Конспект занятия по экологическому воспитанию «Лес – большой дом» в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Экологическое воспитание помогает ребенку понять место и роль человека в окружающей среде.Помогает осознанию,что человек является неотъемлемой частью природы. Как и для всего живого на земле, природа является нашим домом. Другого дома у нас просто нет.Наша задача воспитать в растущем человеке потребность заботиться о среде своего обитания.Затрагивая эмоционально-чувственное восприятие ребенка, мы формируем восприятие им окружающей действительности и своего места мире природы. Основной целью экологического воспитания является развитие у детей умений и навыков по изучению и охране природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_ekologii.docx | 24.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Лес – большой дом» в подготовительной группе к методическому объединению на тему «Роль игры в экологическом воспитании дошкольников» .
«Лес – большой дом»
Цель:
1.Закреплять представление детей о лесе как о сообществе животных и растений.
2. Познакомить с этажами (экологическими нишами) смешанного леса и его обитателями.
3. Учить устанавливать простейшие причинно – следственные связи, которые позволяют сосуществовать животным и растениям, формировать представление, что в лесу все нужны друг другу.
4.Воспитывать интерес к жизни лесных обитателей.
Материал: кукла Старичок - Лесовичок, кроссворд на тему лесные жители, плакат «Жители леса средней полосы России», макет ярусов леса, карточки с изображением лесных животных, насекомых и птиц, корзина с шишками и желудями.
Предварительная работа: М. Пришвин – «Этажи леса», «Лисичкин хлеб», «Кладовая солнца»; В. Бианки – «Лесные домишки», «Мастера без топора». Просмотр презентации «Этажи леса».
Ход игры.
Воспитатель - Ребята, сегодня к нам в гости пришел старичок Лесовичок, поздороваемся с ним.
Лесовичок - Здравствуйте ребята, вот заглянул к вам узнать как вы поживаете в своем доме. Хорошо тут у вас - светло, тепло. А как называется ваш дом? (ответы детей)
Лесовичок -А что вы делаете в детском саду? (ответы детей - играем учимся, узнаём много нового, дружим)
Воспитатель - А где ты живешь, старичок Лесовичок?
Лесовичок - А вот разгадайте мой кроссворд и тогда узнаете. Я принес вам загадки о лесных жителях. Разгадайте их а ответы впишите в пустые клетки.
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад -
Ищет в речке лягушат. (цаПля)
Роет он в земле ходы,
Чтоб добыть себе еды,
Любит свёклу и морковку,
Корешки сгрызает ловко.
Он слепой. Глаза ему
Под землёю ни к чему.
Перерыл весь огород!
Догадались? Это (кРот) !
Хвост пушистый бережёт
И зверюшек стережёт:
Знают, рыжую в лесу –
Очень хитрую (лИсу)
На суку таится кошка,
Но она совсем не крошка,
И нельзя сказатьей:"Брысь!,
потому что это (Рысь)!
Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый (лОсь)
Любит кушать он малину
И в берлоге спать всю зиму.
Страшно может он реветь,
А зовут его... (меДведь)
Что за зверь лесной,
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы,
Уши больше головы?(зАяц)
Дети разгадывают кроссворд , вписываю нужные слова, получают слово «природа».
Лесовичок- Молодцы ребята вы знаете многих лесных животных и их особенности. Скажите, а что общего у всех этих зверей, как их всех можно назвать?
Ответ детей - Это дикие животные.
Лесовичок - Молодцы ребята! А в какой среде они обитают? Как называется их среда обитания?
Дети - Лес, все они живут в лесу.
Лесовичок – Ребята, а вы знаете какую пользу приносит лес?
Ответы детей ….
Лесовичок – молодцы ребята! Итак, лес очень важен для всей планеты, потому, что -
1.Из растений леса получают всевозможные лекарства.
2.Лес – это дрова, топливо.
3. Лес снабжает человека пищей – грибами, ягодами, орехами, мясом зверей и птиц.
4. Для зверей и птиц лес не только кормилец, но и дом родной.
5. Лес – это строительный материал, мебель.
6. Из дерева получают бумагу, на которой мы пишем.
7. Из древесины получают свыше много различных изделий и продуктов.
8. Лес используют для защиты полей от засухи.
9. Там, где много леса, там полноводные реки.
10.Лес – это фабрика кислорода он поглощает углекислый газ, а выделяет кислород.
11. Лес – украшает нашу землю, поэтому это любимое место отдыха для взрослых и детей.
Лесовичок – Ребята, я вас приглашаю в лес! Давайте вместе посмотрим, как устроена жизнь лесных обитателей. Итак - вперед!
ФИЗМИНУТКА.
Только в лес мы все зашли,
Появились комары.
Руки вверх – хлопок,
Руки вниз – хлопок.
Дальше по лесу шагаем,
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладём,
И в развалочку идём.
Дальше по лесу идём,
Перед нами водоём.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем веселее:
Раз, два, раз, два –
Позади уже вода.
Лесовичок с детьми подходят к макету «Этажи леса».
Лесовичок – А сейчас я проверю, как вы знаете цветы, кустарники и деревья.
Предлагает послушать названия цветов, кустов и деревьев и одновременно выполнять разные движения. Например, если назван цветок, дети должны похлопать в ладоши, если назван куст - потопать ногами, а если дерево - то попрыгать.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Деревья, кусты, цветы»
Жасмин
Ландыш Сирень
Ромашка Рябина
Незабудки Малина
Колокольчик Смородина
Сирень Пижма
Боярышник Одуванчик
Мать-и-мачеха
Сосна
Береза Калина
Дуб Шиповник
Ель Липа
Тополь Яблоня
Клен Роза
Лесовичок - Ребята, вот как много растений леса вызнаете! Все растения составляют этажи леса.
Я предлагаю вам сесть на лесные кочки и рассмотреть наш лес. Слева многоэтажный дом, а справа - лес, разделенный тоже на этажи. Давайте посчитаем сколько этажей в лесу.
Самый высокий этаж -5- в старом лесу: это верхушки сосен, елей, могучих дубов.
4 этаж- кроны деревьев пониже: берез, осин, рябин.
3 этаж -кусты и молодые деревца. Этот этаж носит особое название:
подлесок. Повторите: п о д л е с о к.
А 2 и 1 этажи - образуют травы, цветы, мхи.
Во всяком лесном доме есть что-то вроде подвала. Там прячутся корни зеленых обитателей леса.
Весь лес - от верхушек деревьев до земли - заселен животными.
(Лесовичок показывает животных на плакате – «Животные леса»)
Лесовичок - На 5 и 4 этажа обычно гнездятся хищные птицы (ястреб, беркут, коршун)
Также обитателем верхних этажей является куница.
А вот белка живёт на третьем этаже леса. Потому что она - легкий зверёк, может передвигаться по тонким веткам. А еще тут живутптицы, бабочки, комары)
Большинство птиц - совы, синицы, дятлы и др. а также белка, и летучие мыши, обитают на 2 этаже, , эти животные в дуплах старых деревьев делают себе жильё; рысь, сова – сверху высматривают добычу.
Самое большое количество животных на нижних этажах, здесь живет рысь, соболь, глухари, ласка.
Под деревьями живут - медведи, зайцы, лисы, волки, кабаны, лоси, барсуки, ежи и др.
Ниже живут многие насекомые – муравьи, кузнечики, жуки.
В земле живут дождевые черви личинки жуков, и разные жучки)
Также под землей живут кроты)
Лесовичок – А теперь, когда вы уже знаете, кто где живет, я предлагаю вам поиграть в игру «Засели лес»
Вы видите, что наш лес пустой, в нем нет жителей. Возьмите картинки с изображением лесных обитателей и поместите на свой «этаж» лесного дома.
Дети размещают животных, птиц и насекомых на нужный ярус, говорят название и рассказывают почему ему там комфортно жить.
Лесовичок – Молодцы ребята, теперь, когда наш лес стал населен, он наполнился голосами птиц и зверей. Давайте послушаем голоса леса.
Прослушивание аудиозаписи лесных звуков.
Лесовичок - Ребята, посмотрите, лес похож на большой. многоэтажный дом. Много разных животных живёт в лесу.
Говорят, что в лесу все друг другу нужны. А вот зачем лесу комар? Он такой надоедливый. (он нужен лягушкам, птицам)
- А что будет если исчезнут все комары? ( многим лягушкам и птицам будет нечего есть, они уйдут, улетят в другой лес. Разведётся много гусениц, и они съедят все листья на деревьях, деревья погибнут.)
- А как вы думаете , человек может прожить без леса? (нет)
- Что даёт лес человеку? (свежий воздух, ягоды, грибы, орехи, лекарственные травы)
Воспитатель – Ребята, давайте прочитаем старичку – Лесовичку стихи о лесе.
«Русский лес»
1 реб.
Нет ничего милее, бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский лес.
2 реб.
А будет жажда мучить, то мне лесовичек.
Средь зарослей колючих покажет родничек.
3 реб.
Нагнусь к нему напиться – и видно все до дна.
Течет вода – водица, вкусна и холодна.
4 реб.
Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы.
Душистая малина на кустиках густых.
5 реб.
Ищу грибов поляну я, не жалея ног,
А если и устану – присяду на пенек.
6 реб.
Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший с зеленой бородой.
7 реб.
Жизнь кажется иною, и сердце не болит,
Когда над головою, как вечность, лес шумит.
С. Никулин
Обобщение воспитателя: Лес - наше богатство, его надо беречь, и, конечно же, соблюдать правила поведения в лесу.
Ребята, сегодня мы побывали в лесу, вспомнили правила поведения в лесу , расселили лесных жителей по этажам, отгадывали загадки, играли, отвечали на вопросы.
Старичок – Лесовичок – Мне очень понравилось с вами играть, ребята и я вам на прощание подарю корзину с лесными дарами-шишками да желудями. Из них можно мастерить много интересных поделок на лесные темы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного итогового занятия по экологическому воспитанию и обучению грамоте в подготовительной группе.
Коспект составлен в соответствии с программой "Радуга" (Доронова)...
Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)
Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....
Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию и развитию речи в подготовительной группе на тему «Зимующие птицы нашего края».
Зимующие птицы нашего края....
ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ПО ПРОГРАММЕ «ДЕТСТВО» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «КАК ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ».
На занятии у детей формируются знания об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах диких животных перед долгой зимой....
Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию и развитию речи в подготовительной группе на тему «Зимующие птицы нашего края».
Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию и развитию речи в подготовительной группе на тему «Зимующие птицы нашего края...
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Природа в опасности» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с использованием элементов драматизации и ИКТ.
Экологическое воспитание и образование детей - актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечеств...
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию «Знатоки природы» для детей подготовительной группы
Цель: Создание условий для формирования навыков экологической культуры воспитанников, расширение кругозора детей, их знаний по окружающему мируЗадачи:Образовательные:- продолжать уточнять и...