Кружок по квиллингу: "Волшебство бумажных лент"
материал по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа) на тему
Кружок по квиллингу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_kvillingu_volshebstvo_bumazhnyh_lent.docx | 40.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
1.Пояснительная записка.
2.Актуальность программы.
3.Структура программы. Структура занятий. Перечень технологий и парцианальных программ воспитания и обучения дошкольников.
4.Цель программы.
5.Задачи программы.
6.Методические приёмы.
7.Техническое оснащение ( материалы и инструменты ).
8.Условия реализации программы.
9.Ожидаемые результаты.
10.Перспективный план по освоению техники квиллинг.
11.Примерная диагностика детей.
12.Список литературы.
~ 3 ~
Пояснительная записка.
«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В. А.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей мелкой моторики, художественного вкуса и творческих способностей.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование).
“Волшебство бумажных лент” — так называется наша программа. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
~ 4 ~
Актуальность.
Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении группы к праздникам, подарены на день рождения или к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям.
Данная программа предлагает решать обозначенную проблему через освоение детьми приемов работы с бумагой.
Структура программы.
Настоящая программа рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста 5-6 лет в режиме кружковой деятельности.
В программе определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, предусмотрено формирование необходимых представлений, умений, навыков в процессе обучения и их развитие в свободной деятельности.
В программе разработана тематика занятий, определены уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные детьми к концу года обучения на занятиях кружка.
Программа сопровождается перечнем методической литературы.
Структура занятия.
1.Организационный момент
2. Беседа
3. Художественное слово
4.Показ образца
6. Индивидуальная помощь
7. Поощрение.
8. Обыгрывание, анализ детских работ.
9. Итог.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕХНОЛОГИЙ И ПАРЦИАНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Программа является модифицированной на основе программ : «Волшебная бумага»(авт. Мячина С.В.), «Бумажные фантазии»(авт. Шабунина И.А.), «Волшебство квиллинга»(авт.Осипова В.А.)
~ 5 ~
Цель программы.
Создание благоприятных условий для формирования и разностороннего развития способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционной изобразительной техники – квиллинг. Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Для достижения цели программы имеет значение:
* синтез искусств;
* потенциал нетрадиционной изобразительной техники;
* креативность воспитательно-образовательного процесса;
* уважительное отношение к результатам детского творчества.
Задачи программы:
Образовательные
· Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
· Обучать различным приемам работы с бумагой.
· Формировать умения следовать устным инструкциям.
· Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть будет выполнять, помогать друг другу по необходимости.
Развивающие:
· Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
· Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
· Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
· Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Воспитательные:
· Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
· Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
~ 6 ~
· Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы, лежащие в основе программы:
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
~ 7 ~
Методические приемы
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.) Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
- репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческие работы
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
- групповой – организация работы в группах.
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Среди приемов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:
-·активизация и индивидуализация обучения;
- игры и игровые ситуации;
- творческие работы и т.д.
~ 8 ~
Техническое оснащение занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
Оборудование и инструменты:
- цветную бумагу;
- гофрированный картон;
- картон белый и цветной;
- клей;
- зубочистка;
- бумажные полоски шириной 5-7 мм;
- ножницы, фигурные ножницы;
- карандаши простые;
- линейка для квиллинга с кругами разного диаметра;
- кисточки для клея;
- салфетки;
- клеенка;
- инструмент для квиллига (палочка с раздвоённым или заострённым концом );
- пинцет с заострёнными концами;
- пластмассовая линейка и транспортир.
Оборудование:
- столы;
- стулья;
- доска;
- плакаты;
- образцы объектов труда;
- инструкционные карточки;
- мультимедийное устройство, ноутбук.
~ 9 ~
Условия реализации программы:
- наличие материально - технического обеспечения;
- систематичность посещения кружка;
- регулярные отчетные выставки кружка для родителей, детей, сотрудников и гостей детского сада;
- участие детей, посещающих кружок, в конкурсах детского творчества муниципального значения.
Организационно-методическое обеспечение программы
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)
Программа “Волшебство бумажных лент ” рассчитана на 2 месяца. Продолжительность занятия составляет 25-30 мин.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством бумагокручения;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
~ 10 ~
Перспективный план по освоению техники квиллинг.
Старшая группа.
Октябрь
1.Беседа о квиллинге
Цель: познакомить детей с новым видом обработки бумаги – квиллингом. Показать готовые работы, необходимое оборудование. Познакомить с элементами (формами) квиллинга.
Методы: словесный: беседа; рассказ;
наглядный: показ презентаций; иллюстраций;
2.Тема: «Весёлая семейка улиток»
Цель: учить детей скручивать полоску цветной бумаги в спираль разного размера. обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру.
Оборудование: трафарет листочка, жёлтая цветная бумага 15х10, 4 полоски зелёной бумаги (ш-1,5 см.), клей ПВА, кисточка, ножницы, простой карандаш, палочка для квиллинга.
Методы: словесный: устное изложение; беседа;
наглядный: показ педагогом; работа по образцу;
3. Тема: «Божья коровка»
Цель: продолжать учить детей составлять из отдельных частей единое целое. Продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру. Учить детей скручивать полоски цветной бумаги в спираль и наклеивать на основу.
Оборудование: трафарет туловища божьей коровки, полоска чёрного цвета (ш–0,5см, дл-12см.), готовая голова божьей коровки жёлтого цвета, 7 полосок чёрной бумаги для квиллинга, для глаз склеим 1 чёрную +1,5 полоски белой бумаги для квиллинга, в двух экземплярах, клей ПВА, кисточка, ножницы, простой карандаш, зубочистка.
Методы: словесный: устное изложение; беседа;
наглядный: показ педагогом; работа по образцу;
4.Тема: «Яблонька»
Цель: продолжать учить выполнять аппликацию методом отрывания кусочков бумаги, продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль».
Оборудование: листок белой бумаги с силуэтом дерева 15х20, зелёная и коричневая бумага, клей ПВА, кисточка, зубочистка, 10 красных полосок для квиллинга (для яблочек).
Методы: словесный: устное изложение; беседа;
наглядный: показ педагогом; работа по образцу;
~ 11 ~
Ноябрь
1.Тема: «Снегирь»
Цель: продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру, продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль».
Оборудование: трафарет туловища, трафарет крыла, лист белой бумаги 15х20 с изображением ветки, клей ПВА, кисточка, ножницы, простой карандаш.
Методы: словесный: устное изложение; беседа;
наглядный: показ педагогом; работа по образцу;
2. Тема: «Гусеничка»
Цель: закреплять умение обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру, скручивать элемент (форму) «свободная спираль».
Оборудование: желтая бумага, трафарет листочка, ножницы, простой карандаш, оборудование для квиллинга.
Методы: словесный: устное изложение; беседа;
наглядный: показ педагогом; работа по образцу;
3. Тема: «Виноград»
Цель: продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру, продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль», закреплять умение детей складывать полоску пополам и разрезать на 2 одинаковые части.
Оборудование: трафарет листа, 8х7 см светло-зелёной бумаги,1 полоска светло-зелёного цвета, круг синего цвета диаметром 14 см, 15 – 20 полосок тёмно-зелёного цвета для квиллинга, клей ПВА, кисточка, ножницы, простой карандаш, зубочистка.
Методы: словесный: устное изложение; беседа;
4.Тема: «Ландыш»
Цель: учить детей делать новый элемент (форму) квиллинга – «глаз»; продолжать учить детей скручивать элемент (форму) квиллинга – «стрелка», «свободная спираль».
Оборудование: овал голубого картона с силуэтом стебля цветка, 5-6 белых полосок для квиллинга (цветочки), 3-4 зелёных (листики), клей ПВА, кисточка, зубочистка.
Методы: словесный: устное изложение; беседа.
~ 12 ~
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА
учета проявления творческих способностей
Фамилия, имя ребенка_______________________________
Возраст____________
Вид и название детского объединения_______________
Ф.И.О. педагога_________________________________________________
Дата начала наблюдения______________________________________________
Баллы:
Не умею (1).
Умею иногда (2).
Умею с чьей-то помощью (3).
Умею, но в зависимости от сложности материала (4).
Умею всегда (5).
Проявление творческих способностей |
|
1. Участие в проведении праздников, концертов |
|
2. Участие в конкурсах |
|
3.Работа по образцу. |
|
4.Работа с внесением изменений. |
|
5.Работа над своим вариантом. |
|
6.Конструирование. |
|
7. Владение техникой. |
|
8. Придумывание композиций. |
|
9.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию. |
|
~ 13 ~
ДИАГНОСТИКА
ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО УРОВНЯМ
Оценка результатов по уровням:
· Средний уровень – 3б, 4б.
· Высокий уровень – 5б.
уровни показатели | год обучения |
| |
С | В |
| |
1. Участие в проведении праздников, концертов. |
|
|
|
2. Участие в конкурсах. |
|
|
|
3.Работа по образцу; |
|
|
|
4.Работа с внесением изменений; |
|
|
|
5.Работа над своим вариантом. |
|
|
|
6.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию; |
|
|
|
7. Владение техникой. |
|
|
|
8. Придумывание композиций. |
|
| |
9.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию. |
|
| |
Средний процент |
|
~ 14 ~
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Быстрицкая А. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982.
2. Белкина В.Н. Развитие и обучение. Воспитателям и родителям [Текст]: пособие для родителей и воспитателей / В.Н. Белкина. - Ярославль: Академия развития, 1998. - 256 с.
3. Дженкинс, Д. Узоры и мотивы из бумажных лент. - И.: Контэнт, 2010.-48 с.
4. Зайцева, А. Искусство квиллинга. - И.: Эксмо - Пресс, 2009. - 64 с.
5. Синицина, Е. Умные пальчики [Текст]: пособие для родителей и воспитателей / Е. Синицина. - Москва, 1998.
6. Ступак, Е. Гофрированный картон. - И.: Айрис - Пресс, 2009. - 32 с.
7. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст]: пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова. - Екатеринбург: У-Фактория, 2003. - 40 с.
8. Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги. - И.: Мир книги, 2008. - 96 с.
Интернет-ресурсы:
1. http://community.livejournal.com/ru_quilling – квиллинг-сообщество в Ж.Ж 2. www.paperquillingart.com – сайт корейской квиллер-мастерицы Клер Сан Шуа
2. http://paper-studio.ru/gallery1.htm – галерея работ в технике бумагокручения студии бумажного творчества
3. http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/587 – раздел «квиллинг» на сайте «Страна мастеров»
4. http://www.flickr.com/groups/quillingcardsandcrafts/pool/ - галерея работ в технике бумагокручения.
~ 15 ~
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Деревья из бумажных лент"
Данный конспект занятия используется педагогами для работы детьми с бумагой. Очень интересна и занимательна работа с бумагой для детей.Конспект занятия на темуДеревья из бумажных лентЦель занятия:Форм...
Рабочая программа кружка "Волшебство бумажных лент"
Этот материал будет полезин воспитателям.педагогам дополнительного образования....
"Искусство квиллинга. Волшебство бумажных лент"
- познакомить воспитателей с новой техникой работы с бумагой. - дать определение технике квиллинг.- помочь в освоении техники не только теоретически, но и на практике с использованием соответству...
«Искусство квилинга» (создания композиций из бумажных лент)
В данной статье «Искусство квилинга» обоснование необходимости разработки предлагаемых занятий в образовательном процессе, цель и задачи работы, структура занятий, прогнозируемые резуль...
Программа кружка "Квиллинг"Рабочая программа дополнительной платной образовательной услуги Творческая мастерская «Волшебный завиток» Обучение детей элементарным приемам техники квиллинг (скручивание из бумажных лент).
Рабочая программа для дополнительной платной услуги. Программа расчитана для детей старшей и подготовительной группы. Развиваем моторику рук, дети увличенно занимаются в кружке....
Конспект НОД по познавательному развитию для детей средней группы "Карлсон и бумажные ленты" (свойства бумаги)
Развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования с бумагой....
Мастер - класс «Квиллинг. Волшебство в бумажном завитке».
Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань – искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные или плоскостные ...