Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию «Знатоки природы» для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: Создание условий для формирования навыков экологической культуры воспитанников, расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру
Задачи:
Образовательные:
- продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире;
- закреплять правила поведения в природе.
Развивающие:
- развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_ekologiya-1.docx | 27.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
города Новосибирска
«Детский сад № 401»
8(383) 267-73-53
630089, г. Новосибирск ул. Кошурникова, 49/1
ИНН/КПП 5401140893/54010100 Л/счет 014.02.304.8
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию
«Знатоки природы» для детей подготовительной группы
Выполнила:
Филина Наталья Васильевна, воспитатель первой кв. категории
Новосибирск 2024
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию
«Знатоки природы» для детей подготовительной группы
Цель: Создание условий для формирования навыков экологической культуры воспитанников, расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру
Задачи:
Образовательные:
- продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире;
- закреплять правила поведения в природе.
Развивающие:
- развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: эмблемы участников команд, музыкальное сопровождение, задания для конкурсов, карточки за правильные ответы, раздаточный материал, удостоверения юного эколога.
Участники:
воспитатель
дети (2 команды)
Ход занятия:
вводная часть
Воспитатель:
День необычный сегодня у нас,
Я искренне рада приветствовать вас!
Здесь для игры собралась детвора,
Ее начинать нам настала пора.
Природа наше богатство, сберечь это богатство для следующего поколения – наша задача и долг. Человек – это часть этой природы.
Чтобы охранять нашу природу, надо знать ее секреты, тайны, надо уметь жить с ней в дружбе и согласии. Поэтому, дорогие дети, приглашаю вас сегодня принять участие в викторине «Знатоки природы». Только зная законы и тайны природы, мы сможем стать ее верными друзьями и помощниками. Мы должны сделать все, чтобы не допустить исчезновения ни одного вида растений и животных.
Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года -
Это всё вокруг…… ПРИРОДА!
Приветствие команд:
У нас две команды. Первая команда - «Бельчата». Вторая команда - «Зайчата».
Аплодисменты командам.
воспитатель:
Соревноваться будут две команды. Команда «Зайчата» команда «Бельчата». Для каждой команды будут даваться задания. За быстрое и правильное выполнение задания команды будут получать фишки. Та команда, у которой окажется большее количество фишек и выигрывает.
А оценивать наши конкурсы будет жюри.
Представление жюри.
Основная часть:
1 конкурс «Разминка».
Воспитатель: Вопросы задаются каждому участнику команды, важно быстро и правильно ответить на вопрос. Каждой команде нужно ответить на как можно большее число вопросов. Слушаем внимательно!
1. У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)
2. Что делает еж зимой? (спит)
3. Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)
4. Сколько ног у паука? (восемь)
5. Кто был летом рыжий, а зимой становиться серый? (белка)
6. Кто носит свой дом на спине? (улитка)
7. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
8. Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока)
9. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
10. Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)
12. Какой гриб носит название лесного хищника? (лисичка)
13. Какой зверь похож на ежа? (дикобраз)
14. Что такое зеленый покров земли? (трава)
15. Кувшинка растет в лесу? (нет)
16. Какого зверя можно назвать длинноухим? (заяц)
17. Если это растение приложить к ранке, она быстрее заживет. (подорожник)
18. В этой ягоде много витамина С, а куст, на котором она растет, колючий. (шиповник)
19. Как называются цветы, которые растут в лесу? (лесные)
20. Лекарственное растение, которое используется при заболеваниях, а еще на его цветках можно гадать. (ромашка)
21. Камень относится к живой природе? (нет)
22. Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает? (подснежник)
23. У каких деревьев осенью листья красные? (рябина, клен)
24. У какой птицы самый длинный язык? (у дятла)
25. Что ест зимой жаба? (ничего не ест, она спит)
26. Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)
27. Как называется самая маленькая птица? (колибри)
28. Как называется самый музыкальный цветок? (колокольчик)
29. Ворона, скворец, воробей, ласточка – это? (птицы)
30. У какого дерева белый ствол? (береза)
2 конкурс «Угадайте по описанию».
1 команда
«Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей».
Подсказка: Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них.
Ответ: еж.
2 команда
«Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название «фокстрот». Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами».
Подсказка: Убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы).
Ответ: лиса.
Физкультминутка:
Мы идем во лесок,
Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)
Впереди ручеек,
Перейти – вот мосток. (На носочках.)
Пробирайся осторожно –
Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)
Мы попрыгаем немножко
По извилистой дорожке. (Прыжки.)
Как услышим в небе гром,
Спрячемся мы под кустом. (Приседают.)
Будем медленно идти –
Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)
Мы пришли с тобой, дружок,
Во дремучий во лесок. (Ходьба.)
3 конкурс «Лес»:
Воспитатель:
1. Какие деревья растут в нашем лесу и парке? (Хвойные: ель, сосна, кедр, лиственница, пихта; лиственные: береза, осина, тополь, рябина, черемуха, клен, ольха)
2. Какое дерево называют «Символом России», «Русской красавицей»? (береза)
3. Ягодами какого дерева зимой питаются птицы, его ягоды обладают лечебными свойствами? (рябина)
«Подбери слова»:
1. Лес может быть густым, а может быть и (редким)
2. Волк - зверь большой, а ёж (маленький)
3. Лось могучий, то есть (крупный, огромный, большой)
4. Весна бывает ранняя, а бывает и (поздняя)
5. Ягоды малины сладкие, а ягоды рябины (горькие)
6. Январь год начинается, а декабрь (кончает)
7. Декабрь год заканчивает, а зиму … (начинает)
8. Морозная зима, а лето … (жаркое)
9. Окунь – это рыба, а жаворонок это … (птица)
4 конкурс: Экологические задачи.
1Две сестренки гуляли по лесу.
- Какой красивый цветок! Интересно, как он называется?
- Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!
- Давай сорвем его и отнесем маме.
Девочки сорвали цветок, и пошли домой.
Правильно ли поступили девочки?
Вывод: Ландыши занесены в Красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут.
2. Однажды Сережа с родителями пришли к речке. Близко к берегу плавало много маленьких рыбок.
-Дайте мне баночку, я наловлю рыбок - попросил Сережа родителей.
-Нельзя их ловить, - сказал отец и объяснил почему. Что рассказал папа?
Вывод. Маленькие рыбки – это мальки больших рыб. Им нужен простор для роста и развития, а в банке они быстро погибнут. А если каждый будет вылавливать мальков, в реке будет мало рыбы.
3. Коля с Витей играли во дворе и увидели, как на ветку села большая голубая бабочка.
-Давай поймаем ее, - попросил Витя.
-Нельзя ловить бабочек, сказал Коля.
-От них, все равно, ни какой пользы - ответил Витя. Кто из мальчиков был прав?
Вывод. Ловить и уничтожать бабочек нельзя, так как бабочка не только красивое, но и полезное насекомое. Она ловит в воздухе мух, комаров, мошек, которыми питается. Убивая «ненужных» по нашему мнению насекомых, мы нарушаем экологическое равновесие.
4. После дождя дети пошли гулять во двор.
- Посмотри, сколько червяков!
- Давай соберем их и девчонок испугаем!
- Пойдем посмотрим, где девчонки!
Оставляют банку с червями закрытой.
Правильно ли поступили дети?
Вывод: Червей собирать нельзя, у них своя роль в природе: они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений, ими питаются некоторые животные.
5 конкурс: «Вопросы о растениях, животных и насекомых».
Чья команда ответит на большинство вопросов, та и выиграла.
• Для чего нужна трава? (для красоты, живут насекомые, как корм для животных, душистые вещества для приготовления духов, очищает воздух)
• Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? (у хвойных деревьев вместо листьев – иголки, хвоя, они не боятся мороза)
• Какое дерево летом и зимой остается зеленым? (ель, сосна)
• Какую пользу приносят деревья? (листья деревьев собирают пыль и грязь, обогащают воздух чистым кислородом)
• Куда зимой пропадают насекомые? Прячутся под корой деревьев, под сухими листьями, забиваются в щели домов, заползают под землю и впадают в спячку)
• Сколько крыльев у жука? (четыре)
• Кто в лесу плетет паутину? (паук)
• У какого домашнего животного есть рога? (корова, коза)
• Почему в одних случаях заяц - белый, а в других – серый? (белый заяц бывает зимой, а весной и летом – серый)
6 конкурс: «Узнай растение»
- Рос шар бел, ветер дунул – шар улетел. (Одуванчик)
- Белые реснички, у моей сестрички. (Ромашка)
- Посадили зернышко, вырастили солнышко. (Подсолнух)
- К нам приехали с бахчи полосатые мячи. (Арбузы)
- Растет зеленый кустик, дотронешься – укусит. (Крапива)
- Вот чудесные цветы небывалой красоты, яркие пахучие…ай, ай, ай! Колючие! (Розы)
7 конкурс. Экологические загадки
1. Голубой шатер, всю землю покрыл (небо)
2. Много рук, а нога одна (дерево)
3. Неизвестно где живет, налетит - деревья гнёт (ветер)
4. Кто в лесу без топора строит избу, без угла (муравьи)
5. Растут на ветке группками, покрытые скорлупками (орехи)
6. Похож я с виду на горах, где пройду - переполох (град)
7. Рос шар бел, ветер дунул – шар улетел (одуванчик)
8. Меня пьют, меня льют, всем я нужна. Кто я такая? (вода)
9. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает (лес)
10. Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает (подснежник)
11. Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы – белые и шампиньоны наиболее питательны.)
12. У каких деревьев осенью листья красные? (Рябина, клен.)
13. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
14. Кого называют листопадничками? (зайчат родившихся осенью)
15. Наука о животных? (Зоология)
16. Кто такой Ихтиолог? (Ученый изучающих рыб)
17. Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)
18. Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)
19. Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)
20. Самая высокая трава? (Бамбук)
21. Как называется самая маленькая птица? (Колибри)
22. Как называется самая большая птица? (Страус)
23. Кто написал музыку к балету «Лебединое озеро» (П. И. Чайковский)
24. Как называется самый музыкальный цветок? (колокольчик)
8 тур - «Путешествие по планете Земля» (глобус).
Воспитатель: А теперь предлагаю командам отправиться в путешествие по нашей планете Земля.
Какие цвета преобладают на нашей планете? (голубой, зелёный, жёлтый, коричневый)
Больше всего на планете голубого цвета – так изображена Вода.
А еще на планете есть коричневый, зелёный, жёлтый цвета – это Суша (пустыни, леса, горы).
Многие животные приспособились к водной среде и населили моря, реки, озера, а другие привыкли обходиться почти без воды и стали жителями суши.
На столе приготовлены карточки с изображением животных.
Участнику команды необходимо определить, какие животные живут в воде, какие на суше. Каждый участник берёт одну карточку и несёт на своё поле. Команда «бельчата» – расселяет животных на суше, а команда «зайчата» – на воде.
Подведение итогов.
Давайте будем помнить, что наша планета – это общий дом. Давайте бережно относиться ко всему, что нас окружает, будь то травинка, букашка или зверь. Будьте добры друг другу и не причиняйте зла ни природе, ни людям!
Дорогие дети, наша викторина подошла к концу. Вы показали хорошие знания в викторине «Знатоки природы». Сегодня мы принимаем вас в юные экологи, а это защитники природы, дети, которые любят природу, охраняют ее, берегут и следят, чтобы другие не нарушали правила поведения в природе.
Вот и наступил торжественный момент. Дорогие дети, сегодня мы принимаем в ряды юных экологов. И вручаем вам удостоверения.
Дети, сегодня мы принимаем торжественное клятву юного эколога «Служить природе и оберегать ее родные просторы».
Слушайте все:
Я, юный эколог г.Новосибирска, обращаюсь к тебе, планета Земля!
- Куда бы я не заехал, где бы не поселился, всюду буду защищать и исследовать природу. «Клянусь!»
(Все: «Клянусь!»)
- Никогда не пройду мимо сломанного дерева, слабого, брошенного животного, не оказав ему помощь. «Клянусь!»
(Все: «Клянусь!»)
- Никогда не разорю гнездо, муравейники, или нору, не убью лягушку, не раздавлю ящерицу. «Клянусь!»
(Все: «Клянусь!»)
- Я, обещаю тебе, планета, охранять, оберегать, приумножать все, что создано природой. «Клянусь!»
(Все: «Клянусь!»)
- Личным примером привлекать в ряды экологов всех, кто любит родную природу, кто неравнодушен к каждому сорванному цветку, сломанному дереву. Быть верным нашему экологическому союзу! «Клянусь!»
(Все: «Клянусь!»)
Вам понравилась наша экологическая викторина?
Воспитатель вручает всем участникам игры-викторины удостоверения юного эколога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного логопедического занятия "Красота родной природы" для детей подготовительной группы
Конспект обобщающего занятия для детей подготовительной группы по лексической теме:"Осень" в форме путешествия. В конспекте используются разнообразные формы для речевой активности детей, с интеграци...
Конспект открытого занятия по конструированию (техника оригами) для детей подготовительной группы по теме: "Заяц- символ года."
Программное содержание:Ø Учить самостоятельно, ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы).Ø Продолжать учить детей работать по схеме, предварительно планировать ход работы ...
Экологическая викторина "Знатоки природы" для детей подготовительной группы
Викторина на знание живой природы, которая окружает нас......
Экологическая викторина «Знатоки природы» для детей подготовительной группы
Цель занятия:1. Углублять и расширять знания детей о природе.2. Закреплять знания детей о некоторых растениях и животных леса и пустыни.3. Упражнять в совместной командной деятельности ( умение совеща...
Конспект открытого занятия по художественно - эстетическому развитию для детей подготовительной группы. Рисование "Подарок для мамы"
Цель: вызвать желание порадовать маму.Задачи:воспитывать у детей эстетическое восприятие;развивать речевую активность, умение подбирать прилагательные;развивать мелкую моторику рук, снятие статическог...
Конспект открытой интеллектуальной игры «Умники и Умницы» для детей подготовительной группы
Конспект открытой интеллектуальной игры «Умники и Умницы»для детей подготовительной группы...
Конспект открытого сюжетно - игрового занятия в бассейне для детей подготовительной группы "Я - учитель здоровья!"
Цель: Охрана и укрепление здоровья детей, приобщение к здоровому образу жизни. Показать умения и навыки, которым дети обучились за время занятий плаванием. Задачи: 1. Оздоровительные: • Соверше...