кружок по экспериментированию "Мир волшебства"
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) на тему

Козлова Анастасия Валерьевна

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, сон, прогулку, прием пищи и т. д.

Ребенок с самого рождения уже сам по себе является исследователем. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_eksperimentirovaniyu.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №40 "Радость" города Новочебоксарска Чувашской Республики

Программа

Кружка по экспериментированию  «Мир волшебства»

во второй младшей группе «Березка»

                             

       Автор: Козлова А.В.

                                                    воспитатель I квалификационной

               категории

Новочебоксарск 2016 г.

Пояснительная записка

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Экспериментирование пронизывает все сферы детскойдеятельности: игру, сон, прогулку, прием пищи и т. д.

Ребенок с самого рождения уже сам по себе является исследователем. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Актуальность

Роль опытно экспериментальной деятельности в развитии детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей. Экспериментальная деятельность наряду с игровой является ведущей деятельностью ребёнка дошкольника. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Для успешного развития необходимо уделять больше внимание на создания условий, активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?", удовлетворить присущее ему любопытство. Ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом отношения воспитателя с детьми строятся на основе партнёрства, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.

У детей четвертого года жизни ярко проявляется любопытство (слово «любознательность» еще не применимо). Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы природоведческого содержания, что свидетельствует как минимум о трех важных достижениях:

• у детей накопилась определенная сумма знаний (как известно, по совершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает);

• сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях;

• появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого человека.

Дети уже способны улавливать простейшие причинно – следственные связи, поэтому впервые начинают задавать вопросы «почему и даже пытаются сами отвечать на некоторые из них. Приобретая личный опыт, дети четырех лет уже могут иногда предвидеть отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют на предупреждения взрослого более осмысленно; однако сами следить за выполнением правил безопасности совершенно не способны.

Дошкольники учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы. Большую радость, удивление дети испытывают от своих маленьких открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуются задания детям, в которых, проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя - куклы.

Цель: создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

• формировать у детей знания о живой и неживой природе;

• развивать инициативу, активность, самостоятельность;

• воспитывать любовь и бережное отношение к живой и неживой природе.

Организация работы идёт по следующим взаимосвязанным направлениям:

• О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

• О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром).

• О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).

В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина; мнется, ломается; высоко – низко – далеко; мягкий – твердый – теплый и т. д.).

В качестве подведения итогов будет создана мультимедийная презентация с отчетом о проделанной работе.

Занятия кружка проводятся I раз в неделю:  во второй половине дня.

Время работы: 16.00 – 16.15 ч

Перспективное планирование деятельности «Мир волшебства»

Месяц

Тема занятия

Целевые ориентиры

октябрь

«Свойства песка»

Познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого)

«Наблюдение за природными материалами»

Сравнить свойства сухого и мокрого песка.

«Свойства глины»

Познакомить со свойствами глины: сухая глина твердая и сыпучая, ее можно растворить в ступке.

«Глина и вода»

Понаблюдать за тем как глина поведет себя в воде. Размешайте глину в воде. Что с ней происходит? Пусть растворенная глина некоторое время постоит. Что вы наблюдаете?

Ноябрь

Узнаем какая вода

Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества)

«Тонет - не тонет; плавает - не плавает»

Познакомить детей со свойствами древесины, камней. Дерево лёгкое оно плавает в воде. Камень тяжёлый - тонет.

«Разноцветная водичка»

Формировать представление детей о свойстве воды - возможность окрашивания.

«Вкусная водичка»

Пополнение знаний о свойствах воды: вода не имеет вкуса, но может его принимать и изменять.

Декабрь

«Волшебная вода»

 

Выявление свойств воды и краски, способность красок растворятся в воде и изменять цвет воды.

«Кто живет в воде» 

Развитие познавательного интереса и воображения.

«Плыви, плыви кораблик» 

Знакомство со свойствами воды и бумаги.

«Чудо бумага» 

Расширение знаний детей о различных видах бумаги.

Январь

«Льдинки разноцветные, яркие, приметные» 

Закрепление одного из свойств воды: замерзает при низких температурах.

«Мороз и солнце день чудесный» 

Закрепление знаний о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

«Ветер. Игры с веерами и султанчиками»

 Познакомить детей с одним из свойств воздуха - движением; движение воздуха - это ветер.

«Упрямый воздух»

Показать, что воздух при сжатии занимает меньше места и что сжатый воздух обладает силой – может двигать предметы.

Февраль

«Горячо – холодно» 

Определение температуры веществ и предметов.

«Теремок» 

Знакомство детей с деревом, из чего сделаны предметы.

«Да здравствует мыло душистое» 

Расширение знаний о свойствах мыла и его назначением, путем экспериментирования.

«Мыльные пузыри» 

Закрепление представлений о свойствах мыла и воздуха.

Март

«Чудесный мешочек»

Познакомить с предметами разной твердости, определить на ощупь самый твердый предмет.

«Маленький цветочек»

Познакомить с растениями и с тем, как они растут.

«В тепле или холоде»

Продолжать учить выделять благоприятные условия для роста и развития растений»

«Посадка лука» 

Уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений

Апрель

«Поиграем с солнышком» 

Определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

«Солнечные зайчики»

 Помочь понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете; научить пускать солнечных «зайчиков».

«Весенняя веточка» 

 Наблюдение за появлением листочков на веточке.

«Живое – не живое»

Формирование представлений о понятии «живое» и «неживое», сравнение живого и неживого по характерным признакам.

Май

«Перо»

Формировать представление детей о перьях, откуда они берутся, о том, что перо легче воды и воздуха.

«Ткань, ее качества и свойства»

Научить узнавать вещи из ткани, определять её качества и свойства.

«Бантик из бумаги и ткани»

Закрепление представления о свойствах бумаги (мнется, рвется, размокает в воде) и ткани (мнется, ее можно стирать и гладить).

«Итоговое занятие»

Определение эффективности занятий кружка в достижении поставленных задач

Методическая литература:

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Опыты иэксперименты для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2015

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2015

3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Рукотворный мир. Игры – занятия для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2015

4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. ФГОС». – М.: «Детство – пресс», 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).

Аннотация на парциальную программу1. Название программы: "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).2. Разработчик:  воспитатель Бабикова Елена...

театральный кружок "ТЕАТР- ЭТО ВОЛШЕБСТВО"

Театральные игры развивают эмоциональную сферу ребёнка, позволяют формировать социально-нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др., раскрепощают. Таким образом,...

Физкультурное развлечение в первой младшей группе «Все в кружок, все в кружок! Поиграй со мной, дружок!»

Физкультурное развлечение в первой младшей группе «Все в кружок, все в кружок! Поиграй со мной, дружок!»Цель. Развивать двигательную активность, прививать навыки здорового образа...

Кружок " Волшебство своими руками"

Пояснительная запискаРабота по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономн...