Конспекты занятий по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством
материал по теме
История русского костюма
Жостовские подносы
Путешествие к хлудневским мастерам
Русская матрешка
В гостях у мастеров
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_russkogo_kostyuma.docx | 266.11 КБ |
zhostovskie_podnosy.docx | 505.01 КБ |
puteshestvie_k_hludnevskim_masteram.doc | 204 КБ |
russkaya_matreshka.doc | 45 КБ |
v_gostyah_u_masterov.docx | 18.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«История русского костюма»
Цель: Приобщать дошкольников к истории национальной культуры посредством проектной, поисково-исследовательской деятельности.
Задачи:
- Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида;
- Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы;
- Способствовать развитию речи;
- Воспитывать интерес и уважение к русской литератур.
Материалы к занятию: Презентация иллюстраций и иллюстрации с изображением русских национальных костюмов. Куклы в русских национальных костюмах. Аудиозаписи русских народных песен.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с русскими национальными костюмами, чтение русских народных сказок.
Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение); наглядные методы (демонстрация иллюстраций, видеоматериал), практический метод.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим на наших гостей и поздороваемся с ними. А теперь тихонечко сядем на свои места.
2. «В гостях у народных умельцев» (Слайд 1)
- Ребята, рассмотрите эти игрушки. Что интересного вы можете о них рассказать?
(Это народные игрушки. Дымковская и Филлимоновская барышни. Их изготовили мастера-умельцы из Дымков и Филлимоново. Они сделаны из глины.)
Где здесь дымковская, а где филлимоновская барышня? (Дымковская справа, а филлимоновская-слева.)
А как вы догадались? (Узор на дымковской игрушке: круг, прямые и волнистые линии, точки-горошины и клетка; филлимоновская игрушка: поперк туловища и шеи идут чередуясь, разноцветные полосы, и только голова окрашивается одним, чаще зеленым цветом.)
На прошлых занятиях мы побывали в гостях у дымковских и филимоновских мастеров.
Мы уже обращали внимание на их одежду, на фасон их платья, на яркую окраску ткани, на необычные для нашего времени головные уборы. Так одевались раньше в тех местах.
Сегодня мы снова воспользуемся машиной времени и заглянем в прошлое, чтобы узнать, как одевались русские люди в старину.
Тема нашего путешествия: «История русского костюма».
- Как вы думаете, когда человек начал носить одежду? (Очень давно) (Слайд 2)
Правильно, это произошло очень давно, но одежда служила для защиты от холода и жары. Постепенно одежда стала приобретать все большее значение в жизни человека. (Слайд 3)
В старые времена над всем царил обычай. В зависимости от положения, которое занимал человек, он одевался, ходил соответственной походкой, имел положенное выражение лица. Например, занимал человек важный пост в государстве, так должен был с утра до вечера не снимать торжественного костюма, как бы тяжело ему не было. Говорить должен был важно и смотреть повелительным взором. Попробуйте изобразить такого человека.
Игровое упражнение «Изобрази»
Попробуйте изобразить такого человека. (Дети встают и проходят важной походкой, повелительным смотря по сторонам). (Слайд 4)
Люди с разным достатком одевались по-разному. Те, что победнее, одежду делали из материала изготовленными городскими ремесленниками, или домотканою-изготовленную дома, в домашних условиях на станке. (Слайд 5)
Ткани иногда окрашивали целиком, иногда наносили узор. Такая ткань называлась набойной.
- Подумайте, с чем связано такое название? (Оно связано со способом нанесения узора).
- Попробуйте догадаться, как это делали? (Ответы детей)
На доске вырезали узор, покрывали его краской, а затем «отбивали» узор на материи. Красили ткани отварами из коры, корней, листьев, настоями из растертого в порошок камня.
Художественное экспериментирование:
У детей на столах кусочки ткани прошитые на картоне. Детям предлагается взять печатки и нанести узор на ткань, т.е. сделать её набойной.
3. Главными частями мужской одежды были рубаха и порты. (Слайд 6)
Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились.
Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтаны. (Слайд 7)
Их носили и бедные и богатые. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук.
- А что носили мужчины на голове? (Кепки, шляпы, шапки)
- Мужской головной убор того времени - колпак, это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка. (Слайд 8)
В холодную зимнюю носили шубы. (Слайд 9) Кто победнее, шили шубы из овчины, козьего, волчьего и медвежьего меха. У богатых и знатных шубы были из песца, лисицы, белки, куницы.
- В какой сказке старик вез своей бабе лису на воротник? (Волк и лиса)
Вывод: Давайте ещё раз скажем из каких частей состоит мужской костюм? (Рубаха, порты, кафтан, колпак, шуба)
4. Основной одеждой женщин была длинная сорочка. Поверх сорочки надевали сарафан. (Слайд 10)
Для тепла поверх сарафана надевали душегрею. (Слайд 11)
- Как образовалось это слово? (Душу греет).
Это короткая, чуть ниже талии очень широкая сборчатая одежда на лямках. Более длинной одеждой, согревающей не только душу, но и тело было…
- Как бы вы называли такую одежду? (Телогрея). (Слайд 12)
- А какие головные уборы носили девушки? (Платки, кокошники)
Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин. (Слайд 13) Девушки могли носить волосы распущенными или заплетать их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать.
- Сейчас я предлагаю выйти одной девушке и одеть головной убор. А как вы думаете, какой головной убор должна одеть я? Почему? (Платок, вы женщины замужняя)
- Как и теперь, любили женщины украшения. Носили они кольца, бусы и гривны. Гривна- это украшение в виде обруча на шее. (Слайд 14, 15)
Вывод: Итак женская одежда – это …. (продолжите фразу)(Сорочка, сарафан, душегрея, телогрея, кокошник, ленточка)
Проводится игровое упражнение: «Разложи последовательно».
(Ребята делятся на 2 команды)
Вы должны последовательно разложить одежду для мужчин и для женщин.
5. Рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой. (Слайд 16, 17) На Руси употребляли слово «узор». «Узор» происходит от древнеславянского слова «узреть» - увидеть. Увидеть красоту. Мастерицы вышивали знаки: ромбы, кресты, цветы, круги)
Узор в виде орнамента, т.е ритмично повторяющегося рисунка, «клали» на ворот, рукава и подол. Считалось, что вышивка – «оберег» предохраняла, оберегала от злых сил.
Задание: «Составь оберег»
- Ребята, давайте и мы с вами попытаемся создать свой оберег на одежде. Как это сделать? (Нарисовать красками, пластилином, сделать аппликацию.)
- Возьмите понравившийся вам вид одежды на который вам необходимо будет нанести оберег. На какую часть одежды мы будем наносить обереги? (Подол, края рукава, ворот.)
Пока ребята выполняют работу звучит музыка.
- Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какие узоры у вас получились. (Ребята встают и осматривают работы.)
Недаром в народе говорится:
Не то дорого, что шито золотом,
А то дорого, что доброго мастера.
Вот такими добрыми мастерами сегодня были вы.
- Ребята, а вы знаете каждый знак обозначал свой символ:
волнистые линии означали - символ воды
красные круги - символ солнца
крест - это тоже символ солнца
ромб - символ земли, плодородия
цветы – символ богатства
- Даже цвета имели своё значение:
Красный – благополучие
Жёлтый – тепло и ласка
Синий – радость
Чёрный – богатство
- Всю одежду женщины шили сами, и только в городах князьям и боярам шили одежду специально выученные люди.
- Как они назывались? (Портные).
Одежду на Руси берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, перешивали и донашивали до полной ветхости.
6. Шло время. Постепенно шитье одежды и обуви стало делом специалистов. Раньше и портные назывались по - разному, в зависимости от того, что они шили.
- Ребята, давайте встанем в круг и поиграем с вами в игру «Кем я буду» (необходимо взять мячик)
Если я шью шубу – значит я шубник,
А если я шью кафтан- то я …(кафтанник),
(шапошник, рукавичник, карманник, сарафанник, рубашник, шапошник, сорочник, душегрейник, телогрейник).
- Молодцы, ребята! Вот мы и узнали, во что одевался русский люд в старину. С тех пор многое изменилось, но кое-что сохранилось до наших дней. Какие части одежды дошли до наших дней? (Все, но они стали называться немного по-другому: душегрея - топик, телогрея – жилет...)
7. – Сегодня наше путешествие закончилось. Ребята, а для чего нам нужны знания о русском народном костюме? (Чтобы сшить костюм для куклы).
- И так, мы с помощью машины времени заглянули в прошлое, давайте возвращаться домой. Закроем глаза повернемся вокруг себя. Откроем глаза, вот мы с вами и снова в нашей группе. Что нового вы узнали о русском костюме? (Ответы детей).
- А вечером, я приглашаю вас ребята, в нашу творческую мастерскую, чтобы изготовить самим понравившийся костюм.
Предварительный просмотр:
«Жостовские подносы»
(подготовительная группа)
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с народным промыслом Жостова. Дать знания об особенностях жостовской росписи: элементах узора, колорите, композиции. Закрепить умение составлять узор на круге, овале, квадрате, прямоугольнике, заполняя середину и края -кайму. Составлять букеты из крупных и мелких цветов, наносить мазки. Передавая оттенки, самостоятельно составлять узор на выбранной форме ( круг, овал и т.д.). Использовать нетрадиционную технику рисования – пальчиками.
Словарная работа: жостовский, «букет в центре», «букет в раскидку», «букет с угла», «венок», «полувенок», «пятилистик» (цветок яблони), «сердечко», «зигзаг».
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с жостовским промыслом, открыток с цветами, букетами, натюрмортом.
Методы и приемы: обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, таблиц), словесный (беседа, указания, пояснения, художественное слово), практический (самостоятельное выполнение детьми элементов росписи, использование инструментов и материалов для изображения), эвристический (развитие находчивости и активности), проблемно – мотивационный, частично - поисковый (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия), метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребенка в творческом процессе).
Материал и оборудование: Подносы из папье-маше черного, красного, желтого, синего цветов. Таблицы с элементами росписи. Темперные краски, кисти, вода.
Ход занятия: Ребята рассаживаются. Вдруг раздается стук в дверь. Забегает Незнайка.
Незнайка: Ой, здрасте, ребята, здрасте, Любовь Вячеславовна. Я так спешил, так спешил, чуть шляпу не потерял!
Воспитатель: Отчего же так спешил, Незнайка?
Незнайка: Я узнал случайно, что вы сегодня будите вести разговор о искусстве жостовского промысла. Я тоже об этом все-все знаю, я вам могу много рассказать, чего вы больше ни от кого никогда не услышите.
Воспитатель: Ну что же, поделись с нами своими знаниями. Я думаю, ребятам будет интересно тебя послушать.
Незнайка: Вот был я однажды в одном русском селе, знаменитом Жостово. Живут там чудо-мастера, они делают посуду из белой глины и расписывают ее цветами: синими, желтыми, красными. И травка на посуде и птицы поют разноцветные.
Воспитатель: Ах, Незнайка-Незнайка, все-то ты перепутал! Ребята давайте-ка разберем эту путаницу и все расскажем правильно.
Какой промысел есть в селе Жостово?
(Ответы детей: В этом селе делают металлические подносы, даже название села – Жостово – звучит похоже на слово «жесть», что означает «металл».)
Воспитатель: А чем же знамениты жостовские подносы?
(Ответы детей: Они украшены красивым узором из цветов и листьев. На всех жостовских подносах красивые цветы. Подносы разрисованы садовыми цветами. Очень многими разными садовыми цветами расписаны эти подносы.)
Воспитатель: А какую цветовую гамму использовали мастера при росписи подносов?
(Ответы детей: Они пользовались разными красками: и красной, и желтой. И зеленой, и синей.)
Воспитатель: Правильно!
Незнайка: Одну минуточку! А какими же цветами, элементами их расписывают?
Дети называют элементы росписи и цветы.
(Ответы детей: Подносы украшают крупными цветами (розы, георгины, лилии, маки, цветы яблони), Затем цветами в два-три раза меньше, бутонами. Цветы постепенно зарисовываются. И появляются стебельки букетов, листья, травинки.)
Незнайка: Да, о Жостове вы все знаете. Теперь и я никогда ничего не перепутаю. А сами то вы сможете расписать подносы.
Воспитатель: Конечно, Незнайка! Наши ребята отличные мастера. Сейчас они вспомнят элементы росписи и расположение цветов в композициях и попробуют украсить трафареты.
(Ответы детей: Элементы росписи – «травинки», «усики», «зигзаг», «цветок», «кайма», «пятилистик». Композиция может строится: «букет в центре», «букет в раскидку», «букет с угла», «венок» и «полувенок».)
Воспитатель: Теперь сделаем гимнастику для пальчиков.
Физминутка «Цветы».
Наши красные цветы раскрывают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши красные цветы закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
(Выполняют два раза)
Дети под русскую народную мелодию выполняют самостоятельно роспись трафарета жостовского подноса.
Воспитатель: теперь, когда вы все закончили работу, давайте Незнайку попросим выбрать самый красивый поднос с букетом цветов.
Незнайка: Ладно, ладно помогу. Это я быстро, это я мигом. Так вот этот самый красивый, и этот, и этот.
(Постепенно переходит от одного подноса к другому.)
Ох, как я уже понял: они все очень красивые. Мне все нравятся.
(читает стихотворение)
Круглые, железные,
В хозяйстве полезные.
Черные, желтые, красные,
Удивительно прекрасные!
А еще я предлагаю ребятам сделать выставку ваших подносов и пусть все, все ребята смогут увидеть, и полюбоваться этой красотой!
Воспитатель: Молодец, Незнайка, хорошо придумал. Давайте организуем выставку подносов по жостовскому промыслу. С тобой, Незнайка, мы прощаемся. Приходи еще к нам на занятие и мы тебе еще много с ребятами расскажем и покажем интересного.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия. Путешествие к хлудневским мастерам.
Старшая группа.
Образовательная область: «Познание»
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Труд»
Цель: ознакомление дошкольников с культурным наследием родного края на примере традиционного народного промысла – хлудневской игрушки.
Задачи:
• Познакомить детей с традиционным народным промыслом Калужской области – хлудневской глиняной игрушкой
• Развивать художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное; развивать речь, обогащать словарь;
• Воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение к труду взрослых.
Оборудование и материалы: компьютерная презентация «Путешествие к хлудневским мастерам». Иллюстрации дымковской и филимоновской игрушки, хлудневская игрушка (экспонаты Малоярославецкого Музейно – выставочного центра, коллекция И. А. Солдатенкова). Музыкальные фрагменты (народная музыка). Материалы для лепки (глина, доски, стеки, палочки для процарапывания узора, влажные салфетки).
Предварительная работа: Знакомство с русской народной игрушкой (Дымка, Филимоново, экскурсия в ММВЦ. Словарная работа (промысел, гончары, горн, оберег, обжиг, грематухи, гудухи, сопелки).
Образовательная деятельность проходит в изостудии.
Дети заходят в изостудию. Звучит народная музыка.
Воспитатель:
Велика Россия наша и талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах на весь мир молва идет!
Наша русская игрушка не стареет сотни лет,
В красоте, таланте русском весь находиться секрет.
Ребята, сегодня мы отправимся с вами в гости к народной игрушке.
Воспитатель обращает внимание детей на стенд с иллюстрациями, изображающими дымковскую, филимоновскую игрушки. Вопросы к детям:
• Какие народные игрушки вы знаете? (Филимоновскую, дымковскую)
• Назовите дымковские игрушки (барышня, индюк, барашек, конь)
• Какие элементы росписи используют дымковские мастера? (круги, точки, волнистые и прямые линии, кольца)
• Назовите филимоновскую игрушку (барышни и кавалеры, медведи, уточки – свистульки)
• Какие элементы росписи используют филимоновские мастера? (разноцветные полоски, «колоски»)
Воспитатель:
Сегодня мы с вами познакомимся с народной игрушкой нашего родного края - Калужской области. Как вы думаете, где мы можем увидеть настоящую старинную народную игрушку? Правильно, в музее. Приглашаю вас посетить Музей народной игрушки. Но сначала давайте вспомним, как нужно вести себя в музее (не кричать, не толкаться, не трогать экспонаты руками, внимательно слушать экскурсовода).
Дети проходят в «Музей народной игрушки». Научный сотрудник ММВЦ показывает старинные игрушки и рассказывает детям о хлудневской игрушке.
Хлудневская игрушка - это старинный народный промысел Думинического района Калужской области, которым традиционно занимались в деревне Хлуднево. Почти все жители деревни занимались гончарным делом – мужчины лепили посуду, а женщины и девочки – игрушки. Игрушки наши предки лепили не только для забавы. Игрушки служили оберегами (от слова «оберегать»). Наши предки верили, что игрушки могут «оберегать» людей от несчастий: если в доме есть глиняная игрушка, то беды и неудачи, болезни обойдут семью стороной. Каждая игрушка имела свое назначение. Барышню с детками дарили на свадьбу – чтобы у молодых семья была крепкая, много было детей. Чтобы в доме водилась всякая живность – дарили фигурки домашнего скота и птицы (барашки, коровы с телятами, козы с козлятами, петушки и пр.) Перед весенними работами чтобы вырастить хороший урожай лепили игрушку – барышню со снопами пшеницы. В юбку барышне помещали сухие горошины или глиняные шарики. После обжига игрушка превращалась в грематушку (погремушку). Даже свистульки – гудухи и сопелки – лепили не только ребятам на забаву. Верили наши предки, что своим свистом отгоняют игрушки от дома нечистую силу. Даже когда игрушка разбивалась - ее не выбрасывали, а мелко толкли и рассыпали вокруг избы. Есть у хлудневских мастеров и особенная игрушка – чудо дерево с фигурками животных, диковинных птиц и цветов. Верили люди, что оно может творить чудеса – вызвать дождь или солнце, уберечь от болезней, послать хороший урожай.
Давайте поблагодарим экскурсовода за интересный рассказ.
Ребята, хотите отправиться в гости к хлудневским мастерицам и узнать их секреты? Давайте отправимся с вами в деревню Хлуднево.
Рассказ воспитателя и беседа с детьми по презентации. Звучит народная музыка.
На родимой стороне, на калужской на земле,
Не велико, не мало, стоит Хлуднево – село.
А в селе с древней поры жили - были гончары
И лепили мастера, старые и детвора,
Крынки, плошки и горшки
Да свистульки – петушки.
За работою в светлице собирались мастерицы
Мамы, бабушки и дочки в сарафанах и платочках,
И лепили всем игрушки – солопелки, грематушки.
Как вы думаете, из чего лепят народную игрушку? (Из глины)
А откуда ее берут? (Глину добывают из- под земли)
Ребята, в деревне Хлуднево очень много глины. На окраине деревни, у речки гончары копали специальные ямы и со дна доставали глину. Глина была сине - серого цвета, называли ее «синика». Набирали мастера глины в яме и сразу принимались лепить? Нет, сначала глину хорошенько рубили лопатой, заливали водой и оставляли на несколько дней. Потом месили, мяли, выбирали из нее все камушки, веточки, корни растений. А зачем глину месили руками? (чтобы выбрать из нее все до одного камушки, если этого не сделать - посуда или игрушка рассыплется). Вязкая, мягкая как тесто глина хорошо лепится. В умелых руках мастерицы кусок глины превращается в игрушку. Как вы думаете, готова игрушка, можно в нее играть? Нет, игрушку сначала надо высушить на воздухе. А потом игрушка отправляется на несколько часов в специальную печь – горн для обжига. После обжига игрушки и посуда станут крепкими, звонкими, не будут размокать от воды. Вот посмотрите, как горячо в печи, все игрушки раскалились. Пока наши игрушки обжигаются, мы с вами поиграем.
ФИЗМИНУТКА.
Чечары, чечары, собирайтесь гончары
Хватить охать и зевать – надо глины накопать!
Мы копали, так копали – чуть лопаты не сломали,
Под землею глины – слой на три аршина.
Глину месим, глину мнем,
А теперь лепить начнем,
Вот вам и игрушка – кукла грематушка.
Пока мы играли, наши игрушки обожглись. Они уже остыли. Посмотрите внимательно, что с ними произошло? (Игрушки поменяли цвет – стали белые). Да, действительно, после обжига глина поменяла цвет и стала бело – розовой. Это еще один секрет хлудневских мастеров. Что теперь нужно сделать с игрушками? Правильно, расписать. Какого цвета краски использовали мастерицы? Обратите внимание, что расписывали не всю игрушку, а только части – гребешки, воротничок у петушка, лапки и хвост у медведицы, перышки и хвостик у птиц. Игрушки получались яркими, нарядными, затейливыми.
Дети рассматривают фотографии игрушек.
Воспитатель:
Стоит козушка – как молодушка,
С нею козлята, малые ребята.
Вот барашек свисток
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.
Яша дружок дует в рожок
Сидит на спинке у свинки.
Я куплю себе свистульку – буду трели выводить
Мастерицу из Хлуднево никогда мне не забыть!
А это что за необычная игрушка? Правильно, это чудо - дерево. Почему его так назвали? (Люди верили, что оно может творить чудеса – защитить их от невзгод, болезней, помочь вырастить хороший урожай и пр.). Давайте слепим такое чудо дерево для нашей группы. Посмотрите, ствол нашего дерева и затейливые веточки уже готовы. А вот гнезда – пустые. Кто должен в них сидеть? (диковинные птицы). Давайте слепим птиц и украсим ими наше чудо – дерево. Проходите скорее в нашу гончарную мастерскую.
Дети проходят в мастерскую (зону для лепки, надевают фартуки, лепят из глины птичек, наносят узоры стекой. Вылепленных птиц усаживают в гнезда.
Воспитатель:
Мы не ели, мы не пили,
Чудо – дерево лепили,
Символ мира и добра
Полюбуйся, детвора!
Ну что, ребята, понравилось вам в гостях у хлудневских мастеров? Что вам понравилось и запомнилось? С какой игрушкой вы сегодня познакомились? Смотрите, ребята, наше чудо дерево уже совершает чудеса – приготовило для вас гостинцы. Давайте попрощаемся с хлудевскими мастерами и вернемся в детский сад.
Предварительный просмотр:
«РУССКАЯ МАТРЕШКА»
для детей старшего дошкольного возраста
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
-обучение детей основам техники рисования;
-сохранение и развитие у ребенка целостной картины мира;
Развивающие:
-развитие индивидуальности ребенка, его скрытой энергии;
Воспитательные:
-воспитание интереса к народному творчеству;
-формирование дружеских и доброжелательных отношений взрослых и детей;
-формирование уважения к чужой точке зрения.
МАТЕРИАЛЫ:
- Окно для Марьи - рассказчицы.
- Молодчинки для детей.
- Куклы пальчиковые.
- Матрешка разборная.
- Детали Матрешки.
- Краски акварельные.
- Кисточки.
- Карандаши.
10.Баночки для воды.
11.Салфетки.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
(Дети сидят на стульчиках в круге в центре комнаты. Перед ними на ковре лежат пальчиковые куклы).
ПЕДАГОГ. Здравствуйте, ребята. Посмотрите, кто к нам пришел в гости. Выберите себе каждый понравившегося героя и наденьте на пальчик.
(Дети берут игрушки и надевают на пальчик).
ПЕДАГОГ. А теперь придумайте своей игрушке имя и поздоровайтесь с ней. Представьтесь, как вас зовут.
(Дети по порядку здороваются со своей игрушкой словами: «Здравствуй, Зайка». Меня зовут Ваня…).
ПЕДАГОГ. К нам пришел еще один гость. Посмотрите, ребята. Это Матрешка. Пусть ваши куклы на пальчиках поздороваются с ней.
(Дети по порядку здороваются с Матрешкой:
«Здравствуй, Матрешка». Меня зовут Зайка…).
ПЕДАГОГ. А сейчас я вам покажу маленький фокус. Но сначала садитесь все за рабочие столики.
(Далее педагог рассказывает стихотворение о матрешке и раскрывает одну за другой матрешку – игрушку, выставляя их на столе перед детьми).
Матрешка на окошке
Под ярким сарафаном.
И вся семья в Матрешке,
Как в доме деревянном.
Открой – увидишь чудо:
Матрешенька – детеныш.
А там еще!
Откуда?
А там опять … Найденыш.
Умыты ручки – ножки
У каждой у Матрешки.
Поглажены одежки,
Почищены сапожки…
Поют Матрешки в хоре.
Живут не зная горя,
И дружно, и счастливо,
И весело на диво!
(Звучит русская музыка, открывается окно, стоящее возле педагога, появляется Марья – рассказчица).
МАРЬЯ – РАССКАЗЧИЦА. Здравствуйте, ребята!
(Дети здороваются).
ПЕДАГОГ. А куклы ваши не забыли поздороваться?
(Дети здороваются куклами).
МАРЬЯ – РАССКАЗЧИЦА. Я вижу, у вас в гостях Матрешка – русская красавица. Ох, какую историю я вам расскажу о ней. Вот слушайте. Веселая игрушка – расписная Матрешка – родилась 100 лет назад. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин. Он нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пестрый передничек. Ни у одной из сестричек не было похожего наряда: у одной сарафан красный, а у другого – синий с цветочками, у третьей – малиновый платочек с белыми горошками, а у четвертой – яблоки на переднике.
А как назвать красавицу? И назвали Матрешкой, старинным русским именем. Так звали добрую красивую девушку, которая работала в доме художника… Вот пока и вся моя история. А продолжение будет после. До свидания, ребятки.
(Окно закрывается).
ПЕДАГОГ. Ребята, чтобы научиться рисовать всю Матрешку, необходимо сначала поучиться рисовать все детальки, из которых создано это прекрасное русское чудо. Скажите, из каких деталей состоит Матрешка? Говорим по очереди.
(Дети называют детали: фартук, платочек, рубашка и др.).
ПЕДАГОГ. Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами вместе создадим свою Матрешку. Посмотрите. Вот эта деталь к концу нашего занятия превратится в прекрасную девушку – Матрешку.
(Педагог показывает шаблон Матрешки).
ПЕДАГОГ. Сейчас я вам раздам детали от будущей Матрешки.
(Педагог раздает детали одежды от шаблона Матрешки).
ПЕДАГОГ. Перед началом работы давайте решим:
- как мы украсим одежду Матрешки, чтобы получилось ярко и красиво;
- чтобы цвета в одежде сочетались;
- чтобы цвет на детали был наложен ровно;
- чем мы будем раскрашивать детали: акварельными красками, гуашью, карандашами и др.
- Детям розданы листы белой бумаги, акварельные краски, гуашь, цветные карандаши, кисточки, стаканы с водичкой.
- Педагог просит назвать цвета, которые, по мнению детей, можно включать в единую композицию.
- Дети делают из этих цветов кружочки на белых листах разными раскрасочными материалами.
- Дети пробуют другие варианты, обсуждают вместе с педагогом и выбирают, наконец, наилучшее сочетание с учетом раскрасочного материала.
- Если дети остановились на цветных карандашах, педагог показывает технику раскрашивания карандашами. Дети пробуют на своих белых листах.
- Педагог с детьми обсуждает, как можно украсить Матрешку: горошки, полоски, звездочки и др. Дети пробуют на своих листах.
КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
После обсуждения начинается процесс раскрашивания деталей Матрешки. Педагог в процессе работы подходит к каждому ребенку, оказывает помощь при необходимости. Педагог обращает внимание на технику рисования, корректно подсказывает детям, как нужно правильно держать кисточку, карандаш и др.
ПЕДАГОГ. А теперь давайте нарядим нашу Матрешку.
(Дети наряжают по очереди игрушку. Педагог учит детей уступать друг другу, быть вежливыми, думать, оценивать и др.).
Алгоритм работы:
- Что мы первое наденем на игрушку?
- А теперь? Почему? (И т.д.).
Педагог вводит в занятие элементы игры с помощью карточек со стилизованными рисунками: лицо улыбается, лицо серьезное, лицо грустное.
ПЕДАГОГ. А теперь посмотрите на эти смайлики. Покажите, какой смайлик соответствует вашему настроению.
Показом смайликов завершается украшение Матрешки. К ней прикрепляется тот смайлик, который выбрало большинство ребят.
ПЕДАГОГ. Наша Матрешка хочет поздороваться с вами, ребята, и вручить вам на память об этом занятии «молодчинки». Но вам нужно будет ответить на ее вопросы.
(Педагог с Матрешкой подходит к каждому ребенку, задает от имени Матрешки вопрос, помогает ответить при затруднении на вопрос и вручает «молодчинку»).
Итог занятия:
Вопросы:
- Сколько лет назад появилась Матрешка? (100 лет).
- Кто ее придумал? (Художник).
- Во что нарядил художник свою Матрешку? (В сарафан, платочек, фартук, русскую рубашку).
- Почему назвали игрушку Матрешкой? (Потому что так звали девушку, которая работала в доме у художника).
- Чем можно раскрашивать Матрешку? (Акварельными красками, гуашью, карандашами) и т.д.
ПЕДАГОГ. Ребята, какая красивая у нас получилась Матрешка. Вы молодцы, все старались, работали аккуратно и дружно. А теперь сложим в домик наши куклы. Пускай они отдохнут. И мы с вами отдохнем
(Звучит русская народная музыка. Дети свободно общаются с педагогом, Марьей – рассказчицей, рассматривают деревянные Матрешки, нарисованную Матрешку и др.).
Предварительный просмотр:
«В гостях у мастеров»
(Подготовительная группа)
Итоговое занятие по мотивам народных росписей
Цель. Развитие творческих способностей через ознакомление с мотивами народного орнамента.
Задачи:
1. Образовательная
Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве.
Различать виды народного декоративно-прикладного искусства.
Знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.
Различать и называть знакомые народные игрушки (Дымка), их характерные особенности, предметы разных промыслов с растительным узором (Городец, Хохлома, Жостово, Гжель).
Закреплять умение рисовать геометрические (круги, овалы, полосы, точки) и растительные узоры: травку, цветок, ягоду и т.д.
Видеть разнообразие материалов (дерево, глина, жесть, фарфор и т.д.).
Выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, сочетания, колорит, чередование.
2. Развивающая.
Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.
Развивать воображение, фантазию творческое восприятие через самостоятельную деятельность.
Развивать творческие способности.
3. Воспитательная.
Воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно-прикладному искусству.
Учить работать самостоятельно.
Получить эмоциональный отклик на сделанную работу.
Выставка.
Дымковской игрушки, народных промыслов: Гжель-посуда, Хохлома-посуда, Жостовские подносы, Городец – доски, матрешки.
Предварительная работа.
- Занятия по изо-деятельности (лепка, аппликация, рисования).
Материалы.
- гуашь разных цветов
- кисть № 3
- палитра, ложечки
- силуэт дымковских игрушек, жостовских подносов, городецких досок, гжельских тарелок, хохломской посуды
Ход занятия.
Дети стоят вокруг воспитателя.
Воспитатель.
Ребята, сегодня мы проводим необычное занятие.
Мы с вами идём на экскурсию в выставочный зал, где мы посмотрим работы народных мастеров – умельцев. Посмотрите, здесь собраны игрушки и посуда. Они не простые, их сделали русские мастера из Дымково, Городца, Гжели, Хохломы и Жостово.
Посмотрите! Это вещи нынче
В гости к нам пришли
Чтоб поведать нам секрет
Древней, чудной красоты
Чтоб ввести нас в мир России
Мир преданий и добра
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо – люди – мастера!
А вот какие это мастера, вы догадайтесь сами.
Отгадайте-ка загадку
Загадывает загадку.
1.Веселая красная глина
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня
Собачки, гусары и рыбы
А ну, назовите меня.
(Дымковская игрушка)
Воспитатель.
Что такое Дымковская игрушка?
Дети.
Игрушка глиняная, ее делают мастера, затем обжигают в печи. Все фигурки покрывают белой краской и начинают расписывать геометрическим орнаментом (волнистые линии, широкие и тонкие полосы, круги овалы, горошины, сочетание мелких и крупных элементов). Эта игрушка вятская.
Воспитатель.
Много сказочных мест в России
Городов у России не счесть.
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
Возле Вятки самой Дымково-поселок
Окаймлен лесами уголок веселый.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
2.Сине-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
(Гжель)
Воспитатель.
Что такое Гжель?
Дети.
Гжель – это посуда, сделанная из тонкого белого фарфора, которую расписывают растительным орнаментом синего, голубого цвета.
После росписи изделия покрывают глазурью и обжигают в печи. Посуда становиться блестящей.
Воспитатель.
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки –
Быль или небыль?
Изделие рук золотых.
Синяя сказка – глазам загляденье;
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье,
Русская звонкая Гжель.
3.Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки
Цветами разрисованы.
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят.
И точки черно-белые.
На солнышке блестят.
Здесь ромашки и купавки,
Словно капельки росы,
Расцветают здесь розаны
Удивительной красы.
(Городец)
Воспитатель.
Скажите, что же такое
Городецкая роспись?
Дети.
Роспись по дереву. Основной мотив – цветок (розы, розаны, ромашки, купавки), мерцающие «оживкой». Фон не окрашен, имеет цвет дерева.
Готовые изделия покрывают лаком.
Воспитатель.
Есть на Волге город древний
По названью – Городец
Славится по всей России
Своей росписью творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя.
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
4.Разные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши.
Там трава вьется и цветы
Удивительной красы.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки, как листочки
Здесь же каждый – золотой.
Красоту такую люди
Называют…
(Хохломой)
Воспитатель
Что такое Хохлома?
Дети.
Хохломские изделия изготовляют из липы, березы, ольхи, осины: ложки, горшки, миски, мебель и т.д.
Сначала их просушивают, покрывают алюминиевым порошком и расписывают яркими красками растительным узором (завитки – стебли, травка, цветы, ягоды, листики). После росписи покрывают лаком и ставят в печь, где серебряные предметы от жара превращаются в золотые. Отсюда хохлома называется золотой.
Воспитатель
Хохломская роспись –
Алых ягод россыпь.
Отголоски лета в золоте траве.
Рощи-перелески, шелковые всплески
Солнечно-медовой золотой листвы.
Роспись хохломская словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий
Всех чудесней наша Хохлома.
Какую роспись я еще не назвала?
Дети.
Жостовская роспись. Это роспись по железу.
Знамениты жостовские подносы.
Железные подносы покрываются черной краской, а затем расписывают различными цветами. В центре цветы крупные, а по краям – поменьше. Каждый поднос разный.
Фон может быть синий, зеленый.
Воспитатель.
Молодцы. Все росписи вспомнили. При выставочном зале работает мастерская, где вы можете на некоторое время стать мастером по росписи. На столах всё необходимое для работы. Мастера, вы можете приступать к работе.
Дети работают. Воспитатель проходит, смотрит, подбадривает, советует. Под тихую русскую музыку дети работают. В конце занятия изделия мастеров выставляются на выставочный стенд. Дети вместе с воспитателем рассматривают их и любуются ими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством
"История русского костюма", "Жостовские подносы", "Знакомство с уральской вышивкой", ""В гостях у мастеров", "Каменный цветок", ""Русская матрешка"...
Рабочая программа по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством
Рабочая программа по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством...
«Знакомство детей с русским народным декоративно-прикладным искусством»
Описание опыта работы по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством....
Консультация для педагогов ДОУ "Методика ознакомления детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства"
Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих покол...
Знакомство детей с русским народным декоративно-прикладным искусством
Декоративно – прикладное искусство один из наиболее древних и поныне развивающихся видов народного творчества. Оно воплощает в себе предметы быта, созданных по законам красоты. Декоративно ...
Консультация "Совместная работа воспитателя и родителей по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством".
Задачи работы по озакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством:1. Формирование у детей эмоциональ...
Конспект занятия по рисованию «Знакомство с русским народным декоративно – прикладным искусством. Жостовская роспись подноса"
Продолжать знакомить детей с народно - прикладным искусством. Дать представление о жостовском промысле, колорите, об истории происхождения жостовской росписи, об основных элементов росписи. Знакомить ...