Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной группе на тему: Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной группе на тему
«Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах»»
Цель: познакомить детей со сказкой «Кот в сапогах» и с биографией автора Шарля Перро.
Задачи:
- образовательные. Закрепить понятие «сказка»; формировать умение анализировать развитие действия; учить устанавливать последовательность действий в произведении.
- развивающие. Развивать способность анализировать текст произведения, сопоставлять иллюстрации с соответствующим отрывком произведения. Стимулировать воспитанников к высказыванию своего мнения, добиваться сопровождения своих действий словесным комментарием.
- воспитательные. Воспитывать культуру общения на занятиях: умение внимательно слушать, правильно реагировать на ответы других детей. Содействовать воспитанию способности к самоконтролю , самооценке и овладению умением участвовать в коллективной работе.
- Ход занятия.
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно светло.
Ребята, вы любите сказки?
Тогда мы с вами вспомним, что такое сказка?
Сказка, ребята, занимательный рассказ о необыкновенных , вымышленных событиях и приключениях. В сказке рассказывается о том, чего в жизни может и не быть.
Кто помнит, как начинаются многие русские сказки? Давным- давно, в некотором царстве, в некотором государстве, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве….
А какие жанры сказок вы знаете?
- Волшебные сказки (Волшебная сказка повествует о необычных событиях, в которых участвуют фантастические персонажи — Морозко, Снегурочка, Водяной, Солнце, Месяц, Ветер, Кощей Бессмертный, Баба Яга и пр.)
- Сказки о животных. (В этих сказках главные персонажи — звери, птицы, рыбы, иногда растения, предметы и явления природы. Человек в сюжете играет второстепенную или вовсе незначительную роль. В сказках у животных характеры людей. Каждое животное зачастую воплощает одно или несколько человеческих качеств: жадность, хитрость, жестокость, трусость и пр. То, что люди соотносили себя с определенными животными, отобразилось в некоторых именах сказочных персонажей: Михаил Потапович, Лиса Патрикеевна и т. д.)
- Бытовые сказки.( это история, которая происходит с обычными людьми в повседневной жизни. Здесь нет волшебства и чудес, фантастических локаций и героев. В основе бытовой сказки история человека, который попадает в нетипичную ситуацию, выходит из нее и получает за свой поступок вознаграждение или наказание. Каша из топора.)
Ребята, а какая еще есть классификация сказок? Кто пишет сказки?
В зависимости от авторства сказки бывают народными (фольклорными) и авторскими (литературными).
Сегодня мы отправимся в сказочный мир Шарля Перро и героев.
Но в начале я хочу вас познакомить с биографией этого замечательного писателя. (Показ портрета Ш. Перро )
Биография Шарля Перро
Шарль Перро родился 12 января в 1628 г. в Париже. В этом году, в январе, у Шарля Перро был юбилей, 395 лет со дня его рождения. Он рос в многодетной интеллигентной семье и был последним из 6 детей у своих родителей. Интересен факт, что у Шарля был брат близнец, который умер через несколько месяцев после рождения.
Отец Шарля, Пьер, работал парламентским судьей, а мать Пакетт Леклеркуже, занималась воспитанием детей и ухаживала за хозяйством.
Стоит заметить, что она была образованной и мудрой женщиной. Именно мать с ранних лет обучала детей грамоте и прививала им любовь к книгам.
Детство и юность
Когда Шарлю Перро исполнилось 8 лет, его отправили учиться в колледж Бовэ. Вскоре, у него начали возникать проблемы с учителями, с которыми он часто спорил, отстаивая свою точку зрения.
В результате Шарль бросил колледж и решил самостоятельно изучать разные науки. Таким образом ему удалось выучить греческий и латинский языки, а также перечитать множество классической литературы.
В 1651 г. юноша получил диплом юриста, после чего какое-то время проработал адвокатом.
Свои первые произведения Перро начал писать еще во время учебы.
Сказки Шарля Перро
Спустя какое-то время Перро увлекся сочинением сказок, которые тогда были невероятно популярными. В 1696 г. была опубликована сказка «Спящая красавица», а также ряд других произведений. Его творчество вызвало большой интерес, как у простых читателей, так и у представителей элиты.
Стоит заметить, что многие сказки Шарль Перро не столько придумывал, сколько мастерски обрабатывал истории, услышанные им в детстве от няни.
Интересен факт, что изначально Шарль Перро подписывал произведения именем своего сына – Перро д’Арманкура. Сам же он предпочитал оставаться в тени.
Впоследствии это сыграет с ним злую шутку. В 20-ом веке ряд биографов посчитают, что многие произведения принадлежат не ему, а его сыну. Однако это не будет подтверждено никакими фактами.
В 1697 г. вышел один из самых популярных сборников Перро «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями». В данной книге присутствовали такие сказки, как «Золушка», «Кот в сапогах», «Красная шапочка» и другие произведения, которые сегодня считаются классикой детской литературы.
Шарль обладал очень легким и простым стилем написания, который был понятен как детям, так и взрослым. Несмотря на это все его произведения имели глубокую мораль. При этом он писал не только для детской аудитории.
Ой, нам пришло электронное письмо!
Это обращение из прошлого от Шарля Перро.
-Здравствуйте, мои любимые ребята! Я знаю, что вы очень любите сказки, но для того чтобы узнать с какой сказкой вы сегодня познакомитесь, вам надо отгадать мои загадки.
1. Викторина по сказкам (на экране картинки) вспомните, пожалуйста, из каких сказок картинки на экране и что их объединяет?
2. Отгадайте загадку
Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржёт, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапах коготки. (Кот)
-Правильно ребята, и сегодня вы познакомитесь с моей сказкой, которая называется «Кот в сапогах». Я надеюсь, что она вам очень понравится, а мне пора прощаться и отправляться в свой мир сказок.
Но перед тем, как мы с вами познакомимся со сказкой «Кот в сапогах» нам надо немножко отдохнуть.
- Физминутка «Детство»
3. Словарная работа
-Ребята, сказка была написана очень давно, поэтому в этой сказке много устаревших слов, давайте их объясним.
Мельник – владелец мельницы или работник на мельнице.
Мельница – здание с приспособлением для размола зерна.(на мельнице измельчают зерно, из зерна делают муку)
Жнецы, жнец – работник, который жнет в поле, срезает серпом колосья.
Нотариус – человек, оформляющий различные документы.
Наследство – имущество, переходящее после смерти его владельца к новому лицу.
Отруби – продукт, остающийся при помоле, представляющий собой твёрдую оболочку зерна.( обмолоченное, но не просеянное зерно)
Сено- скошенная и высушенная трава
Заячья капуста – дикая трава, растущая в лесах и на лугах.
Маркиз – дворянский титул.
Покои – внутренние помещения, комнаты.
Королевские покои- комнаты, где живет король
Почтительный – относящийся к кому-нибудь с уважением.
Черепица – покрытие крыши в виде пластинок из обожженной глины.
Проворно – быстро, торопливо.
Великолепный – роскошный, красивый.
4. Чтение произведения.
5. Работа над сказкой
- -Сколько у мельника было сыновей?
- - Как поделили братья наследство?
- - Обрадовался ли младший брат наследству?
- - Прочитайте, как утешал хозяина кот.
- -Что попросил кот у хозяина?
- -Куда отправился кот, получив пару сапог?
- - Кого он в первый раз поймал в лесу?
- -Куда он отправился с добычей?
- - Какое имя он выдумал для хозяина?
- -Кого кот поймал через несколько дней?
- -Куда он отнес куропаток?
- - Сколько времени кот с подарками ходил к королю?
- -Куда собирался король со своей дочкой?
- - Как Маркиз де Карабас оказался в карете?
- -Кого увидел кот первыми на пути?
- - Что делали крестьяне?
- - Что кот крикнул крестьянам. Прочитайте.
- - Сказали ли крестьяне то, что просил кот?
- - Куда прибежал кот?
- - Кто там жил?
- - В кого превращался людоед?
- - Как кот расправился с людоедом?
- - Почему король предложил маркизу жениться на его дочери?
- - Кем стал кот в сапогах?
6. Подведение итогов. Обобщение материала
- На этом наше путешествие в мир сказки на сегодня заканчивается.
- Кто автор сказки?
- Понравилась ли вам сказка?
- Что в нашем занятии запомнилось вам больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной к школе группе
Образовательная область: речевое развитиеВзаимодействие образовательных областей: художественно-эстетическое развитие.Тип: интегрированное.Возраст детей: 6-7 летВиды детской деятельности: игровая...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной группе на тему «Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах»»
Познакомить детей со сказкой Шарля Перро «Кот в сапогах», закрепить названия знакомых сказок....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению детей с окружающим миром в средней группе на тему: «Голубь- птица мира»
Бесда, просмотр слайдов "Символ мира", чтение стихотворений, из вырезанных из бумаги голубей создаем "мирное небо"...
Методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой "Знакомство с произведением К.И.Чуковского "Муха-Цокотуха" младшая группа
Цель: знакомство с произведением К.И.Чуковского "Муха-Цокотуха"Задачи:- формировать умение слушать художественное произведение - воспитывать у детей эмоциональное отношение к героям ска...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественной литературе в старшей группе на тему: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»
Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Совершенствовать умение выразительно декламировать отрывки произведений, используя интонационные средства выразительной...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной группе на тему «Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах»»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной группе на тему«Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах»...
Образовательная область – « Художественно – эстетическое развитие» Перспективный план непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой подготовительной группы на 2022 - 2023 год.
Образовательная область – « Художественно – эстетическое развитие»Перспективный план непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с художестве...