Кружок для одаренных детей по тестопластике "Волшебство"
рабочая программа (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Программа кружка по тестопластике «Волшебство»
Составитель: Веретенникова Е.Я
Пояснительная записка
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.
Специфику лепки определяет материал. Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.
Еще одной специфической чертой тестопластике является тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Занятия тестопластике тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Цель программы.
Развитие художественных и творческих способностей дошкольников, привитие способности видеть прекрасное в окружающей действительности.
Задачи программы.
Обучающие:
– познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластике, ее возможностями;
– научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;
– обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста;
– начать формирование знаний о композиции, основах цветоделения, технике рисунка акварелью и гуашью.
Развивающие:
– развивать мелкую моторику рук;
– развивать речь;
– расширять словарный запас;
– расширять кругозор;
– развивать наблюдательность;
– развивать эстетический вкус;
– развивать образное и логическое мышление;
– содействовать развитию творческого воображения, фантазии.
Воспитательные:
– воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;
– воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;
– воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду.
Технические:
– развивать координацию движения рук;
– научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прощупыванием;
– использовать в работе различные способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный. А также различные приемы лепки: скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, промазывание.
Социальные:
– создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;
– помочь ребенку найти друзей и реализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами, родителями;
– научить детей интересно организовывать досуг, ориентировать их на дальнейшее познание и творчество в жизни.
Ожидаемые результаты обучения.
должны знать:
-историю возникновения традиции изготавливать предметы из соленого теста;
-приемы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями; расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание;
– инструменты и приспособления для лепки;
– правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;
– правила оборудования рабочего места;
– правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из соленого теста;
– понятие теплого и холодного цвета;
должны уметь:
– отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;
– скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;
– раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;
– последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;
–пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;
– соблюдать технику безопасности;
– оценивать свою работу и работы своих товарищей;
– работать в коллективе.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
- От простого к сложному.
- Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
- Научность и Доступность.
- Системность знаний.
- Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.
- Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
- Активность и самостоятельность.
Технологии:
- Игровое обучение
- Принцип индивидуального подхода.
Методы:
- Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
- Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)
- Практический
«Волшебство»
(1–й год обучения)
Месяц | № занятия | Тематический блок | Тема занятия | Задачи |
I этап (начальный) «Путешествие в страну Тестопландию начинается» | ||||
Сентябрь | Вводные занятия | «Король Соленое Тесто приглашает друзей» | Познакомить детей с историей и особенностями тестопластики, с названиями и назначением инструментов и приспособлений. Вызвать интерес к лепке из соленого теста. | |
«В гостях у принцессы Солечки» | Продолжить знакомить детей с особенностями лепки из соленого теста. Предложить детям в процессе специальных заданий и упражнений исследовать свойства и сферу возможностей своего воздействия на материал. | |||
Путешествие в мир ремесел | Ознакомление с трудом кондитера | |||
Вкусное печенье | Познакомить детей с приемами лепки: сплющивание в диск и полусферу. Показать варианты оформления изделий из соленого теста. | |||
Шоколадные конфеты | Совершенствовать технику лепки округлых форм круговыми движениями ладоней. Учить находить приемы изменения формы для передачи формы конфет (сплющивание, вытягивание, сдавливание). Ориентировать детей на поиск разных вариантов оформления конфет. Создать условия для использования разных инструментов и материалов. | |||
Октябрь | Фруктовое мороженое | Формировать навыки скатывания и раскатывания соленого теста. Развивать интерес к экспериментированию с художественными материалами и инструментами. Развивать мелкую моторику. | ||
Ознакомление с трудом пекаря | ||||
Хлебушек душистый, теплый, золотистый | Познакомить детей с основными способами и приемами лепки хлебобулочных изделий из соленого теста: калачей, хлебов, караваев, батонов и т.д. Формировать положительное отношение к труду пекаря; воспитывать бережное отношение к хлебу, как продукту, особо почитаемому людьми. | |||
Выпекали мы в печи пироги и калачи | Продолжить формировать навыки работы с соленым тестом, с инструментами (стекой, скалкой) и дополнительными материалами. Развивать инициативу, самостоятельность и активность при выборе детьми способов оформления изделий (украшение пирогов переплетами, косами, сетками, жгутами, колосьями, налепами и т.д.). | |||
Веселое чаепитие (Оформление коллективной композиции) | Формировать умения отбирать наиболее выразительные работы для общей композиции. Развивать эстетическую оценку вылепленных изображений, развивать уверенность в себе и в своих способностях, инициативность, самостоятельность; развивать детское творчество в процессе выбора способов оформления изделий (посыпание семенами укропа, манкой, маком, протыкание дырочек пластиковой вилкой или зубочисткой и т.д.). | |||
Ноябрь | В гостях у царицы Осени | Овощи и фрукты | Продолжить знакомить детей со свойствами соленого теста. Закрепить умение передавать в лепке характерные особенности овощей и фруктов (форма, размер), используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сглаживание, прищипывание и т.д. | |
Лучок, чесночок и перчики (оформление общей связки) | Закрепить умение лепить знакомые предметы из соленого теста, применяя усвоенные ранее приемы. Познакомить детей со способом подготовки изделия из соленого теста к раскрашиванию – грунтованием. Развивать умение оценивать свою работу. Учить объединять свои работы в общую композицию. | |||
Корзинка с грибами | Учить детей создавать по замыслу композицию из грибов в лукошке. Закрепить приемы лепки из соленого теста: раскатывание, сплющивание, лепка пальцами. Совершенствовать технику лепки. Развивать чувство формы, мелкую моторику рук. | |||
Обобщающее занятие | «Осенняя ярмарка» | Формировать у детей представление о своих возможностях и успешности в творческой деятельности. Предоставить им возможность продемонстрировать другим результаты своей деятельности, поделиться впечатлениями, получить адекватную оценку своим усилиям. | ||
II этап (промежуточный) «Увлекательная тесто пластика» | ||||
Декабрь | В мире животных | Морская черепашка | Учить детей лепить фигурку черепашки, передавая в лепке форму, строение, характерные особенности ее внешнего вида. Вызвать интерес к экспериментированию с художественными материалами для изображения «панциря». | |
Панно «Овечки и пастух» (коллективная работа) | Продолжить учить детей раскатывать пласт соленого теста скалкой, вырезать стекой рельефную фигурку «овечки» по шаблону, выравнивая края палочкой или стекой. Предложить детям самостоятельно решить проблемную ситуацию – найти способ придания шероховатости поверхности теста (шерсть овечек, крона деревьев). Развивать творческую активность. Продолжить воспитывать интерес к лепке из соленого теста. | |||
Пингвины на льдине | Учить детей лепить фигурку по частям (конструктивным способом), передавать форму и относительную величину туловища, и головы, правильное положение головы и крыльев. Учить плотно скреплять части, создавать устойчивые фигурки, закреплять знакомые приемы лепки. Учить использовать такое средство выразительности, как постамент, объединяющий образы в сюжетной лепке и придающий им большую выразительность, законченность. Развивать эстетическое восприятие. | |||
Праздник круглый год | Ёлочные украшения | Учить детей лепить украшения для новогодней ёлки способом моделирования. Сочетать разные приемы лепки: раскатывание, соединение деталей, сплющивание, вдавливание. Развивать самостоятельность и фантазию, умение экспериментировать: по-разному изгибать колбаски и ленточки из теста, соединять их между собой, украшать свои изделия декоративными элементами, использовать в работе печатки, штампики и другие приспособления. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, стремление к творчеству. | ||
Январь | Красивый подсвечник | Учить детей лепить подсвечники. Предложить оформить подсвечники по своему выбору – налепами, прорезным декором по мотивам народных орнаментов, бисером бусинами, природным материалом и т.д. Поощрять инициативу и самостоятельность при выборе дополнительных материалов и средств художественной выразительности. Воспитывать художественный вкус. | ||
В гостях у сказки | Город снеговиков (коллективная работа) | Продолжить учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Отрабатывать приемы скрепления частей с помощью соединительных деталей (трубочек, палочек, соломинок и т.д.). Предложить составить из вылепленных фигурок коллективную композицию. | ||
Лепка по мотивам сказки «Три медведя» | Учить детей лепить по мотивам литературного произведения и разыгрывать сказочный сюжет. Совершенствовать умение свободно варьировать разные приемы лепки для создания выразительного образа. Развивать чувство формы, пропорций, мелкую моторику. | |||
Сказочная птица | Вызвать интерес к лепке сказочных персонажей. Развивать способность задумывать содержание своей работы, определять способы выполнения замысла. Показать возможность использования разных материалов для украшения образа. Развивать творческое воображение. | |||
Февраль | Дюймовочка в чашечке цветка | Учить детей лепить сказочного персонажа, передавая характерные особенности и детали образа. Познакомить со способами декоративного оформления платья Дюймовочка с помощью бисера, бусин, фольги и т.д. Упражнять в умении крепить фигурку на подставке (цветок). Развивать мелкую моторику рук. | ||
Праздник круглый год | Валентина | Продолжить учить детей раскатывать тесто скалкой, прикладывать и обводить шаблон, вырезать изображение по шаблону из целого куска теста. Вызвать интерес к оформлению «валентинок» (налепы, процарапывание рисунка, использование печаток, дополнительного материала). Воспитывать эстетический вкус. | ||
Рамка для фотографии (В подарок папам) | Продолжить освоение техники рельефной лепки. Упражнять в сочетании различных форм изобразительной деятельности: аппликация, рисование, конструирование. Учить использовать для нанесения узора на тесто стеки, трубочки, печатки. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность. | |||
Букет в вазочке (подарок мамам и бабушкам) | Учить лепить цветы из соленого теста (розы, ромашки, васильки). Учить скатывать валик из тонкой полоски, разложив ее на ладони, сначала туго, потом слабее, сплющивать его с одной стороны для получения бутона. Продолжить знакомить детей со способами присоединения деталей к основе. Пробудить в детях желание отразить в поделке чувство нежности и любви к маме. | |||
Март | Бусы и браслеты (в подарок девочкам) | Закрепить умение применять знакомые приемы лепки (раскатывание валиков, скатывание шариков, нанизывание их на палочку, соединение деталей). Побуждать к самостоятельному поиску способов декорирования украшений: налепами (шарики, геометрические фигуры, полоски и т.д.), нанесение узора на тесто (стеки, трубочки, печатки). Развивать художественный вкус. | ||
Путешествие в прошлое | Динозаврики | Продолжить учить лепить комбинированным способом, самостоятельно сочетая скульптурный и конструктивный способы. Показать способы лепки объемной фигурки с помощью каркаса из фольги. Разнообразить варианты оформления поверхности тела динозавров (ставить отпечатки колпачком фломастера и тканью грубого плетения). Воспитывать любознательность, интерес к познанию природы и отражению представлений в продуктивной деятельности. | ||
Древние ящерицы | Совершенствовать технику лепки: туловище с хвостом создавать скульптурным способом, голову и крылья - конструктивным Разнообразить приемы декоративного оформления поверхности тела ящериц (отпечатки, процарапывание, налепы). Направить на самостоятельный поиск средств образной выразительности. Развивать воображение. | |||
Роспись готовых изображений | Совершенствовать технику росписи фигурок из соленого теста. Закреплять умение рисовать гуашью, смешивать краски. | |||
Апрель | Составление макета «Парк Юрского периода» | Познакомить с макетированием как видом художественно-конструктивной деятельности. Учить детей отбирать наиболее выразительные работы для общей композиции, коллективно обдумывать расположение фигурок, передавать с помощью подручного материала образ древнего мира. Развивать эстетическую оценку вылепленных изображений. Воспитывать самостоятельность и творческую активность. | ||
Праздник круглый год | Лепка и роспись пасхальных яиц | Создать радостную, предпраздничную атмосферу на занятии. Познакомить детей с народными пасхальными традициями. Сформировать представление об особенностях росписи пасхальных яиц на Кубани. Закреплять навыки росписи изделий из соленого теста по мотивам кубанских орнаментов. | ||
В гостях у Феи Цветов | Ромашки и маки | Совершенствовать умение расплющивать исходную форму (шар), и видоизменять ее: прищипывать, оттягивать, вдавливать, делать насечки, дополнять налепами. | ||
Васильки и одуванчики | Предложить детям самостоятельно выбрать материал и инструменты для художественного оформления своих изделий. Воспитывать художественный интерес к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в тестопластике. | |||
Май | Улитка и гусеница | Совершенствовать технику раскатывания небольших комков соленого теста продольными движениями ладоней для получения цилиндра. Поддерживать интерес к поиску способов дополнения (ротик, глазки, усики) и декорированию образа (оформление раковины). | ||
Бабочка и пчелка | Продолжить учить детей лепить насекомых, передавая характерные особенности строения и окраски. Закреплять умение применять в работе знакомые способы лепки: раскатывание между ладонями, соединение частей путем прижимания. Создать условия для творческого применения всех освоенных умений, инициировать самостоятельный поиск средств и приемов декорирования образа. | |||
Цветочная полянка (оформление коллективной композиции) | Продолжить упражнять детей в создании коллективных работ. Учить объединять свои работы в общую композицию, отбирать наиболее выразительные, коллективно обдумывать расположение деталей на панно. | |||
Выставка – развлечение | Принцесса Солечка приглашает друзей | Учить детей организовывать выставку и презентовать свои работы, выступать в роли активных участников. Развивать творческую активность, инициативность и самостоятельность. |
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ТЕСТОПЛАНДИЮ»
(2–й год обучения)
Месяц | № занятия | Тематический блок | Тема занятия | Задачи |
Сентябрь | Вводное занятие | Оформление вывески – указателя «Страна Тестопландия» | Закрепить представление о начертании печатных букв; показать, что буквы можно не только писать, но и лепить разными способами. Создать условия для использования разных инструментов и материалов при оформлении вывески. | |
Путешествие в мир ремесел | Ознакомление с трудом повара | |||
Обед на блюде. Яичница и сосиска | Закрепить навыки скатывания и раскатывания соленого теста, закрепить приемы лепки: сплющивание в диск и полусферу. Учить детей раскладывать вылепленный «обед» на основе (одноразовой тарелочке). Познакомить детей с особенностями труда повара, как и зачем он трудится. | |||
Гамбургеры и мини-пиццы | Учить детей лепить гамбургеры и мини-пиццы, применяя для решения новой творческой задачи, ранее освоенные способы и приемы лепки. Развивать глазомер, мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность и инициативность при выборе средств художественной выразительности. | |||
Ознакомление с трудом кондитера | ||||
Пирожные и кексы | Продолжить учить детей пользоваться скалкой и формочками для выпечки, украшать вылепленное «угощение». Воспитывать интерес к экспериментированию с художественными материалами. Формировать художественный вкус. Развивать мелкую моторику. | |||
Октябрь | Праздничные торты | Создать условия для творческого применения всех освоенных умений, для использования различных инструментов и дополнительных материалов в процессе лепки и украшения праздничных тортов. Предложить детям самостоятельно найти способы украшения своих изделий. Продолжить знакомить детей с особенностями труда кондитера. | ||
Обобщающее занятие | Пир во дворце короля Соленое тесто | Предложить детям принять участие в «праздничном обеде» (обыграть готовые изображения). Познакомить с правилами сервировки «праздничного» стола. | ||
III этап (завершающий) Мы – фантазеры | ||||
В мире животных | Мишка-панда | Продолжить освоение техники лепки из соленого теста. Закрепить умение лепить объемные фигурки животных на основе каркаса из фольги. Учить добиваться более точной передачи пропорций, особенностей формы и характерных деталей животных. Развивать способность задумывать содержание своей работы, определять способы выполнения замысла. | ||
Обезьянки на пальмах | Учить детей лепить фигурку животного по частям, передавать форму и относительную величину туловища, и головы, правильное положение головы и лап. Учить плотно скреплять части, придавать устойчивость фигурке, используя такое средство выразительности, как постамент, объединяющий образы в сюжетной лепке и придающий им большую выразительность, законченность. | |||
Ноябрь | Слоны и носороги | Закрепить умение лепить животных, передавая характерную форму тела и частей, их относительную величину. Создавать образы крупных животных на основе общей исходной формы (валик, согнутый дугой). | ||
Зоопарк (макет) | Учить детей отбирать наиболее выразительные работы для общей композиции, коллективно обдумывать расположение фигурок. Развивать эстетическую оценку вылепленных изображений. | |||
В гостях у Морского Царя | Морские камушки и чудесные раковины | Вызвать интерес к лепке образов подводного мира. Совершенствовать умение расплющивать исходную форму и видоизменять ее для создания образов морских раковин. Предложить различный инструмент и материалы для художественного оформления раковин (стеки, колпачки фломастеров, бисер, бусины, мелкие пуговицы). | ||
Забавные рыбки | Продолжить освоение приемов рельефной лепки, учить детей создавать уплощенные фигуры, украшать их налепами, прорезными рисунками. Совершенствовать умение оформлять поделки точками, полосками и т.д. Развивать воображение. Воспитывать активность и инициативность. | |||
Декабрь | Осьминог и морская звезда | Закреплять умение применять знакомые приемы и способы лепки. Закреплять навыки нанесения рисунка на поверхность изделия из соленого теста с помощью палочек, зубочисток, соломинок, стеки. Развивать общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронность работы обеих рук. | ||
Подводное царство (оформление панорамы) | Предложить детям создать вместе панораму, включающую обитателей подводного мира. Учить договариваться и планировать коллективную работу. Развивать чувство композиции. | |||
Праздник круглый год | Дед Мороз и Снегурочка у новогодней ёлки | Продолжить учить детей лепить фигуру человека на основе конуса (в длинной шубке). Учить самостоятельно определять приемы лепки для передачи характерных особенностей Деда Мороза и Снегурочки. Учить располагать фигурки вертикально, предавая им устойчивость. Инициировать самостоятельность при выборе дополнительных материалов. Создать радостную, предпраздничную атмосферу на занятии. | ||
Рождественский венок | Учить детей лепить плетеный венок: раскатывать две одинаковые по длине колбаски и перевивать их, осторожно перекладывая колбаски одну на другую. Учить соединять венок, срезав концы колбасок по косой, смочив концы водой и прижимая их друг к другу. Предложить детям украсить свои изделия с помощью подручных средств и природного материала. | |||
Январь | В гостях у сказки | Чудо-дерево | Продолжить учить детей раскатывать пласт соленого теста и вырезать с помощью формочек для выпечки рельефные фигурки для размещения на Чудо-дереве. Воспитывать инициативность и самостоятельность. | |
Окошко в сказку | Продолжить освоение техники рельефной лепки. Инициировать самостоятельный поиск средств и приемов изображения. Развивать творческое воображение и умение переносить знакомые способы и приемы лепки в новую творческую ситуацию. | |||
Путешествие в прошлое | Лепка золотой рыбки | Учить детей лепить фигурку рыбку, передавать форму туловища, строение, форму частей, пропорции, плотно скреплять части, Инициировать самостоятельность при выборе дополнительных материалов. | ||
Роспись готовых изображений | Закрепить и расширить представление о золотой рыбке Продолжить формировать технические умения и навыки раскрашивания изделий из соленого теста. | |||
Февраль | Лепка животных по сказкам А.С.Пушкина | Учить детей лепить разнообразных животных: конек – горбунок, белка и т.д. | ||
Лепка фигурок домашних животных по выбору детей (свинка, котик, собачка, овечка, петушок, курочка) | Закрепить умение лепить домашних животных, передавая характерную форму тела и частей, их относительную величину. Продолжить освоение техники лепки из соленого теста. Совершенствовать умение свободно варьировать разные приемы лепки для создания выразительного образа. | |||
Составление и обыгрывание макета «Золотая рыбка» | Формировать у детей навыки сотрудничества в коллективной деятельности. | |||
Праздник круглый год | Карандашница (в подарок папам) | Инициировать творческое проявление детей при создании поделок на основе готовых форм. Вызвать интерес к экспериментированию с формой. Показать возможность создания карандашницы путем дополнения готовой формы выразительными лепными деталями. Активировать разные способы и приемы лепки. Развивать воображение, чувство формы. | ||
Март | Декоративная решетка с цветами (подарок мамам) | Учить детей лепить решетку из соленого теста: раскатывать тесто и нарезать его на полоски, скручивать их параллельно друг другу, а полоски сверху класть перпендикулярно. Учить лепить цветы из соленого теста (розы, ромашки, васильки). Научить скатывать валик из тонкой полоски, разложив ее на ладони, сначала туго, потом слабее, сплющивать его с одной стороны для получения бутона. Продолжить знакомить детей со способами присоединения деталей к готовой решетке. Пробудить в детях желание отразить в поделке чувство нежности и любви к маме. | ||
Красивый медальон (подарок девочкам) | Ориентировать детей на поиск разных вариантов оформления медальонов. Создать условия для использования различных инструментов и материалов при оформлении готовых изделий из соленого теста. | |||
Путешествие к далеким планетам | Звезды и кометы | Вызвать интерес к созданию космических образов. Продолжать освоение техники рельефной лепки. Инициировать самостоятельный поиск средств и приемов изображения. | ||
Далекие планеты | Напомнить детям о возможности смешивания разных цветов соленого теста для придания оригинального цветового решения изображению. | |||
Апрель | Космические корабли | Учить детей лепить космические корабли конструктивным и комбинированным способами. Развивать воображение и умение переносить знакомые способы и приемы лепки в новую творческую ситуацию. | ||
В далеком космосе (Панорама) | Предложить детям создать и обыграть панораму, включающую разные космические объекты. Воспитывать интерес к сотворчеству. | |||
Праздник круглый год | Пасхальные куличи | Воспитывать интерес к народной культуре. Развивать самостоятельность и фантазию, умение экспериментировать: украшать свои изделия бисером, бусинками, лентами, декоративными бантами и другими подручными материалами. | ||
В гостях у Феи Цветов | Анютины глазки | Совершенствовать технику лепки. Закрепить представления об особенностях внешнего вида цветов. Развивать чувство формы и композиции. Развивать глазомер, мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность и инициативность при выборе средств художественной выразительности. | ||
Май | Подсолнушки – маленькие солнышки | Учить лепить рельефные изображения подсолнухов, передавая характерные особенности их строения и окраски. Воспитывать интерес к отражению в лепке впечатлений об окружающей жизни. | ||
Венок с полевыми цветами (коллективная работа) | Продолжить упражнять детей в создании коллективных работ. Учить объединять свои работы в общую композицию, отбирать наиболее выразительные, коллективно обдумывать расположение деталей на панно. Воспитывать у детей желание работать вместе, формировать умение договариваться друг с другом, планировать работу по реализации замысла. | |||
Итоговое занятие | Портрет друга (подруги) на память | Закрепить умение тщательно отделывать детали изображения, пользуясь разнообразными приемами лепки. Развивать наблюдательность, чувство пропорции. Поощрять самостоятельность и творчество. | ||
Выставка – развлечение | Прощальный бал во дворце короля Соленое Тесто | Создать положительный эмоциональный настрой, праздничное настроение. Развивать инициативу и творческую активность детей. |
Содержание программы
Программа кружка по тестопластике «Волшебные пальчики «основана на интеграции художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной деятельности. Программа предназначена для работы с детьми 4-6 лет, рассчитана на два года обучения и поэтапное освоение материала.
Занятия в группе первого года обучения проходят один раз в неделю и длятся 25 минут, всего 36 занятий в год. Занятия в группе второго года обучения проходят один раз в неделю и длятся 30 минут, всего 36 занятий в год.
В программе выделены три этапа развития творчества дошкольников на занятиях по тестопластике. Каждый этап имеет свои особенности и творческие задачи.
I этап (начальный) – «Путешествие в страну «Тестопландию начинается».
Цель: ознакомление и обучение. Накопление творческого опыта детей.
Задачи начального этапа: заинтересовать и раскрепостить детей, чтобы исчез страх перед новым материалом; познакомить дошкольников с особенностями лепки из соленого теста.
На этом этапе дети знакомятся с возможностями соленого теста, с инструментами и дополнительными материалами, их назначениями; дошкольники учатся правильно организовывать свое рабочее место. Подражая взрослому, изготавливают конкретные поделки из соленого теста, отрабатывают знакомые и обучаются новым способам и приемам лепки.
На первом этапе детям предлагаются задания, которые требуют от них первоначальной ориентировки в творческой деятельности: сочини, придумай, измени и т.д., при этом они проявляют элементы творчества.
Часть занятий отведена лепке из натурального (неокрашенного) теста. Детей знакомятся с правилами росписи готовых изделий. Эта деятельность обогащает ребенка творчески, помогает осознать тесную связь лепки и рисования.
II этап (промежуточный) – «Увлекательная тестопластика»
Цель: развитие. Приобретение детьми творческого опыта в преобразовании изделий из соленого теста.
Задачи: развивать способность детей изменять и преобразовывать свои поделки; побуждать создавать выразительные образы, самостоятельно выбирая инструменты и дополнительные материалы, способы и приемы лепки.
Работа строится на основе возникшего у детей желания внести свои добавления, изменения в изделие, создаваемые по готовому образцу, схеме, рисунку и т.д. На этом этапе большое внимание уделяется детскому экспериментированию с материалами, с инструментами и техниками. Детям предлагаются задания, которые ведут их к целенаправленным действиям и поискам.
III этап (завершающий) – «Мы – фантазеры».
Цель: творчество. Развитие способности самостоятельно создавать выразительные образы в лепке из соленого теста, отличающиеся оригинальностью (субъективной новизной), вариантностью, гибкостью, подвижностью.
Задачи: поощрять творческую активность детей, инициативу и самостоятельность; развивать целеустремленность и настойчивость в поисках решения проблемы.
Опорой на этом этапе служит детское творческое воображение, позволяющее не только отображать замысел, но и свое отношение к создаваемому образу. Создаются условия для развития инициативы и самостоятельности дошкольников. Дети учатся переносить свой опыт (уже знакомое и освоенное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и самостоятельно применять его в творческих ситуациях.
Программа имеет четкую содержательную структуру.
В структуре программы выделяются следующие основные тематические блоки занятий:
Путешествие в мир ремесел.
В гостях у царицы Осени.
В мире животных.
В гостях у сказки.
Путешествие в прошлое.
Путешествие к далеким планетам.
Праздник круглый год.
В гостях у Феи Цветов.
В гостях у Морского Царя.
Детям предлагаются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи и проводится как по заданию, так и по замыслу детей.
В работе с дошкольниками используются такие фор м организации художественно-творческой деятельности, как: создание детьми индивидуальных работ в лепке, создание детьми коллективных работ. На коллективных занятиях дети изготавливают художественные панно, макеты, рельефные картины и т.д.
Уход за поделками из соленого теста. Пыль, оседающую на изделия, необходимо удалять с помощью фена для сушки волос или толстой мягкой кисточки. Поделки из соленого теста можно время от времени просушивать в духовке.
Инструменты и дополнительные материалы, необходимые для лепки из соленого теста:
- Доски, упаковочная плёнка, скалки для раскатывания теста;
- Салфетки - бумажные и тканевые;
- Различные стеки или предметы их заменяющие: ручки, карандаши, зубочистки, палочки, пластиковые ножи;
- Инструменты для нанесения рисунка на поверхность теста: расчёски, зубные щётки, пластиковые вилки, ложки, палочки от Чупа-чупсом;
- Печатки и штампики для нанесения рисунка: соломинки от коктейля, крупные пуговицы, монеты, колпачки фломастеров, пробки, камушки, ракушки и т.д.;
- Формочки для кексов, формочки для игр с песком;
- Трафаретки для печенья, пластиковые крышки от аэрозолей, колпачки шариковых ручек, бумажные шаблоны, соломинки от коктейля;
- Соединительные детали: соломинки от коктейля, использованные стержни от шариковых ручек, палочки;
- Природный материал (ракушки, перья, шишки, каштаны, жёлуди, перья, зёрна, травки, семена, косточки и т.д.);
- Бросовый материал (пробки, спички, коробки, катушки из-под ниток, втулки из-под скотча, пенопласт, кусочки ткани, нитки и т.д.);
- Пуговицы, бисер, блестки, фольга и др.;
- Клей ПВА;
- Кисточки разных размеров, краски акварельные, гуашь, фломастеры.
Преимущества соленого теста:
1.Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
2.Легко отмывается и не оставляет следов;
3.Безопасно при попадании в рот.
4. Лепится замечательно, к рукам не липнет;
5.Можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе;
6. Предметы из соленого теста хорошо красятся.
7.Поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века...
8.С готовыми предметами можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.
Рецепт соленого теста: 2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 ст. муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол, ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала.
Способы сушки. Сушка в духовке. Нужно исходить из того, что изделие толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов.
Воздушная сушка. Самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно - за 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей. (Зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя!).
Комбинированная сушка. Она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке.
Приложение
Упражнения, содержание которых направлено на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки из соленого теста
«Слепи что-нибудь необычное.» Педагог предлагает детям слепить необычную машину, на которой можно уехать в волшебную страну; необычное дерево, на котором растут необычные фрукты и т.д.
«Ожившая фигурка. Ребенку говорят: «Ты получил прекрасный дар, все, что ты слепишь – оживает. Что бы ты слепил?»
Несуществующее животное. Взрослый просит ребенка представить далекие планеты, на которых обитают неведомые, фантастические животные. И также представить себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Взрослый предлагает ребенку придумать и слепить какое-нибудь необычное животное для этого зоопарка. Ребенок должен слепить воображаемое животное, дать ему название, рассказать историю о нем.
«Волшебные превращения.» Ребенку говорят: «Есть две волшебные палочки: длинная и короткая, подумай, во что они могут превратиться». Ребенок в процессе лепки создает образы на основе «волшебных палочек».
«Поможем скульптору.» Взрослый рассказывает детям, что скульптор не успел долепить фигурки из соленого теста и просит помочь ему.
«Чего на свете не бывает?» Ребенку предлагают слепить то, чего на свете не бывает (сказочное, волшебное и т.д.).
«Измени предмет так, чтобы получилось новое изображение.» Могут даваться инструкции: «Преврати бабочку в цветок, крокодила в машину, неваляшку в принцессу и т.д.».
«Добрый и злой.» Ребенку предлагают слепить злого или доброго сказочного персонажа.
«Карлики, великаны.» Ребенку говорят: «Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все что ты захочешь. Слепи то, что ты хотел бы увеличить или уменьшить».
«Машина времени.» Взрослый говорит детям: «Представьте, что у нас в детском саду появилась машина времени. Вы в нее садитесь и можете путешествовать в будущее и прошлое любой страны». Детям предлагают представить, а затем слепить то, что они могли бы увидеть, путешествуя на машине времени.
«Загадки и отгадки.» Взрослый сообщает детям, что сей час они будут слушать загадки и отгадывать их необычным способом — лепить отгадки, не произнося отгадку вслух. По очереди загадывает загадки и предлагает детям создавать отгадки в виде вылеп ленных фигур. Уточняет, что лепить можно как объем ные, так и рельефные изображения. Ещё лучше поста раться объединить отгадки в общую композицию. Во время одной игры можно предложить 2—5 загадок.
«Функции предметов.» Инструменты и оборудование. Стеки, колпачки фломастеров или авто ручек, зубочистки, мелкие бытовые предметы (бисер, бусины и т.д.), природный и бросовый материал.
Ход игры. Взрослый предлагает детям назвать как можно больше вариантов использования одного и того же предмета в процессе лепки из соленого теста. Выигрывает тот, кто назовет больше других таких вариантов. Например, пуговицу можно использовать как дополнительную деталь (глаз, шапочка, колесо и т.д.), ею можно делать отпечатки на пластичном материале, ее можно использовать как шаблон и т.п.
Тема занятия: Труд пекаря
Предварительная работа. Беседа с детьми о том, как хлеб приходит на стол, о труде пекаря. Чтение стихов, сказок и рассказов о хлебе и о труде пекаря, загадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок о хлебе. Знакомство детей с интересными фактами из истории хлеба. Рассматривание тематических альбомов, слайдов и иллюст раций. Проращивание семян пшеницы. Экскурсия на пекарню (хлебозавод), в хлебный магазин. Рисование на тему «Откуда хлеб пришел» и оформление выставки рисунков.
Составление коллажа «Берегите хлеб!».
Работа с родителями. Подготовка рекомендаций для родителей «Как научить ребенка бережно относиться к хлебу?». Проведение конкурса «За самоваром» на лучшую выпечку или блюдо, приготовленное родителями из сухого хлеба.Организация и проведение конкурса поделок из соленого теста, выполненных совместно родителями и детьми «Папа, мама, я – творческая семья».Выпуск буклета, содержащего рекомендации для родителей «Как организовать занятия с детьми по тестопластике в домашних условиях».
Материалы, инструменты и оборудо вание:
соленое тесто: неокрашенное (натуральное), «ржаное» тесто - тесто с добавлением коричневого пищевого красителя, «шоколадное» тесто - тесто с добавлением какао; дополнительный материал для посыпания хлебобулочных изделий из соленого теста: манная крупа, зерна тмина, семена кунжута, укропа, мака и т.д.;
инструменты: стеки, скалки, пластиковые вилочки, трубочки для коктейля, зубо чистки и др.; пищевая пленка, салфет ки, одноразовые тарелочки;
основа с рамкой для панно «Веселое чаепитие»; для детей фартуки и пекарские шапочки; ржаной и пшеничный колос или их иллюстрации.
Тема занятия. Хлебушек душистый, теплый, золотистый
Задачи. Воспитательные: воспитание у детей интереса к лепке из соленого теста; формирование положительного отношения к труду пекаря; воспитание бережного отношения к хлебу, как продукту, особо почитаемому людьми.
Дидактические: обогащение знаний детей о труде взрослых, благодаря которому хлеб приходит на стол; обучение детей основным способам и приемам лепки хлебобулочных изделий из соленого теста: калачей, хлебов, караваев, батонов и т.д.; формирование навыков работы с соленым тестом, с инструментами (стекой, скалкой) и дополнительными материалами.
Развивающие: развитие глазомера, мелкой моторики рук; расширение и обогащение словаря детей: пекарь, пекарня, хлебозавод, пшеничный хлеб, ржаной хлеб, формовой хлеб, подовой хлеб, батон, калач, каравай и др.
Содержание занятия
Загадывание детям загадки:
«Вырос в поле дом, полон дом зерном.
Стены позолочены, ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом» (Колос)
Рассматривание с детьми колосков ржи и пшеницы.
Физкультминутка «Каравай».
Взрослый говорит слова, дети выполняют определённые движения.
В землю зёрнышко посадим,
Слишком малое оно.
Дети приседают, обхватывают колени руками, голову прячут.
Землю солнышко согреет,
Быстро прорастёт зерно.
Дети очень медленно начинают подниматься, вытягивая руки вверх.
Будет ветер тучки гнать,
Дождик землю поливать.
Дети выполняют наклоны в стороны, с поднятыми вверх руками.
По полю комбайн пройдет,
урожай наш соберет.
Дети шагают на месте.
Мельник смелет нам муки,
Ну а пекарь из муки
Испечёт нам пироги.
Дети имитируют движения пекаря: месят тесто, пекут пироги.
Всем на радость раздавай
Пышный, вкусный каравай!
Дети разводят перед собой руками, как бы раздавая каравай и приглашая всех к чаю.
Ознакомление детей с правилами выпечки вкусного хлеба: тесто не любит суеты, пустословия, да и со злыми помыслами к печи лучше не подходить; тесто, приготовленное с любовью и душою, всегда добрее, выпечка из него получается нежнее, пышнее и вкуснее.
Демонстрация способов и приемов лепки калачей, хлебов, караваев, батонов и т.д.
Мотивация творческой деятельности: «слепим хлебобулочные изделия для игры «Булочная».
Лепка детьми хлебобулочных изделий из соленого теста, оформление готовых изделий, раскладывание их на одноразовые тарелочки.
Подведение итогов занятия (презентация вылепленных изображений, оценка результатов деятельности).
Тема занятия. Не красна изба углами, а красна пирогами
Задачи. Воспитательные: формирование у детей социальных мотивов деятельности: «испечем как настоящие пекари, пироги и пирожки не только для себя, но и для других»; воспитание таких личностных качеств как трудолюбие, усидчивость и аккуратность.
Дидактические: расширение представлений детей о труде пекаря; закрепление навыков лепки из соленого теста, умения пользоваться различными способами и приемами лепки: раскатывание, соединение деталей, сплющивание, вдавливание и т.д.; формирование ручных умений; умения пользоваться скалкой для раскатывания теста.
Развивающие: развитие инициативы, самостоятельности и активности при выборе детьми способов оформления изделий (украшение пирогов переплетами, косами, сетками, жгутами, колосьями, налепами и т.д.); расширение и обогащение словаря детей: закрытый пирог, открытый пирог, яблочный пирог, кулебяка, рыбник, курник, начинка и др.
Содержание занятия
Ознакомление детей со старинной русской пословицей: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Предложить им объяснить значение этого выражения.
Рассказ взрослого «Любимые русские пироги: кулебяки, расстегаи, курники, рыбники и др.». Рассказ сопровождается показом слайдов презентации.
Демонстрация способов и приемов лепки пирогов и пирожков.
Мотивация творческой деятельности: «испечем как настоящие пекари, пироги и пирожки не только для себя, но и для других (для гостей)».
Лепка детьми пирогов и пирожков из соленого теста, оформление готовых изделий, раскладывание их на одноразовые тарелочки.
Обыгрывание детьми готовых изображений - «Встречаем гостей пирогами».
Предложить детям вспомнить пословицы о труде и хлебе.
Хлеб всему голова.
Хлеб в пути не тягость.
Хлеб да вода – богатырская еда.
Хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
Хочешь есть калачи - не сиди на печи и др.
Подведение итогов занятия. Определение дальнейшей судьбы изготовленных пирогов (для игры, подарка и пр.).
Тема занятия. Веселое чаепитие (оформление коллективной композиции)
Задачи. Воспитательные: воспитание у детей бережного отношения к хлебу, как продукту труда взрослых, привитие уважения к людям труда.
Дидактические: обобщение и систематизация знаний детей о том, как хлеб приходит на стол; формирование навыков лепки различных хлебобулочных изделий: булок, кренделей, ватрушек, рогаликов, плюшек, плетенок; формирование умения отбирать наиболее выразительные работы для общей композиции.
Развивающие: развитие эстетической оценки вылепленных изображений, развитие уверенности в себе и в своих способностях, инициативности, самостоятельности; развитие детского творчества в процессе выбора способов оформления изделий (посыпание семенами укропа, манкой, маком, протыкание дырочек пластиковой вилкой или зубочисткой и т.д.), расширение и обогащение словаря детей: рогалик, плюшка, плетенка, крендель, сдоба и др.
Содержание занятия
Чтение детям стихотворения:
«Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!» (С. Погореловский)
Дидактическая игра «От зернышка до каравая». Прослеживание цепочки изготовления хлеба.
Демонстрация способов и приемов лепки из соленого теста булок, кренделей, ватрушек, рогаликов, плюшек, плетенок и т.д.
Мотивация творческой деятельности: «слепим хлебобулочные изделия для панно «Веселое чаепитие».
Лепка детьми различных хлебобулочных изделий.
Оформление коллективной композиции «Веселое чаепитие».
Подведение итогов занятия. Определение дальнейшей судьбы изготовленного панно (для украшения группы, лестничного пролета детского сада и пр.).
Содержание работы по развитию режиссерской игры детей старшего дошкольного возраста в процессе изготовления и обыгрывания макета «Золотая рыбка»
Экскурсия в школьный краеведческий музей
Тестопластика «Котя – коток»
Задачи. Учить детей лепить фигурку котика, передавая в лепке форму, строение, характерные особенности его внешнего вида. Вызвать интерес к экспериментированию с художественными материалами для изображения пушистой «шубки». Направить на самостоятельный поиск средств образной выразительности.
Тестопластика «Свинки»
Задачи. Закрепить умение лепить животных, передавая характерную форму тела и частей, их относительную величину. Продолжить освоение техники лепки из соленого теста.
Тестопластика. Лепка фигурок казака, казачки и казачат (на выбор)
Задачи. Учить детей лепить фигурку человека, передавать форму тела, строение, форму частей, пропорции, детали народной одежды. Учить создавать устойчивые фигурки, плотно скреплять части, располагать их вертикально. Познакомить с традиционными костюмами казака и казачки. Инициировать самостоятельность при выборе дополнительных материалов.
Роспись готовых фигурок
Задачи. Закрепить и расширить представление о традиционной одежде кубанских казаков. Продолжить формировать технические умения и навыки росписи изделий из соленого теста.
Работа с родителями.
Лепим, играем – речь развиваем
семинар-практикум для родителей
(с использованием слайдов презентации)
Цель. Продолжить педагогическое просвещение родителей в вопросах развития и воспитания детей в условиях семьи. Познакомить родителей с развивающими возможностями лепки из соленого теста. Включить родителей в творческий процесс.
Материалы, инструменты и оборудование: соленое тесто (натуральное и окрашенное), стеки, скалки, чесноковыжималка, пластиковые вилки, шаблоны, формочки для выпечки, клей ПВА, кисточки для клея, различный природный, бросовый и дополнительный материал на выбор (семечки, зёрнышки, зубочистки, кусочки трубочек, бисер, бусины и пр.); клеенки, салфетки и т.д.
План семинара
Выступление педагога.
Лепим, играем, речь развиваем.
Особенности и технология лепки из соленого теста.
Практическая часть.
Показ приемов и способов лепки, объяснение задания.
Изготовление родителями поделок из соленого теста
Выставка поделок, обмен мнениями и впечатлениями.
Ход семинара
Выступление педагога.
Ведущий. Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. Имеется много исследований, которые с большой убедительностью показали, что все психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение – развиваются через речь (Л. С. Выготский, А Л. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.).
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешности его школьного обучения. Недостатки речи при обучении в школе могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах. Поэтому формирование правильной речи ребенка – одна из важнейших задач дошкольного образования.
В настоящее время рядом исследователей установлено, что на становлении детской речи сказывается развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Ученые пришли к заключению, что выполнение упражнений пальцами стимулирует развитие речи детей.
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Развитию мелкой моторики способствует:
работа с ножницами;
лепка из глины, пластилина, соленого теста;
конструирование и работа с мозаикой;
выкладывание фигур из спичек (палочек);
освоение ремёсел (шитьё, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и пр.).
Развитию и совершенствованию моторики у детей способствуют игры с природным материалом: песком, крупами, мел кими камешками и т.д.; упражнения в обводке контуров предметов, рисование по трафаретам, закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками, штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом».
Для детей с повышенным или пониженным тонусом рук особенно полезна тестопластика - лепка из соленого теста, т.к. она способствует нормализации тонуса и активизации мелкой моторики. При лепке задействованы все десять пальцев, а также обе ладони. Происхо дит мощное воздействие на тактиль ные рецепторы. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук, что играет положительную роль в развитии речи.
Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания ребенка об их свойствах и возможностях применения, стимулирует к поискам новых способов действий, дает прекрасную возможность для развития творчества, фантазии, воображения, абстрактного и логического мышления. Никаких скучных заданий, никаких тренировок, которые обязательно необходимо выполнять. Напротив! Игра, фокус, чудо. Именно такое впечатление производит на детей лепка из соленого теста - тестоплатика.
Работа с соленым тестом полезна детям со страхами, тревожностью, а также с агрессией. Пластичность материала позволяет вносить многочисленные изменения в работу и этим ребенок подправляет свое эмоциональное самочувствие. Необщительный и замкнутый ребенок может реализовать себя, проявив фантазию, смекалку, изобретательность.
Техника работы с соленым тестом несложна. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени и не нуждается
в специальном оборудовании для обработки готовых изделий.
Практическая часть. Ведущий знакомит родителей с особенностями и технологией лепки из соленого теста, с основными приемами и способами лепки (показ).
Многообразие предметных форм требует усвоения различных приёмов лепки и прежде всего тех, которые применяются в работе с детьми: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание, сглаживание и пр.
Скатывание - простейший приём. Кусок соленого теста кладут между ладонями и, слегка сжимая руками, кругообразными движениями скатывают в шарик. Время от времени его поворачивают другой стороной и проверяют правильность формы.
Раскатывание применяют для получения яйцеобразного тела и цилиндрических столбиков. Кусок, положенный между ладонями, прямолинейными движениями рук раскатывают, удлиняя и придавая цилиндрическую форму. Яйцеобразное тело получают раскатыванием ранее сделанного шарика. Для этого ладони ставят не параллельно друг другу, а наклонно.
Сплющивание - приём равномерного сжатия куска для получения уплощённой формы. Шарик сдавливают ладонями или пальцами. И он приобретает форму диска, лепёшки.
Вдавливание получают посредством нажима пальцев или стеки для придания поверхности небольших углублений и изгибов. Маленькую ямку делают одним пальцем, изгиб поверхности обминают всеми пальцами, ребристую, волнистую и чешуйчатую поверхности делают, прижимая стеку то боковой её частью, то концами (заострённым и лопаточным).
Прищипывание применяют при лепке мелких деталей. Оно осуществляется сильным сжатием пальцами, собранными в щепотку, той части большой формы, где создаётся новая деталь.
Оттягивание - приём, при котором щепотью пальцев ухватывают часть пластического материала и, слегка сжав, оттягивают; из оттянутого материала можно сформировать какую-то часть предмета.
Целостные, компактные и простые формы, все части которых так плотно прилегают друг к другу, что трудно бывает их разделить, обычно лепят из целого куска - «скульптурным» способом. Но предметы, чья форма легко расчленяется на составные элементы, лепят по частям — «конструктивным» способом. Для этого сначала делят кусок на части, по величине соответствующие членениям модели, затем лепят каждый элемент отдельно, начиная с самого большого и соразмеряя с ним все другие, и соединяют все элементы.
Ведущий предлагает родителям включиться в творческий процесс и слепить поделку из соленого теста с использование технологических карт.
Выставка поделок, обмен мнениями и впечатлениями.
В конце встречи организуется выставка и презентация поделок, вылепленных родителями, происходит обмен впечатлениями и мнениями о пользе и доступности лепки из соленого теста в семье. Родители получают методические рекомендации «Как организовать домашние занятия по лепке из соленого теста» (приложение 1), подборку игр и упражнений с соленым тестом, способствующих развитию мелкой моторики детей (приложение 2).
Приложение 1.
Рекомендации для родителей, занимающихся с детьми тестопластикой
«Как организовать домашние занятия по лепке из соленого теста»
Первыми ступеньками в лепке из соленого теста должно быть знакомство. Пусть ребенок похлопает по тесту, ощутит, какое оно упругое и в то же время податливое, поймет, что тесто можно делить на маленькие и большие кусочки, расплющивать, катать «колбаски» в ладошках или одним пальчиком по столу.
Пусть первая встреча с соленым тестом будет очень короткая по времени. Ведь её задача – разбудить интерес, показать этот материал и процесс превращения его в предмет как чудо. Ус тройте соревнования с ребенком: кто сумеет больше увидеть фантастических живот ных в бесформенном комке теста - или кто сумеет придумать по это му поводу самую интересную сказку, ис торию.
Не торопите события, старайтесь строить занятия так, чтобы они разворачивались от простого к сложному.
Понаблюдайте вместе с ребенком, как на тесте остаются отпечатки пальчиков или мелких предметов, таких как пуговицы, формочки, палочки. Попробуйте совместить тесто с другими материалами (горохом, фасолью, палочками, соломкой, вермишелью). Сделайте шары, «колбаски», «блины» и так далее. Покажите ребенку, как это делаете вы, потом немного помогите ему, направляя его руки и действия.
Ни в коем случае не вмешивайтесь в детское творчество слишком часто и не ждите немедленных результатов. Оказывайте ребён ку всяческую поддержку и почаще хва лите его за усердие, не оставляйте без внимания ни одной его работы.
Постоянно разговаривайте с ребенком, объясняйте, что вы делаете, отвечайте на вопросы. И не забывайте хвалить за удачи, не переживайте, если что–то не получилось сразу.
На первых этапах ребенок учится контролировать движения пальцев рук, постепенно этот навык переходит в умение, и ребенок учится ловко управляться с более мелкими предметами, затем идет совершенствование артикуляции. А все дальнейшее становление и развитие речевых реакций находится в прямой зависимости от степени тренировки и ловкости движений пальцев рук.
Для того чтобы дети не уставали, не успевали соскучиться и утомиться, не затягивайте время за нятий, но никогда и не обрывайте его, дайте ребёнку возможность за кончить начатое!
Научите детей работать аккуратно и убирать за собой после того, как ра бота закончена. Очень важно тут же научить ребёнка выполнению правил культуры тру да
Постарайтесь делать так, чтобы изделия ребенка не пылились в ящиках, они должны быть предметом его гордости или игр, дариться и показываться близким и друзьям.
Вероятно, мы убедим вас в том, что тестопластика не только увлекательное, но и полезное занятие. Тогда за дело! Дерзайте, творите! Желаем успеха!
Приложение 2.
Игры и упражнения с соленым тестом, способствующие развитию мелкой моторики детей
Змейка
Предложите ребенку раскатать из яркого цветного теста длинный и тонкий валик, хвост заострить, голову приплюснуть. Вспомните, как шипит змея: «Ш-ш-ш». Ребенок может с помощью стеки передать особенности поверхности образа — прорезать штрихами «чешуйки»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий.
Самолет
Предложите ребенку слепить самолет: раскатать тесто и придать ему форму валика, разделить валик на две равные части – корпус и крылья, соединить их крест – накрест, а хвост загнуть вверх. Вспомнить, как гудит самолет во время полета: «У-у-у».
Черепаха
Предложите ребенку слепить панцирь в форме купола, скатать голову, ножки и хвост, снизу приставить голову, ножки и хвост, обозначить карандашом глаза, разметить панцирь. Можно использовать скороговорку: «Черепаха ест печенье, пьет чай с вареньем».
Жучок
Предложите ребенку скатать шарик, приплюснуть его и разделить пополам линейкой, присоединить голову, острием карандаша обозначить зрачки, скатать две маленькие антенны, вспомнить, как жужжит жук: «Ж-ж-ж».
Машина
Возьмите кусок теста и вылепите корпус машины с кабиной, багажником и капотом. Возьмите две зубочистки и проколите насквозь низ машины в том месте, где должны находиться колеса. Из четырех кусочков теста слепите колеса. Их толщина должна быть не меньше 9–10 миллиметров. Наколите колеса на концы зубочисток.
Аппликация на тесте
Необходимые материалы и инструменты: природный материал (желуди, косточки, различные семена, ракушки, колоски, мхи и т.д.); бусины, бисер, пуговицы.
Предложите ребенку выполнить упражнения:
«Яблоко». Тугое однотонное тесто раскатывается тонким слоем (0,5—1 см), а затем ребенок выкладывает из темных фасолей контур яблока с листиком или заполняет фасолью все яблоко.
«Украсим пирог». Приплющить комочек теста – пирог. Украсить такой пирог можно каштанами, фасолью, горохом, скорлупой ореха.
«Елочка». Зеленое тесто размять на клеенке и придать ему форму елочки. Предложить ребенку украсить елочку бисером, бусинками, природным материалом или маленькими шариками из цветного теста.
Рисунок на тесте
Необходимые материалы и инструменты: соленое тесто, стеки, приспособления для нанесения рисунка – все, что может оставить четкий отпечаток в тесте (пластиковая вилка, зубочистка, соломка для коктейля, корпус фломастера, крупные пуговицы, ключи, монеты, ракушки и т.д.).
Осуществление идеи. Тугое однотонное тесто раскатывается тонким слоем (0,5—1 см). Стекой вырезается пластинка нужной формы. На поверхности пластинки из теста можно выдавить нужное изображение зубочисткой, стекой, пустым стержнем шариковой ручки, соломкой для коктейлей и т. п. Дети экспериментируют, изучают, сравнивают различные отпечатки, стараются опреде лить источник («Кто оставил этот след?»). «Следы» различных предметов стимулируют поисковый интерес. Какой след оставит вилка, если ее вдавить в тесто плашмя? Если воткнуть вилку зубчиками? А если процарапать вилкой комок теста? Отпечатки разных предметов — пуго виц, монет, колпачков, карандашей, крышек — вызывают желание угады вать и загадывать для других: «Что это такое?», «На что похоже?», «Чем еще можно оставить такой «след»?»
Мозаика
Необходимые материалы и инструменты: соленое тесто различных цветов, нож, противень, скалка, картон, клей ПВА, карандаши, фломастеры, маркеры, губки.
Осуществление идеи. Отдельные порции по-разному раскрашенного теста раскатаем на цветные пластинки толщиной 0,5 см. Выложим на противни, разрежем на квадратики и высушим в духовке.
На плотном картоне нарисуем карандашом контур изображения: рыбку, вазу, кораблик, солнышко. Для того чтобы ребенку легче было определиться с цветом используемой мозаики, аккуратно цветными карандашами разрисуем эскиз. Теперь пора ребенку приниматься за дело. Пусть выкладывает мозаику, следуя рисунку. Лучше начинать с центра изображения, затем постепенно переходить к краям, пока не завершит рисунок. На некоторое время оставим работу подсохнуть. Если вы видите, что рисунок требует цветной доработки, то фломастерами, маркерами, кистью или губкой можно подкрасить или оттенить его. Для полного завершения работы мозаику лучше покрыть лаком или раствором клея ПВА.
Игра с мозаикой будет для ребенка не только занимательной игрой, но и скрытым учебным процессом, где он самостоятельно сможет пофантазировать, проявить свое мастерство.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
- Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М.:ТЦ «Сфера», 2000.
- Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / Н.Б. Хананова И.Н. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 104 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).
- Глебова И.Ю., Тупичкина Е.А. Содержание работы кружка «Страна Тестопландия» в условиях предшкольной подготовки. // Практика организации предшкольного образования на всех ступенях образования: сборник научных статей.
- Е.А., Глебова И.Ю. Развитие творческого воображения детей в процессе занятий тестопластикой. // Детский сад от А до Я, 2011. - №1(49). – с.107.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по развитию творческих способностей у дошкольников с предпосылками одаренности «Одаренные дети»
Выявление одарённых детей должно начинаться уже в ДОУ на основе наблюдения за ребенком, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Одарённые дети: имею...
Принципы и методы выявления одаренных детей (спортивная одаренность).
Знание общего и особенного природно-одаренных людей необходимо специалистам в области физического воспитания и развития детей, чтобы выделить по характерным свойствам пе...
Информация для родителей "Одаренные дети - признаки одаренности".
Как понять, что твой ребенок не такой , как другие дети. Чем он отличается от них? Какие у него необычные способности? Как помочь одареному ребенку реализовать свои способности?...
семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...
Понятие "Одаренные дети" и "детская одаренность"
Понятие «Одаренные дети» и «детская одаренность»Словосочетанием – «одаренные дети» (одарённый ребенок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой...
Семинар - практикум с педагогами по теме: «Одаренные дети. Определение одаренности у детей»
Модернизация российского образования в ХХI веке требует создания эффективной системы подготовки и развития высокообразованных компетентных выпускников учебных заведений, неординарно мыслящих и готовых...
ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА. ПРОЕКТ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
В содержании дошкольного воспитания на первом месте стоит задача передачи детям творческого опыта, формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создания условий для творческого ...