Конспект НОД по познавательному развитию «Осень золотая».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Тема: «Осень золотая».
Цель: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе.
Задачи:
1.Обобщать и систематизировать представления о характерных признаках осени; познакомить с народным календарём.
2.Развивать умение восстанавливать взаимосвязь, делать выводы; развивать внимание и память.
Активизировать в речи детей «осеннего» словаря: листопад, урожай, ненастье, непогода, слякоть. «О цвете листвы» – багряная, золотая, ржавая, рыжая, пурпурная, бурая.
Словообразование: осень – осенью, осенний, по- осеннему; листья – листва, лиственный, листопад, листопадничек.
Обогащение словаря старинными названиями осенних месяцев: сентябрь – рябинник, хмурень, листопадник; октябрь – листобой, мокрохвост, свадебни; ноябрь – подзимник, грудень.
3. Воспитывать чувство любви к родной природе. Продолжать приобщать детей к русской народной культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_osen_zolotaya.docx | 19.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
по познавательному развитию
«Осень золотая».
Тема: «Осень золотая».
Цель: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе.
Задачи:
1.Обобщать и систематизировать представления о характерных признаках осени; познакомить с народным календарём.
2.Развивать умение восстанавливать взаимосвязь, делать выводы; развивать внимание и память.
Активизировать в речи детей «осеннего» словаря: листопад, урожай, ненастье, непогода, слякоть. «О цвете листвы» – багряная, золотая, ржавая, рыжая, пурпурная, бурая.
Словообразование: осень – осенью, осенний, по- осеннему; листья – листва, лиственный, листопад, листопадничек.
Обогащение словаря старинными названиями осенних месяцев: сентябрь – рябинник, хмурень, листопадник; октябрь – листобой, мокрохвост, свадебни; ноябрь – подзимник, грудень.
3. Воспитывать чувство любви к родной природе. Продолжать приобщать детей к русской народной культуре.
Предварительная работа:
Рассматривание картин И. Левитана «Золотая осень», И. Остроухова «Золотая осень»; рассматривание иллюстраций осенней природы.
Чтение художественной литературы: И. Соколов – Микитов «Листопадничек»,
З. Федоровская «Осень».
Беседы: «Осень. Что ты о ней знаешь?», «Три осени», «Золотая осень».
Речевая пятиминутка «Осень», работа с трафаретами, нетрадиционное рисование губкой.
Настольно – печатные игры: «Ботаническое лото», «Уберём урожай», «Времена года».
Сюжетно – ролевая игра: «Семья. Собираемся на осеннюю прогулку».
Оборудование и материал:
Картинки с изображением природы в разное время года, приметы осени, аудио запись П. И Чайковского «Времена года», отрывок из рассказа О. Иваненко «Спокойной ночи», видеоматериал «Осень», трафареты осенних листьев, карандаши, краски, кисти, губка, пастель, баночки с водой, листы формата А4.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1.Введение в тему.
Сегодня, ребята, наше занятие не совсем обычное.
Представьте себе, утром в наш детский сад пришло письмо, адресованное детям подготовительной группы.
На конверте надписан обратный адрес «Осенний лес». Вам интересно, что в нем написано? Слушайте.
Дорогие ребята! Вам пишут жители осеннего леса. Вы знаете, что сейчас происходит в нашем очаровательном лесу? (Ответы детей.)
Сейчас вы услышите рассказ – загадку и попробуйте отгадать, о каком времени года идёт речь. (Воспитатель читает под музыку П. И. Чайковского «Времена года»).
«В лесу шуршат листья, и казалось, будто кто - то ходит под осинами и берёзами, и там, где пройдёт, листья краснеют и золотятся.
Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера.
Цветы увяли и засохли, трава пожелтела.
Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с места и стаями летели к тёплым синим морям».
Воспитатель: О каком времени года идёт речь? (Осени).
Воспитатель: Как вы догадались? ( Шуршат листья, листья краснеют и золотятся, цветы увяли и засохли, трава пожелтела, птицы улетали к тёплым, синим морям.)
Воспитатель: Что изменилось с приходом осени? (Увяли, и засохла цветы, трава пожелтела, листья на деревьях стоят багряные, золотые, рыжие, дуют ветра, идут дожди, на улице слякоть, ненастье и т. п.)
Воспитатель: Как ведут себя птицы? (Птицы снимаются с места и стаями летели к тёплым синим морям).
Как называют таких птиц? (Перелётные).
Какие изменения произошли в жизни диких животных? ( Заготавливают припасы, готовятся к спячке и т. п.)
Как люди стали одеваться в холодную погоду? (Надели куртки, шапки, сапоги и т. п.)
При ответах на вопросы воспитатель побуждает детей аргументировать свой ответ.
Воспитатель: Давайте разделимся на микро группы и поиграем в игру «Найди свою группу». В игре используются пазлы развивающей игры «Ассоциации» с изображением природы в разное время года.
Воспитатель объясняет задание: внимательно рассмотрите картинку, которая вам досталась, и объединитесь в несколько групп так, чтобы в каждой группе собрались картинки, в которых есть что-то общее.
Дети в ходе игры объясняют свой выбор. Правильность подбора выясняется совпадением отверстий пазлов.
Воспитатель: Молодцы ребята!
Воспитатель: Вы знаете, ребята в конверте я нашла не только письмо, но и флешку. Давайте посмотрим, что на ней записано.
Просмотр видеоматериала «Осень золотая».
Воспитатель: Мы должны понять, почему в природе происходят те или иные явления. Предлагаю вам выполнить задание «Закончить мою фразу»:
«Лес осенний конопат потому, что…»(листопад).
«Налетели конопушки, стали рыжими…»(опушки).
«Лес, точно терем расписной…»(лиловый, золотой, багряный).
«Ходит осень по дорожкам…» (промочила в лужах ножки).
Воспитатель: Молодцы, с заданием справились.
Воспитатель: Ребята, какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь).
Воспитатель: А вы знаете ребята, как в старину назывались месяцы года и в частности осенние месяцы. Осенние месяцы назывались совсем по-другому. Их названия до сих пор говорят нам о многом. У сентября в народном календаре есть несколько имен — рябинник, хмурень, листопадник.
Как вы думаете ребята почему сентябрь называли «рябинником». ( В сентябре, с наступлением мороза, поспевает рябина). Есть даже такая народная примета: «В лесу много рябины — осень будет дождливая, если ж мало — сухая».
А почему хмурень? (Небо в это время года чаще хмурится, идут дожди).
А листопадкин? (В сентябре начинается листопад).
Воспитатель: Второй месяц осени октябрь в народном календаре называется листобой, мокрохвост, грязник, свадебник.
-Как вы думаете, почему? (Листобоем называли его потому, что к концу октября уже все деревья оголялись, стояли без листьев, октябрь словно сбивал листву с растений).
В народе говорили: «Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы».
Смешное название «мокрохвост» напоминает о частых дождях. И «грязник» также. А свадебником октябрь называли потому, что в старину именно в октябре все сельскохозяйственные работы были уже закончены и на Руси праздновались свадьбы.
Ноябрь называли подзимник, грудень. В народе говорили ноябрь за окном, месяц студеный, очень холодный, с долгими тёмными вечерами, да грудами замерзшей земли.
Почему ноябрь – подзимник? (Последний месяц осени, последний перед зимой, ворота зимы).
А почему ноябрь – грудень? (Название «грудень» пошло от того, что смерзшаяся земля еще не покрытая снегом лежит грудами, кучами).
Воспитатель: Русский народ, постоянно наблюдая за жизнью природы, подметил приметы осени. А какие приметы осени вы знаете, ребята?
1.Если в лесу много рябины – осень будет дождливая, если ж мало – сухая.
2.Гром в сентябре предвещает теплую погоду.
3.Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.
4. В октябре семь погод на дворе.
Воспитатель: Молодцы дети!!!
Физкультминутка:
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Мы – листики осенние,
На веточках сидели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покрутил
И на землю опустил.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам выполнить творческую работу на тему: «Осень золотая». У вас на столах лежат трафареты осенних листьев, краски, кисти, губка, баночки с водой, карандаши, пастель. Вы можете выбрать любой материал необходимый для вашей работы. Все работы мы оформим на нашей выставке.
В конце занятия воспитатель подводит итог, задавая вопросы по теме занятия, рассматривают и оформляют выставку детских работ.
Последующая работа: Совместная выставка рисунков и поделок «Подарки осени». Ввести в активный словарь осенние прилагательные: багряная, золотая, ржавая, рыжая, пурпурная, бурая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области (Познавательное развитие) "Осень золотая".
Цель: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе.Задачи:1.Обобщать и систематизировать представления о характерных признаках осени; познакомить с народным календарём.2.Развивать умение во...
КОНСПЕКТ ДОСУГА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ» В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.
конспект досуга для детей млдшей группы...
Конспект НОД по познавательному развитию «Осень золотая » в старшей группе.
Конспект НОД по познавательному развитию«Осень золотая » в старшей группе....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию "Осень золотая"
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «Осень золотая» Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.Зада...
Конспект НОД Познавательное развитие "Осень золотая"
Конспект НОД Познавательное развитие "Осень золотая"...
Конспект НОД по познавательному развитию "Осень золотая" во второй младшей
Цель: Закрепить представления детей об осени, ее признаках.Задачи:Образовательные:1. Расширять знания детей об осени, как времени года.2. Закреплять знания цветов: желтый, красный, зелёный.3. Про...
Конспект занятия по познавательному развитию "Осень золотая!"
Данная методическая разработка по окружающему миру разработана для детей старшей группы, с учетом интеграции образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие и ...