труду взрослых. 4. Повышать самооценку детей, способствовать улучшению их эмоционального благополучия. 5. Стимулировать познавательную активность детей.
Варианты дидактических игр:
- «Улица города».
Цель игры: Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств.
Материал: планшет с изображением улицы, деревья, автомобили, пешеходы, светофор, дорожные знаки.
Ход игры: Воспитатель рассматривает с детьми планшет с изображением улицы, задает ряд вопросов.
Свои ответы дети сопровождают показом на планшете.
Вопросы к детям:
- Какие дома на нашей улице?
- Какое движение на нашей улице – одностороннее или двустороннее?
- Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить машины?
- Что такое перекресток? Где и как нужно переходить улицу?
- Как обозначается пешеходный переход?
- Как регулируется движение на улице?
- Какие сигналы светофора вы знаете?
- Какие дорожные знаки есть на улице? Для чего они предназначены?
- Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?
- Как надо вести себя в автобусе?
- Можно ли играть на улице?
-Далее воспитатель предлагает детям «проехать» по улице, соблюдая ПДД. Затем кто-то из детей исполняет роль пешехода. Выигрывает тот, кто хорошо и без ошибок справляется с ролью водителя и пешехода.
2. Игра «Загадки – отгадки».
* * *
Дом по улице идёт,
На работу нас везёт. (Автобус)
* * *
Ни корабль, ни лодка,
Ни вёсел, ни паруса,
А плывёт — не тонет. (Плот)
* * *
Под водой железный кит,
Днём и ночью кит не спит,
Днём и ночью под водой
Охраняет твой покой. (Подводная лодка)
* * *
На море, в реках и озёрах
Я плаваю, проворный, скорый.
Среди военных кораблей
Известен лёгкостью своей. (Катер)
* * *
К лежебоке у реки
Притащил я две руки.
По руке к бокам приладил
И поплыл по водной глади. (Лодка с вёслами)
* * *
По асфальту идёт дом,
Ребятишек много в нём,
А над крышей вожжи,
Без них ходить не может. (Троллейбус)
* * *
Быки по городу бегут,
Рогатые людей везут.
Но лишь опустятся рога,
Тотчас закончатся бега. (Троллейбус)
* * *
Чтоб тебя я повёз,
Мне не нужен овёс.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резину.
И тогда, поднявши пыль,
Побежит... (автомобиль).
* * *
Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землёй. (Метро)
* * *
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга прицепились
И помчались, в путь далёк,
Лишь оставили дымок. (Вагоны и паровоз)
* * *
Этот конь не ест овса.
Вместо ног — два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём. (Велосипед)
* * *
Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост —
И поднимется до звёзд. (Ракета)
* * *
Он гудит и чертит мелом,
Он рисует белым-белым
На бумаге голубой
Над моею головой. (Самолёт)
* * *
С виду — это самолёт:
Крылья есть, и есть пилот.
Хорошо летать умеет,
Но мотора не имеет. (Планер)
- Игра «Летит, плывёт, едет».
(Игра, которая в увлекательной форме знакомит детей с видами транспорта: наземным, воздушным, водным.) - Игра «Красный, жёлтый, зелёный».
(Игра способствует изучению правил дорожного движения.)
- Д/и «Угадай, какой знак?».
- Д/и «Светофор»
- «Путешествие на машинах»
- Д/и «Верно - неверно»
- «Д/и Мы - пассажиры»
- Д/и «Четвертый лишний».
- Д/и «Что изменилось?».
- Д/и «Закончи предложение».
- Д/и «Какой по счету?»
- Д/и «Опиши, а я отгадаю».
- Д/и «Загадки – отгадки».
- Д/и “Да - нет”
Результаты использования:
За период работы с пособием у детей наблюдалась положительная динамика уровня развития мелкой моторики, связанной речи, речи – доказательной, к развитию познавательной и творческой активности ребенка, к формированию психических процессов: внимания, мышления, памяти. Практика использования данного пособия показывает, ребенок не отвлекается в игре от занятия, а наоборот занимается в игре.
Играя, ребенок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения.
Использование интерактивного планшета помогает организовать работу разнообразнее, поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для родителей воспитанников младшего дошкольного возраста "Сенсорное воспитание"
Методические рекомендации для родителей воспитанников младшего дошкольного возраста "Сенсорное воспитание"...
Дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Сенсорные дорожки»
Дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Сенсорные дорожки»...
Семинар практикум для родителей детей дошкольного возраста "Сенсорное воспитание в домашних условиях"
Обзор игр и упражнений для сенсорного развития детей дошкольного возраста в домашних условиях...
Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Сенсорное развитие детей»
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положений в пространстве, а также запахе, вкусе. И...
Пособие для развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста «Сенсорная клавиатура»
Пособие для развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста «Сенсорная клавиатура»...
Сенсорная интеграция детей дошкольного возраста. « Сенсорный портрет ребенка дошкольного возраста, как основа для проектирования индивидуальной работы»
У детей с нарушением сенсорной интеграции происходит сбой в обработке полученных от рецепторов данных. Синдром проявляется в поведении, тактильных ощущениях, познавательном и моторном развитии. Дети с...
Дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста. Сенсорная адаптационно - дидактическая ширма «Времена года»
Дидактическое пособие «Сенсорная адаптационно -дидактическая ширма», создано в первую очередь для работы с детьми в период адаптации к детскому саду. Когда дети видят необычный новый для н...