кружок по экспериментированию "Мир волшебства"
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) на тему
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, сон, прогулку, прием пищи и т. д.
Ребенок с самого рождения уже сам по себе является исследователем. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_eksperimentirovaniyu.docx | 25.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №40 "Радость" города Новочебоксарска Чувашской Республики
Программа
Кружка по экспериментированию «Мир волшебства»
во второй младшей группе «Березка»
Автор: Козлова А.В.
воспитатель I квалификационной
категории
Новочебоксарск 2016 г.
Пояснительная записка
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Экспериментирование пронизывает все сферы детскойдеятельности: игру, сон, прогулку, прием пищи и т. д.
Ребенок с самого рождения уже сам по себе является исследователем. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Актуальность
Роль опытно - экспериментальной деятельности в развитии детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей. Экспериментальная деятельность наряду с игровой является ведущей деятельностью ребёнка дошкольника. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Для успешного развития необходимо уделять больше внимание на создания условий, активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?", удовлетворить присущее ему любопытство. Ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом отношения воспитателя с детьми строятся на основе партнёрства, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.
У детей четвертого года жизни ярко проявляется любопытство (слово «любознательность» еще не применимо). Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы природоведческого содержания, что свидетельствует как минимум о трех важных достижениях:
• у детей накопилась определенная сумма знаний (как известно, по совершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает);
• сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях;
• появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого человека.
Дети уже способны улавливать простейшие причинно – следственные связи, поэтому впервые начинают задавать вопросы «почему?» и даже пытаются сами отвечать на некоторые из них. Приобретая личный опыт, дети четырех лет уже могут иногда предвидеть отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют на предупреждения взрослого более осмысленно; однако сами следить за выполнением правил безопасности совершенно не способны.
Дошкольники учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы. Большую радость, удивление дети испытывают от своих маленьких открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуются задания детям, в которых, проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя - куклы.
Цель: создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
• формировать у детей знания о живой и неживой природе;
• развивать инициативу, активность, самостоятельность;
• воспитывать любовь и бережное отношение к живой и неживой природе.
Организация работы идёт по следующим взаимосвязанным направлениям:
• О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
• О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром).
• О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина; мнется, ломается; высоко – низко – далеко; мягкий – твердый – теплый и т. д.).
В качестве подведения итогов будет создана мультимедийная презентация с отчетом о проделанной работе.
Занятия кружка проводятся I раз в неделю: во второй половине дня.
Время работы: 16.00 – 16.15 ч
Перспективное планирование деятельности «Мир волшебства»
Месяц | Тема занятия | Целевые ориентиры |
октябрь | «Свойства песка» | Познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого) |
«Наблюдение за природными материалами» | Сравнить свойства сухого и мокрого песка. | |
«Свойства глины» | Познакомить со свойствами глины: сухая глина твердая и сыпучая, ее можно растворить в ступке. | |
«Глина и вода» | Понаблюдать за тем как глина поведет себя в воде. Размешайте глину в воде. Что с ней происходит? Пусть растворенная глина некоторое время постоит. Что вы наблюдаете? | |
Ноябрь | Узнаем какая вода | Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества) |
«Тонет - не тонет; плавает - не плавает» | Познакомить детей со свойствами древесины, камней. Дерево лёгкое оно плавает в воде. Камень тяжёлый - тонет. | |
«Разноцветная водичка» | Формировать представление детей о свойстве воды - возможность окрашивания. | |
«Вкусная водичка» | Пополнение знаний о свойствах воды: вода не имеет вкуса, но может его принимать и изменять. | |
Декабрь | «Волшебная вода»
| Выявление свойств воды и краски, способность красок растворятся в воде и изменять цвет воды. |
«Кто живет в воде» | Развитие познавательного интереса и воображения. | |
«Плыви, плыви кораблик» | Знакомство со свойствами воды и бумаги. | |
«Чудо бумага» | Расширение знаний детей о различных видах бумаги. | |
Январь | «Льдинки разноцветные, яркие, приметные» | Закрепление одного из свойств воды: замерзает при низких температурах. |
«Мороз и солнце день чудесный» | Закрепление знаний о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха. | |
«Ветер. Игры с веерами и султанчиками» | Познакомить детей с одним из свойств воздуха - движением; движение воздуха - это ветер. | |
«Упрямый воздух» | Показать, что воздух при сжатии занимает меньше места и что сжатый воздух обладает силой – может двигать предметы. | |
Февраль | «Горячо – холодно» | Определение температуры веществ и предметов. |
«Теремок» | Знакомство детей с деревом, из чего сделаны предметы. | |
«Да здравствует мыло душистое» | Расширение знаний о свойствах мыла и его назначением, путем экспериментирования. | |
«Мыльные пузыри» | Закрепление представлений о свойствах мыла и воздуха. | |
Март | «Чудесный мешочек» | Познакомить с предметами разной твердости, определить на ощупь самый твердый предмет. |
«Маленький цветочек» | Познакомить с растениями и с тем, как они растут. | |
«В тепле или холоде» | Продолжать учить выделять благоприятные условия для роста и развития растений» | |
«Посадка лука» | Уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений | |
Апрель | «Поиграем с солнышком» | Определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени). |
«Солнечные зайчики» | Помочь понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете; научить пускать солнечных «зайчиков». | |
«Весенняя веточка» | Наблюдение за появлением листочков на веточке. | |
«Живое – не живое» | Формирование представлений о понятии «живое» и «неживое», сравнение живого и неживого по характерным признакам. | |
Май | «Перо» | Формировать представление детей о перьях, откуда они берутся, о том, что перо легче воды и воздуха. |
«Ткань, ее качества и свойства» | Научить узнавать вещи из ткани, определять её качества и свойства. | |
«Бантик из бумаги и ткани» | Закрепление представления о свойствах бумаги (мнется, рвется, размокает в воде) и ткани (мнется, ее можно стирать и гладить). | |
«Итоговое занятие» | Определение эффективности занятий кружка в достижении поставленных задач |
Методическая литература:
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Опыты иэксперименты для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2015
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2015
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Рукотворный мир. Игры – занятия для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2015
4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. ФГОС». – М.: «Детство – пресс», 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).
Аннотация на парциальную программу1. Название программы: "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).2. Разработчик: воспитатель Бабикова Елена...
театральный кружок "ТЕАТР- ЭТО ВОЛШЕБСТВО"
Театральные игры развивают эмоциональную сферу ребёнка, позволяют формировать социально-нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др., раскрепощают. Таким образом,...
Кружок по квиллингу: "Волшебство бумажных лент"
Кружок по квиллингу...
Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"
Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"...
Физкультурное развлечение в первой младшей группе «Все в кружок, все в кружок! Поиграй со мной, дружок!»
Физкультурное развлечение в первой младшей группе «Все в кружок, все в кружок! Поиграй со мной, дружок!»Цель. Развивать двигательную активность, прививать навыки здорового образа...
Кружок " Волшебство своими руками"
Пояснительная запискаРабота по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономн...
Кружок для одаренных детей по тестопластике "Волшебство"
Для одаренных детей ДОУ...