Семинар-практикум для воспитателей «Организация диалогического общения детей младшего и среднего дошкольного возраста со сверстниками»
материал (младшая, средняя группа)
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для воспитателей
«Организация диалогического общения детей младшего и среднего дошкольного возраста со сверстниками»
Семинар-практикум подготовила:
воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска
ДС №71 «Радость»
Ахметханова Лилия Ризаевна
Одна из первостепенных задач в работе современного педагога - формирование навыков эффективной коммуникации у ребенка, не допускающей грубости, бестактности, умение предотвратить проявление агрессии слова. Приемы взаимодействия с ребенком должны быть психологически эффективными:
- слушать и понимать ребенка;
- взаимодействовать с ребенком без борьбы;
- научиться самому и научить ребенка справляться со своими чувствами;
- побудить его на положительные поступки.
Компетентность в общении стала одной из главных составляющих высокого профессионального мастерства педагога.
С целью повышения социально-психологической компетентности педагогов и развития их способности эффективно взаимодействовать со своими воспитанниками был разработан семинар-практикум для педагогов.
Семинар-практикум для педагогов проводится со следующими целями.
- Акцентировать внимание педагогов на неконструктивных способах педагогического общения с воспитанниками.
- Показать значение индивидуального восприятия и его влияние на коммуникативный процесс.
- Научить педагогов видеть проблемы своего поведения, препятствующие конструктивному взаимодействию с воспитанниками.
- Способствовать улучшению коммуникации между педагогами.
Семинар-практикум для педагогов проводился в форме групповых занятий, которые включали в себя:
- диагностические приемы (преимущественно самоанализ);
- теоретические основы педагогического общения;
- практическую часть, направленную на выявление причин, препятствующих эффективной коммуникации между педагогами и детьми, определение необходимых условий и эффективных способов взаимодействия для преодолений барьеров в общении.
В процессе работы с педагогами были использованы активные методы:
- групповые дискуссии в форме анализа конкретных ситуаций, группового самоанализа;
- игровые методы - ролевые игры, невербальная психогимнастика;
- творческие задания;
- релаксационные и рисуночные техники;
- беседы, мини-лекции.
Ведущий: - Добрый день, уважаемые педагоги! Что же такое диалогическое общение? (ответы воспитателей). Давайте вспомним стихотворение В. Маяковского «Что ни страница-то слон, то львица».
Вот верблюд, а на верблюде
Возят кладь и ездят люди.
Он живет среди пустынь,
Ест невкусные кусты,
Он в работе круглый год-
Он верблюд, рабочий скот.
- Скажите, к какой форме речи относится этот отрывок? Это диалог или монолог? (ответы воспитателей).
- А теперь послушайте другой отрывок из стихотворения В. Маяковского из стихов «О разнице вкусов».
Лошадь сказала, взглянув на верблюда;
«Какая гиганская лошадь - ублюдок»
Верблюд же вскричал: «Да лошадь разве ты?!
Ты просто-напросто верблюд недоразвитый».
И знал лишь бог седобородый,
Что это животные разной породы.
- Разговор верблюда и лошади – это не монолог, а… (диалог), (ответы воспитателей). Зачем герои стихотворения ведут диалог? Зачем люди вступают в речевое общение? (ответы). Давайте вспомним пословицы и поговорки, в которых отражен вековой опыт диалогического общения.
Ведущий произносит каждую пословицу так, чтобы воспитатели договаривали ее конец.
Ум хорошо, а два…(лучше).
Одной рукой узла…(не завяжешь).
Одна пчела много меду…(не натаскает).
Не тот друг, кто медом мажет, а тот…(кто правду скажет).
Кто любит мать, того нельзя…(в друзья брать).
Ведущий: - Итак, основываясь на собственном жизненном опыте, на прослушанных стихотворениях и пословицах, можно сказать следующее.
- Диалогическое общение - это когда беседует два (и более) партнера на какую-либо тему. Диалогическая речь предполагает ожидание ответа т готовность ответить самому. Но полноценным диалогом является не просто обмен информацией, а такое взаимодействие партнеров, при котором они уважают друг в друге личность, это личностное общение, обмен чувствами, переживаниями, поиск взаимопонимания.
- А главное - это путь к совместным мыслям, чувствам, переживаниям, к сотрудничеству, к общей деятельности.
- А теперь раздам вам листки, на которых вы должный написать ответы на вопросы. Умеем ли мы общаться с детьми? Что самое главное в диалогическом общении воспитателя с ребенком?
- Ответы должны, вместится на каждый вопрос. Ответ одним предложением. Написав ответ, сложите лист бумаги так, чтобы ваш сосед не видел написанного вами.
- А пока давайте поговорим. Как вы думаете, даем ли мы детям образец общения друг с другом? Как вы понимаете партнерские отношения с детьми?
- Является ли партнерской обучающая позиция взрослого? (Высказывания воспитателей). Мы целыми днями находимся в окружении детей и видим, как дети общаются друг с другом. И часто замечаем, что диалогическое общение у детей не складывается, возникают конфликтные ситуации. Это подтвердил и эксперимент, проводили его в старших группах, и результаты показали что: в 5 лет диалогическое общение у детей отмечалось только у 24% детей, в 6 лет у 45%, в 7 лет у 68% детей. У остальных наблюдались проявления интереса к сверстникам и многочисленные попытки привлечь к себе их внимание, но диалог не получается: каждый ребенок говорил о своем и не слышал партнера, не отвечал на его высказывания.
Ведущий: - Ответьте на такой вопрос: Что дает ребенку диалог со сверстников? Почему так важно чтобы дети научились общаться друг с другом?
- В диалоге дети учатся контролировать друг друга и себя; учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания. А для этого необходимо.
- Чаще проводить беседы с детьми с высказыванием детей из личного опыта. Обучать детей диалогу: умению слушать и слышать партнера, поддерживать речевое и игровое взаимодействие, отвечать на высказывания партнера, рассуждать, аргументировать высказывания.
- Больше внимания уделять индивидуальному подходу к ребенку, работе с подгруппами детей. Применять в работе недисциплинированные формы привлечения к удержанию внимания детей – это игровая форма. Проводить совместное рисование, аппликации, конструирование, театрализованные игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические игры.
- Целесообразную чаще организовывать дидактические игры парами с соблюдением следующих игровых правил: соблюдать очередность игровых и речевых действий; слушать партнера; сказанного не повторять; дополнять высказывания партнера; задавать вопросы, вежливо высказывать предложения, пожелания, несогласия; рассуждать, обосновывать свои суждения. Это основные методы и приемы обогащения и развития диалогического общения со сверстниками. Давайте рассмотрим их подробнее. Скажите: На какие темы дети разговаривают между собой? О чем договариваются? О чем рассказывают? О чем спорят? То есть дети рассказывают, что у них происходит в личной жизни – это их личный опыт.
- А как вы думаете, дети нуждаются в помощи взрослого при общении друг с другом? Какой должна быть эта помощь?
- Конечно, нуждаются, взрослые должны создать определенные условия для их совместной деятельности. Прежде всего необходимы материальные условия это – наличие игровой комнаты, игрушек, детской мебели, пособие для игр, создание мини – музеев, мини – библиотек и т.д.
- Теперь ответьте на такой вопрос: какую форму организации деятельности детей вы предпочитаете фронтальную или с подгруппами детей? (Высказывания воспитателей).
- Итак, чтобы общение детей действовали и говорили под влиянием искренних чувств по собственному побуждению. Но при этом необходимо, чтобы не было шумно, чтобы дети слышали друг друга. Здесь занятие с подгруппами незаменимы.
Ведущий: - Какие метомы и приемы вы используете в своей работе для привлечения и удержания детей? (Высказывания воспитателей). Это сюрпризные моменты, элементы выражения педагога и детей и т.д.
- Следующая ситуация, вы приводите занятие по развитию речи и дети должны пересказать вам текст, а они этого не хотят. Что вы будете делать, как вы построите занятие.
- Можно предложить детям обыграть эту сказку, инсценировать ее, можно применить костюмы или шапочки-маски, или использовать волшебную – палочку, то- есть найти побудительный мотив.
- А теперь поговорим о методах и приемах обучения детей диалогу со сверстниками. В методике развития речи А.М. Бородич обычно рассматриваются два основных метода развития диалога: разговор воспитателя с детьми и беседа.
- Беседа отличается от разговора своей подготовленностью, продуманностью, учетом определенной темы. Беседы проводятся в основном после экскурсий, наблюдений они закрепляют знания детей об окружающем, о природе, общественной жизни. При беседе образуется свободный диалог, обмен мыслями и чувствами, ребенок занимает позицию собеседника, учится разговорной речи. Можно в беседе использовать такой прием, когда воспитатель рассказывает о каком-то событии из своей жизни, а дети под впечатлением от услышанного, делятся своими впечатлениями. Возникает обмен чувствами, представлениями, переживаниями, высказывание собственного мнения. В беседе можно использовать стихи, картинки, сказки, пословицы, совместное рассказывание (воспитатель начинает предложение, а ребенок заканчивает). Это может быть сочинение по картине, по набору игрушек, по потешке. Детские рассказы можно оформить в виде альбома используя совместное рисование иллюстраций по содержанию рассказа.
Ведущий: - Детское словесное творчество тесно связанно с игрой. Р.А.Иванкова предполагает интересный прием организации совместной игры-фантазии, игры-сочинения. Например, дети сочиняют «кино», или сказку по очереди.
- Совершенствованию развитию диалогической речи большую роль играют театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, народные подвижные игры, игры с правилами, настольные игры, словесно-дидактические игры.
- Давайте кратко разберем чем именно игры помогают развивать диалогическое общение. Особенно важными для развития диалогической речи имеет, прежде всего, творческая сюжетно-ролевая игра, в которой дети совместно создают предметно – игровую среду, придумывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу из вступают в разнообразные реальные взаимоотношения. И все-таки сюжетно-ролевая игра считается не средство, а результат освоения опыта общения. Поэтому развивать диалогическое общение в сюжетно-ролевой игре можно, но не прямо, а оказывая развивающие влияния на саму игру через создание предметно-игровой среды, обогащение знаний детей об окружающем, через участие взрослого в детских играх в качестве партнера.
- Большее влияние на совершенствования диалогической речи имеют театрализованные игры, народные подвижные игры и игры с правилами. Например, при подготовке спектакля большое внимание уделяется выразительности речи и движении детей. Отрабатываются дикция, интонация, громкость речи, способы игрового взаимодействия с партнером.
- А уже в играх с куклами дети больше проявляют самостоятельности и больше говорят от имени куклы обращаться к партнеру по игре. В играх элементами обряжения дети больше любуются собой и говорят для себя.
Народная педагогика знает много подвижных игр, которые строятся как игра-драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей. Это такие игры как «Гуси-лебеди», «Краски», «Садовник» и другие. В этих играх используют разные способы налаживания диалогического общения. Это необходимость слушать и слышать партнера по игре смотреть в глаза ему, внимательно слушать речь партнера и быть готовим вовремя и быстро ответить ему. Вспомним игру «Садовник». После слов «Все цветы мне надоели, кроме…» нужно ответить до окончания счета «раз, два, три».
- А, например, в игре «Гуси-лебеди» нужно поддерживать диалог с ведущим, отвечая на его вопросы.
- В дидактических играх или в играх с правилами, роль воспитателя велика. В начале воспитатель обучает правилам игры, потом привлекает детей самостоятельно управлять игрой. Появляются указания: твой ход, ходи, встать фишку, не подглядывай; возникают вопросы вишня это фрукты? Кукуруза это овощ? И т.д. Дети учатся рассуждать, самостоятельно находить решение.
- Словесно – дидактические игры развивают логическое мышление – эти игры вынуждают детей рассуждать, высказывать согласие или несогласие, задавать вопросы, соблюдать очередность в беседе. Это такие игры как: «Угадай на ощупь», «Чего не стало», «Что попало к нам роток, то попало на зубок» и т.д.
Ведущий: - В завершении разговора об играх поиграем в игру: «Закончи предложение».
Диалог – это когда говорит…
Диалог – это ожидание…
Диалог – это путь к …
Счастье – это когда тебя…
Ведущий: - А теперь сами придумайте начало предложения и найдите партнера для его завершения. Давайте подведем итог нашей беседы. Прочитаем и проанализируем ответы на вопросы, которые были вам заданы на листочках в начале беседы. (Чтение и разбор ответов на задание вопросы).
Ведущий: На этом наш семинар-практикум закончен.
Спасибо всем за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Диагностика общения со сверстниками для детей младшего и среднего дошкольного возраста
С самого рождения ребёнок вступает в разнообразные отношения с окружающими....
«Общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками у детей младшего и среднего дошкольного возраста на основе применения технологии коммуникативных игр»
Процесс социализации начинается у человека ещё в детстве и продолжается всю его жизнь....
Диагностика общения со сверстниками для детей младшего и среднего дошкольного возраста
С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими....
Диагностика общения со сверстниками для детей младшего и среднего дошкольного возраста
В процессе общения человека с другими людьми происходит взаимный обмен деятельностями....
Опыт работы по теме «Культура общения и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
Общение и взаимодействие ребёнка...
План работы по самообразованию Тема «Культура общения и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
Повышение собственной профессиональной квалификации...