ВОСПИТАНИЕ УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РЕЧЕВОМУ ТВОРЧЕСТВУ
статья по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Данная статья направленна на развитие речи детей дошкольного возраста. Как развивать речь у ребенка не принуждая, не заставляя его выполнять скучные задания, а именно играя развивать не только речь, но и задачи интелектуального развития. В статье приведены примеры заданий с использованием ТРИЗ -технологии, которая успешно реализуется во всех областях образовательной деятельности. Статья будет полезна не только воспитателям детских садов, но также и родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РЕЧЕВОМУ ТВОРЧЕСТВУ.
Карабанова О.И., воспитатель
МБДОУ детский сад №36 «Росинка» комбинированного вида
г.Белгорода
Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. От этого во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Развитие речи теснейшим образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребенка, так как у речи и мышления один физиологический источник - мозг человека.
В программе дошкольного образования говорится, что одной из приоритетных задач речевого развития детей дошкольного возраста является воспитание устойчевого интереса детей к речевому творчеству.
Приобщение детей к творческой речевой деятельности предусматривает решение следующих задач речевого развития:
- развивать умение детей читать наизусть небольшие стихи;
- развивать желание участвовать в тетрализованной деятельности, играх-драматизациях или кукольных спектаклях, используя доступную детям «технику вождения» кукол;
- привлекать детей к сочинению историй по игрушкам;
- побуждать детей принимать участие в речевых пальчиковых играх;
- стремиться к тому, чтобы ребенок получал удовольствие от игры с рифмой и словом;
- применять приемы интонационной выразительности для передачи для
образа героев, следить за темпом речи;
- пересказывать небольшие литературные тексты;
- составлять рассказ об игрушке и по сюжетной картинке.
Речевое творчество детей считается показателем самого высокого уровня развития речи. Однако мы считаем, что если задание подобрано педагогом в соответствии с общим речевым развитием ребенка, то он не только успешно справится с творческим заданием, но и получит в ходе его выполнения необходимую сумму знаний, а значит , и уровень его речевого развития будет повышаться.
При использовании творческих заданий воспитателю необходимо помнить:
- Давать задания детям так, чтобы они знали, что если они не смогут справиться самостоятельно, задание можно выполнить с педагогом или в паре с другим ребенком.
- Воспитатель не должен упрекать ребенка в случае неверного решения или его отсутствия. Главная его задача – побудить детей делать как можно больше попыток решения творческих заданий, проблем.
На примере образовательной области «Речевое развитие» в старшем дошкольном возрасте предлагаем примеры творческих заданий:
- скажи зайчатам, зачем нужны чашка и чайник, удочка и.т.д.;
- поменяй отрицательного героя на положительного (если волк добрый);
- доказать одушевленность, неодушевленность ручья (двигается, поет песенку, кто? Или что?);
- загадай загадку по схеме: круглый..., но не ... желтый, но не...;
- придумай конец сказки (как снеговик доставил письмо);
- придумай сказку по схеме с измененными условиями (например: представьте, что Колобок стал очень большого размера; смотреть фото ниже);
- продолжи предложения: Шприц нужен... кому, зачем?;
- придумай разговор с незнакомым человеком, который болеет;
- вспомните знакомые сказки и назовите место и время действия происходящего. Выбрать одну из сказок и переселить сказку (ее героев) в другое время и место. Дети должны описать, как изменился сюжет сказки, зарисовать ее или изобразить схематично;
- представьте, что игрушки ожили, на что бы они пожаловались? Если бы у тебя был цветик-семицветик, что бы ты пожелал?
- представьте, что игрушки будут расти и сами двигаться; что произойдет?
- воспитатель предлагает детям помочь гномам решить их спор: когда предмет бывает и большим, и маленьким одновременно;
- к детям в гости пришел Волшебник Наоборот и дотронулся до помещения группы, Дети описывают изменения каждого объекта и его функции. Происходящие в данном месте, на физическом уровне (цветы растут вниз, стулья сбрасывают сидящих, бумага впитывает след от карандаша и.т.д), и рассказывают, как можно практически использовать измененный объект.
- сделайте предметы волшебными;
- чем похожи бабочки и камень?
- вы – волшебники, которые могут все, что вы умеете, расскажите.
Как видно из примеров, творческие задания побуждают к активному поиску решений, так как они не требуют оценки педагога, дети предлагают разные варианты решения заданий, не боясь отрицательной оценки. Творческие задания, побуждют как к речевому творчеству, так и к творчеству вообще, что не может не сказаться на формировании личности дошкольника в целом.
Во многих современных образовательных технологиях именно творческие задания являются средством развития (ТРИЗ- технология, технология критического мышления и другие), поэтому проблема поиска средств развития дошкольников на основе приобщения детей к творческой деятельности - по прежнему актуальная проблема современной педагогики.
Литература
- Владимирова Т.В. Формирование у старших дошкольников представлений о некоторых свойствах времени-Ульяновск, 1999.-32с.
- Выкачко Е.А. Творческие задания для работы с детьми над анализом литературного произведения (на правах рукописи)
- Гафитуллин М.С. Развитие творческого воображения.- Жуковский, 1987.-12с.
- Гин А.А. Приемы педагогической техники-1999.
- Гуткович И. Я., Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников. Ульяновск, 1999.-40с.
- Дмитрова Т. В. Сто фантазий в голове. - Самара, 1996.-131с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Воспитание интереса детей дошкольного возраста к пересказу литературных текстов»
Консультация«Воспитание интереса детей дошкольного возраста к пересказу литературных текстов»...
Воспитание любви к родному краю у детей дошкольного возраста посредством народного творчества»
Проблема, исследуемая автором, представляет интерес для педагогической науки, так как патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патри...
Театрализованная деятельность в развитии эмоциональной устойчивости у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
Дети с особыми образовательными потребностями – это дети с нарушениями, вследствие которых к ним нужно примен...
Формирование интереса детей дошкольного возраста к элементарным математическим представлениям через танцевальное творчество
Важная роль в танцах принадлежит музыке, она способствует более эмоциональному восприятию содержания, содействует сопереживанию ребенком художественных образов, вызывает смену разнообразных чувств и с...
«Развитие творческих и речевых навыков у детей дошкольного возраста в процессе творчества Эбру»
Выявление взаимосвязи речевого и творческого развития детей, коррекция речевого развития в процессе творчества эбру....
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ (ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА)
laquo;Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…”(В.А.Сухомлинский)...