НОД "Воздух и его свойства" для детей старшего дошкольного возраста (эксперементирование)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект открытой образовательной деятельности ( экспериментирование)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_teme_vozdukh_i_ego_svoystva_dlya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.rar | 708.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида №59 «Колокольчик» г. Мытищи
Конспект открытой образовательной деятельности
Исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Воздух и его свойства»
Образовательная область «Познание»
Автор: Виноградова Светлана Сергеевна,
воспитатель 2 квалификационной категории
2013г.
Программное содержание:
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Задачи:
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
- развивать навыки проведения опытов;
- расширять и активизировать словарь детей;
- поощрять выдвижение гипотез;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- воспитывать аккуратность при работе с водой.
- развивать психические качества (ощущение, восприятие, память, внимание, речь), мыслительные операции, познавательные интересы, наблюдательность, наглядно-действенное и словесно-логическое мышление;
- развивать умения слушать, управлять своим поведением, работать в коллективе.
- воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.
Гипотезы:
- воздух постоянно нас окружает;
- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- воздух легче воды;
- воздух есть внутри предметов;
- воздух есть внутри людей;
- без воздуха не возможна жизнь;
- воздух не имеет запаха, но может передавать запах;
- ветер - движение воздуха.
Предварительная работа: наблюдения на улице, игра «мыльные пузыри», чтение художественной литературы, показ презентации « Свойства воздуха».
Словарная работа: бесцветный, газ, невидимый. Учить отвечать на вопросы распространенными предложениями, участвовать в диалоге.
Взаимосвязь с другими областями: «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Материалы к занятию:
- баночки с «запахом»;
- фольга (по количеству детей);
- спасательные нарукавники;
- миска (желательно стеклянная) 2 шт ;
- стакан;
- игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые;
- сундучок;
- стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей;
- чеснок, чеснокодавилка;
- веера по количеству детей;
- песочные часы;
- воздушные шары по количеству детей;
- кружки из бумаги по 1 зеленому и 1 красному на каждого ребенка;
- фонограмма «Шум моря».
Использованная литература:
- Л.Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» , М., «Вако», 2007
- Каменева Л.М. « Как знакомить дошкольников с природой», М., «Просвещение»,1978
- Иванова А.И. «Экологические эксперименты и наблюдения в детском саду», М., «Сфера», 2004
- www.pedagoginfo.com
- www.wiki.rdf.ru
Ход ООД.
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух! Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом - воздухом. Воздух есть везде - на улице, в комнате, в земле, в воде. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.
Интересно, а кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видела воздух! А вы, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: воздух прозрачный, через него все видно, бесцветный, невидимый.
Воспитатель: Ребята, а давайте докажем, что воздух всё-таки есть!
Воспитатель показывает стакан. Как вы считаете этот стакан пустой? Посмотрите внимательно, есть ли в нем что-нибудь?
А сейчас мы это проверим.
Опыт « Пузырьки воздуха»
Воспитатель: каждый возьмите стакан и проделайте тоже самое. Стакан держите прямо и опускайте медленно. Что получается? Почему вода не попадает в стакан? Что мешает опустить стакан?
Давайте сделаем вывод: в стакане есть воздух , это он не пускает туда воду.
А теперь я снова предлагаю опустить стакан в воду, но теперь держать стакан не прямо, а чуть наклонив.
Что появляется в воде? (пузырьки). Откуда они появились? ( Воздух выходит из стакана его место занимает вода)
А почему же сначала мы думали, что стакан пустой? ( Потому что воздух не видим, он прозрачный)
Именно поэтому воздух называют невидимкой.
А что еще бывает прозрачным? Давайте найдем прозрачные предметы в группе (стекло, лампочка)
Воспитатель: чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт. «Поиск воздуха» (с воздушными шарами).
Воспитатель: Возьмите воздушный шарик. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в шарик воздух и закручиваем его. Шар полон воздуха. Воздух занял всё место в шарике. Можно сделать вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в шарике. Предлагаю вам еще и услышать его. А для этого спустите наши шарики.
Опыт. «Образование звука».
Воспитатель: а теперь возьмите кусочек фольги и приложите к губам и подуйте вдоль на нее так, чтобы получился звук. Как можно услышать звук? Что происходит?
Дети: мы вдыхаем струю воздуха, край бумаги дрожит. Он заставляет дрожать и воздух, поэтому возникает звук.
Воспитатель: можно сделать вывод, что звук возникает, когда дрожит воздух.
Опыт с нарукавниками.
Воспитатель: летом я видела, как люди используют такой «запертый», пойманный воздух! На море! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видела у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг! А вот у меня есть детские спасательные нарукавники. Давайте из них выпустим воздух. Воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает! Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать. Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? (Достает сундучок).
Дидактическая игра: «Тонет - не тонет». (дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в два тазика).
Воспитатель: молодцы, ребята! Помогли ! Теперь вы знаете, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. А теперь немножко отдохнем.
Физкультминутка.
Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело (засучиваем рукава)
Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)
Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)
Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)
Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте)
Воспитатель: Отдохнули, а теперь прошу всех за столики (на столах стоят стаканчики с водой и трубочками).
Теперь мы знаем, что в предметах, где, кажется пусто, на самом деле спрятался воздух. А интересно внутри людей есть воздух?
Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?
Опыт. «Воздух в человеке».
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Дети: Через нос.
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Воспитатель: Но мы ведь можем его почувствовать носиком. Я возьму чеснок и раздавлю его. Ой! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Давайте, лучше зажмем носики, и не будем дышать.
Опыт «Не дышу».
Ставит песочные часы, а ребята зажимают нос и стараются не дышать
Воспитатель: вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты! Ребята, как вы думаете, почему?
Дети: всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.
Воспитатель: а давайте, избавимся от запаха чеснока. Как вы думаете, что для этого нужно сделать?
Дети: проветрить комнату.
Воспитатель: ребята, хотите устроить ветер?
Дети: Да.
Опыт «Ветер».
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Воспитатель: значит, когда воздух движется, получается ветер.
А как вы думаете, что это такое ветер? (Ветер – это движение воздуха в природе) Вам приходилось его чувствовать? Какой бывает ветер?
Дети: Слабый ветерок называется - бриз. Ветер посильнее, когда на море волны поднимаются, такой ветер называется шторм. А очень сильный ветер, когда в море переворачиваются корабли, такой ветер называется – ураган.
Релаксация «На берегу моря»
Закройте глаза, мы с вами отдохнем.
Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Я вдыхаю его чистый, свежий воздух. Колышется трава на лугу. Надо мной гордо кружат птицы. Мне хорошо и приятно. Я очень рад, что встретился с удивительным миром природы. Я хочу жить в мире с природой.
Воспитатель: итак, воздух окружает нас. Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух, если он чистый, запаха не имеет. Но он хорошо присваивает чужие запахи.
Чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, сосновой смолой, дымом, если по близости горит костер и т.д.). Предлагаю в этом убедиться.
Опыт «Есть ли вкус и запах у воздуха?»
Воспитатель: в баночках были предметы с сильными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что было в баночках.
Вывод: собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества. Ребята, скажите, а воздух имеет вкус? Мы можем его попробовать? Откройте рот и вдохните. Что-нибудь чувствуете?
Дети: нет.
Воспитатель: какой вывод мы можем сделать? Воздух имеет вкус?
Дети: воздух не имеет вкуса.
Воспитатель: как много мы сегодня узнали о воздухе!
- что воздух постоянно нас окружает;
- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- что воздух легче воды;
- что воздух есть внутри предметов;
- что воздух есть внутри людей;
- что без воздуха не возможна жизнь;
- что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;
- что ветер - движение воздуха.
Давайте еще раз все закрепим. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка: один красный и один синий. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны -поднимите синий кружок, если не согласны- красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны!
Воздух окружает нас со всех сторон.
Воздух можно услышать
Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
Воздух имеет свой вкус.
Чистый воздух не имеет запаха.
Человек может жить без воздуха.
Ветер- это движение воздуха.
Ребята, я благодарю вас за внимание. На память вы можете взять себе воздушный шар, чтобы дома поймать нашего нового знакомого невидимку.
И нам, ребята, пора сказать до свидания. Скорей оденемся и пойдём на улицу - дышать свежим воздухом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста Раздел программы...
8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ
8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...
Консультация для воспитателей ДОУ по познавательной активности в процессе детского эксперементирования детей старшего дошкольного возраста
Одно из направлений экспериментальной деятельности, которое мы активно используем,- опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. О...
Презентация " Познавательная активность детей младшего дошкольного возраста: эксперементирование с водой"
Люди, научившиеся …наблюдениям иопытам, приобретают способность самиставить вопросы и получать на нихфактические ответы, оказываясь на болеевысоком умственном и нравственном уровнев сравнении с т...
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание», "Эксперементирование" Тема: «Часы».
Цель: познакомить детей с часами, как прибором для измерения времени. Систематизировать знания о видах часов и истории их возникновения. Дать представления о временных интервалах....
Педагогическая статья "Игры-эксперементирования как средство ознакомления со свойствами предмета детей старшего дошкольного возраста"
Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования. Обществу просто необходимы дети, знания которых, полученные в результате собственного эксперимента,и...
СТАТЬЯ "ИГРЫ-ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СВОЙСТВАМИ ПРЕДМЕТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
СТАТЬЯ "ИГРЫ-ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СВОЙСТВАМИ ПРЕДМЕТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...