Педагогическая находка
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме

Гукова Марина Викторовна

Здесь представлены конспекты занятий с использование технологии проблемного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klyuch.docx50.6 КБ
Файл mirazhshl.docx47.6 КБ
Файл konspekty_zanyatiy.docx137.34 КБ
Файл tehno_karta_zanyatiya.docx276.6 КБ

Предварительный просмотр:


Занятие по развитию речи в подготовительной группе

с использованием технологии проблемного обучения

«Многозначность слова «Ключ»

Цель:формирование у детей дошкольного возраста логического мышления, познавательных способностей через технологию проблемного обучения

ЗАДАЧИ:
Образовательные:
познакомить с многозначным словом «ключ», с использованием проблемной ситуации. Учить составлять предложения по схемам. Закрепить умение составлять текст повествования, соблюдая структуру и используя разнообразные средства связи; упражнять в подборе синонимов, в подборе родственных слов; в образовании сравнительной степени прилагательных.

Развивающие: развивать интонационную выразительность речи; логическое мышление.

Воспитательные: формировать умение работать в небольших группах, прислушиваться к мнению других детей, не перебивать друг друга и давать возможность друг другу высказаться.

Словарная работа: ключ - родник, скрипичный, гаечный, разводной ключ, ключевая, родниковая вода.

Дидактический материал: картинки с разными ключами (скрипичный, родник, гаечный, дверной, разводной), запись песни о дружбе, алгоритм решения проблем, схематичные картинки для составления рассказов, словарь, схемы (для подбора родственных слов и составления предложений), родниковая вода.

Ход занятия.

Вводная беседа.

Звучит песня о дружбе.

Текст песни "Дружба"

Если друг не смеётся, ты включи ему солнце,
Ты включи ему звёзды - это просто!
Ты исправь ошибку, превращая в улыбку,
Все грустинки и слёзы, это просто!

Припев
Воскресенье, суббота,
Дружба – это не работа,

Дружба – это не работа!

Есть друзья, а для них
У друзей нет выходных!

 Есть друзья, а для них
У друзей нет выходных! и т.д.

- Ребята, о чем эта песня? (О дружбе.)

- Как вы думаете, что значит дружить? (Рассуждения детей.)

- Ребята, а с кем можно дружить? (С другом.) А кто может быть другом? (Люди, животные, дети, родители.)

- Можно сказать «друг». А как можно сказать по-другому? (Товарищ, приятель, дружок, дружище, подруга.)

- Я расскажу вам историю о двух друзьях. Хотите послушать?

1. Постановка проблемы. Прослушивание рассказа.

 Однажды встретились два друга.

- Ты знаешь, Коля, я сегодня потерял ключ, - сказал Дима.

- Дима, как же так? Как же ты мог, в лесу заблудился?

А я сегодня в лесу был и из ключа воду пил. Хорошая там вода: свежая, вкусная.

Мальчики друг на друга удивленно посмотрели, не поняли они друг друга. Пожали плечами и разошлись. Вот такая произошла история.

Эвристическая беседа: - О ком этот рассказ?

- Что случилось с Димой?

- А, что ответил Коля?

- Почему же друзья разошлись'?

- Какая проблема возникла у мальчиков'?

- Как вы думаете, почему они друг друга не поняли?

- Сможем ли мы помочь мальчикам?

- Как мы можем помочь мальчикам разобраться? (Узнать, про какие ключи они говорили.)

- Теперь проблема мальчиков - и наша проблема.

- Вы хотите помочь мальчикам разобраться'?

2. Актуализация знаний.

- А какие вы знаете ключи? (Скрипичный, гаечный, разводной, дверной.)

- Рассмотрите иллюстрации ключей.

3. Выдвижение гипотез.

- Как вы думаете, какой ключ потерял?

- Значит, Дима мог потерять ключ.

- Вспомните, что сказал о своем ключе Коля. (Ключ находится в лесу, вода в нем вкусная и свежая.)

- Что это за ключ, из которого можно пить? Возможно, это какое-то место, где всегда есть вкусная и свежая вода?

4. Проверка решения.

-Как можно проверить, правильные ли предположения мы сделали о Коленом и Димином ключах? (Посмотреть в словаре, энциклопедии, в Интернете, спросить у взрослых.)

- Из перечисленных вами источников знаний в нашей группе есть словарь. Давайте заглянем в него.

- Ключ- бьющий из земли водный источник. Как по-другому называют ключ? (Родник.)

Повторное рассматривание иллюстраций разных ключей с добавлением иллюстрации ключа-родника.

Воспитатель читает стихотворение.

Много есть ключей:

Ключ - родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ - дверной.

Д. Лукич

Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся, два - нагнулся,

Руки в стороны развел,

Видно, ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

На носочки нужно встать.

- Какой ключ искал Буратино? (Золотой, дверной.)

- Представьте себе, что вы художники-волшебники, рисуете картины в воздухе.

Проводятся кинезиологические упражнения (рисование в воздухе театра для Буратины).

5. Введение в систему знаний.

Рассматривание иллюстрации ключа-родника. Воспитатель обращает внимание детей на то, что ключ не просто вытекаетиз земли, а выбивается небольшим фонтанчиком.

- Ребята, я была у ключа-родника и набрала там воды. Хотите попробовать? (Дети пробуют.)

- Вода чистая, а в ключе-роднике еще чище, вода в реке быстрая, а в роднике - еще быстрее, вода прозрачная, а в родникееще прозрачнее, вода в речке холодная, а в роднике еще холоднее, вода прохладная, а в роднике - еще прохладнее, вода свежая, а в роднике - свежее, вода вкусная, а в роднике-ключе - вкуснее, вода светлая, а в роднике-ключе - еще светлее.

Скажи «родник» - и вот возник,

Бежит в зеленой чаще

Веселый ключ журчащий.

Мы и родник зовем ключом.

(Ключ от дверей тут ни ври чем).

Воспитатель предлагает еще раз назвать все ключи, с которыми дети сегодня встретились.

- Все это называется словом «КЛЮЧ». А внешне они похожи или разные?

- Если слово имеет одно значение, то оно однозначное, а если у слова много 'Значений, то оно ", ....

 - Сколько значений у слова «ключ»?

- Значит, слово «ключ» - ....

- Ребята, какое мы с вами сделали открытие? (Слово «ключ» имеет несколько значении. оно многозначное.)

- Давайте вспомним историю о мальчиках. Как мог сказать Дима, чтобы друг его понял? Какой мы можем сделать вывод?  Нужно говорить так, чтобы тебя поняли. Мы помогли разобраться мальчикам, решили их проблему. Давайте поместим наше открытие в летопись открытий.

- Придумайте к слову «ключ» родственные слова (ключик, ключи, ключник, ключевой, ключевая). Составьте предложения со словом «ключ» по схемам.

- История о мальчиках закончилась. Я вам предлагаю сочинить истории про ключи. (Придумывают истории по схемам.)

Рефлексия.

-Что вам запомнилось на занятии, что понравилось? Что было сложно? Ребята, какое мы с вами сделали открытие? Как мы можем рассказать о нем родителям?



Предварительный просмотр:

МИРАЖ

Организованная образовательная деятельность


Гукова Марина Викторовна

МБДОУ д/с «Радуга»

ЯНАО п. Тазовский

Организованная образовательная деятельность по теме:

«МИРАЖ»

Цель: развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с понятием «миража»;
  • формировать у детей представление о свойстве миража, отражать изображение, о том, как можно использовать мираж для решения различных задач.

Развивающие:

  • развивать сообразительность, мышление, внимание;
  • активизировать словарь детей;
  • развивать умение делать выводы.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к познавательной деятельности, самостоятельность, любознательность, инициативность, коммуникативность.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Ребята нарисуйте уголок пустыни, изобразив на нем растительность, караван верблюдов (можно схематично).

- Кого вы изобразили в уголке пустыни? (Верблюдов, идущих караваном.)

- Сосчитайте, сколько их у вас. Дети считают, называют число.

-  Какие растения в пустыне? (Растения с видоизменёнными листьями: верблюжья колючка, саксаул. Такие растения не создают тени.)

2. Просмотр слайдов о пустыне.

Воспитатель ведет по представленным слайдам рассказ.

В пустыне могут про исходить необычайные явления природы- миражи. Воздух над землей нагревается неравномерно, в нем возникают слои разной температуры и плотности.

Когда световые лучи идут к человеку от далекого предмета, они переходят из одного слоя в другой и при этом изменяются, то есть преломляются.

- Давайте проведем опыт на тему «Возникновение миража»

3. Опыт «Причина возникновения миража».

Опыт проводит воспитатель.

Берем стакан чая. Опускаем туда ложку. Она кажется сломанной. Это происходит потому, что лучи, идущие к нам от ложки, переходят из жидкости в воздух и преломляются. Но в воздухе таких резких переходов от одного слоя к другому не бывает и луч не «ломается», как в стакане, а постепенно искривляется, меняет направление.

Если лучи из плотного воздуха доходят до слоя с малой плотностью, то они, как от зеркала, отражаются. Так возникает мираж.

Повторение этого опыты детьми.

Физминутка:

Что там чудится в тумане?
Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.)
Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)
Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)
Ищем ракушки в песке (Наклоны.)
И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)
Чтоб побольше их собрать, —
Надо чаще приседать. (Приседания.)

4. Рассказ воспитателя (с показом иллюстраций).

Однажды произошел интересный случай с одной экспедицией. Несколько дней экспедиция шла по пустыни. Все люди этой экспедиции очень устали, от зноя и нехватки воды. Неожиданно на небе показалась стая птиц фламинго. Вдруг птицы превратились в отряд скачущих всадников. Это настолько казалось правдоподобным, что командир отправил солдат в разведку. Достигнув полосы миража, разведчики увидели, что кони и всадники казались фантастическими фигурами, которые шли по морю. Море готово их было поглотить.

Мираж может возникнуть и на море. Среди моряков существовала долго легенда о корабле, который летал над волнами и был прозван «Летучим Голландцем».

Многие моряки слагали легенды об этом явлении. Встреча с призраком грозила бедой.

Писатели и поэты тоже использовали этот сюжет. Стихотворение М. Ю. Лермонтова о корабле-призраке положено на музыку,

5. Конкурс рисунков (под музыку «Летучий Голландец»)

Зарисовка детьми картинок на тему «Летучий Голландец».

6.Рефлексия.

- Что вам больше всего понравилось на нашем занятии?

- С каким явлением природы мы сегодня познакомились?

- Как возникает мираж в природе?



Предварительный просмотр:


Конспекты логико-математических игр для детей 4-5 лет

Навестим кота Леопольда

Цель. Освоение умения сравнивать предметы по длине, ширине, высоте.

Задачи:Обогащение словаря детей за счет слов: длиннее, короче, самый длинный, самый короткий и др. Развитие сообразительности, внимания, смекалки.

Материал. Полоски бумаги разной ширины. Карточки с изображениями автомобилей, домиков, сказочных персонажей разных размеров.

Развитие сюжета

- Ребята, мне сегодня на электронную почту пришло письмо от кота Леопольда. Он сообщил мне, что заболел и ему нужна помощь.

Воспитатель берет на себя роль Доктора. (Переодевается)

Доктор. Ребята, я должен поскорее попасть к коту Леопольду и передать ему лекарства, чтобы кот быстрее поправился. Но, к сожалению, Леопольд не оставил своего адреса. Я думаю, вместе мы найдем его быстрее.

Звучит песня по дороге с облаками.

Доктор. Ребята посмотрите, а кто это сидит на пеньке.

- Да это же Красная Шапочка.

- Давайте узнаем у неё дорогу к Коту Леопольду?

 Спрашивают у нее, знает ли она, где живет кот Леопольд. Красная Шапочка говорит, что точно не знает, но ей известно, что к его домику ведет очень широкая дорожка.

Доктор раздает детям полоски бумаги разной ширины, всего 3, которые символизируют дорогу.

Начинается выбор дорожки согласно условию. Коллективно решают, как можно искать: наложить все 3 полоски одну на другую, чтобы были видны различия по ширине; приложить, совместить их узкой частью; использовать шнур, полоску бумаги, сравнение которых дает возможность найти самую широкую дорожку и т. д.

По дороге дети и Доктор встречают нескольких сказочных героев (Мальчик-с-пальчик, Мальвина, Буратино, Чиполино, Карандаш, дядя Степа), которые отчаянно спорят о том, кто из них самый высокий.

Дети спрашивают, не знают ли они, как найти домик кота Леопольда? В ответ сказочные герои просят детей помочь им разобраться в том, кто из них какого роста.

Дети берут карточки с изображениями сказочных персонажей. Сравнивают их по росту (зрительно, сопоставляя парами), выстраивая их от самого низкого к самому высокому и наоборот.

Уточняющие вопросы могут быть следующими: кто выше Карандаша? Кто ниже Мальвины? Кто самый высокий? Кто стал бы самым высоким, если бы ушел дядя Степа? Кто стал бы самым низким, если бы ушел Мальчик-с-пальчик?

Сказочные герои благодарят детей за то, что они могли решить спор, и сообщают, что точно не знают, где живет кот Леопольд, но знают, что у него самая длинная машина во всем городе. Мы почти у цели, осталось только отыскать самую длинную машину, и тогда мы узнаем, где живет наш больной.

Дети анализируют картинки с изображениями домов и стоящих рядом с ними машин. Находят самую длинную из них.

Доктор. Вот и домик кота Леопольда. Теперь он быстро поправится. А вам я говорю большое спасибо за то, что помогли мне.

Итог. Разговор с детьми о том, что значит «оказать кому-либо помощь». Оказывали ли они помощь; оказывали ли им помощь? Просили ли их о помощи?

Возможные варианты усложнения познавательных задач

• Построение сериационных рядов по длине (ширине, высоте, объему) путем выбора из оставшихся предметов каждый раз самого длинного (узкого, низкого, маленького).

• Создание ситуаций выбора предмета, который больше пятого по порядку, но меньше четвертого; находится перед самым большим; меньше самого маленького.

• Выбор предметов: низких и маленьких, высоких и больших; длинных и толстых, коротких и тонких; высоких и толстых, высоких и тонких, низких и тонких. Сравнение их.

Как звери готовились к Новому году

Цель. Развитие умения классифицировать предметы по заданному свойству (размеру, цвету, форме), пользуясь условными знаками (разрешающими и запрещающими), вариативности мышления при выборе предмета по правилу (методом последовательного исключения из цепочки); развитие доказательной мотивированной речи.

Материал. Карточки с изображениями елок и шаров З-х размеров, подарочных упаковок разной формы (З-х видов) - по 24 карточки каждого изображения с разрешающими знаками, игровые персонажи (Ежик, Заяц, Лиса).

Развитие сюжета

Педагог. Однажды перед самым Новым годом друзья, Еж, Заяц и Лиса, отправились в лес за елками. Им понравились три лесные красавицы.

Детям предъявляются изображения елей трех размеров.

Педагог. Одинаковые или разные они по высоте (размеру)? Уточнение в ходе обмена мнениями: высокая, пониже и низкая.

Педагог. Ежик полюбовался елочками и заметил, что самую высокую ему не срубить, а ту, что пониже, - не донести до дома. Какую елку выбрал Ежик?

Дети показывают это с помощью карточек.

Педагог. Зайцу было все равно, какую елку выбрать, но он побаивался Лису и не хотел с ней ссориться. Сколько елок осталось бы Зайцу для выбора, если бы он все-таки решился выбирать?

Дети показывают это с помощью карточек.

Педагог. Лиса всегда выбирала все самое большое, считая, что чем больше, тем лучше. Какую елку она выбрала не раздумывая? Какая елка по высоте достал ась Зайцу?

Дети выбирают елки с помощью карточек.

Педагог. Расскажите о выборе елок каждым из зверей, используя слова-сравнения: «выше, чем»; «ниже, чем» и т. Д.

Варианты ответов: «У Зайца елка выше, чем у Ежа», «У Ежа елка ниже, чем у Лисы и Зайца», «У Лисы елка выше, чем у Зайца и Ежа», «У Зайца елка выше, чем у Ежа, но ниже, чем у Лисы», «Самая низкая елка у Ежа, повыше у Зайца, сама высокая у Лисы», «Самая высокая елка у Лисы, пониже у Зайца, самая низкая - у Ежа».

Педагог. Друзья решили украсить елку разноцветными шарами. Еж выбрал желтые потому, что ему нравятся желтые осенние листья. Заяц выбирать не захотел. Лиса сказала, что голубые шары ей не нравятся. Шары какого цвета выбрал каждый из друзей?

Дети обосновывают выбор используя карточки.

Педагог. Самых красивых шаров у друзей оказалось пять.

Они решили разделить их поровну. Но Лиса хитра, она решила, что себе возьмёт больше всех, а зайцу и ежу даст поровну, чтобы не поссорились. Как разделила шары хитрая Лиса? (Ответы детей.)

Дети рассуждают и параллельновыполняют поисковые действия (Лисе - три шара) а Зайцу и Ежу - по одному).

Педагог. Как вы думаете, в хорошем ли настроении мы оставляем друзей - Ежа, Зайца и Лису?

Мотивированные ответы детей от имени каждого из друзей: «Еж выбрал самую низкую елку)' высокая елка в его норку не поместится; 011 Украсил ее желтыми шариками».

Итог. Совместно с педагогом дети распределяют подарки, начиная с Ежика. Выслушивается мнение нескольких детей, а затем сообща договариваются, какой подарок будут вручать Ежу.

Возможные варианты усложнения познавательных задач

• Выбор предметов из множества по двум признакам. Например, по размеру и цвету; цвету и форме; размеру и форме.

• Деление множества на равные и неравные части в пользу Зайца и Ежа.

Кто похитил варенье?

Цель. Освоение умения пользоваться сравнением для получения информации. Развитие сообразительности, смекалки, умения быстро переключаться с одного действия на другое.

Материал. Следы на полу (из картона), Мягкие Игрушки (Карлсон, Винни-Пух, Незнайка, Шапокляк, Чебурашка, Сова). Карточки с изображением чемодана, ключей, горшочков.

Развитие сюжета

Педагог. Дети, пока вы гуляли, в детском саду случилось чрезвычайное происшествие. Из кухни пропало все варенье. Теперь детям не с чем пить чай. Мне поручили вести расследование, но боюсь, мне не справиться в одиночку. Потребуется ваша помощь. Предлагаю вам стать на время моими помощниками. Вы согласны?

Приступаем к расследованию! Вот мой волшебный чемоданчик сыщика, в нем есть все необходимое ДЛЯ поисков. Ой, он закрыт! Без приборов, которые хранятся в чемоданчике, мы никогда не сможем найти похитителей. Я не могу найти ключи, наверное, оставил их у своего друга, мастера, который делает горшочки для варенья. Пойдемте к нему.

Мастер сказал мне, что ключи от чемодана он положил в один из горшочков, которые стоят на полке. Этот горшочек точно такой же, как у меня в руках. Вам, как моим помощникам, нужно отыскать этот горшочек на полке у мастера.

Дети берут карточки, на которых изображены горшочки, и ищут среди них тощ который нужен сыщику (сравнивают предметы на глаз, находят такой же).

Педагог. Вы, оказывается, замечательные помощники. Это тот горшок, который мы искали, а вот и моя связка ключей. Теперь мы обязательно отыщем похитителей и вернем детям варенье.

Сыщик рассматривает связку ключей.

Педагог. Оказывается, в связке так много ключей! Я никак не могу выбрать те, которые подойдут к замкам. Может, вы, мои помощники, попробуете подобрать ключи?

Дети берут карточки с изображением чемодана с замками и ключей, подбирают ключи к замкам. Подобрав два ключа, доказывают правильность выбора.

Педагог. Что я вижу? Мои старательные и смышленые ученики помогли мне открыть чемодан. В нем подсказка для вас: «Похитители обычно оставляют на месте происшествия много улик, например, следы». Где будем искать следы? Вы ничего не заметили необычного или подозрительного?

Кто-то из детей замечает следы из картона на полу, разложенные в групповой комнате.

Педагог. О, какая удача! Это то, что нам нужно! Скорее всего, их оставил похититель. Нам нужно спешить, пока он не ушел далеко и не съел все варенье. Вперед, мои талантливые помощники.

Следы приводят детей в кукольный уголок, где находятся Карлсон, Винни-Пух, Незнайка, Шапокляк и Чебурашка.

Педагог. Неужели кто-то из них украл варенье? Как будем искать похитителя?

Дети высказывают предположения, многие из них сразу называют Карлсона; но требуются доказательства. Дети договариваются между собой о необходимости сравнить следы, найденные в групповой комнате, с формой подошв обуви тех, кого обнаружили в уголке кукол. После сравнения выясняется, что подошвы такой формы только у Карлсона.

Итог. Дети вспоминают историю про Карлсона, который живет на крыше, и прощают ему его проделки, поскольку известно, что он любит сласти.

Возможные варианты усложнения познавательных задач

• Дети (помощники сыщика) чинят бусы для Совы, которая затем участвует в поиске похитителя.

• Обнаруживают, что у двух подозреваемых подошвы обуви одинаковой формы. В этом случае можно использовать другие способы поиска: сравнить расстояние между следами, оставленными на полу. Это можно сделать с помощью шнура.

Кто где живет.

Цель. Сравнение и практическое соотнесение пяти предметов по размерам. Выражение в речи относительности размеров по длине, ширине, высоте, объему и обоснование выбора.

Материал. Контуры пяти домиков разного размера (самый большой, поменьше, еще поменьше, еще поменьше и самый маленький). Деревья разной высоты, полоски разной ширины. Карточки с изображением пяти животных; цветов разного размера. Модель для сравнения по размеру (изготавливается совместно с детьми).

Развитие сюжета

Королева Леса обращается к детям с просьбой оказать помощь сказочным животным. Показывает их (это могут быть: лиса, заяц, еж, крот и мышка). Животных надо расселить по домикам. Домов много (предъявляются дома).

Педагог. Достаточно ли домов для того, чтобы поселить каждое животное в отдельный дом?

Дети отвечают. Выясняется, что домов достаточно (пять домов, животных тоже пять).

Педагог. Что еще надо учитывать при размещении животных? Как вы будете учитывать размеры животного и дома?

После ответов детей Королева Леса наводит детей на мысль о схематическом обозначении домов, исходя из того, что дома бывают разных размеров.

Дети сравнивают дома.

Договариваются изобразить размеры домов в виде столбиков, соблюдая при этом равенство различий между рядом расположенными. Дети участвуют в изготовлении модели.

Оказывается, у животных есть карточки. На карточках написано, в какие по размеру дома хочет поселиться каждый из животных. Лиса - в самый большой.

Дети выбирают дом для лисы из расставленных в ряд согласно

модели.

Педагог. Заяц поселится в тот, который является вторым по порядку, если считать слева направо.

Еж - в тот, который немного ниже второго.

Крот - в тот, который является вторым справа.

Мышка - в самый маленький из всех домов.

В ходе рассматривания животных дети называют размеры домов; объясняют, почему поселяют животное именно в этот домик (учитывают размер дома и животного, его требования).

Затем дети вместе со взрослым раскладывают дорожки, сажают цветы, деревья - оформляют участки вокруг домов. Размер дома при этом является определяющим. Размеры деревьев, цветов дети определяют зрительно,практически или соотнося с моделью. Каждый ребенок объясняет выбор и доказывает его точность.

Королева показывает свое положительное отношение к действиям детей. Предлагает им, объединившись в небольшие группы, выбрав один из домов, развернуть игру (это является итогом занятия).

Возможные варианты усложнения познавательных задач

• Игра «Четвертый - лишний». Используются 4 предмета, один из которых отличается от других по размеру - длине (ширине, высоте или объему).

• Выбор предмета соответственно размеру коробки. Перед детьми раскладываются коробки - большая, поменьше и маленькая - и ряд предметов, различных по размеру. Нужно разложить высыпавшиеся из коробки предметы по местам и объяснить свои действия.

• Уравнивание по длине (затем - по ширине) 3-4-х полосок разной длины. Дети самостоятельно выбирают длину, относительно которой можно уравнять (сделать равными по длине) все полоски, пользуясь при этом ножницами.

Как друзья выбирали подарок дляЖужи

Цель. Развитие умений выбирать силуэт по признакам из множества других, различать геометрические фигуры, делить их на части, составлять из них предметные силуэты, ориентироваться на плоскости зрительно и с помошью словесного диктанта; складывать силуэты по схеме-образцу и собственному замыслу.

Материал. Игры «Чудо-соты», «Чудо-цветик», «Логоформочки 5», «Шнур-затейник» (на каждого ребенка), коврограф, схематичные рисунки кукол, фигурки персонажей: Краб Крабыч, галчонок Каррчик и медвежонок Мишик.

Развитие сюжета Педагог.

Давным-давно, три дня тому назад,

Позавчера, со вторника на ужин,

Друзья собрались в Игроград,

На день рожденья к пчелке Жуже.

Друзья - галчонок Каррчик, медвежонок Мишик, Краб Крабыч - сидели на поляне Фиолетового леса и думали, что же подарить пчелке Жуже. Первым принял решение галчонок Каррчик. Он вспомнил, что девочкам нравятся куклы. Галчонок достал из коробки несколько кукол и задумался, какую из них подарить Жуже.

Педагог прикрепляет на коврографе несколько схематичных рисунков кукол.

Педагог. Галчонок Каррчик выбрал куклу с прямоугольным туловищем, овальной головой и треугольными ногами.

Куклы составлены из элементов пособия «Чудо-соты»

Дети выбирают подходящий по описанию схематичный рисунок и составляют предметный силуэт из деталей игры «Чудо-соты».

Педагог. Медвежонок Мишик всегда любил практичные подарки. Он решил подарить пчелке Жуже зонтик, чтобы она могла летать во время дождя. ИЗ каких частей состоит зонтик? (Крыши и ручки.) Крыша находится в верхней части зонтика, а ручка - в нижней. У медвежонка была одна крыша и много ручек.

Дети вынимают части «линейки» из игры «Логоформочки 5», чтобы было хорошо видно части геометрических фигур.

Педагог. Какой формы крыша у зонтиков? (Круглая.) Часть какой геометрической фигуры мы возьмем? (Половину круга.) Дети кладут перед собой половину круга.

Педагог. Какой формы может быть ручка у зонтика? (Овальная, треугольная, квадратная и т. д.) Части каких геометрических фигур можно взять, чтобы сделать ручку для зонтика? (Половину прямоугольника - квадрат, часть треугольника - тоже треугольник, часть треугольника - трапецию и т. д.)

Дети вынимают по очереди части овала, прямоугольника, квадрата и треугольника и соединяют эти части с половиной круга. Рядом с составным зонтиком дети кладут точно такой же, но целый, найденный на игровом поле.

Педагог. Сколько у вас получилось зонтиков? (Четыре.) Как вы думаете, какой зонтик выбрать медвежонку Мишику? Какой из них будет самым удобным для пчелки Жужи?

Например, дети выбирают зонтик с треугольной ручкой, объясняют, почему он удобен.

Педагог. Галчонок Каррчик и медвежонок Мишик подготовили подарки и посмотрели на Краб Крабыча. Он ловко подцепил клешнями какую-то дощечку. Педагог показывает «Шнур-затейник».

Педагог. Галчонок Каррчик прокаркал: «Ну И подар-р-рок! Дощечка с дырочками, через нее хорошо макар-р-роны процеживать. Ты думаешь, пчелка Жужа любит макароны?» Но Краб Крабыч молча начал орудовать клешнями, что-то бубня себе под нос. Как правильно называется игра, которую нашел Краб Крабыч? («Шнур-затейник».) Возьмем ее в руки и попробуем вместе с Краб Крабычем сделать подарок для Жужи.

В верхнем ряду во вторую кнопку справа проденем шнурок. Потом отсчитаем две кнопочки вниз и обведем кнопку; потом - шесть кнопок вправо и обведем кнопку, потом - две кнопки вверх и снова обведем кнопку, потом - шесть кнопок влево и проденем шнурок в кнопку.

Дети под диктовку вместе с педагогом вышивают прямоугольник.

Педагог. Что получилось? (Прямоугольник.) Медвежонку Мишику подарок не понравился. Он сказал недовольно: «Ты подаришь Жуже простой прямоугольник?« Но Краб Крабыч снова пощелкал клешнями, и изумленные друзья увидели бантик.

Педагог показывает детям бантик.

Педагог. Как вы думаете, что сделал Краб Крабыч, чтобы прямоугольник превратился в бантик? Сделайте бантик из своего прямоугольника и расскажите о своих действиях.

Подарки были готовы. Друзья начали собираться в путь. Но тут Краб Крабыч остановился, поднял клешню и сказал: «Мы забыли одну важную вещь. То, что пчелы любят больше всего на свете». Краб Крабыч всегда любил загадки. Что же пчелы любят больше всего? (Цветы.)

Дети составляют красивый букет из частей игры «Чудо-цветики».

Педагог. Галчонок Каррчик, медвежонок Мишик и Краб Крабыч отправились в путь с подарками и большим букетом цветов.

Итог. Какую куклу приготовил галчонок? Зонтик с какой ручкой выбрал медвежонок? Что решил подарить Краб Крабыч? Чей подарок будет самым интересным для Жужи?

Возможные варианты усложнения познавательных задач

• Увеличение количества анализируемых кукол.

• Конструирование зонтиков с крышей другой формы (например, трапециевидной).

• Вышивание других фигур (только под словесный диктант).

Как Жужа гостей встречала

Цель. Развитие умений выбирать силуэт по признакам из множества других, решать логические и проблемные задачи, создавать предметные силуэты по собственному замыслу и схематичному рисунку, обводить силуэты на листе бумаги, дорисовывать их.

Материал. Игры «Геоконт», «Чудо-крестики 2», «Шнур-затейник», «Чудо-соты», «Игровизор», листы С рисунками ульев (на каждого ребенка), коврограф, схематичные рисунки чашек, фигурки персонажей: пчелка Жужа, Краб Крабыч, галчонок Каррчик и медвежонок Мишик.

Развитие сюжета

Педагог. Сегодня пчелка Жужа ждала гостей - галчонка Каррчика, медвежонка Мишика и Краб Крабыча. Сначала пчелка решила навести порядок. Она весело летала по домику, напевая песенку:

Лампа, чашка, сапожок,

Ключик, веник, утюжок ...

Дом уютный у меня,

Буду рада вам, друзья!

Педагог предлагает детям сделать предметные силуэты по собственному замыслу (лампу, чашку, сапожок, ключик, веник, утюжок) на «Геоконтея».

Спрашивает, какие силуэты выбрали дети.

Педагог. Затем Жужа приготовила друзьям чашки: Краб Крабычу - квадратную, медвежонку - с треугольной ручкой, Каррчику - высокую.

Педагог прикрепляет на коврике схематичные рисунки трех чашек (пособие)

Педагог. На столе пчелка слева от себя поставила чашку Каррчика. Какая она?

Дети называют признак чашки и составляют ее по схематичному рисунку из деталей игры в Чудо-крестики 2» слева от себя.

Педагог. Справа от себя пчелка поставила чашку медвежонка. Какая она?

Дети называют признаки чашки медвежонка и справа от себя складывают ее из деталей игры «Чудо-крестики 2».

Педагог. Чашку Краб КрабычаЖужа поставила между чашками медвежонка и Каррчика, напротив себя.

Дети составляют чашку Краб Крабыча.

Педагог. Потом нужно было приготовить угощение - мед.

Заглянула пчелка в один горшочек, во второй, в третий. Нет меда. Взяла Жужа одно ведро и полетела на пасеку. Заглянула в один улей, второй, третий.

Детям раздаются листы, на которых нарисованы три улья. Они подкладывают листы под пленку «Игровизора».

Педагог.Мед был только в одном. Этот улей был с квадратным окном и ниже треугольного.

Дети отмечают маркером тот улей, в котором пчелка Жужа взяла мед.

Педагог.Какой формы этот улей? (Квадратной.)

Пчелка набрала полное ведерко меда. Оно было таким тяжелым, что Жужа очень быстро выбилась из сил. Что же делать? Как донести это ведро до дома?

Дети высказывают свои варианты решения этой проблемы.

Одним из вариантов может быть такой - разложить по двум ведеркам, оставить одно на пасеке. Сначала отнести одно, потом - второе.

Педагог. Жужа решила разложить мед по двум ведеркам, отнести сначала одно, потом - второе. Только где Жуже взять второе ведро? Поможем Пчелке, сделаем ей второе ведро, удобное, с ручкой.

Дети вышивают силуэт второго ведра на игре «Шнур-затейник»

Педагог. Очень скоро Жужа прилетела домой. Гостей еще не было, и Пчелка решила сделать портреты друзей - галчонка Каррчика, медвежонка Мишика и Краб Крабыча.

Я раскрою вам секрет - как рисуется портрет!

Раз - детали разлож-ж-жу.

Два - фигурки обвож-ж-жу.

Три - раскрашу в семь цветов.

Крыльев взмах - портрет готов!

Педагог прикрепляет на коврографе схематичные рисунки галчонка Каррчика, медвежонка Мишика и Краб Крабыча. Дети выбирают один из трех, складывают его из деталей игры «Чудо-соты» на листе бумаги, обводят фломастером, дорисовывают изображение.

Педагог. Через несколько минут портреты друзей были готовы. Тут раздался стук в дверь. Это пришли галчонок Каррчик, медвежонок Мишик и Краб Крабыч. Они вручили пчелке свои подарки, она им - портреты. Все были довольны.

Итог. В каком улье нашла пчелка Жужа мед? Как донесла Жужа мед домой?

Возможные варианты усложнения познавательных задач

• Увеличение количества признаков анализируемых ульев.

• Рассмотрение других вариантов решения проблемы.

• Складывание сюжетной картинки «Встреча друзей».



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»

микрорайон Геолог 15, п.Тазовский Ямало-Ненецкий автономный округ629350

тел. 8(34940)2-19-20 raduga-taz@mail.ru

Технологическая карта

мероприятия непосредственной – образовательной деятельности

с детьми старшей группы «Знайки»

Тема: «Свойства магнита»

(образовательная область «Познавательное развитие»

C:\Users\15\Desktop\все фото\ДЕТКИ\IMG_1926.JPGвоспитатель: Гукова М.В.

2016 год

п. Тазовский

Образовательная область

«Познавательное развитие»

Возраст детей, группа

5 лет Старшая группа «Знайки»

Тема НОД

«Свойства магнита»

Цель

Способствовать накоплению и расширению знаний у детей конкретных представлений о свойствах магнита.

Задачи

1. Продолжать формировать умение самостоятельно выбирать средства и способы действия в ходе проведения экспериментально – исследовательской деятельности; учить принимать самостоятельное решение в ходе деятельности.

2. Уточнить (расширить) представления о свойствах магнита: притягивание железных предметов, в том числе через преграду, отталкивание одноименных полюсов, притягивание разноименных.

3. Развивать умение формулировать гипотезу в деятельности и проверять её в ходе эксперимента; учить формулировать простейшие выводы.

4. Развивать коммуникативные навыки – умение работать в паре, договариваться, общаться с взрослыми и со сверстниками.

5. Воспитывать доброжелательные отношения в коллективе сверстников, желание приходить на помощь другим

Материал

Smart доска, предметы из различных материалов, магниты, набор карточек для фиксации результатов эксперимента, лоток с песком, лоток с камнями, стеклянный сосуд с водой, стеклянный лабиринт, железные человечки, игрушка – автомобиль, макет цирка, магнитные мольберты.

Предполагаемый результат

1 Самостоятельно выбирает средства и способы действия в ходе проведения экспериментально – исследовательской деятельности;

2 Принимает самостоятельное решения

3 Применяют свойства магнита в проблемной ситуации

4 Эффективно взаимодействует со сверстниками для решения проблемных задач

Этапы технологии «Ситуация»

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

I Введение в игровую ситуацию

Вызвать внутреннею потребность детей для включения в деятельность, постановка детской цели

- Ребята сегодня у меня для вас сюрприз. Вы любите цирк? Приглашаю вас на цирковое представление. (на smart доске слайд №1 на котором афиша).

- Ребята, что происходит? (на smart доске слайд №2 появляется злой волшебник с посланием)

- Ха-ха-ха-ха! Я коварный волшебник, я заколдовал ваших клоунов и превратил их в железных человечков! и спрятал их там, куда вам просто так не добраться. В камнях, под стеклом, под водой и даже в сыпучих песках. И вы сможете их спасти только тогда, когда разгадаете секреты магнита. Помните всё вокруг заколдованно…. Ха-ха-ха-ха.  

- И что же теперь делать?

(детская цель в том, чтобы спасти человечков и разгадать секреты магнита)

В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы. Получают сообщение от героя.

Интерес к познавательной деятельности

Ответы детей

II Актуализация знаний

Актуализировать знания и умения детей, тренировать мыслительные операции. Обобщить и закрепить знания детей о магните, его назначении. Развивать представления детей о способе взаимодействия с магнитом.

(воспитатель берет в руки магнит и обращается к детям)

- Посмотрите, какой интересный предмет. Вы знаете, что это?

- А может вы и секреты магнита знаете?

- А что магнит может любую вещь притянуть?

-  Хотите проверить?

Игра «Притянет – не притянет»

Ход игры: выберите любой предмет и приложите его к магниту.

- Что происходит с предметами?

Магнит притягивает предметы, но не все только железные.

- Ребята вы знаете какие секреты есть у магнита?

(слайд № 3 магнит с вопросами)

- Один секрет вы уже разгадали. А где мы ещё можем узнать о секретах магнита? (где посмотреть, у кого спросить?)

- Вы правы! Существует много источников информации, из которых мы узнаем много нового и интересного.

- Где бы вы сейчас хотели узнать новую информацию о магнитах?

- Предлагаю вам ребята воспользоваться выбранными источниками.

(Ребенок добывает информацию из выбранного им источника)

- Помог вам ваш источник?

- Что вы узнали?

- Вы настоящие исследователи. А хотите проверить?

Игра – эксперимент «Полюса магнита».

Ход игры: предлагаю вам прикоснуться своими магнитами разными сторонами с магнитом своего соседа.

- Что происходит?

Магнит имеет два полюса северный и южный. Разные магнитные полюса притягиваются друг к другу, а одинаковые магнитные полюса отталкиваются.

(на smart доске слайд №3 второй секрет разгадали)

- Ребята напомните мне пожалуйста, в кого превратил злой волшебник клоунов?

- Где он их спрятал?

- Чтобы выполнить заданием, предлагаю выбрать себе пару.

- Каждой паре нужно договориться где вы будете искать человечков, по окончании выложить схему поиска и рассказать, что получилось.

- Помните! Всё вокруг заколдовано, пока не спасете человечков, руками трогать нельзя.

Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы. Выполняют игровые действия с магнитом.

Выбор вариантов деятельности из имеющегося личного опыта.

Выполнение заданий

III

Затруднение в ситуации

Создать мотивационную ситуацию, фиксация затруднения. Развивать у детей внимание, логическое мышление.

Воспитатель:

- Получается?

- Почему ничего не получается?

- Напомните, кого вы спасаете?

- Что может вам помочь?

 

Дети сталкиваются с затруднением. Пробными вариантами пытаются решить поставленную перед ними проблему.

Целеполагание, планирование, выбор способа деятельности, коммуникативные умения.

Наблюдение в процессе работы.

IV Открытие нового знания или способа действий

Создать условия для открытия новых способов решения проблемы. Воспитывать умение работать в команде.

№1 Песок

(Нас толе лоток с песком, в котором спрятаны человечки, нужно с помощью магнита достать человечков из песка)

№2 Вода

(На дне стеклянного сосуда лежат железные человечки, как его вытащить, не замочив руки)

№3 Стекло

(Под стеклом находятся человечки, двигаться самостоятельно не могут, нужно помочь им выбраться из-под стекла)

№4 Камни

(На столе лоток с камнями, в котором спрятаны человечки, нужно не трогая камни, с помощью магнита достать человечков из камней) 

Магниты способны притягивать железные предметы через преграду.

Дети знакомятся с возможным вариантом преодоления затруднения.

Усвоение общего способа действий.

Наблюдение за процессом деятельности.

V Введение новых знаний в систему знаний

Закреплять новые знания и способы их применения

- Ребята вы спасли человечков! Разгадали секреты магнита. Вам осталось отправить их в цирк на волшебных автомобилях.

Предлагаю вам взять человечков и отправить их на работу в цирк.

- Обратите внимание, на автомобилях прикреплены магниты, предлагаю посадить своих человечков на автомобили.

- Как вы думаете с помощью чего мы можем заставить автомобиль двигаться, не трогая его руками?

- Поехали.

(на smart доске № 4, изображение цирка с клоунами)

- Давайте порадуемся вместе с клоунами.

(дети двигаются под музыку, которая звучит с арены цирка)

- Аплодисменты!

(дети прощаются с клоунами и присаживаются на ковер вместе с воспитателем)

Дети двигают автомобили вместе с человечками с помощью магнита.

Выбор вариантов деятельности из полученного ранее опыта.

Соблюдение правил в работе по проведению опыта

VI Осмысление (итог)

Формирование у детей умение проводить анализ своей деятельности

(на smart доске слайд №5 раскрытые секреты)

- Ребята, расскажите, что вы сегодня должны были сделать?

- Получилось у вас?

- А что вам помогло?

- А пригодиться вам эти знания в жизни?

- С кем бы вы хотели поделиться знаниями?

(воспитатель предлагает детям поделиться знание с друзьями)

Дети собираются около воспитателя. Отвечают на вопросы воспитателя.

Самооценка

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)

Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...

"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»

Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...

Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»

конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...

Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»

Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...

Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год

Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...

Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»

Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...