Формирование интереса детей дошкольного возраста к элементарным математическим представлениям через танцевальное творчество
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) на тему
Важная роль в танцах принадлежит музыке, она способствует более эмоциональному восприятию содержания, содействует сопереживанию ребенком художественных образов, вызывает смену разнообразных чувств и соответствующих им ответных реакций детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematich_predstavlen_dlya_razvitiya_tantsev.t-va_2.doc | 44 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Формирование интереса детей дошкольного возраста к элементарным математическим представлениям через танцевальное творчество
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Основа эстетической культуры человека как представление о прекрасном, умении воспринимать его в жизни и в искусстве, стремление самому создавать его закладывается в первые годы жизни, т.к. ребенок «мыслит звуками, красками, образами, руками и ногами». Поэтому близким и понятным для ребенка, а потому глубоко и сильно действующим средством, открывающим ему нравственно – эстетический смысл окружающего мира и опыта человечества, является искусство, как образно – эмоциональная форма познания действительности и выражения отношения к ней – отмечает музыкант – педагог Парфенова О.В. К одному из видов искусства относится танцевальное искусство.
Занятия танцевальным искусством помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки. В процессе работы над движениями, связанными с музыкой, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности. Поэтому с детьми необходимо заниматься танцевальным искусством.
Важная роль в танцах принадлежит музыке, она способствует более эмоциональному восприятию содержания, содействует сопереживанию ребенком художественных образов, вызывает смену разнообразных чувств и соответствующих им ответных реакций детей.
Ведь известно, что дети любят танцевать. В танце они удовлетворяют свою естественную потребность в движении. В выразительных ритмичных движениях танца раскрываются чувства, мысли, настроения, проявляется характер детей. Танец является средством всестороннего развития и воспитания ребенка. Он обобщает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личности. Органическое соединение движения и музыки формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка и делают его поведение естественным и красивым. Настоящий танец – это истинный праздник для души и тела. Приобретая знания и навыки в области танцевального искусства, ребята начинают понимать, что каждый танец имеет свое содержание, характер, свой образ.
Чтобы передать выразительность танцевальных образов, ребенок должен запомнить не только сами движения и их последовательность, но и мобилизовать воображение, наблюдательность, творческую активность. Художественно – творческие способности детей раскрываются полнее в свободных плясках, импровизациях, при самостоятельном составлении несложных композиций. Но прежде чем приступить к обучению их самостоятельному творческому движению, необходимо накопить достаточный запас движений, предусмотренных возрастом, выразительного их исполнения, только потом приступить к импровизации танца.
Через танцы осуществляется взаимосвязь с другими видами деятельности, например математикой – элементарными математическими представлениями.
Во второй группе раннего возраста в НОД я начинаю знакомить с геометрической фигурой – круг.
Например, в танце «Гопачок» ( укр. нар. мел. в обработке Н.Раухвергера ) сначала рисую круг с помощью шнура, потом использую физкультурные мешочки. Дети, стоя в кругу, выполняют движения. В «Маленьком хороводе» (укр. нар. мел. обработка Н. Раухвергера) ребята уже движутся по кругу спокойным шагом. Напоминаю, чтобы они шли по кругу, не наступая на шнур. А при выполнении притопов прошу показать правую ногу. Для закрепления понятий: круг, правая, левая стороны, использую игрушки. Ставлю их по кругу и говорю, что игрушки пришли в гости. Они хотят посмотреть, как вы умеете ходить по ровному кругу, знаете правую и левую ноги.
Дети в младшем возрасте испытывают потребность в движении. Не случайно они ярче и эмоциональнее воспринимают музыку через движение. Чтобы обогатить запас двигательных навыков я использую сюжетно-образные движения. Прежде чем приступить к разучиванию «Танца зайчиков», используя импровизацию, играю в игру со словом «Поймай-ка». На слова:
На полянке друг за другом
Зайцы прыгают по кругу.
Топчут весело снежок.
Прыг да скок, прыг да скок.
Вы, зайчишки, покружитесь
Вместе все повеселитесь.
Дети выполняют движения согласно тексту. Охотник стоит в стороне.
На слова:
Быстро скачут зайки.
Охотник, их поймай-ка. Охотник догоняет «зайчиков». «Зайцы» разбегаются и прячутся в домики. Игра совершенствует движения легких прыжков с продвижением вперед и в кружении. А когда, после показа музыки, прошу придумать танец для зайчиков, дети легко выполняют задание.
Продолжаю закреплять понятие: геометрическая фигура – круг, правая и левая стороны, используя хоровод «Желтые листья» музыка Е. Тиличеевой. Повторяю цвета: красный, зеленый, желтый. В «Маленьком танце» музыка Н.Александровой знакомлю с величиной: большой круг – маленький круг. В танцевальной игре «Овощи» выстраивают дети прямоугольник. Определяют цвет овощей. Придумывают танец для каждого овоща. В «Танце снежинок» музыка Т. Шикаловой и в «Танце с цветами» музыка В.Жубинской знакомятся с понятиями: вверх-вниз, вперед-назад, вправо – влево. Это относится к ориентировке в пространстве. Количество предметов определяют дети после вопроса: «Сколько цветов вы держите в правой руке, а сколько в левой?». Дети отвечают: «Один в правой руке, один в левой.» «А всего, сколько цветочков? – 2. Это уже знакомство со счетом. До разучивания «Танца с платочками» провожу игру со словом «Платочек».
Дети и я сидим на стульчиках расставленных фигурой квадрат. Приглашаю кого-нибудь из детей, например, Таню плясать. Пою текст на русскую народную мелодию «Ах вы, сени».
Притопнет Таня каблучком,
Легко взмахнет платочком,
Полетит ветерком,
Закружится листочком»
Хвалю за пляску. Затем несколько детей вызываю поочередно «плясать». В конце игры, раздав всем по платочку, прошу детей «поплясать», напевая мелодию на слоги «ля-ля-ля».
В «Танце с платочками» ( русская народная песня «Уж ты, коваль, ковалечек», обработка М. Красева ) закрепляю построение – квадрат и цвета – красный, синий, зеленый, желтый. Прошу придумать движения детей, у которых красного цвета платочки, потом синего и т.д.
Игры с музыкальным сопровождением нравятся ребятам. Музыка помогает найти необходимый двигательный образ. Придает движениям пластичность, выразительность. Проиграв на фортепиано русскую народную плясовую мелодию «Полянка» предлагаю исполнить какой-нибудь танец. Тут же говорю, что хочу посмотреть: чей танец получится лучше, движения окажутся интереснее. Дети с удовольствием придумывают движения. Я хвалю все танцы.
В средней группе дети уже знают геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Они узнают и называют их.
Когда при знакомстве с «Танцем с зонтиками» музыка И. Штрауса спрашиваю: «Зонтики, какой формы? Дети уверенно отвечают: «Круглой», «А какого цвета у вас зонтики?» Ребята уверенно называют цвет своего зонта. Особой сложности направление движений не вызывает. Зонтики впереди, справа, слева, вверху, внизу показывают на первых двух занятиях. В импровизированном танце используют эти направления движений. В «Танце кузнецов» музыка А. Островского у мальчиков выстраивание квадрата вызвало сложность. 4 угла с равными сторонами не получались. Получался прямоугольник. Для лучшего понимания я использовала фигуры из строительного материала. Сравнив две фигуры, дети сумели правильно встать в построение «квадрат». В «Танце гномов с фонариками» закрепляла понятие большой и маленький круг по величине. Благодаря вопросу: «Сколько фонариков у вас у всех?» дети усваивали порядковый счет. «Какой танец, быстрый или медленный?» Правильным ответом на поставленный вопрос давали мне понять, что они понимают смысл выражения «быстро-медленно» - ориентировка во времени.
В игре «Кто живет в лесу?» музыка И. Манукяна дошкольники отражали в соответствующих движениях повадки животных, отбирали удачные варианты движений, закрепляли навыки выразительного движения. Коллективное творчество доставило им большое удовольствие и радость. «Танец медвежат», «Танец лисы» сочинили сразу без особых затруднений, используя различные танцевальные движения, а в построениях математические знания.
При составлении танцев в старшей и в выпускной группах дети уже сами придумывали движения и их порядок в танцевальных композициях. А в построениях различные геометрические фигуры. Вопрос о количественном составе детей в танце не представлял сложность для ребят.
Таким образом, можно сделать вывод. Танцы способствуют развитию интереса у детей к математическим знаниям, смекалку, сообразительность, умение анализировать, обобщать, целенаправленно думать.
Творческие задания помогают развитию танцевального творчества в непосредственно-образовательной деятельности и на занятиях по подгруппам.
Литература
1.Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста . СПб.: ЛОИРО, 2000.
2. Буренина А. И. Мир увлекательных занятий. СПб.,1999.
3. Глазырина Е.Ю. Приемы воплощения музыкального образа в детской пластике. // Эстетическое воспитание: Проблемы, поиски, решения. М.,1994.
4.Франио Г. С. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. М., 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей дошкольного возраста представление о взаимосвязи человека и природы через проектную деятельность.
Методическая разработка по теме "Фомирование представления о взаимосвязи человека и природы через проектную деятельность"...
Усвоение детьми младшего дошкольного возраста представлений о предметном мире через алгоритмические игры
В этой работе рассматривается непосредственная деятельность детей, .которая проходит через алгоритмические игры, которые помогают детям быть самостоятельными...
План по самообразованию. Тема: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях через игровую деятельность.
В данном материале представлено планирование педагогической деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями....
Рабочая программа по формированию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений через не стандартный дидактический материал палочки Кюизенера «Цветная логика»
Данная программа формирует математическое мышление детей; развивает творческое воображение; воспитывает настойчивость, волю, усидчивость, целеустремлённость....
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о лекарственных растениях родного края через игровые технологи.
Обобщение опыта....
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Цель: создание модели методического и организационно-педагогического сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста через формирование системы представлений о труде взрослых, о назначе...
Мастер-класс "Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях (ранняя профориентация) через разные виды деятельности"
Обмен опытом и технологиями по ранней профориентации дошкольников....