"В гости к зимующим птицам"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Васильева Яна Витальевна

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ios.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

                 Конспект НОД «В гости к зимующим птицам»

                             «В гости к зимующим птицам»

Цель: Формирование общих представлений о зимующих птицах.

I.Образовательные задачи: 1. Познакомить со строением тела птиц, органами чувств, их оперением. 2. Закрепить знания о питании птиц, их передвижении. 3. Учить наблюдать за птицами, обращать внимание на интересные моменты.

II.Развивающие задачи: 1. Развивать связную речь детей (умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос и грамотно строить собственное высказывание). 2. Развивать мыслительные процессы: сравнение, сопоставление, анализ, обобщение.

III.Воспитательные задачи: 1. Воспитывать бережное отношение к живому миру природы. 2. Воспитывать желание заботится о птицах, подкармливать их зимой.

Материалы и оборудование: птицы, живущие на участке; несколько видов корма: зерна, белый хлеб, кусочек несоленого свиного или говяжьего сала; несколько бумажных коробочек, изготовленных самостоятельно на занятиях по труду; белый хлеб, привязанный за прочную корку к длинной толстой нити или тонкой бечевке.

Методические рекомендации:

Занятие на улице лучше проводить зимой. Тогда и птиц слетится много, и кормление пройдет активно. Чтобы занятие прошло успешно, дети должны вести себя спокойно.

Ход занятия:

1. Оргмомент: Ребята, хотите отправиться в гости к зимующим птицам, которые прилетают к нам на участок? А как мы будем вести себя на участке (спокойно, не делать резких движений, чтобы не спугнуть птиц)

2. Рассматриваем строение тела птицы

- Ребята, давайте рассмотрим эту птицу. Вы видели её не раз и сейчас, наблюдая глазками, сможете много о ней рассказать. Из каких частей состоит тело птицы? (Голова, туловище, хвост.) Что есть на голове? Есть ли уши? (Есть, только они не видны из-за перьев. Наружных ушей нет.) Клюв птицы – это рот или нос? (Небольшая дискуссия. Дети высказывают свою точку зрения).

- Какие конечности есть у птицы? (Крылья, ноги.) Опишите крылья Рассмотрите и опишите ноги (ноги у птицы тонкие, в верхней части покрыты перьями; в нижней части покрыты чешуйками; на ногах четыре длинных и тонких пальца. ; на пальцах длинные, острые, загнутые когти. ; при ходьбе они широко расставлены в стороны, поэтому птица стоит устойчиво). Посчитайте, сколько пальцев? Куда они направлены? Рассмотрите и опишите хвост.

3. Рассматривание перьев.

- Расскажите, чем покрыто тело птицы. (Перьями.) Как они окрашены? Как такая окраска помогает птице выжить? (У воробьев окраска перьев покровительственная - это помогает им маскироваться на фоне почвы и веток деревьев. Вороны, грачи и сороки почти не имеют врагов, поэтому их окраска для них не так важна. Окрас голубей, определяется селекционной работой человека.) Везде ли эти перья одинаковы по размеру? (Самые короткие – по голове, потом они становятся длиннее и длиннее, и самые длинные – на крыльях и хвосте.) В какую сторону они направлены? (Спереди назад.) Как они расположены? (Налегают друг на друга.) Почему перья расположены именно таким образом? Как это помогает птице? (При полете перья не топорщатся и не мешают движению. Кроме того, при полете не выдувается из-под перьев тепло.)

4. Физкультминутка «Синица»

Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится (прыжки на месте на левой ноге)

Прыг-скок, прыг-скок (прыжки на правой ноге)

Завертелась как волчок. (кружимся на мест

Вот присела на минутку (присели)

Почесала клювом грудку (встали, наклоны головы вправо-влево)

И с дорожки-на плетень (прыжки на месте на левой ноге)

Тири-тири (прыжки на месте на правой ноге)

Тень-тень-тень! (прыжки на правой ноге).

5. Питание птиц.

-А как вы думаете, ребята, легко птицам добывать себе зимой пищу? Где и чем они питаются? Как человек может помочь птицам? Давайте посмотрим, как птицы клюют. Нужно бросить немного семечек. (Ребята наблюдают и высказывают свои впечатления). Теперь проверим, какой корм они любят больше всего (семечки, хлебные крошки, пшено). Ребята, насыпьте каждый вид корма отдельные коробочки и осторожно поставьте их на землю. Так что же они съели в первую очередь? Почему?

6. Органы чувств.

- Вы видели, как птицы ели корм. Как вы думаете, видят ли птицы?

Различают ли птицы вкус пищи? А слышат? Давайте по очереди посвистим в свои свистки и подуем в дудочку (обсуждаем результат). На голове по бокам у нее есть уши, только они закрыты перьями. Птица слышит очень хорошо. Теперь поняли, почему я постоянно напоминаю, что около птиц надо вести себя тихо? Птица же не понимает, что мы ей говорим, поэтому пугается каждого резкого звука.

Эксперимент: Понаблюдаем, если подойти к птице строго сзади, увидит ли она наблюдающего. Сделаем большой круг, чтобы она нас не заметила. Почему птицаувидела наблюдающего? (У нее глаза расположены по бокам головы, а не так как у нас – спереди. Поэтому она видит не только спереди, но и сзади.)

7. Передвижение птицы (Блок реализуется в любом месте занятия – в то время, когда птицы ходят или летают.)

- Расскажите, как птица ходит. Как она летает? Что она делает, когда собирается сесть на землю (на ветку дерева или жердочку? При полете ноги птицы прижаты к туловищу. При посадке на землю птица делает небольшой круг и выставляет ноги вперед, а хвост в это время раздвигает веером. Такой расширившийся хвост, во-первых служит тормозом, гасит скорость, а во-вторых, помогает спланировать и сделать посадку мягкой, иначе при потере скорости птица упала бы на землю очень резко. Почему птица не падает, когда сидит на ветке? А мы так сможем? После занятия проверим в группе

.8. Участие крыльев, хвоста и конечностей при движении птиц.

- В следующем опыте внимательно следите за птицами. Обратите внимание, что делают крылья, хвост и ноги, когда птица немного взлетает.

Учитель-логопед бросает на далекое расстояние кусок белого хлеба, привязанный к длиной тонкой веревке. Конец веревки он держит в руке. Когда птицы замечают хлеб и начинают его клевать, педагог осторожно тянет его за веревку. Так повторяет несколько раз. Вскоре конец веревки можно передать кому-нибудь из детей.

Стараясь догнать хлеб, птицы подпрыгивают и подлетают за ним. В это время дети могут хорошо изучить роль не только крыльев, но и хвоста. Если расстояние для полета небольшое, ноги птиц остаются прямыми. Когда расстояние увеличивается и требуется небольшой перелет, ноги на короткое время прижимаются к туловищу, а затем опять выставляются вперед.

9. Подвижная игра «Птицелов».

Цель: Учить определять название птиц. Развивать умение ориентироваться на местности посредством слухового восприятия.

В лесу, во лесочке на зелёном дубочке, птички поют.

Ай, птицелов идёт! Он в неволю нас возьмёт!

Птицы, улетайте!

10. Сравнение разных птиц между собой.

Проводится в том случае, если дети имеют возможность наблюдать одновременно двух и более птиц.

Учитель-логопед. Скажите, пожалуйста, чем птицы отличаются друг от друга? Например, воробей и голубь?

Учитель-логопед называет тех птиц, которых дети в настоящее время видят перед собой.

11. Рассуждения детей:

-А теперь задам вопрос потруднее: каких животных называют птицами?

Рекомендация. Данный блок занятия может идти двояко.

Если дети называют разные второстепенные признаки, педагог, превращая диалог в шутку, им противоречит. (Например, дети говорят, что птицы откладывают яйца. Учитель-логопед возражает: кроме птиц, яйца откладывают черепахи, змеи, насекомые многие другие животные. Примеры других таких противоречий приведены ниже.)

Если они сразу называют ключевой признак – наличие перьев –Учитель-логопед избирает иную тактику. Он задает серию вопросов, рассчитанных на то, чтобы вовлечь детей в спор. Ответ на вопросы должны придумать сами дети.

- Можно ли назвать птицами животных, которые ходят на двух ногах? (Нет. На двух ногах ходят и человек, а раньше ходили динозавры.)

- Можно ли назвать птицами животных, которые питаются зернами? (Нет, зернами питаются многие животные – грызуны, насекомые, лошади.)

- Можно ли назвать птицами животных, которые летают? (У которых есть крылья)(Нет. Кроме птиц летают бабочки, жуки, комары, летучие мыши.)

- Можно ли назвать птицами животных, которые откладывают яйца? (нет. Кроме птицоткладывают яйца все насекомые, черви, черепахи, змеи)

- Можно ли назвать птицами животных, у которых есть клюв? (Нет, клюв есть и у некоторых зверей, например у утконоса. Этот вопрос можно и не задавать, если занятие вышло нагруженным.)

- Так что же такое есть у птиц, чего нет ни у каких других животных?

После некоторых раздумий, дети самостоятельно приходят к выводу, что у названных видов животных нет перьев.

- Правильно. Ведь у Птиц есть и второе название: пернатые. Ни у кого, кроме птиц, перьев нет.

12. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность "Каркуша в гостях у зимующих птиц" средняя группа

Образовательная деятельность очень важна для детей. НЕпосредственная образовательная деятельность дает право ребенку выбирать чем он будет заниматься. Наша задача взрослых заинтересовать его....

Конспект открытой НОД для родителей по познавательному развитию с интеграцией образовательных областей : «Художественное творчество», «Физическая культура», «Коммуникация» Тема: "В гостях у зимующих птиц"

Программное содержание:1. Закрепить понятие «зимующие птицы».2. Закрепить представление о видах питания зимующих птиц.3. Закрепить названия зимующих птиц: синица, воробей, снегирь, сорока, ворона.4. Р...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы на тему «В гости к зимующим птицам»

Цель: формирование общих представлений о зимующих птицах.Образовательные задачи:- Познакомить со  строением тела птиц, органами чувств, их оперением.Закрепить знания о питании птиц, их передвижен...

Занятие по физкультуре « В гостях у зимующих птиц» ( для детей 3-4 лет)

Занятие по физкультуре « В гостях у зимующих птиц»( для детей 3-4 лет)...

«В гостях у зимующих птиц»

Задачи по образовательным областям:Социально-коммуникативная:- вызвать у детей эмоциональный отклик на игровую деятельность и желание участвовать в ней; -развивать самостоятельность-формиро...

Конспект НОД по речевому развитию "Лаборатория юного эколога: в гостях у зимующих птиц".

Конспект НОД по речевому развитию "Лаборатория юного эколога : в гостях у зимующих птиц" для детей средней группы...

Викторина "В гостях у зимующих птиц"

Викторина о зимующих птицах для детей дошкольного возраста ...