Конспект мероприятия по ознакомлению детей с русской народной культурой в подготовительной группе на тему: «Умники и умницы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, развитие основ духовно-нравственной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_umniki_i_umnitsy.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект мероприятия
по ознакомлению детей с русской народной культурой
в подготовительной группе на тему:
«Умники и умницы»
Цель:
Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, развитие основ духовно-нравственной культуры.
Задачи:
- Пробуждать у детей интерес к русскому национальному костюму, подчеркнуть основное назначение одежды: беречь человека, предохранять от болезней и неприятностей, пояснить, что многие виды современной одежды пришли к нам из глубокой старины, обратить внимание, что русский национальный костюм – это труд, творчество, мастерство русских женщин.
- Продолжать знакомство с небылицами, пословицами и поговорками о песне, закрепить русские народные пословицы, игры. Воплотить интерес к жизни предков, уважение к ним.
- Творчески развивать индивидуальные способности каждого ребенка.
- Вызвать у детей чувство восхищения талантом русского народа и гордости за свой народ.
- Воспитывать интерес и уважение к народной культуре, традициям и самобытному укладу предков в нашей стране.
Актуальность темы:
История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа. О национальной одежде приходится судить по материалам археологии, фракам, миниатюрам, иконам, предметам прикладного искусства. У русской национальной одежды многовековая история. Общий ее характер, сложивших в быту многих поколений, соответствуя внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа. В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном. Хотелось бы, чтобы дети имели представление о жизни русского народа в далекие времена: что пели, во что играли, что сочиняли, что носили.
Предварительная деятельность воспитателя:
- Изготовление материала, оборудования необходимых для мероприятия.
- Сбор информации о русских национальных костюмах, самобытном укладе предков.
- Подготовить слайды о русских национальных костюмах
- Просмотр фотографий, видеофильмов, посещение заочного музея «русские национальные костюмы», быт русского народа.
- Чтение р.н.сказок, небылиц, потешек (некоторые выучить)
- Познакомить с пословицами и поговорками о песне.
- Познакомиться с р. н. играми, танцами.
- Подготовить значок с буквой «У»
Оборудование:
Печь русская, скамейки, коврики, самовар, посуда, угощения, гуашь, кисти, силуэты, сарафаны и рубахи, салфетки. Хозяйка избы встречает гостей (детей), интерактивная доска, компьютер, слайды, музыка.
Ход мероприятия.
Слайд №1 «Быт русского народа»
Хозяйка: Милости просим, гости дорогие. Проходите, проходите да рассаживайтесь поудобнее (дети садятся на лавочки и коврики). Рада снова видеть вас у себя в избе. Сегодня для вас я приготовила игру «Умники и умницы». Уж очень хочется узнать кто из вас лучше всех знает историю русского костюма. (Звучит музыка, входят скоморохи Фома и Ерема).
Скоморохи: Здравствуйте честной народ,
Мы пришли к вам оба
Фома да Ерема.
На людей посмотреть
Себя показать
Да небылицы рассказывать (небылицы).
Хозяйка: Ой, и насмешили же вы нас. А хотите поиграть с нами? Присаживайтесь на коврики, да слушайте внимательно. Ребята, сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы мне отвечать на них. За правильный ответ получите вот такую букву «У». Она обозначает – умник ты или умница. А в конце игры подсчитаем буковки и узнаем кто же победитель.
Викторина:
(Викторина проводится с использованием интерактивной доски. Дети отвечают на вопросы, а затем правильный ответ открывается на доске, если ответ правильный, то выглядывает солнышко).
- Чем отличается головной убор замужней женщины от
головного убора девушки? (волосы у первой спрятаны, а у
второй выставлены на показ).
Показ слайда №2 (замужняя женщина и незамужняя девушка).
- Что носили на голове девушки, как называется головной убор? (обруч, ленты, банты, косники).
Показ слайда №3,4 (головные уборы, которые носили девушки).
3. А какие головные уборы носили замужние женщины?
(платки, кички…).
Показ слайда №5,6 (головные уборы замужних женщин)
4. Что такое «онучи»? (нога, обмотанная в холстину и обутая в
лапти).
Показ слайда №7 («онучи»)
- Какую обувь носили на Руси? (лапти, валенки, сапоги,
меховые сапоги, бес каблучные сапоги).
Показ слайда №8 (лапти, валенки, сапоги)
- Что составляет основу русского костюма? (рубаха).
Показ слайда № 9 (рубаха)
- Что одевали поверх рубахи? (сарафан).
Показ слайда № 10 (сарафан)
- Назовите разновидности мужских рубахи. Чем подпоясывали рубахи (косоворотка, рубаха с застежкой спереди, кушак).
Показ слайда № 11 (косоворотка, рубаха с кушаком)
- Как назывались в старые времена брюки у мужчин? (порты или штаны сшили из очень грубой ткани).
Показ слайда № 12,13 (порты, штаны)
- Какому цвету отдавал предпочтение русский народ? Почему? (защищает от злых духов, красивый).
Показ слайда №14, 15 (русская народная одежда)
Хозяйка: Какие вы молодцы, как много знаете о русских костюмах.
А умеете ли вы его украшать? Давайте с вами вспомним узоры,
которыми украшали мастерицы свою одежду.
Показ слайда №16(узоры, которыми расшивали русские
народные костюмы.). обратить внимание в каких местах вышивали
узоры.
Подойдите пожалуйста к столу, там есть все необходимое для
того, чтобы нарисовать свой узор на сарафане или рубахе (работа
детей, награждение всех детей буквой) (звучит музыка).
Показ слайда №17
Ребенок: Музыка звучит и вот
Детвора плясать идет (исполнение танца «Кадриль»).
После танца дети садятся на коврики.
Беседа на тему: «Живет в народе песня».
Хозяйка: Ребята, а вы знаете, что русский народ славен не только танцами и
рукоделием, но и песней задорной или лирической колыбельной.
Пословицы, которые мы знаем о песне.
Пословицы:
- Где песня поется, счастливо живется.
- С песней и труд спорится.
- Был бы запевала, а подголоски найдутся.
- Петь хорошо вместе, а говорить порознь.
- Хорошо живется, хорошо поется.
Давайте мы с вами вспомним русскую народную песню «Во кузнице».
Исполнение песни.
Молодцы, хорошо исполнили песню (награждаются буквами).
Хозяйка: Все то вы знаете. А вы знаете русские народные игры?
Дети: Да.
Хозяйка: А какие?
Дети: (ответы).
Хозяйка: Давайте поиграем в игру «Гори ясно». Но прежде выберем ведущего.
С помощью какой считалки ты будешь выбирать (современной или
старинной).
Выбор ведущего (игра 2 раза).
Хозяйка: Предлагаю еще вспомнить игру «Плетень». Проверим, кто
быстрее умеет плести плетни (игра).
Хозяйка: Молодцы, за такую работу и угощение надо. Что тут у нас печка
наша приготовила? Ай да здесь сушки. Пряники, баранки. Давайте
мы сядем с вами рядком, да чайку попьем с угощениями.
Чаепитие, подсчет голосов, призы из сундука.
Выводы: По костюму человека всегда можно было точно определить, семейные, возрастные и социальные отличия, догадаться о его достатке и роде занятий на это указывали форма и материал украшений, качество тканей, мехов, покрой и цвет костюма, богатство его отделки. Цвет – это особый способ выражения чувств человека. Ведущими цветовыми тонами в народной одежде является белый, красный и синий. Красный цвет в народе был самым любимым. История русского народного костюма, отразилась в произведениях русских художников, в русских сказках.
Взаимодействие с родителями:
1) Предложить родителям найти р.н. пословицы о песне, поговорки, небылицы, потешки, сказки, прочитать их детям; вспомнить как можно больше сказок и мультфильмов, в которых присутствует русские народных костюмы, рассмотреть;
2) Рекомендовать родителям посетить заочно «Музей русских народных костюмов». Рассмотреть фото иллюстрации быта русского народа .
3) Изготовить совместно с ребенком одежду различными способами (аппликация, пластилиновая живопись, пошив костюмов и т.д.) и принести их в детский сад;
4) Организовать выставку совместных работ по теме «Русские национальные костюмы»;
5) Попросить родителей принести предметы того времени ( платки, рубахи, лапти, чугунок и др.)
Конспект НОД
познавательная область «художественное творчество» (рисование)
подготовительная группа.
«Русская народная одежда»
Цели: Продолжать знакомить детей с историей и особенностями русского
народного костюма.
Задачи:
Образовательные: Расширять знания детей о русской народной культуре.
Показать красоту вышитых изделий, узоров из растительных элементов.
Учить рисовать русскую народную одежду, передавая ее характерные
особенности.
Развивающие: Развивать художественные способности, фантазию.
Воспитательные: Воспитывать любовь к народному творчеству
Материалы и оборудование:
Мультимедиапроектор;
Слайд-шоу с русской народной одеждой;
Русская народная одежда: шаль, лапти, сарафаны и рубашки по
количеству детей;
Ленточки красного, зеленого, синего цветов;
Подборка русских народных песен;
Образцы орнамента;
Цветные карандаши, фломастеры по количеству детей;
Коробка-сюрприз;
Магнитная доска.
Ход НОД:
В: Посмотрите, что я вам сегодня принесла – это русская шаль. Вам
интересно, почему я так оделась? На этой неделе мы с вами разговаривали о
гардеробе, шаль это предмет стариной одежды. С чем же я хочу вас сегодня
познакомить? Что вы знаете из старинной одежды? Я приглашаю вас
посмотреть, какая была одежда и как ее украшали.
Дети проходят в зал под русскую народную музыку.
В: добрый день, гости званные, желанные,
Рады мы всем гостям, как добрым вестям!
Всех примечаем, душевно встречаем,
Присесть приглашаем.
Просмотр слайдов русских народных костюмов: сарафаны, косоворотки,
кокошники, картузы.
В: у меня есть коробка-сюрприз. Что в ней может быть? (Ответы детей).
Воспитатель достает сарафаны и рубашки и предлагает детям примерять.
Остановить слады на изображении мальчика и девочки.
В: Гости к празднику готовы,
Посмотрите на обновы –
Сарафаны расписные
Да рубашечки льняныеМальчика зовут Иван
А на Марье сарафан.
Хотят с вами подружиться,
Вместе петь и веселиться.
В: У наших Ивана да Марьи есть друзья, которые тоже хотят повеселиться,
но у них не украшены наряды.
Не танцует, не поет
Развеселый наш народ.
Сарафан у них простой –
Белый, а не расписной.
Не украшена рубашка –
Нет и вышивки на ней.
Все исправить, все украсить
Просят вас они скорей.
Дети выбирают, что они будут украшать: сарафан или рубашка.
В: Давайте рассмотрим, по каким правилам украшалась одежда в старину.
Узоры составлялись из геометрических и растительных орнаментов
(рассматривание образцов украшений). Сарафан и рубашку нужно закрасить
цветными карандашами, а орнамент в полосе – фломастерами. Чему бы вы
хотели сегодня научиться? (Ответы детей). Повторите, что и как будем
рисовать?
Дети работают под звучание русской народной музыки. Физкультминутка:
русские народные движения под музыку.
В: Готовые работы отправляем на выставку (магнитная доска). Оцените
свою работу. Чему хотели научиться? Все ли получилось? Можно с Иваном и
Марьей в пляс пускаться. Но у вас немного не завершенный наряд. Девочкам
в старину завязывали на голову цветные ленточки, а мальчикам нужно
подвязать рубашку поясом. Выберите себе ленту по цвету. Красного цвета –
если у вас сегодня все получилось, зеленого – были трудности в работе,
синего – ничего не получилось, (дети объясняют выбор).
В: А в коробке еще что-то есть. Как вы думаете? Это старинная обувь –
лапти. Кто первый вспомнит, из чего она сделана, тот первый оденет, (дети
уходят в группу, где продолжают примерку).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством
"История русского костюма", "Жостовские подносы", "Знакомство с уральской вышивкой", ""В гостях у мастеров", "Каменный цветок", ""Русская матрешка"...
Конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в страну красок».:
Закрепить знания о живописи, как об одном из видовизобразительного искусства. Закрепить виды живописи: пейзаж, портрет, натюрморт. Познакомить детей с картинами художников ...
Конспекты занятий по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством
История русского костюмаЖостовские подносыПутешествие к хлудневским мастерамРусская матрешка В гостях у мастеров...
Конспект мероприятия по ознакомлению детей с русской народной культурой в подготовительной группе на тему: «Умники и умницы»
Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, развитие основ духовно-нравственной культуры....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной группе на тему «Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах»»
Познакомить детей со сказкой Шарля Перро «Кот в сапогах», закрепить названия знакомых сказок....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной группе на тему «Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах»»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной группе на тему«Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах»...