Практикум для воспитателей «Значение и особенности детского экспериментирования в среднем дошкольном возрасте»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему
На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, даёт навыки исследовательской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_dlya_vospitateley.docx | 24.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум для воспитателей «Значение и особенности детского экспериментирования в среднем дошкольном возрасте»
Любовь Сидак
Практикум для воспитателей «Значение и особенности детского экспериментирования в среднем дошкольном возрасте»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3
Муниципальное образование Каневской район
Практикум для воспитателей
«Значение и особенности детского
экспериментирования среднего возраста»
Подготовила и провела
воспитатель: Сидак Л. В.
ст. Каневская
На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, даёт навыки исследовательской деятельности. Важно стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Становится очевидным, что усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение исследовательской деятельности в практику работы дошкольных образовательных учреждений.
Л. С. Выготский утверждал, что исходной формой, из которой впоследствии развиваются все остальные, является манипулирование с предметами. Эта форма возникает примерно в 3-3,5 месяца и является единственной доступной ребёнку формой экспериментирования. В последующие 2-3 года манипулирование людьми и предметами усложняется, но в принципе остаётся манипулированием. После 3-х лет постепенно начинается их интегрирование. Ребёнок переходит в следующий период – период любопытства. При этом именно на четвёртом году манипулирование разделяется на три направления. Первое направление в дальнейшем разовьётся в игру, второе в экспериментирование, третье – в труд.
В средней группе все наметившиеся тенденции усиливаются: количество вопросов возрастает, потребность получить ответ с помощью эксперимента укрепляется. Благодаря накоплению личного опыта действия ребёнка становятся более целенаправленными и обдуманными. У каждого складывается свой стиль в работе. Если к этому времени взрослый сумеет занять позицию старшего друга, ребёнок начинает всё чаще и чаще задавать вопрос: «Как это сделать?» Он может теперь получать не только два, но иногда и три указания сразу, если действия просты и знакомы. Появляются первые попытки работать самостоятельно. Непосредственноеучастие взрослых в работе уже не так важно, если, конечно, процедуры просты и не опасны. Однако визуальный контроль со стороны взрослого пока необходим – и не только для обеспечения безопасности экспериментирования, но и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка затухает, как останавливаются часы, когда кончается завод.
В средней группе впервые начинают проводиться эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему этот камешек нагрелся сильнее?» - «Потому что он имеет чёрный цвет»; «Этот платочек высох быстрее. Почему?» - «Потому что мы его повесили на батарею».
При фиксации наблюдений чаще всего используют готовые формы, но в конце года постепенно начинают применять рисунки, которые взрослые делают на глазах у детей, а также первые схематические рисунки тех детей, у которых технические навыки развиты достаточно хорошо.
Определённые усложнения претерпевают и последние этапы экспериментирования: давая словесный отчёт об увиденном, дети не ограничиваются отдельными фразами, сказанными в ответ на вопрос педагога, а произносят несколько предложений, которые хоть и не являются развёрнутым рассказом, но уже приближаются к нему по объёму. Воспитатель своими наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта или два состояния одного и того же объекта и находить между ними разницу – пока только разницу.
Наконец, в средней группе можно пытаться проводить длительные наблюдения, которые хоть и не являются экспериментами в прямом смысле слова, но создают предпосылки для проведения длительных экспериментов в будущем году.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы летним днём они видят солнце и ощущают тёплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, тёмное небо в звёздах, чувствуют, как мороз пощипывает щёки… Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой – предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры.
В природе всё взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве – живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из неё влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению нужен воздух, нужны влага и тепло – в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует6 растёт, цветёт, даёт плоды и радует глаз человека.
То же можно сказать и о животных, они, как и растения, обладают жизненными потребностями, многие из которых могут удовлетворить лишь с помощью неживой природы. Все животные дышат воздухом, нуждаются в воде, комфортной температуре. Животные приспособлены жить в определённой внешней среде: одни родились в воде и всю жизнь остаются в реке, море, океане – они прекрасно плавают. Другие сумели освоить два пространства, например все наземно-воздушные животные (птицы, летучие мыши, летающие насекомые) имеют крылья для полёта и ноги для передвижения по твёрдой почве; земноводные освоили водное и наземное пространство (например, лягушка, черепаха). Есть и особо «способные»: они могут перемещаться в трёх разных средах – в воде, по земле и по воздуху. Примером может служить гусь: он ходит и бегает по земле, плавает и ныряет в пруду, неплохо летает (дикие гуси – перелётные птицы). Таким образом, у животных как части живой природы свои особенные взаимоотношения с неживой природой.
У человека связь с неживой природой ещё сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая – природная или специально очищенная. Человечество потому и достигло таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта…
Таким образом, все явления и объекты неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.
Методы и приёмы работы по экспериментально-исследовательской деятельности:
1. Постановка вопросов проблемного характера.
2. Наблюдения.
3. Трудовые поручения.
4. Дидактические игры.
5. Эвристические беседы.
6. Рассказы, сказки, загадки, стихи, поговорки.
7. Опыт.
Формы работы по экспериментально-исследовательской деятельности:
1. Опыты.
2. Трудовая деятельность.
3. Экскурсии.
4. путешествия.
5. Прогулки.
6. Наблюдения.
Развивающая среда в средней группе должна содержать следующие компоненты:
Компонент дидактический
Компонент оборудования
Компонент стимулирующий
- книги познавательного характера для среднего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки:" (зимы, весны, осени, "Ткани".
"Бумага", "Пуговицы"
- Мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)
- Песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной,
красители - пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.).
- семена бобов, фасоли, гороха
- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
Простейшие приборы и приспособления:
- Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
- персонажи, наделанные определенными чертами
("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
- карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.
Взаимодействие с родителями воспитанников по развитию детского экспериментирования.
Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей необходимо проводить консультации по исследовательской деятельности дошкольников.
Для поддержания интереса у детей к экспериментированию нужно рекомендовать родителям создавать дома так называемые уголки экспериментирования.
В средней группе уже можно провести дома эксперименты с водой и воздухом, например:
Окрашивание воды
Цель: выявить свойства воды: может быть разной температуры (теплая и холодная, может нагревать другие вещества, чем теплее вода, тем быстрее в ней растворяется вещество.
Изготовление цветных льдинок
Цель: познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - жидким и твердым, выявить свойства и качества воды: превращается в лед, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная, принимает форму емкости.
Взаимодействие воды и снега
Цель: познакомить с двумя агрегатными состояниями воды, выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе тает снег. Если в воду положить лед, снег или вынести на улицу, то она станет холодной. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть, хрупкость, твердость; проверить способностьснега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.
! Взрослый утверждает, что может удержать в руках и не пролить воду.
Вода теряет прозрачность, когда в ней растаял снег, увеличивается количество воды.
Сравнение воздуха и воды
Цель: выявить свойства воздуха, выявить сходства и различия со свойствами воды.
Вывод: вода тяжелее воздуха, льется, в ней растворяются некоторые вещества; воздух невесом, невидим и т. д.
Необходимо привлекать родителей к оформлению уголков по экспериментированию в группе, что поможет увеличить их интерес к исследовательской деятельности своего ребёнка.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Эмоциональные руки
В отличие от животных и в отличие от роботов человек – очень эмоциональное существо. Обычно все наши эмоции «написаны на лице». Способность человеческого лица передавать разные эмоциональные состояния называют мимикой. Но эмоции можно демонстрировать не только мимикой лица, их можно показать руками.
Попробуйте, пользуясь только руками, изобразить:
- злость,
- радость,
- испуг, страх,
- грусть.
Эмоциональные ноги
Мы люди пользуемся огромным арсеналом средств для выражения своих эмоций. Конечно, в первую очередь мы демонстрируем эмоции мимикой лица, но не менее выразительными могут быть спина, плечи, кончики пальцев и даже уши.
Попробуйте только с помощью ног продемонстрировать эмоциональные состояния:
- гнев,
- страх,
- восторг,
- презрение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение воспитателя. Тема: Развитие представлений о свойствах и качествах предметов через детское экспериментирование у детей дошкольного возраста.
Каждый дошкольник – это пытливый исследователь окружающего мира. Он познает объекты только в ходе практической деятельности с ним. Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - ...
Консультация для воспитателей "Значение русских народных игр в воспитании детей дошкольного возраста"
Эта консультация поможет воспитателям ДОУ разобраться что же это такое- русские народные игры....
Семинар-практикум на тему: "Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста"
Речевые способности ребенка зависит не только от артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна. Поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания как: внимание...
Семинар- практикум для воспитателей " Влияние фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста"
Цель семинара – практикума:«Повышение педагогических знаний работников дошкольного учреждения в вопросах развития речевой деятельности воспитанников посредством использования фольклора в педагогическо...
Выступление на семинаре для воспитателей: «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста»
Повышение уровня компетентности воспитателей в вопросах развития речи детей через развитие мелкой моторики рук....
Семинар-практикум для воспитателей «Организация диалогического общения детей младшего и среднего дошкольного возраста со сверстниками»
Семинар-практикум...
Консультация для воспитателя на тему: Особенности детского экспериментирования
Детское экспериментирование имеет свои особенности, отличающие его от экспериментирования школьников и, тем более, от научно-исследовательской работы взрослых. Если оставить в стороне те сами соб...