Конспект НОД по познавательному развитию «Осень золотая».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Тема: «Осень золотая».

Цель: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе.

Задачи:

1.Обобщать и систематизировать представления о характерных признаках осени; познакомить с народным календарём.

2.Развивать умение восстанавливать взаимосвязь, делать выводы; развивать внимание и память.

Активизировать в речи детей «осеннего» словаря:  листопад, урожай, ненастье, непогода, слякоть. «О цвете листвы» – багряная, золотая, ржавая, рыжая, пурпурная, бурая.

Словообразование: осень – осенью, осенний, по- осеннему; листья – листва, лиственный, листопад, листопадничек.

Обогащение словаря старинными названиями осенних месяцев: сентябрь – рябинник, хмурень, листопадник; октябрь – листобой, мокрохвост, свадебни; ноябрь – подзимник, грудень.

3. Воспитывать чувство любви к родной природе. Продолжать приобщать детей к русской народной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_osen_zolotaya.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

 по познавательному развитию

«Осень золотая».

Тема: «Осень золотая».

Цель: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе.

Задачи: 

1.Обобщать и систематизировать представления о характерных признаках осени; познакомить с народным календарём.

2.Развивать умение восстанавливать взаимосвязь, делать выводы; развивать внимание и память.

Активизировать в речи детей «осеннего» словаря:  листопад, урожай, ненастье, непогода, слякоть. «О цвете листвы» – багряная, золотая, ржавая, рыжая, пурпурная, бурая.

Словообразование: осень – осенью, осенний, по- осеннему; листья – листва, лиственный, листопад, листопадничек.

Обогащение словаря старинными названиями осенних месяцев: сентябрь – рябинник, хмурень, листопадник; октябрь – листобой, мокрохвост, свадебни; ноябрь – подзимник, грудень.

3. Воспитывать чувство любви к родной природе. Продолжать приобщать детей к русской народной культуре.

Предварительная работа:

Рассматривание картин И. Левитана «Золотая осень», И. Остроухова «Золотая осень»; рассматривание иллюстраций осенней природы.

Чтение художественной литературы: И. Соколов – Микитов «Листопадничек»,

З. Федоровская «Осень».

Беседы: «Осень. Что ты о ней знаешь?»,  «Три осени», «Золотая осень».

Речевая пятиминутка «Осень», работа с трафаретами, нетрадиционное рисование губкой.

Настольно – печатные игры: «Ботаническое лото»,  «Уберём урожай», «Времена года».

Сюжетно – ролевая игра: «Семья. Собираемся на осеннюю прогулку».

Оборудование и материал:

Картинки с изображением природы в разное время года, приметы осени, аудио запись П. И Чайковского «Времена года», отрывок из рассказа О. Иваненко «Спокойной ночи», видеоматериал «Осень», трафареты осенних листьев, карандаши, краски, кисти, губка, пастель, баночки с водой, листы формата А4.

Ход  непосредственно образовательной деятельности:

1.Введение в тему.

Сегодня, ребята, наше занятие не совсем обычное.

Представьте себе, утром в наш детский сад пришло письмо, адресованное детям подготовительной группы.

На конверте надписан обратный адрес «Осенний лес». Вам интересно, что в нем написано? Слушайте.

Дорогие ребята! Вам пишут жители осеннего леса. Вы знаете, что сейчас происходит в нашем очаровательном лесу? (Ответы детей.)

Сейчас вы услышите рассказ – загадку и попробуйте отгадать, о каком времени года идёт речь. (Воспитатель читает под музыку П. И. Чайковского «Времена года»).

«В лесу шуршат листья, и казалось, будто кто - то ходит под осинами и берёзами, и там, где пройдёт, листья краснеют и золотятся.

Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера.

Цветы увяли и засохли, трава пожелтела.

Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с места и стаями летели к тёплым синим морям».

Воспитатель: О каком времени года  идёт речь? (Осени).

Воспитатель: Как вы догадались? ( Шуршат листья, листья краснеют и золотятся, цветы увяли и засохли, трава пожелтела, птицы улетали к тёплым, синим морям.)

Воспитатель: Что изменилось с приходом осени? (Увяли, и  засохла цветы, трава пожелтела, листья на деревьях стоят багряные, золотые, рыжие,  дуют ветра, идут дожди, на улице слякоть, ненастье и т. п.)

Воспитатель: Как ведут себя птицы? (Птицы снимаются с места и стаями летели к тёплым синим морям).

Как называют таких птиц? (Перелётные).

Какие изменения произошли в жизни диких животных? ( Заготавливают припасы, готовятся к спячке и т. п.)

Как люди стали одеваться в холодную погоду? (Надели куртки, шапки, сапоги и т. п.)

При ответах на вопросы воспитатель побуждает детей аргументировать свой ответ.

Воспитатель: Давайте разделимся на микро группы и поиграем в игру «Найди свою группу». В игре используются пазлы развивающей игры «Ассоциации» с изображением природы в разное время года.

Воспитатель объясняет задание:  внимательно рассмотрите картинку, которая вам досталась, и объединитесь в несколько групп так, чтобы в каждой группе собрались картинки, в которых есть что-то общее.

Дети в ходе игры  объясняют свой выбор. Правильность подбора выясняется совпадением отверстий пазлов.

Воспитатель: Молодцы ребята!

Воспитатель: Вы знаете, ребята в конверте я нашла не только письмо, но и  флешку. Давайте посмотрим, что на ней записано.

Просмотр видеоматериала  «Осень золотая».

Воспитатель: Мы должны понять, почему в природе происходят те или иные явления. Предлагаю вам выполнить задание «Закончить мою фразу»:

«Лес осенний конопат потому, что…»(листопад).

«Налетели конопушки, стали рыжими…»(опушки).

«Лес, точно терем расписной…»(лиловый, золотой, багряный).

«Ходит осень по дорожкам…» (промочила в лужах ножки).

Воспитатель: Молодцы, с заданием справились.

Воспитатель: Ребята, какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь).

Воспитатель: А вы знаете ребята, как  в старину назывались месяцы года и в частности осенние месяцы. Осенние месяцы назывались совсем по-другому. Их названия до сих пор говорят нам о многом. У сентября в народном календаре есть несколько имен — рябинник,  хмурень, листопадник.

Как вы думаете ребята почему сентябрь называли «рябинником». ( В сентябре, с наступлением мороза, поспевает рябина). Есть даже такая народная примета: «В лесу много рябины — осень будет дождливая, если ж мало — сухая».

А почему хмурень? (Небо в это время года чаще хмурится, идут дожди).

А  листопадкин? (В сентябре начинается листопад).

Воспитатель: Второй месяц осени октябрь в народном календаре называется  листобой, мокрохвост, грязник, свадебник.

-Как вы думаете, почему? (Листобоем называли его потому, что к концу октября уже все деревья оголялись, стояли без листьев, октябрь словно сбивал листву с растений).

В народе говорили: «Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы».

Смешное название «мокрохвост» напоминает о частых дождях. И «грязник» также. А свадебником октябрь называли потому, что в старину именно в октябре все сельскохозяйственные работы были уже закончены и на Руси праздновались свадьбы.

Ноябрь называли   подзимник, грудень.  В народе говорили ноябрь за окном, месяц студеный, очень холодный, с долгими тёмными вечерами, да грудами замерзшей земли.

 Почему ноябрь – подзимник? (Последний месяц осени, последний перед зимой, ворота зимы).

А почему ноябрь – грудень? (Название «грудень» пошло от того, что смерзшаяся земля еще не покрытая снегом лежит грудами, кучами).  

Воспитатель: Русский народ, постоянно наблюдая за жизнью природы, подметил приметы осени. А какие приметы осени вы знаете, ребята?

1.Если в лесу много рябины – осень будет дождливая, если ж мало – сухая.

2.Гром в сентябре предвещает теплую погоду.

 3.Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.

4. В октябре семь погод на дворе.

 Воспитатель: Молодцы дети!!!

Физкультминутка:

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Мы – листики осенние,

На веточках сидели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покрутил

И на землю опустил.

Воспитатель: Ребята, я  предлагаю вам выполнить творческую работу на тему: «Осень золотая». У вас на столах лежат трафареты осенних листьев, краски, кисти, губка, баночки с водой, карандаши, пастель. Вы можете выбрать любой  материал необходимый  для вашей  работы. Все работы мы оформим на нашей выставке.

В конце занятия воспитатель подводит итог, задавая вопросы по теме занятия, рассматривают и оформляют выставку детских работ.

Последующая работа: Совместная выставка рисунков и поделок «Подарки осени». Ввести в активный словарь осенние прилагательные: багряная, золотая, ржавая, рыжая, пурпурная, бурая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области (Познавательное развитие) "Осень золотая".

Цель: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе.Задачи:1.Обобщать и систематизировать представления о характерных признаках осени; познакомить с народным календарём.2.Развивать умение во...

Конспект НОД по познавательному развитию «Осень золотая » в старшей группе.

Конспект НОД по познавательному развитию«Осень золотая » в старшей группе....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию "Осень золотая"

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «Осень золотая» Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.Зада...

Конспект НОД Познавательное развитие "Осень золотая"

Конспект НОД Познавательное развитие "Осень золотая"...

Конспект НОД по познавательному развитию "Осень золотая" во второй младшей

Цель: Закрепить представления детей об осени, ее признаках.Задачи:Образовательные:1. Расширять знания детей об осени, как времени года.2. Закреплять знания цветов: желтый, красный, зелёный.3. Про...

Конспект занятия по познавательному развитию "Осень золотая!"

Данная методическая разработка по окружающему миру разработана для детей старшей группы, с учетом интеграции образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие и ...