Знакомство с заповедником "Керженец"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
В этом году мы приняли активное участие в праздновании 100 - летия заповедной системы России и в акции "Заповедный урок по - кернженски". Для родителей (законных представителей) мы показали с ребятами интересное занятие, с использованием презентации "Знакомство с заповедником "Керженец".Где ребята узнали, что совсем рядом с нами существует заповедник "Керженец", в котором оберегают животных занесённых в Красную книгу".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_zapovednikom_kerzhenets.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия в старше – подготовительной группе общеразвивающей направленности
«Знакомство с заповедником «Керженец».
Цель: Познакомить с заповедником «Керженец».
Задачи:
П.: Активизировать познавательную активность детей, познакомить с понятием «Заповедник» и систематизировать представление детей о заповедниках нашего края, для чего они создаются. Упорядочить знания детей о растительном и животном мире родного края.
С.- К.: Формировать навыки экологически безопасного поведения.
Р.: Расширять словарный запас, за счёт имён существительных (заповедник, вымершие животные, охраняемые животные, выхухоль, дронт, моа, тур, квагга, гавайские цветочницы).
Х. –Э.: Побуждать детей творчески передавать эмоционально – образное содержание в песне, танце.
Ф.: Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
Предварительная работа:
- беседа «Охраняемые растения и животные Нижегородской области», чтение художественной литературы (рассказы Бианки, Чарушина), просмотр видеофильма «Возвращение утраченного», знакомство с «Красной книгой», разучивание пальчиковой гимнастики «Паучина», танца «Птичка польку танцевала».
Материал: изображение исчезнувших животных (мамонт, дронт, моа, тур, гавайская цветочница, квагга), пазлы «дронт», «гавайская цветочница», презентация «Заповедник «Керженский», магнитофон, письмо, пазлы «Правила поведения в природе», альбом с фотографиями животных керженского заповедника.
Ход занятия:
Дети под музыку …………………………проходят в зал .
Воспитатель:
-Здравствуйте, ребята! Я сегодня получила необычное письмо из леса, сейчас я его зачитаю:
«О природе люди думать перестали.
И лесные жители обижаться стали.
На охоте люди птиц, зверей стреляют.
И деревья все подряд часто вырубают.
Реки засоряют, травы выжигают,
И о жителях лесных ничего не знают».
Для того, чтобы узнать, что случилось в лесу, мы в него и отправимся.
(На экране - иллюстрация леса, на сосне сидит белка, под сосной заяц).
Воспитатель:
- В одном лесу жила-была одна очень мудрая белка. Однажды утром белка выбралась из дупла, уселась на пушистой верхушке ели, чтобы позавтракать. Вдруг дерево задрожало.
Увидела белка внизу под сосной зайца, который прижался к стволу и дрожал как осиновый лист.
-Заяц, от чего ты такой испуганный? – спрашивает белка.
-Как же тут не напугаться: пришли люди в наш лес, намусорили, своей громкой музыкой распугали всех зверей, разожгли костер, потушить позабыли -разгорелся пожар, хорошо дождик потушил. А сегодня объявился охотник с ружьем, еле от него ноги унес. Совсем житья не стало в нашем лесу.
-Да, если так и дальше дело пойдет, то о нас ребята будут узнавать только по картинкам.
-А что, разве уже есть такие животные?- спрашивает заяц.
-Да есть, хочешь, расскажу? А вы ребята, хотите?
Дети: Хотим.
-Я вам сейчас покажу.
(На экране появляются поочередно рисунки уже вымерших животных).
1.Еще в каменном веке в Европе первобытные охотники способствовали исчезновению …. Вы узнали это животное?
Дети: мамонтов.
2. На островах Индийского океана жила птица, Настя, собери нам картинку этой птицы. (Ребёнок собирает картинку на магнитной доске).
В.: высотой 80 см., весом 20 кг., с недоразвитыми крыльями. Этот родственник голубя спокойно ходил по лесам, питаясь плодами и семенами. Через 200 лет после освоения островов все птицы были истреблены. Эта птица дронт.
3.На островах Австралии жила гигантская птица моа, напоминающая страусов. Их истребили из-за их вкусного мяса. Одного яйца моа хватало на обед всей семье.
4. Эти птицы, собери Кристина картинку, жившие в Америке, стали жертвами красоты. Их яркими перьями украшали свои головные уборы воины и вожди. Эта птица гавайские цветочницы.
5. В Европе жил большой бык – тур. Охотники его полностью истребили.
6. Зебра квагга, жившая в Африке, тоже была уничтожена охотниками.
Выслушал заяц историю белки и говорит:
- Да, печальная история. Неужели нам никто не поможет?
Белка отвечает:
- Слышала я от моей бабки, что есть на свете территории, на которых животных никто не трогает.
В.: Ребята, как Вы думаете, как называется это место?
Дети: Это место называется Заповедник.
В.: Правильно, оно охраняется государством. На их территории людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных. Туда приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест. Это наше богатство, которым мы можем гордиться. На территории России сейчас насчитывается больше 100 заповедников (Баргузинский, (показывается слайд заповедника)
Астраханский,
Кавказский,
Байкальский,
Уссурийский заповедник, В нём проходит большой объём научных исследований. В этом заповеднике находятся под охраной амурские тигры, которые занесены в Красную книгу.
У нас в Нижегородской области (на слайде показывается, где находится заповедник) находится заповедник «Керженский». Где находятся под охраной растения и животные Нижегородской области.
(просмотр презентации «Заповедник «Керженец»)
В.: У птиц есть тоже свои танцы. Танцуют не только взрослые, но и молодые птицы. Вот и мы с вами присоединимся к «танцующей стае».
Выходите на танец
«Птичка польку танцевала».
Воспитатель:
Ребята, мы с вами просматривали фильм «Возвращение утраченного», скажите
-Чем же занимаются сотрудники заповедников?
- Дети: Охраняют существующие виды растений и животных.
- Дети: Отлавливают зверьков в одних областях и выпускают в другие.
В.: Когда-то наши прадеды и деды охотились на речного зверька с ценным мехом. Это выхухоль. Животное это жило по берегам рек, питалось моллюсками. У основания хвоста у него есть пахучая железа, секрет которой пахнет фиалками. Поэтому во всех домах в сундуках с одеждой лежал хвост выхухоля. В результате бездумной охоты в нашей области выхухоль был истреблен. Работники Керженского заповедника снарядили экспедицию по другим областям: определили места обитания этих зверьков, установили ловушки, пойманных животных привезли и выпустили их на наши водоемы. Благодаря этим мерам выхухоль снова прижился и численность его постепенно возрастает.
Дети: 3. Разведение и восстановление уже исчезнувших в нашей области видов.
В.: Да, на территории Керженского заповедника были построены вольеры, куда поселили несколько пар белой куропатки, которые через некоторое время дали потомство. Выращенных в неволе птиц выпустили в естественную среду. Остается надеяться, что птицы приживутся и дадут потомство уже в природе.
В.: - Ребята, мы уже с вами знакомились с главной книгой природы, что это за книга?
Дети: Красная книга.
В.: Международный союз охраны природы выпускает Красную книгу.
(на слайде «Красная книга»).
В.: А для чего нужна Красная книга?
Дети: В неё занесены растения и животные, которых мало.
В.: Растения и животные включаются в нее не навечно, а с надеждой на то, что вследствие принятых охранных мер, они перестанут нуждаться в защите. Например, в Австралии живет интересный зверек - сумчатый медведь - коала. (Демонстрация иллюстраций).Он обитает в эвкалиптовых лесах. К 1937 году осталось не более 1000 животных, и численность их продолжала падать. В результате принятых мер по охране животных уже через 20 лет насчитывалось 50 тыс. сумчатых медведей, и сейчас их уже не относят к исчезающим. Спасенное животное или растение переводят в Зеленую книгу спасённых.
В.: А сейчас в Керженском заповеднике весна. Просыпаются не только звери, но и бабочки, мотыльки. Проснулся и паучок, и занялся своим любимым делом.
И нас с вами он научит плести паутину.
Пальчиковая гимнастика «Паучина».
Воспитатель: Хорошо ребята, помогли паучку.
-Ребята, как вы думаете, только в заповедниках надо беречь природу?
Дети: Охранять и беречь природу надо в любом месте.
Воспитатель: Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни.
- Правильно, охранять родную природу надо в любом месте. Давайте вспомним правила охраны природы:
1. Не ломать ветки деревьев.
2. Не топтать цветы, травы.
3. Не кричать, не включать громко музыку.
4. Не разорять птичьих гнезд.
5. Не ловить птиц, насекомых и зверей.
6. Не разрушать грибницы.
7. Не ловить мальков и лягушек.
8. Не оставлять на природе мусор.
9. Не разжигать костров.
10. Не разорять муравейники.
В.: Предлагаю задание для вас – собрать правило поведения в природе. Берите каждый конверт, располагайтесь по краю ковра и приступайте собирать.
(пока дети собирают картинки соответствующих правил поведения в лесу, воспитатель читает стихотворение)
Сберечь природу — долг и мой и твой,
Не дать погибнуть ей в пожаре дней.
Природа сердце раскрывает пред тобой,
Скорей же ты его согрей.
Не рви цветок, а лучше клумбу посади,
Не мучай листик, он живой как ты,
Ты лучше дерево взрасти,
Для птиц, смотрящих с высоты.
Воспитатель проходит между детей и спрашивает какое он правило собрал.
В.: Спасибо, ребята, вы настоящие знатоки и друзья природы. Леса и луга, горы и равнины, реки и озера откроют вам свои тайны – ведь вы умеете ценить красоту нашей Земли и беречь ее.
В.: Ребята, что мы с вами сегодня узнали?
Дети: - Что есть заповедник у нас в Нижегородской области.
- Это заповедник «Керженский».
- Мы узнали, что есть Уссурийский заповедник.
Мы узнали, что есть Астраханский заповедник.
Мы узнали, что есть Байкальский заповедник.
- В Керженском заповеднике спасли выхухоль.
- Мы узнали, что исчезла птица моа.
В.: Ребята, а родители приготовили для Вас сюрприз. Они дарят вам альбом с животными Керженского заповедника. Только здесь не все. Мы будем знакомиться с животными и растениями, охраняемыми в №Керженском заповеднике» и вставлять сюда их фотографии.
В.: А вы соберите аккуратно своё правило обратно в конверт, и возьмёте домой, чтобы напомнить правило поведения в природе своим близким и родным.
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство детей с насекомыми "Знакомство с жизнью пчёл в природе"
НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью пчёл в природе....
Знакомство детей с насекомыми "Знакомство с бабочками. Жизнь и развитие бабочек в природе"
НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью бабочек в природе, часть 1....
Знакомство с насекомыми "Знакомство с жизнью бабочек в природе. Закрепление понятия "живое"
НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью бабочек в природе, часть 2....
Конспект занятия в средней группе по знакомству детей с правилами дорожного движения: "Веселое знакомство".
Конспект занятия по ПДД средней группе....
Путешествие в осенний лес. Знакомство с лесным болотом. Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях
Цель; закрепить знания о флоре и фауне болот, леса. Развивать мимику, воображение, речь, артистизм, формировать интерес к живой природе, желание ее сохранить.Закрепить представление детей о жизн...
Знакомство детей с народным творчеством через знакомство с игрушкой - матрешкой.
Материал открытого занятия по народно - прикладному творчеству во второй младшей группе. В формате интегрированного занятия идёт знакомство детей с русской матрёшкой.На занятии сочетаются позновательн...
Конспект ИОС по разделу познавательное развитие для детей средней группы «Знакомство с профессией врача» Конспект ИОС по разделу познавательное развитие для детей средней группы «Знакомство с профессией врача»
Конспект ИОС по разделу познавательное развитие для детей средней группы «Знакомство с профессией врача» ...