ВОСПИТАНИЕ УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РЕЧЕВОМУ ТВОРЧЕСТВУ
статья по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Карабанова Ольга Ивановна

Данная статья направленна на развитие речи  детей дошкольного возраста. Как развивать речь у ребенка не принуждая, не заставляя его выполнять  скучные задания, а именно играя  развивать не только речь, но и задачи интелектуального развития. В статье приведены примеры заданий с использованием ТРИЗ -технологии, которая успешно реализуется во всех областях образовательной деятельности. Статья будет полезна не только воспитателям детских садов, но также и родителям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РЕЧЕВОМУ ТВОРЧЕСТВУ.

Карабанова О.И., воспитатель

МБДОУ детский сад №36 «Росинка» комбинированного вида

г.Белгорода

 Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. От этого во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Развитие речи теснейшим образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребенка, так как у речи и мышления один физиологический источник - мозг человека.

          В программе дошкольного образования  говорится, что одной из приоритетных задач речевого развития детей дошкольного возраста является воспитание устойчевого интереса детей к речевому творчеству.

  Приобщение детей к творческой речевой деятельности предусматривает решение следующих задач речевого развития:

  • развивать умение  детей читать наизусть небольшие стихи;
  • развивать желание участвовать в тетрализованной деятельности, играх-драматизациях или кукольных спектаклях, используя доступную детям «технику вождения» кукол;
  • привлекать детей к сочинению историй по игрушкам;
  • побуждать детей принимать участие в речевых пальчиковых играх;
  • стремиться к тому, чтобы ребенок получал удовольствие от игры с рифмой и словом;

- применять приемы интонационной выразительности для передачи для

    образа героев, следить за темпом речи;            

  • пересказывать небольшие литературные тексты;
  • составлять рассказ об игрушке и по сюжетной картинке.

Речевое творчество детей считается показателем самого высокого уровня развития речи. Однако мы считаем, что если задание подобрано педагогом в соответствии с общим речевым развитием ребенка, то он не только успешно справится с творческим заданием, но и получит в ходе его выполнения необходимую сумму знаний, а значит , и уровень его речевого развития будет повышаться.

   При использовании творческих заданий воспитателю  необходимо помнить:

  1. Давать задания детям так, чтобы они знали, что если они не смогут справиться самостоятельно, задание можно выполнить с педагогом или в паре с другим ребенком.
  2. Воспитатель не должен упрекать ребенка в случае неверного решения или его отсутствия. Главная его задача – побудить детей делать как можно больше попыток решения творческих заданий, проблем.

На примере образовательной области  «Речевое  развитие» в старшем дошкольном возрасте предлагаем примеры творческих заданий:

  • скажи зайчатам, зачем нужны чашка и чайник, удочка и.т.д.;
  • поменяй отрицательного героя на положительного (если волк добрый);
  • доказать одушевленность, неодушевленность ручья (двигается, поет песенку, кто? Или что?);
  • загадай загадку по схеме: круглый..., но не ... желтый, но не...;
  • придумай конец сказки (как снеговик доставил письмо);
  • придумай сказку по схеме с измененными условиями (например: представьте, что Колобок стал очень большого размера; смотреть фото ниже);
  • продолжи предложения: Шприц нужен... кому, зачем?;
  • придумай разговор с незнакомым человеком, который болеет;
  • вспомните знакомые сказки и назовите место и время действия происходящего. Выбрать одну из сказок и переселить сказку (ее героев) в другое время и место. Дети должны описать, как изменился сюжет сказки, зарисовать ее или изобразить схематично;
  • представьте, что игрушки ожили, на что бы они пожаловались? Если бы у тебя был цветик-семицветик, что бы ты пожелал?
  • представьте, что игрушки будут расти и сами двигаться; что произойдет?
  • воспитатель предлагает детям помочь гномам решить их спор: когда предмет бывает и большим, и маленьким одновременно;
  • к  детям в гости пришел Волшебник Наоборот и дотронулся до помещения группы, Дети описывают изменения каждого объекта и его функции. Происходящие в данном месте, на физическом уровне (цветы растут вниз, стулья сбрасывают сидящих, бумага впитывает след от карандаша и.т.д), и рассказывают, как можно практически использовать измененный объект.
  • сделайте предметы волшебными;
  • чем похожи бабочки и камень?
  • вы – волшебники, которые могут все, что вы умеете, расскажите.

  Как видно из примеров, творческие задания побуждают к активному поиску решений, так как они не требуют оценки педагога, дети предлагают разные варианты решения заданий, не боясь отрицательной оценки. Творческие задания, побуждют как к речевому творчеству, так и к творчеству вообще, что не может не сказаться на формировании личности дошкольника в целом.

  Во многих современных образовательных технологиях именно творческие задания являются  средством развития (ТРИЗ- технология, технология критического мышления и другие), поэтому проблема поиска средств развития дошкольников на основе приобщения детей к творческой деятельности - по прежнему актуальная проблема современной педагогики.

Литература

  1. Владимирова Т.В. Формирование у старших дошкольников представлений о некоторых свойствах времени-Ульяновск, 1999.-32с.
  2. Выкачко Е.А. Творческие задания для работы с детьми над анализом литературного произведения (на правах рукописи)
  3. Гафитуллин М.С. Развитие творческого воображения.- Жуковский, 1987.-12с.
  4. Гин А.А. Приемы педагогической техники-1999.
  5. Гуткович И. Я., Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников. Ульяновск, 1999.-40с.
  6. Дмитрова Т. В. Сто фантазий в голове. - Самара, 1996.-131с.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Воспитание интереса детей дошкольного возраста к пересказу литературных текстов»

Консультация«Воспитание интереса детей дошкольного возраста к пересказу литературных текстов»...

Воспитание любви к родному краю у детей дошкольного возраста посредством народного творчества»

Проблема, исследуемая автором, представляет интерес для педагогической науки, так как патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патри...

Театрализованная деятельность в развитии эмоциональной устойчивости у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

Дети с особыми образовательными потребностями – это  дети с      нарушениями, вследствие  которых к ним нужно примен...

Формирование интереса детей дошкольного возраста к элементарным математическим представлениям через танцевальное творчество

Важная роль в танцах принадлежит музыке, она способствует более эмоциональному восприятию содержания, содействует сопереживанию ребенком художественных образов, вызывает смену разнообразных чувств и с...

«Развитие творческих и речевых навыков у детей дошкольного возраста в процессе творчества Эбру»

Выявление взаимосвязи речевого и творческого развития детей, коррекция речевого развития в процессе творчества эбру....

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ (ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА)

laquo;Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…”(В.А.Сухомлинский)...