Конспект занятия по экологическому воспитанию «Лес – большой дом» в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Данилова Елена Викторовна

Экологическое воспитание помогает ребенку  понять место и роль человека в окружающей среде.Помогает осознанию,что человек является неотъемлемой частью природы. Как и для всего живого на земле, природа является нашим домом. Другого дома у нас просто нет.Наша задача воспитать в растущем человеке потребность заботиться о среде своего обитания.Затрагивая эмоционально-чувственное восприятие ребенка, мы формируем восприятие им окружающей действительности и своего места мире природы. Основной целью экологического воспитания является развитие у детей умений и навыков по изучению и охране природы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_ekologii.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Лес – большой дом» в подготовительной группе к методическому объединению на тему «Роль игры в экологическом воспитании дошкольников» .

«Лес – большой дом»

Цель:

1.Закреплять представление детей о лесе как о сообществе животных и растений.

2. Познакомить с этажами (экологическими нишами) смешанного леса и его обитателями.

3. Учить устанавливать простейшие причинно – следственные связи, которые позволяют сосуществовать животным и растениям, формировать представление, что в лесу все нужны друг другу.

4.Воспитывать интерес к жизни лесных обитателей.

Материал: кукла Старичок - Лесовичок,  кроссворд на тему лесные жители,  плакат «Жители леса средней полосы России», макет  ярусов леса,  карточки  с изображением лесных животных, насекомых и птиц, корзина с шишками и желудями.

Предварительная работа:  М. Пришвин – «Этажи леса», «Лисичкин хлеб», «Кладовая солнца»; В. Бианки – «Лесные домишки», «Мастера без топора». Просмотр презентации «Этажи леса».

Ход игры.

Воспитатель - Ребята, сегодня к нам в гости пришел старичок Лесовичок, поздороваемся с ним.

 Лесовичок - Здравствуйте ребята, вот  заглянул к вам узнать как вы  поживаете в своем доме. Хорошо тут у вас - светло, тепло. А как называется ваш дом? (ответы детей)

 Лесовичок -А что вы делаете в детском саду? (ответы детей - играем учимся, узнаём много нового, дружим)

Воспитатель -  А где ты живешь, старичок Лесовичок?

Лесовичок - А вот разгадайте мой кроссворд и тогда узнаете. Я принес вам загадки о лесных жителях. Разгадайте их а ответы впишите в пустые клетки.

На одной ноге стоит, 
В воду пристально глядит. 
Тычет клювом наугад - 
Ищет в речке лягушат. (ца
Пля)

 

Роет он в земле ходы,
Чтоб добыть себе еды,
Любит свёклу и морковку,
Корешки сгрызает ловко.
Он слепой. Глаза ему
Под землёю ни к чему.
Перерыл весь огород!
Догадались? Это (к
Рот) !

Хвост пушистый бережёт
И зверюшек  стережёт:
Знают, рыжую в лесу –
Очень хитрую
 Ису)

На суку таится кошка,
Но она совсем не крошка,
И нельзя сказатьей:"Брысь!,

потому что это (Рысь)!

Тяжелы рога по весу, 
Ходит важно он по лесу:
Он  хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый (л
Ось)

Любит кушать он малину

И в берлоге спать всю зиму.

Страшно может он реветь,

А зовут его... (меДведь)

Что за зверь лесной, 
Встал, как столбик, под сосной, 
И стоит среди травы, 
Уши больше головы?(з
Аяц)

Дети разгадывают кроссворд , вписываю нужные слова, получают слово  «природа».

Лесовичок- Молодцы ребята  вы знаете многих лесных животных и их особенности. Скажите, а что общего у всех этих зверей, как их всех можно назвать?

 Ответ детей - Это дикие животные.

 Лесовичок - Молодцы ребята! А в какой среде они обитают? Как называется их среда обитания?

Дети - Лес, все они живут в лесу.

Лесовичок – Ребята, а вы знаете какую пользу приносит лес?

Ответы детей ….

Лесовичок – молодцы ребята! Итак, лес очень важен для всей планеты, потому, что -

1.Из растений леса получают всевозможные  лекарства. 

2.Лес – это дрова, топливо.

3. Лес снабжает человека пищей – грибами, ягодами, орехами, мясом зверей и птиц.
4. Для зверей и птиц  лес не только кормилец, но и дом родной.
5. Лес – это строительный материал, мебель.
6. Из дерева получают бумагу, на которой мы пишем.
7. Из древесины получают свыше много различных изделий и продуктов.
8. Лес используют для защиты полей от засухи.
9. Там, где много леса, там полноводные реки.
10.Лес – это фабрика кислорода он поглощает  углекислый газ, а выделяет кислород.
11. Лес – украшает нашу землю, поэтому это любимое место отдыха для  взрослых и детей.

Лесовичок – Ребята, я вас приглашаю в лес! Давайте вместе посмотрим, как устроена жизнь лесных обитателей. Итак - вперед!

ФИЗМИНУТКА.

Только в лес мы все зашли,
Появились комары.
Руки вверх – хлопок,
Руки вниз – хлопок.
Дальше по лесу шагаем,
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладём, 
И в развалочку идём.
Дальше по лесу идём,
Перед нами водоём.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем веселее:
Раз, два, раз, два –
Позади уже вода.

Лесовичок с детьми подходят  к макету «Этажи леса».

Лесовичок – А сейчас я проверю, как вы знаете цветы, кустарники и деревья.

Предлагает послушать названия цветов, кустов и деревьев и одновременно выполнять разные движения. Например, если назван цветок, дети должны похлопать в ладоши, если назван куст - потопать ногами, а если дерево - то попрыгать.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Деревья, кусты, цветы»

Жасмин

Ландыш                                        Сирень

Ромашка                                       Рябина

Незабудки                                    Малина

Колокольчик                                Смородина

Сирень                                          Пижма

Боярышник                                  Одуванчик

 Мать-и-мачеха

Сосна                                            

Береза                                            Калина

Дуб                                                 Шиповник

Ель                                                 Липа

Тополь                                           Яблоня

Клен                                               Роза

Лесовичок - Ребята, вот как много растений леса вызнаете! Все растения составляют этажи леса.

 Я предлагаю вам сесть на лесные кочки и рассмотреть наш лес. Слева многоэтажный дом, а справа - лес, разделенный тоже на этажи. Давайте посчитаем сколько этажей в лесу.

Самый высокий этаж -5- в старом лесу: это верхушки сосен, елей, могучих дубов.

4 этаж- кроны деревьев пониже: берез, осин, рябин.

3 этаж -кусты и молодые деревца. Этот этаж носит особое название:

подлесок. Повторите: п о д л е с о к.

А 2 и 1 этажи - образуют травы, цветы, мхи.

Во всяком лесном доме есть что-то вроде подвала. Там прячутся корни зеленых обитателей леса.

Весь лес - от верхушек деревьев до земли - заселен животными.

(Лесовичок показывает животных на плакате – «Животные леса»)

 Лесовичок - На 5 и 4 этажа обычно гнездятся хищные птицы (ястреб, беркут, коршун)

Также обитателем верхних этажей является куница. 

А вот белка живёт на третьем этаже леса. Потому что она - легкий зверёк, может передвигаться по тонким веткам. А еще тут живутптицы, бабочки, комары)

Большинство птиц - совы, синицы, дятлы и др. а также белка, и летучие мыши, обитают на 2 этаже, , эти животные в дуплах старых деревьев делают себе жильё; рысь, сова – сверху высматривают добычу.

Самое большое количество животных на нижних этажах, здесь живет рысь, соболь, глухари, ласка.

Под деревьями живут - медведи, зайцы, лисы, волки, кабаны, лоси, барсуки, ежи и др.

Ниже живут многие насекомые – муравьи, кузнечики, жуки.

В земле живут дождевые черви личинки жуков, и разные жучки)

Также под землей живут кроты) 

Лесовичок – А теперь, когда вы уже знаете, кто где живет, я предлагаю вам  поиграть   в игру  «Засели лес»

Вы видите, что наш лес пустой, в нем нет жителей. Возьмите картинки с изображением лесных обитателей и поместите   на свой «этаж» лесного дома.

Дети размещают животных, птиц и насекомых на нужный ярус, говорят название и рассказывают почему ему там комфортно жить.

Лесовичок –  Молодцы ребята, теперь, когда  наш лес стал населен, он наполнился голосами птиц и зверей. Давайте послушаем голоса леса.

Прослушивание аудиозаписи лесных звуков.

Лесовичок - Ребята, посмотрите, лес похож на большой. многоэтажный дом. Много разных животных живёт в лесу.

Говорят, что в лесу все друг другу нужны. А вот зачем лесу комар? Он такой надоедливый. (он нужен лягушкам, птицам)

- А что будет если исчезнут все комары? ( многим лягушкам и птицам будет нечего есть, они уйдут, улетят в другой лес. Разведётся много гусениц, и они съедят все листья на деревьях, деревья погибнут.)

- А как вы думаете , человек может прожить без леса? (нет)

- Что даёт лес человеку? (свежий воздух, ягоды, грибы, орехи, лекарственные травы)

Воспитатель – Ребята, давайте прочитаем старичку – Лесовичку стихи о лесе.

                 

«Русский лес»

1 реб.

Нет ничего милее, бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет, накормит русский лес.

2 реб.

А будет жажда мучить, то мне лесовичек.

Средь зарослей колючих покажет родничек.

3 реб.

Нагнусь к нему напиться – и видно все до дна.

Течет вода – водица, вкусна и холодна.

4 реб.

Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы.

Душистая малина на кустиках густых.

5 реб.

Ищу грибов поляну я, не жалея ног,

А если и устану – присяду на пенек.

6 реб.

Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший с зеленой бородой.

7 реб.

Жизнь кажется иною, и сердце не болит,

Когда над головою, как вечность, лес шумит.

                                                                            С. Никулин

Обобщение воспитателя: Лес - наше богатство, его надо беречь, и, конечно же, соблюдать правила поведения в лесу.

Ребята, сегодня мы побывали в лесу, вспомнили правила поведения в лесу , расселили лесных жителей по этажам, отгадывали загадки, играли, отвечали на вопросы.

Старичок – Лесовичок – Мне очень понравилось с вами играть, ребята и я вам на прощание подарю корзину с лесными дарами-шишками да желудями. Из них можно мастерить много интересных поделок на лесные темы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ПО ПРОГРАММЕ «ДЕТСТВО» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «КАК ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ».

На занятии у детей  формируются  знания  об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах диких животных перед долгой зимой....

Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию и развитию речи в подготовительной группе на тему «Зимующие птицы нашего края».

Конспект  интегрированного занятия по  экологическому  воспитанию и развитию речи в  подготовительной  группе  на  тему  «Зимующие птицы нашего края...

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Природа в опасности» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с использованием элементов драматизации и ИКТ.

Экологическое воспитание и образование детей - актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечеств...

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию «Знатоки природы» для детей подготовительной группы

Цель: Создание условий для  формирования навыков экологической культуры воспитанников, расширение кругозора детей, их знаний по окружающему мируЗадачи:Образовательные:- продолжать уточнять и...