Конспект занятия по познавательному развитию "Осень золотая!"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Теплова Екатерина Николаевна

Данная методическая разработка по окружающему миру разработана для детей старшей группы, с учетом интеграции образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие и художественно-эстетическое развитие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область: познавательное развитие

Тема: “Осень Золотая”

Возраст: старшая группа

Цель: создание социальной ситуации развития через познавательную  деятельность при обобщении представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

  1. Расширять представления детей об осенней поре года, развивать умения называть приметы осени.
  2. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и изменениями в жизни животных и птиц.
  3. Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы, активизировать словарь детей по теме занятия.
  4. Развивать познавательный интерес, внимание и память, мышление через игры и игровые упражнения.
  5. Развивать навыки работы с красками и кистью,  развивать моторику в творческой деятельности.
  6. Воспитывать  аккуратность, любовь к природе, заботливое отношение к животным.

Предварительная работа: беседы об осени, наблюдения за изменениями в природе, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок.

Оборудование: колонка или ноутбук, демонстрационный материал на тему: «Осень» (листья и деревья), магнитная доска, магниты, картинный материал «Животные в лесу», карточки «Одежда», альбомы, краски, яблоки для нетрадиционного рисования.

Ход НОД:

        Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга:

Здравствуй, солнце золотое! (руки в стороны)

Здравствуй, небо голубое! (руки вверх)

Здравствуй, вольный ветерок! (качаем руками над головой)

Здравствуй, маленький дружок! (берут друг друга за руки).

        Ребята, присаживайтесь на стульчики и послушайте, что я вам расскажу: сегодня утром, когда я, как и всегда, открыла окно, чтобы проветрить нашу группу, к нам  залетел лист. А чтобы отгадать от кого он, нужно отгадать загадку:

                Деревья разодела

                Злато – Королева.

                Проредила лес густой.

                Желтый, красный, золотой!

                Уронила слёзы,

                Грянули морозы.   (Осень)

        Дети: Осень.

        Воспитатель: Да, ребята. Это лист от Осени. Дети, а что такое осень?

        Дети: Осень – это время года.

        Воспитатель: Ребята, посмотрите, на столе лежат разные картины с изображением времен года. Выберете те из них, на которых представлена осень.

        Дети рассматривают изображения, делают выбор и каждый с карточкой присаживается на место. Воспитатель предлагает каждому ребенку рассказать про свою картинку, обосновать свой выбор (в процессе объяснения проговариваются приметы осени).

        Воспитатель: Ребята, а ведь лист был не обычный?! На нем что-то написано. Давайте прочитаем?! Воспитатель разворачивает лист и читает:

                «Здравствуйте, ребята, я приготовила разные развлечения  и приглашаю  вас  в осенний лес.

                На лесной опушке я краски разводила,

                По листве тихонько кистью проводила.

                Пожелтел орешник, и разделись клены,

                И зазолотились листья у берёзы».

        Ну что, ребята? Хотите отправиться в осенний лес?

        Дети: Да!

        Ребята, но прежде чем пойти в лес,  что мы с вами должны сделать (дети рассуждают и приходят к мнению, что нужно надеть теплую одежду)?

        Игра «Одень Машу и Сашу»

        На магнитной доске расположены нарисованные куклы. Дети подбирают картинки и рассуждают, какая одежда им нужна для прогулки в лесу.

        Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились! Итак, мы надели теплую одежду и готовы пойти в лес. Но,  чтобы не сбиться с пути и попасть в осенний лес, необходимо пройти по осенним листочкам. Ну что, готовы? Тогда в путь (ребята идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу, включается музыка со звуками природы – шуршанием листьев и ветром).

Физминутка «Мы идем в осенний лес»

        Мы идем в осенний лес – маршируем на месте

        А в лесу полно чудес! – разводим руки в стороны, «удивляемся»

        Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук

        Это очень хорошо – хлопаем в ладоши

        Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону

        И в корзинку собирать  – сводят руки перед собой в «корзинку»

        Вот сидят маслята, – загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка

        На пеньке – опята,

        А во мху – лисички,

        Дружные сестрички – делают манящие движения руками

        «Подосиновик, груздок, – грозят указательным пальцем правой руки

        Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками

        Ну, а ты, мухомор, – встаем, разводим руками в стороны

        Украшай осенний бор

        Ну вот,  мы и добрались в осенний лес, посмотрите, как же тут красиво. Стихотворение читает один из воспитанников:

«Осенний лес - какое чудо!

Листва ковром лежит повсюду.

Деревья стройные стоят,

Ветвями на ветру шумят.

Как хорошо в лесу!»

        Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много в лесу опавших листьев.

Давайте присядем на этот осенний ковёр. А что это такое (среди листвы необычные листья, воспитатель поднимает и рассматривает)?!  Листья необычные, а на них игры от Осени для ребят.

Игра «С какого дерева листок?»

Если лист упал с березы? – лист какой? – березовый

Если лист упал с рябины? – рябиновый

Если лист упал с дуба? – дубовый

Если лист упал с клена? – кленовый

Если лист упал с каштана? – каштановый

Если лист упал с осины? – осиновый

        Воспитатель  читает следующую игру от Осени: «Предлагаю вам сыграть в игру «Какая погода?»

        Если идёт дождь то погода какая? – дождливая.

        Если дует ветер? – ветреная.

        Если пасмурно? – пасмурная.

        Если ясно? – ясная.

        Если сыро? – сырая.

        Если на улице холодно? – холодная.

        Если много облаков? – облачная.

        Воспитатель: А еще Осень предлагает нам игру «Знатоки природы». Обратите внимание на картины с изображением животных. Подумайте и расскажите, как с приходом осени меняется жизнь  лесных жителей».

        Дети рассуждают  и рассказывают о жизни птиц и животных. Воспитатель задает наводящие вопросы, если дети затрудняются  ответить.

        Воспитатель: Осень, наступили холода в лесу. Что птицы делать станут?

        Дети: Улетят на юг!

        Воспитатель: Все ли птицы улетят на юг? Как мы их назовем тех птиц, которые улетают?

        Дети: Нет! Перелетными!

        Воспитатель: Почему они улетают?

        Дети: Нет корма!

        Воспитатель: Чем они питаются?

        Дети: Насекомыми!

        Воспитатель: А кто из птиц останется?

        Дети: Воробьи, синицы, вороны, сороки, голуби, дятлы!

        Воспитатель: Как мы этих птиц назовем?

        Дети: Зимующими!

        Воспитатель: А звери, что делают? Кто из зверей шубки будет менять и на какие?

        Дети: Заяц с серую на белую, белка с рыжей на серенькую!

        Воспитатель: А какие убежища для себя готовят звери?

        Дети: Лиса – нору, волк – логово, медведь – берлогу, белка – дупло улепляет, ёж и барсук – норки.

        Воспитатель: Кто какие припасы на зиму готовит?

        Дети: Белка – грибы, ягоды, орехи, мыши – колоски и жёлуди

        Воспитатель: А кто на зиму спать заляжет?

        Дети: Ежи, медведи и барсуки!

        Воспитатель: Молодцы, ребята!

        Начинает звучать музыка, в  группу заходит Осень.

        Осень: Здравствуйте, ребята! Спасибо, что приняли мое предложение и приехали ко мне в гости в осенний лес. Вы очень меня удивили  своими знаниями и умениями! Я хочу вручить вам свои дары в знак благодарности

(вручает детям корзинку с яблочками).

        Осень прощается с детьми.

        Воспитатель: Ребята, а я предлагаю вам приготовить компот из наших яблочек. Приглашает детей за столы, где расположены гуашевые краски, листы бумаги в виде банок для компота, на тарелочках нарезаны на половинки яблочки. Воспитатель рассказывает, как с помощью нетрадиционной техники рисования – можно сделать штампы на листе бумаги. Дети делают свои «заготовки». В процессе рисования педагог интересуется у детей, понравилось ли им путешествие, что понравилось, а что нет, возникли ли трудности в процессе игры. По итогу оформляется выставка работ .

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в первой младшей группе Тема: «Осень золотая»

Цель: Расширение представлений детей об окружающей природе, о сезонных изменениях в природе. Задачи:1.     Образовательные:  Дать представление о времени года осень.2....

Конспект занятия по познавательному и речевому развитию «Золотая осень в гости к нам пришла»

Составила Опасинская Татьяна Андреевна Воспитатель 1Кв. категорииЦель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.Задачи:1.     Закрепить у...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему "Путешествие золотой рыбки"

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с обитателями аквариума....

Конспект занятия по познавательному развитию в первой младшей группе Тема: «Осень золотая»

Ранний возраст – это самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире.          Дать воспитанникам элементарные представления об осени (се...

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП ) в группе раннего возраста Тема: " В царстве Золотой рыбки"

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП ) в группе раннего возраста Тема: " В царстве Золотой рыбки"...

Конспект занятия по познавательной деятельности «Золотая осень» в первой младшей группе

Конспект занятия  по познавательной деятельности«Золотая осень» в первой  младшей группеЦель: Формировать у детей представления о природных явлениях, их взаимосвязи (осень)...

Конспект занятия по познавательному развитию в первой младшей группе Тема: «Осень золотая»

Конспект занятия по познавательному развитию в первой младшей группе Тема: «Осень золотая»Цель: Расширение представлений детей об окружающей природе,...