«Кладовая гномов. Исследовательская деятельность с камнем»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Сидоркина Жанна Александровна

конспект занятия в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovanie_kamnya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе на тему:

 «Кладовая гномов. Исследовательская деятельность с камнем»

Подготовила и провела:

воспитатель  Сидоркина Ж.А.


1.
Тема: «Кладовая гномов».
2.
Возраст детей: 6 лет.
3.
Длительность:25-30 минут.
4.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
5.
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, социализация и т.д.
6.
 Цели: Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование. Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями; учить классифицировать камни по разным признакам. 
Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшения построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор). Показать изделия из драгоценных камней. Учить классифицировать камни по разным признакам. Поддерживать интерес к опытнической работе. Развитие тактильных ощущений, умение делать выводы, отстаивать свою точку зрения. 
7.
Образовательные задачи: 
Вызывать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о свойствах и качествах предметов неживой природы.
Закреплять знания детей об окружающем мире, о камнях. Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление. Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.
8.
Развивающие задачи
Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
Учить работать по плану, закреплять навыки работы последовательно, в определенном порядке
Познакомить со свойствами камней (легкий -тяжелый, мягкий -твердый, гладкий -шероховатый, тонет -не тонет, имеет цвет и др.)
9.
Воспитательные задачи
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
Развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
Воспитывать любознательность.
Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.
Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.
10.
Методы и приемы: 
Словесные: вопросы, художественное слово.
Наглядные: иллюстрации, , шкатулка с камнями.
Практические: физминутка, исследование предметов.
Предварительная работа: беседа об образовании гор. Беседа о профессиях (геолог, шахтёр). Чтение (английская народная сказка «Три поросёнка»; Братья Гримм. «Белоснежка и семь гномов»; Г.Х.Андерсен. «Огниво»; П.П.Бажов. «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы»; Н.А. Рыжова. «О чём шептались камешки»).
11.  
Словарная работа: обогащать словарь новыми словами: керамзит, лаборатория, известняк. аметист, малахит, яшма, гранат, агат,
12.
Форма проведения: познавательно - исследовательская деятельность.
13.
Используемые современные технологии: здоровьесберегающие, личностно- ориентированные и т.д.
14.
Оборудование: речные камни, увеличительное стекло (лупа) прозрачный стакан с водой, ложка, цветной картон, декоративные камни для аквариума, камни из коллекции, лимон, мел.


Ход занятия


Учёные Нам говорят,

Что много лет назад,
В ужасном Беспорядке,
В земле Возникли складки.
Хребты, Отроги и утёс.
И камень, О который ты Разбил
Сегодня Нос.
Воспитатель: Ребята, о чём это стихотворение? (О камнях). Где можно найти камни? (В горах или у их подножия на берегу рек и морей). Ребята, вспомните, как называлась сказка, которую написали братья Гримм, где главные герои добывают камни в подземелье? (Белоснежка и семь гномов). Вспомните, как их зовут. (Дог, Ворчун, Весельчак, Чихун, Тихоня, Соня, Простак). Сегодня гномы у нас в гостях. Показ на мультимедийном пректоре.
Воспитатель: А давайте дадим гномам наши имена. Например, по дням недели.
Гном по имени Понедельник любит строить и всё знает о камнях- строителях. (Демонстрирует булыжник, известняк). Вспомните, из чего построили свои домики три брата- поросёнка из английской народной сказки, которую мы читали на прошлой недели? (Ответы детей).
Давайте вместе вспомним, как и из чего строят дома люди? (Из дерева, хвороста, камня, досок и т.д.). Всё правильно, дома можно строить из чего угодно, но самые надёжные дома получаются из камня.
А теперь давайте поиграем. Игровое упражнение «Что лишнее?» (на столе лежат булыжник, кирпич). Найти объект, который не похож на остальные. (По форме - булыжник, по употреблению - булочка.). Что общего между кирпичом и булыжником? Чем они отличаются ? (Булыжник создала природа, а кирпич  сделал человек).
Воспитатель: Какой следующий гном к нам пожалует?
Гном по имени Вторник по натуре своей исследователь. Он предлагает нам проверить ощущения, которые проявляются при исследовании камней.
Игра «Ящик ощущений» (В ящике только камни). Я буду описывать камень, а вы его на ощупь отыщите среди других образцов. Отыщите, пожалуйста, самый маленький, круглый. Гладкий камень, похожий на пуговичку. Отыщите, пожалуйста, гладкий. Овальный камень, самый лёгкий. Отыщите. Пожалуйста, самый тяжёлый, шершавый камень.
Воспитатель: Вторник спрашивает: когда камень бывает мокрым? Блестящим? Горячим? Шипящим? Интересным? Привлекательным?
Выслушиваются и обсуждаются все ответы детей, какими бы парадоксальными они ни оказались.
Воспитатель: Гном по имени Среда приглашает вас в свою лабораторию для проведения научных экспериментов. Он предлагает тщательно вымыть руки и надеть белые колпаки: у него в лаборатории всё стерильно.
Опыт 1. «Какими бываю камни?» Рассмотреть внимательно, найти самый большой и самый маленький (самый красивый и самый не выразительный). Обосновать свой выбор.
Опыт 2. Выложить камни в ряд  – от самого большого к самому маленькому (знакомство с множеством), от самого шершавого до самого гладкого (упражнения на сенсорику) и т.п.
Внимательно рассмотреть самый круглый камень (гальку). Почему у него нет острых углов? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок- острые углы постепенно исчезают, камешки становятся округлыми). А раньше углы были? Можно взять несколько камешков в ладони, потрясти их и послушать, как они стучат друг о друга.
Опыт 4. «Что видно на камне?». Рассмотреть разные камни через лупу. Что вы видите? (Кристаллики, трещины, узоры).
Опыт 5. В одну руку взять камешек, в другую - пластилин. Сжать обе ладони. Сравнить, что произошло с камешком, а что с пластилином. Почему?(Камешек твёрдый. Твёрже пластилина.) Попробуем постучать комочком пластилина о камень и двумя камнями друг о друга. В чём разница?
Опыт 7: «Тонет- не тонет». Что произойдёт, если мы положим камень в воду? Может ли он плавать? Возьмём гальку и окатыш керамзита, сравним их по весу, затем одновременно опустим в воду. Что произошло с каждым из них? Почему? Что стало с керамзитом? Желательно, чтобы дети сами сделали вывод, что в керамзите много пузырьков воздуха. Поэтому он не тонет. Какой стала галька? Чем она отличается от сухой? Какого цвета мокрые камешки. По сравнению с сухими?
Опыт 8. Потрогать разные камни: холодные они или тёплые? Зажать камешек в кулаке: стал ли он теплее? Подержать под лампой: что изменилось?
Опыт 9. Могут ли камни издавать звуки? Постучим разными камнями друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются, или чем-то отличаются? А может ли камень шипеть? Возьмем кусочек мела и капнем на него соком лимона. Что происходит? (Камень злиться, «Шипит» - ему не нравится лимонный сок).
Воспитатель: Гном по имени Четверг интересуется камнями, которыми можно писать. Ребята, а кто назовёт мне камни, которыми можно поискать и рисовать? (Мел, уголь). Ими действительно легко рисовать на асфальте. А как они появились? А на бумаге вы чем рисуете? (Карандашами). Если быть точными, его грифелем, изготовленным из графита - тёмно- серого мягкого минерала.
Физминутка :
Раз, два, три, четыре, пять! (Дети стоят лицом в круг, руки на поясе, выполняют повороты влево - вправо.)
Будем строить и играть! (Ритмично выполняют приседания.)
Дом большой, высокий строим (встают на носки и тянуться руками вверх).
Окна ставим, крышу кроем (выполняют прыжки на месте).
Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперёд.)
Будет жить в нём старый гном! (Приседают.) (2 раза).
Воспитатель: Гном по имени Пятница изучает камни, образовавшиеся из растений и животных. Это уголь, янтарь, жемчуг, коралл (демонстрация камней). Ребята, покажите мне пожалуйста, знакомый для вас камни и расскажите чем он вам запомнился? (Дети дают ответы - как зародилась жемчужина (из песчинок) и т.д.)
Воспитатель: Какие вы знаете сказки, в которых говориться о камнях? Какие орудия труда помогают гномам добывать камни? Где можно найти камни в современной квартире?
Вернёмся к нашим друзьям гномам. Гном по имени Суббота увлекается астрологией, наукой, изучающей влияние небесных тел на судьбу и здоровье человека.
Астрологи утверждают, что каждый драгоценный камень принадлежит к определённому знаку Зодиака, т.е. камень-талисман: например, у Рака это изумруд, жемчуг; у Льва- янтарь, топаз, У Девы- нефрит. Дети, кто может поделиться секретом и рассказать, у кого какой камень- талисман. (3-4 ответа). Какие вы молодцы, что знаете, так много камней. Талисман охраняет своего владельца от дурных влияний, защищает от несчастий, недугов, дурного глаза, от злых чар и т.д. 
Загадочным блеском сверкают каменья,
Таят человека черты.
Камень надежды,
Камень терпенья,
Камень мечты.
Камень рассвета,
Камень заката,
Камень ночей. (Б. Дубровин).
Воспитатель: Гном по имени Воскресенье всё своё время посвящает драгоценным камням. Он знает о камнях все мифы, легенды и сказания. Заботится о камнях, сторожит их. Воскресенье просит нарисовать ему помощниц- ящерок, охраняющих подземные кладовые сокровищ.
Организуется рисование манной крупой по клейстеру с использованием трафарета.
Ребят, я предлагаю каждому из вас поместить свою змейку на камень, который она будет охранять. В каждой стране существовали хранители подземных богатств - сказочные герои народов мира. (Показ картинок). Мы с вами уже познакомились с ними. Но самая красивая хранительница подземного царства живёт в русских преданиях. Кто мне подскажет, как зовут самую красивую хранительницу подземных богатств? (Хозяйка медной горы). Правильно. А где жила эта чародейка? (На Урале) .Верно. Сказочник Павел Бажов рассказал нам о Хозяйке Медной горы, жившей в Уральских горах - самом сердце России. Не каждому доводилось повстречать зеленоглазую красавицу, одетую в роскошное малахитовое платье, кокошнике, украшенном драгоценными каменьями. Зелёный цвет малахита в особом почёте у Хозяйки Медной горы. Говорят, тот , кому удалось найти малахит, пришёлся ей по нраву. Значит- добрый, честный да чистый душой человек. А злых, жадных да нечестных Хозяйка жестоко наказывала. Заманивая их, и дороги назад не указывая. Помните, мы об этом читали?
Так вот сама Хозяйка Медной горы пожаловала к нам и рассказала о том, что по нраву мы пришли ей. И хочет одарить нас своими сокровищами, но до этого мы должны рассказать о том, что интересного мы сегодня узнали о камнях, что интересного делали и чем мы можем поделить с Хозяйкой Медной горы.
(Дети рассказывают о свойствах камней, том, что им понравилось, что запомнилось и т.д.)
Воспитатель; Я рада, ребята. Что вам понравилось наше занятие. И хозяйка Медной горы благодарит вас за рассказ, и дарит вам свои сокровища. (Вручение конфет из малахитовой шкатулки. Угощают гостей). А ещё давайте поблагодарим наших проводников –гномов, за очень интересное путешествие -  знакомство с камнями. На этом наше занятие окончено. До новых встреч.
Рыбы- аметист, жемчуг.(19.02-20.03)
Водолей –опал, лазурит, гранат, сапфир, аметист.(21.01-18.02)
Козерог- оникс, рубин, гранат, лазурит.(22.12-20.01)
Стрелец- топаз, аметист, Хризолит, бирюза, опал.(23.11-21.12)
Скорпион- аквамарин, коралл, рубин.(24.10-22.11)
Весы- опал, лазурит, коралл.(24.09-23.10)
Дева- нефрит, сердолик.(24.08-23.09)
Лев- янтарь, алмаз, хрезолит.(23.07-23.08)
Рак- лунный камень. Изумруд, рубин.(22.06-22.07)
Близнецы- хризопраз, берилл, гранат, агат, яшма.(22.05.-21.06)
Телец- бирюза, сапфир, агат, опал, нефрит. (21.04.-21.05)
Овен- алмаз, рубин, аметист, аквамарин, изумруд.(21.03-20.04)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Кладовая гномов. Исследовательская деятельность с камнем»

Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование. Познакомить с разнообрази...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные камни» (средняя группа)

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями.Задачи:Формировать элементарные представления о живой и неживой природе. Поддерживать интерес к изучению ка...

«Кладовая гномов. Исследовательская деятельность с камнем» в подготовительной группе

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Кладовая гномов. Исследовательская деятельность с камнем»...

Открытое занятие . Исследовательская деятельность " Свойства Камней"

Конспект открытого занятия  в подготовительной группе " Какие бывают камни"...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные камни» (средняя группа)

Формировать элементарные представления о живой и неживой природе. Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, ...

Конспект познавательно- исследовательской деятельности" Удивительные камни" ( средняя группа)

Формировать элементарные представления о живой и неживой природе. Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, ...

Проект по исследовательской деятельности «Почему камни гладкие?»

Почему камни гладкие?1.     Введение.2.     Цель работы.Исследование.3.     Вывод.4.   Литература.    Введение...